Б.1 Понятие о христианской надежде, её основание, средства укрепляющие надежду. Надежда как связующее звено между верой и любовью. Рим.5,1,2,5; 8,24; 1 Петр. 1,13; Евр. 13,8; Ин. 14,13.
Б.1 Понятие о христианской надежде, её основание, средства укрепляющие надежду. Надежда как связующее звено между верой и любовью. Рим.5,1,2,5; 8,24; 1 Петр. 1,13; Евр. 13,8; Ин. 14,13.
Определение: «Христианская надежда есть успокоение сердца в Боге, с уверенностью, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство».
Несмотря на связь между основными христианскими добродетелями: верой, надеждой и любовью, в расстроенной грехом природе человека возможны отступления от этой естественности. Святой апостол Иаков учит: «…бесы веруют и трепещут. Но… вера без дел мертва» (Иак.2,19,20). Из этих слов апостола видно, что вера может быть без надежды и любви, так как бесы не имеют ни надежды на Бога, ни любви к Нему.
О значении надежды в деле нашего спасения, и о неразрывности между верой и надеждой, свидетельствует:
Св. ап. Павел: «Оправдавшись верой, мы хвалимся надеждою славы Божией, а надежда не постыжает» (Рим.5,1,2,5), «мы спасены в надежде» (Рим.8,24).
Пр. Петр Дамаскин: «Надежда – есть несомненное верование, всею мыслью, что всячески получим то, чего надеемся. Надежда рождается от твердой веры». Св.Иоанн Кронштадтский: «Надежда происходит от веры, как растение из семени».
Основанием для надежды на Бога служит Господь наш Иисус Христос, Который «вчера, и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13,8). Св. ап. Павел прямо называет Спасителя «Надеждой нашей» (1Тим.1,1). Та же мысль находится и в Соборном Послании апостола Петра, где говорится: «Совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа» (1Петр.1,13).
Средства для приобретения надежды:
1. молитва;
2. следование учению о блаженстве.
Б.2 О христианской молитве. Молитва как первое средство для приобретения спасительной надежды.
Св. ап. Павел о четырех видах молитвы. Как нужно поступать в том случае, когда нет расположения молится.
Слова еп.Феофана Затворника о главных плодах молитвы. Ин. 14,13; Иак. 4,3; Иак.5,17,18;Исх. 14,15;Мф. 15,8,9; 1 Кор. 6,20; Лк. 18,1,7.
Молитва как средство к приобретению спасительной надежды
Сам Господь Иисус Христос учит с молитвой соединять надежду получить желаемое: «И о чем ни попросите во имя Мое, Я сотворю, чтобы прославлен был Отец в Сыне.» (Ин.14,13). В другом месте Спаситель говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отварят вам… Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7,7,11).
Определение: «Молитвой называется обращение ума и сердца человека к Богу, выражаемое благоговейными словами и действиями».
В святоотеческих трудах можно встретить слова о трех степенях молитвы: устной, умной, сердечной. Преподобный Амвросий Оптинский по этому поводу замечает: «Прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию Святых Отцов, опытом прошедших все это».
Пр. Иоанн Кассиан, объясняя слова святого ап. Павла: «…прошу совершать молитвы, прошения, моления,благодарения за всех человеков,»» (1Тим.2,1), выделяет четыре вида молитв:
1. Молитва – испрашивание у Бога прощения в своих беззакониях;
2. Моление – обетное моление;
3. Прошение – молитва воссылаемая Богу за других;
4. Благодарение – возношение благодарности Богу за все Его благодеяния.
Согласно Священному Писанию наша молитва будет услышана, если:
1. двое согласятся просить о всяком богоугодном деле (Мф.18,19);
2. будем просить с верой (Мф.17,20);
3. будем часто повторять молитву, как говорит Спаситель: «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18,1;11,8);
4. молитва будет сопровождаться милостыней (Сир.29,15);
5. если будем молиться даже в больших скорбях, как говорится в псалме: К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.» (Пс.119,1).
Святые Отцы: нужно понуждать себя к молитве. Пр. Иоанн Лествичник: «Молитва дается молящемуся». Пр. Варсонофий Оптинский: «Молитва научит и самой молитве». Феофана Затворник: Основные плоды молитвы: «не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение».
Б.3 Молитва Господня - образец, христианской молитвы. Разделение её на части.
О призывании. Значение слов: «Отче наш», «Иже еси на небесех».
О первом прошении. Святость имени Божия. Прославление Бога через добрые дела. Лк. 11,1; МФ.9-13; Деян.4,24-30; Ин. 1,12,13; 1 Кор. 10,24; Лк. 1,49; Мф. 5, 16; Пс.63, 9.
О молитве Господней
Молитва «Отче наш» называется Господней молитвой, потому что она происходит непосредственно от Самого Господа Иисуса Христа (Мф.6,9-13;Лк.11,1-4). Молитва «Отче наш» состоит из:
1. призывания, 2. семи прошений, 3. славословия.
Первым словом молитвы Господней является слово «Отец». Такое обращение к Богу должно учить чтобы наша молитва была подобна разговору сына с отцом. В слове «Отец» заключена идея искупления. До Пришествия Спасителя человечество, не смело именовать Бога Отцом. Когда же Сын Божий принес Себя в Жертву за грехи всех людей, то этим исходатайствовал нам право быть чадами Божьими. Как говорится в Евангелии от Иоанна: «А тем, которые приняли Его, дал власть быть чадами Божиими…» (Ин.1,12,13).
Слова «Иже еси на небесех» свидетельствуют о том, что Бог свят, совершенен, правдив.
Первое прошение. «Да святится имя Твое» «да прославится. Прославляем святость Его. Прославление имени Божьего, есть цель всего нашего бытия. Святитель Николай Сербский: прославляя Господа, мы делаем святее себя. исполняя Заповедь Господню: «Будьте святы, ибо Я Свят» (Лев.2,44,45). Но вместе с псалмопевцем Давидом восклицать: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу» (Пс.113,9).
св. Иоанн Златоуст: «Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными орудиями, так нам повелевается славить Его всеми членами (добрыми делами). Славит Его глаз, когда не смотрит бесстыдно; язык, когда поёт; слух, когда не внимает срамным песням и клеветам на ближнего; сердце, когда не строит козней, но источает любовь; ноги, когда бегут не на совершение зла, а на исполнение добрых дел; руки, когда простираются не на хищение, любостяжание и побои, а на милостыню и защиту обижаемых».
«Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (Рим.10,13).
Рим. 14,17; Рим.6,12; Мф. 17,20,21; Еф.3,20,21; 1 Кор.3,7
В седьмом члене Символа веры говорится о трех видах Царств:
Царство славы,
Царство благодати
3. Царство природы.
Здесь под «Царством» следует понимать Царство благодати и Царства Славы.
Царство благодати его составляют все истинно верующие, освободившиеся благодатью Божьей от страстей. «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17,20,21).
Качество этого Царства описывает св. ап. Павел, когда говорит: «Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость в Духе Святом.» (Рим.14,17).
Царства Славы, достигли все, пребывающие в раю. Своё желание стать наследником Царства Славы ап.Павел: «Лучше выйти из тела и водворится у Господа» (2Кор.5,8). И еще: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил.1,23).
Поэтому просить Царства Славы мы должны в том смысле, чтобы быть достойными его.
Б.6 Шестое прошение молитвы Господней. Понятие об искушениях. Источники искушений. Значение слов: «Не введи нас во искушение». О седьмом прошении. Смысл слов: «избави нас от лукавого». О славословии. Цель присоединения его к молитве Господней. Значение слова «Аминь». Св. Иоанн Златоуст о шестом и седьмом прошении молитвы Господней. 2 Петр. 2,21; Гал.5,17; 1 Ин.5,19.
«И не введи нас во искушение»
Определение: «Искушение – стечение обстоятельств, где есть опасность впасть в грех или потерять веру». Надо понимать: не быть не искушаемым, а не быть побежденными в искушении.
Причины, согласно Св. Писанию, по которым люди искушаются:
1. Ради явленияславы и дел Божиих над ними. «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией», – сказал Спаситель об умирающем Лазаре (Ин.11,4).
2. Для испытания. «Искусихся на воде пререкания» (Пс.80,8).
3.Для очищения от грехов. «Многи скорби праведным» (Пс.33,20). «Ибо Господь, кого любит, того наказывает» (Евр.12,5,9).
Заповеди блаженств.
Необходимость для христиан собственных подвигов к достижению блаженства. Девять заповедей блаженства как руководствов этих подвигах.
Последовательность и связь между заповедями блаженства. Способ, каким предлагает Господь Свое учение о блаженстве. Лк.6,46; МФ.7,21; МФ.5,3-12; Филип.3,6.
Как говорилось выше, надежда всецело должна быть основана на вере. Но если «вера без дел мертва» (Иак.2,20), то тем более надежда без нашего постоянного стремления к нравственному совершенству не может увенчаться любовью.
По свидетельству Священного Писания, одной молитвы для спасения недостаточно. «Не всякий, говорящий Мне: «Господи» Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7,21). «Что вы зовете Меня: «Господи, Господи», и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6,46). Из этих слов Спасителя видно, что к молитве христианин должен присоединять добрые дела или личный подвиг.
Святитель Филарет (Дроздов): «Следование учению о блаженстве вместе с молитвой - средство к приобретению спасительной надежды».
Преп. Евфимий Зигабен: «Слово «блажени» буквально переводится как «не смертный». Исполняющий заповеди Христовы, «не увидит смерти во век» (Ин.8,51).
Учение Господа Иисуса Христа о блаженстве, согласно евангелию от Матфея, выглядит так:
1. Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное.
2. Блажени плачущии, яко тии утешатся.
3. Блажени кротции, яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф.5,3-12).
Начало совершенствования человеческой жизни, по учению Господа, должно начинаться с осознания личной духовной нищеты.
Свмуч. Серафим (Звездинский): «Сущность спасения состоит в осознании своей нищеты и наличие богатства у Христа».
Вершиной же Заповедей Блаженств является готовность положить душу ради Царства Христова. апостол Павел: «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы прибрести Христа» (Фил.3,8).
Отличие 9 Заповедей Блаженств от 10 Заповедей Ветхого Завета:
1. Моисеев Закон говорит преимущественно о внешних поступках человека и налагает строгие запреты в категоричной форме.
2. Заповеди Блаженств говорят преимущественно о внутренней жизни человеческой души, приводятся не запреты и требования, а условия, при соблюдении которых возможно достижение вечного блаженства.
Св. ап. Павел: Блаженным является, только один Бог «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим.6,15). Но «блаженны» и те, кто стремится к вечной жизни с Господом.
8. Первая заповедь блаженств. Понятие о "нищих духом" Нищета духа и материальное богатство. Значение нищеты телесной по отношению к нищите духовной. Награда нищим духом. Примеры смирения. Мф. 16,26; Мф. 19,21.
«Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное»
Поставив впереди всех заповедей духовную нищету, Господь показал, что нельзя восходить к другим добродетелям без смирения или духовной нищеты.
Святитель Иоанн Златоуст: «Господь не сказал: «смиренные», а «нищие», т.к. последнее выразительнее первого». Преп. Исаия Отшельник: «Нищие духом – это те, которые обнищали всяким злом».
Богатый и бедный материальными ценностями одинаково могут быть или не быть нищим духом. Не богатство является грехом, а то пристрастие к нему. Преп. Максим Исповедник: «Богатство одни стяжают бесстрастно и поэтому не скорбят, лишаясь его, потому что помнят, что есть «на небесах имущество лучшее». Преп. Амвросий Оптинский: говорит даже о пользе, денег: « Они заменяют недостаток простоты и любви между людьми. Без денег кто бы расчитал людей? Малыми монетами, ничтожными бумажками люди избавляются от споров. Вред не от денег, а безрассудной жадности или скупости, или злоупотребления ими».
О пагубном пристрастии к земным вещам говорит Спаситель: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф.16,26).
Любви и смирению противоположны - страсти гордость и тщеславие. Преп.авва Дорофей: каждый, молящий Бога: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога о том, чтобы Он послал ему кого-нибудь оскорбить его».
Есть ложное смирение. Ложное смирение проявляет себя только в смиреннословии или смиренничении.
Господь обещает нищим духом Царство Небесное. Это Царство они познают уже в этой жизни, через воцарение в душе мира совести. В вечной же жизни смиренные будут наслаждаться этим миром в полной мере.
Вторая заповедь блаженства. Св. ап. Павел о двух видах плача. Награда плачущим. Примеры христианской печали. Св. Иоанн Златоуст о второй заповеди блаженства. О третей заповеди блаженства. Отличие христианской кротости от трусости. 2 Кор. 7,10; Рим. 12,19; МФ. 1 1,29; Пс. 26,13; Рим. 12, 20.
«Блажени плачущии, яко тии утешатся»
Поставив впереди всех заповедей духовную нищету, Господь показал, что нельзя восходить к другим добродетелям без смирения. Следствием духовной нищеты является покаянный плач, о котором говорится во второй Заповеди Блаженств. Св. Иоанн Златоуст: «Под плачущими Христос разумеет плачущих о грехах. Плакать Он повелевает не о своих только грехах, но и о грехах других».
Плач принимается или отвергается Богом в зависимости от причины, вызвавшей скорбь. Слёзы от зависти, досады, тщеславия связаны с грехом. Признаком ложного плача, по словам преподобного Иоанна Лествичника, является следующее: «Если тебя поносят, и ты скорбишь об этом, то нет в тебе истинного плача». Ко спасению приводит только покаянный и благотворный плач. «Ибо печаль ради Бога, – пишет святой апостол Павел, – производит неизменное покаяние ко спасению; а печаль мирская производит смерть» (2Кор.7,10).
По учению Св. Отцов, к покаянному плачу приводят следующие добродетели:
1. Память о смерти и вечной муке
2.Молчание, так как «часто одно слово истребляет плач» .
3. Умерщвление миру.
4. Отсечение своей воли.
Наградой за исполнение Второй Заповеди является утешение.
Св. Иоанн Златоуст: «Когда Бог утешает то хотя бы тысяча горестей с тобой случились, всё победишь».
В святом плаче заключены радость и утешение, обновляющие душу и ведущие к духовному перерождению. Если благодатный плач ещё на земле приносит утешение плачущим, то сколько выше будет блаженство по той же причине в будущем, где Сам Христос Спаситель «отрёт всякую слезу с очей» (Откр.21,4).
Четвертая заповедь блаженства. Понятие о правде. Объяснение слов: «алчущие и жаждущие правды». Награда алчущим и жаждущим правды. Примеры из христианской жизни. Амос. 8,1 1; Дан. 9,24; Рим. 3,22-25; Пс. 16,15.
Пятая заповедь блаженства. Общий смысл этой заповеди. Дела милости: телесные и духовные, их объяснение. Значение награды милостивым. Примеры из христианской жизни. Мф. 25,34-36; Иак. 5,19,20; Мк. 1 1,25.
Пятая Заповедь Блаженств
«Блажени милостивии, яко тии помиловани будут»
Петр Дамаскин: «Милостив тот кто милует ближнего тем, что сам получил от Бога: деньгами, пищею, полезным словом, молитвой».
Человек состоит из души и тела, соответственно дела милости могут быть телесныеи духовные. Телесные дела милости указаны Господом в притче «О Страшном Суде»: «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25,34-36). Как видно из притчи, делом милосердия является:
1. Накормить голодного.
2. Принять странника. Святой апостол Павел говорит, что все в этой жизни являются странниками и пришельцами (ср:Евр.11,13).
3. Посетить находящегося в темнице.
4. Посетить больного. «Те ноги, которые ходили к больному, без труда пройдут геенский огонь», – учит святитель Иоанн Златоуст.
Духовные дела милостыни:
1. Обратить грешника от ложного пути. «Если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5,19-20).
2. Научить незнающего истине и добру. Св. Тихон Задонский: «Иной отвечает: «Я невежда, как мне ближнего увещевать?». Ответ: «Любовь найдет слово, которым сможешь помочь ближнему, она представит тебе способ, ум и язык твой направит».
3. Молиться Богу о ближнем.
4. Не отвечать злом на зло. «Прощайте, если что имеете на кого, – заповедует Спаситель, – дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваша» (Мк.11,25).
Наградой для милостивых является то, что они сами будут помилованына Суде Божьем.
12. Шестая заповедь блаженства. Признаки сердечной чистоты. Отличие чистоты сердца от чистосердечия или искренности. Награда исполнившим эту заповедь. Примеры. еф. 1,18. О седьмой заповеди блаженства. Понятие о миротворцах. Великое звание наречения миротворцев сынами Божиими. Примеры. Рим. 8,14-16; Филип. 2, б-8.
Шестая Заповедь Блаженств
«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят»
Определение: «Чистые сердцем – люди, у которых действия, мысли, желания и нравственные правила деятельности чисты, бескорыстны, правдивы». Преп. Исаак Сирин: главными признаками сердечной чистоты 1.нерассеянная молитва; 2.способность видеть всех людей хорошими.
Св.Филарет (Дроздов): чистоту сердца следует отличать от искренности. Искренность – начальная степень чистоты сердца - свойство противоположное лицемерию. Искренность не исключает совершение других грехов, а чистота сердца, добродетель, охватывающая всего человека, все его мысли, чувства и дела.
Очищение сердца достигается от святых таинств Церкви; молитвой; изучением Слова Божия; исполнением пяти предшествующих Заповедей Блаженств. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что главными средствами к очищению сердца являются частая молитва, гнев на страсти, осознание себя грешником, неосуждение других. Преподобный Петр Дамаскин по этому поводу замечает: «Желающий видеть Христа, не вне должен искать Его, но внутри себя, подражанием жизни Его в мире. Подражать должны Христу через кротость и смирение».
Награда за чистоту сердца - Боговидение. Как телесное созерцается телесными глазами, так духовное только духовными. Таким духовным оком является сердце.
Чистые сердцем лишь тогда увидят Бога «лицом к лицу» (1Кор.13,12), когда уже здесь убеливши «одежды свои Кровию Агнца» (Апок.7,14), предстанут пред Господом Славы. Таким образом, будущее созерцание Бога в прославленной плоти будет только завершением теперешнего блаженного созерцания Бога в своём верующем сердце.
Седьмая Заповедь Блаженств
«Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся»
Св. Петр Дамаскин: «Миротворцы – это те, кто умиротворяет душу и тело подчинением духу, у которых благодать Святого Духа царствует в душе и руководит как хочет».
Каждый может дать лишь то, что имеет сам. Если христианин будет иметь Божий мир в душе, то он способен умиротворять других. Св. Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух и тысячи спасутся вокруг тебя».
Преподобный авва Дорофей называет добродетели, которые приводят к миротворчеству: 1. страх Божий, 2.память смерти, 3.память мучений.
Спаситель возвещает миротворцам великую награду – «тии сынове Божии нарекутся». Следует сказать, что сынами Божиими называются все верующие во Христа, как дети Отца Небесного. Ап. Павел: «Все вы – сыны Божии по вере в Иисуса» (Гал.3,26). Но по преимуществу это высокое имя принадлежит миротворцам, которые, подражая Спасителю, делают всё, чтобы примирить людей с Богом, «Который не есть Бог неустройства, но мира» (1Кор.14,23).
Если миротворцы разделяют на земле участь Сына Божия в служении, то они будут истинными соучастниками и в Его славе. Следовательно, выражение «нарекутся сынами Божиими» означает то, что миротворцы, будут находиться в особом общении с Богом и примут достойную соответствующую этому званию степень блаженства.
Восьмая заповедь блаженства. Награда, исполнившим эту заповедь. Примеры. 1 Ин. 5,19; Пс.51,5; 2 Тим.3,12; Рим. 8,18. Свойства Истинной ревности к правде. О девятой заповеди блаженства. Мученики Христовы и фанатики, различия. Примеры. Ин. 7,20; Лк. 23,34; 1 Кор. 13,3.
Восьмая Заповедь Блаженств
«Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное»
Иоанна Кронштадтский: «Под «правдой понимаем веру христианскую и жизнь по Заповедям Христовым». «Действующий в сынах противления диавол, ненавидит правду и гонит ее, т. к. она служит обличением его неправды».
8 заповедью Господь завещает иметь непоколебимую твёрдость характера в вопросах веры и благочестия.
Святитель Николай Сербский учит, что иудеи распяли Господа Иисуса Христа именно за правду Божию. Участь Спасителя ожидает и всех Его верных учеников, как говорит Сам Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15,20). Ап. Павел: «Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3,12).
Свойства истинной ревности к правде Божией.
1. ревность к правде должна быть нелицемерной.
2. искреннее и твердое убеждение ревнующего о правде должно быть связано с чистотой его собственной жизни и памятью о своих недостатках. «Вынь прежде бревно из твоего глаза, – учит Спаситель, – и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мф.7,5).
3. ревнующие о правде Божьей надеются «не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мёртвых» (2Кор.1,9). Св. Феофан Затворник: «В своем Лице Спаситель пострадал в одно известное время: после же того, Его страдания продолжаются в лице верующих, т.к. союз у Господа со своими живой, а не только мысленный и нравственный».
Блаженные в 1 и в 8 Заповедях обретают: Царство Небесное.
1-е победили гордость, 2-е победили тщеславие. Они отреклись от славы земного царства.
В 8 Заповеди повторяется обетование 1 ещё и потому, что предметом блаженств является собственно одно и то же Царство Божие, в котором, по словам Спасителя, «обителей много» (Ин.14,2).
Закон Божий и Заповеди
Будучи созданы Богом «на добрые дела» (Еф.2,10), люди получили от Творца средства к тому, чтобы отличать добро от зла. К этим средствам относятся:
1. Закон Божий внутренний или свидетельство совести. Святой пророк Иеремия называет этот Закон «скрижалями сердца» (Иер.17,1).
2. Закон Божий Внешний или Заповеди Божии. В Священном Писании Внешний Закон называется «каменными скрижалями» или «скрижалями завета» (Втор.9,9).
Определение: «Совесть – это голос Божий, дающий ведение воли Божьей, относительно того, что должен и чего не должен делать человек, как разумно-нравственное существо». Св. Иоанн Лествичник: «Совесть - голос Ангела Хранителя».
Закон совести присущ человеческой природе так же, как присуще жизни физической дыхание и обновление тканей. Святой апостол Павел: голос совести есть даже у язычников. «Дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2,15).
Блаженный Паисий Афонский: Совесть - первый Закон Божий, который Он начертал глубоко в сердце первозданных людей, который впоследствии при рожденииь наследует от своих родителей как ксерокопию.
Будучи достоянием всех людей, совесть не у всех одна и одинакова. Даже у одного и того же человека не всегда бывает одинаковое её состояние. Святоотеческое учение выделяет целый ряд пагубных состояний совести: «притупление», «осквернение», «засыпание». Максим Исповедник: «Без веры, – совесть становится орудием зла».
Голос совести возрастает при усилении самоконтроля, внутренней работы над очищением мыслей и чувств от греховных страстей, при частом исповедании.
Закон Божий Внешний
Совесть была дана Господом, как внутренний Закон, позволяющий человеку отличать добро от зла. Когда же люди греховной жизнью стали заглушать голос совести, тогда Бог дал им Закон внешний. Ап.Павел: «Для чего же Закон? Он дан после, по причине преступлений» (Гал.3,19). Свои Заповеди Бог открыл на Синайской горе в пятидесятый день после исхода избранного народа из Египта. Господь Бог явил людям Закон через Ангелов. Как свидетельствует об этом Священное Писание. Первомученик и архидиакон Стефан, обращаясь к иудеям, сказал: «Вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили» (Деян.7,53). Святой апостол Павел пишет: «Закон преподан чрез Ангелов, рукою посредника» (т.е. Моисея) (Гал.3,19).
Слова этого Закона были просты и общедоступны, но исполнены такого глубокого значения, что легли в основу всякой нравственности.
Основной текст Синайского законодательства выглядит так:
1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира, и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботный, еже святити его; шесть дний делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, в день же седмый суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17).
Господь Бог изобразил Заповеди на двух скрижалях. Это разделение указывало на то, что Закон заповедует два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Чтобы люди могли лучше представлять свои обязанности по отношению к Богу и ближнему, Закон был разделён на 10 Заповедей:
В 1-й предписывается познавать и чтить истинного Бога.
Во 2-й – уклоняться от ложного богопочитания.
В 3-й – не нарушать богопочитания даже словом.
В 4-й – наблюдать порядок во времени и в делах богопочитания.
В 5-й – предписывается любить и почитать ближних, начиная с родителей.
В 6-й – не вредить жизни ближних.
В 7-й – не вредить чистоте нравов наших ближних.
В 8-й – не вредить их собственности.
В 9-й – не вредить им словом.
В 10-й – даже не желать вредить нашим ближним.
Нашим ближним является прежде всего Господь Иисус Христос, ибо Он Сам сказал: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10,37).
Все люди произошли «от одной крови» (Деян.17,26), и все они носят в себе образ Божий, но те из них, которые исповедуют одну с нами веру, должны быть особенно нам близки и дороги, как наши братья по благодати возрождения. «Итак, доколе есть время, – пишет святой апостол Павел, – будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6,10).
Общая суть десяти заповедей Моисеева Закона в Новом Завете так изъясняется Господом Иисусом Христом:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22,38,39).
Как известно, эти 2 Заповеди расположены в двух разных Моисеевых книгах (Втор.6,5; Лев.19,18). Святитель Николай Сербский называет это разделение промыслительным, объясняя это так: «Род человеческий в то время ещё не был готов эти две Заповеди принять. Прежде чем поступить в высшую школу, необходимо закончить начальную. А десять заповедей Моисеевых и представляют собою начальную школу упражнений и подготовки к высшей школе любви».
Грехи против первой заповеди и краткое замечание о каждой из них. Учение о самоотвержении. Соглашение с первой заповедью почитания ангелов и святых. Пс. 13,1; Гал. 1,10; Лк. 9,23; Мк. 8,36; Ин. 17,22; еф. 4,4.
Грехи против этой Заповеди:
1. Безбожие. Этот грех в Священном Писании называется «безумием». «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс.13,1).
2. Многобожие – когда вместо Единого Истинного Бога почитают и признают многих ложных богов.
3. Неверие – такой грех, когда люди не верят в Промысл Божий.
4. Ересь – такой грех, когда придумывают учения, не соответствующие Божественной истине, или намеренно извращают истину. слово «ересь» происходит от греческого «ἐρέω» «эрэо», что значит – «выбираю».
5. Раскол – это своевольное уклонение от единства Богопочитания. Если ересь исходным пунктом своего отделения от единства Церкви имеет догматическую сторону, то раскол своей опорной точкой имеет практическую или обрядовую сторону.
6. Богоотступничество – такой грех, когда люди отрекаются от истинной веры, боясь преследований, насмешек или ради земных выгод.
7. Отчаяние – такой грех, когда люди, забывая о бесконечном милосердии Божием, не надеются получить от Него спасительную благодать
8. Волшебство – такой грех, когда люди, оставляя жизнь по Заповедям Божиим, перестают верить в благодатную силу Божию и обращаются за помощью к злым силам.
9. Суеверие – есть отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания. Этот грех возникает вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия нехристианским источникам.
10. Обрядоверие – придание значения только внешней стороне церковной жизни при забвении её смысла и цели. Вера в спасительное значение лишь точного исполнения обрядовых действий, без учета их внутреннего благодатного смысла, свидетельствует об ущербности истинной веры.
11. Лень. Ленивый не любит Бога, потому что любовь исключает леность.
12. Любовь к твари, больше, чем к Богу.
13. Человекоугодие – такой грех, когда заботятся больше об угождении людям, нежели Богу.
14. Человеконадеяние – такой грех, когда надеются на себя или на других людей больше, чем на Бога.
Учение о самоотвержении
Господь говорит, что ради Царства Небесного человек должен отречься даже от самого себя. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк.9,23). Святитель Феофан Затворник так объясняет эти слова Спасителя: «За Господом Крестоносцем нельзя идти без Креста. Крест – это всякого рода неудобства на пути добросовестного исполнения заповедей Господних».
Идущий крестным путем, неизбежно лишается многих своих естественных удовольствий и радостей. Но путь христианского самоотвержения в самом себе имеет источник благодатного Божьего утешения. Ап.Павел: «По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2Кор.1,5) «Его же бо любит Господь, наказует (Евр.13,16)». Господь Иисус Христос, не попустит своим чадам «быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, чтобы мы могли перенести» (1Кор.10,13).
О знамении Креста
Среди священных изображений особое место в Православной Церкви занимает Знамение Креста Господня. Крест является символом Самого Господа Иисуса Христа, распятого «нашего ради спасения».
Опровергая домыслы сектантов, утверждающих, что крестной смертью Господь показал Своё бессилие, святитель Николай Сербский говорит: «Господь восшел на Крест не бессилие Своё миру явить, но бессилие мира пред Ним». На кресте рукописание всех грехов разодрано. И всякий, кто принимает это с полной верой, делается причастным этого таинства помилования», – учит святитель Феофан Затворник.
О поклонении Святым мощам
Мощи святых как в соединении с душой были жилищем Божиим, храмом Духа Святого, так и по разлучении с нею остаются вместилищем небесной благодати, обильно изливаемой верующим. «Мертвые святые, – учит преподобный Ефрем Сирин, – действуют как живые, врачуют больных, изгоняют демонов и силою Христа удаляют всякую непотребную силу, ибо во святых останках всегда находится благодать Святого Духа, совершающая все чудеса».
Третья заповедь Закона Божия. Злоупотребления именем Божиим. Грехи против третьей заповеди. Замечания о клятве в общественных делах. Пс. 1,10,9; Рим.8,18; Нов. 1, 21; 2, 10; Втор. 23,2 1; Мф. 5, 33-37; Евр. 6, 16,17.
«Не приемли имене Господа Бога твоего всуе»
Третья Заповедь запрещает произносить имя Божие напрасно, т. е. без благоговения и без любви к Богу. Объясняя эту Заповедь, блаженный Феодорит Кирский говорит: «Божественный Закон повелевает не произносить Божия имени, разве только для научения или в молитве».
Отметим, что личным именем Бога Израилева было имя «Иегова». Как известно, это имя Бог открыл вначале Моисею (Исх.3,14). Слово «Иегова» было настолько священно, что евреи даже не смели произносить его на своем языке. Обычно оно заменялось другими словами, такими как: «Адонаи» («Владыка») или «Элогим» («Бог»). Для христиан священными являются имена: «Господь Иисус Христос», «Пресвятая Троица», а так же имена святых угодников Божиих.
Почитание имени Божьего
Почитание имени Божьего основано на той неразрывной связи, которая существует между именем и именуемым, между именем Божиим и Самим Богом. Так же как солнце неразрывно связано со светом, так и имя Божие связано с Богом. Всем понятно, что свет – не есть само солнце, но для нас свет ближе солнца, т.к. он нас освещает, согревает и питает энергией. Имя Божие имеет в духовном мире то же значение, что и свет в растительном и животном мире. Отсюда мы можем понять значение и силу молитвословий, преисполненных святых имен. Объясняя слова Спасителя «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк.16,17),
Пятая заповедь Закона Божия. Тяжесть греха непочтение к родителям. Лица, заступающие место родителей. Иep.35, 6-19; Исх.21,16; Руф.2, 11, 12; Сир. 3,9; Рим. 13, 1, 2; Пс.10,16; Дан. 4,22; Лев. 19,32; 1Тим.5, 1, 2; Рим. 13, 7.
«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли»
С пятой начинаются Заповеди, которые непосредственно касаются нашей любви к ближним. Из всех людей, нас окружающих, ближе всего к нам наши родители. Никто на земле не оказал нам столько милостей, как родившие и воспитавшие нас, через которых мы получили великий дар жизни.
Родители являются как бы представителями Творца на земле.
Почитать родителей – значит:
Священное Писание свидетельствует, что Бог дает особую силу родительскому