Библейский справочник по обличению заблуждений сектантов относительно Апостольской Православной Веры
«Обративший грешника от ложного пути его спасёт душу от смерти и покроет множество грехов.» (Иак. 5:20)
Не хотяй смерти грешных,
но ожидаяй обращения и покаяния,
обрати всех отступивших
ко святой Твоей Церкви,
молим Ти ся, милосердый Господи,
услыши и помилуй.
Устроивый мир сей в славу Твою,
сотвори,
да и противящиеся Твоему слову
обратятся,
и вкупе со всеми верными
истинною верою и благочестием
Тебе, Бога нашего, прославят,
молим Ти ся,
всесильный Творче,
услыши и помилуй.
(Последование в неделю Православия)
Предисловие к 5-му изданию 1912 г.
В Евангелии, между прочим, повествуется, что враг рода человеческого, подступая к Спасителю с искушениями, обосновывал их якобы на Свящ. Писании, и Господь наш тем же Писанием отражал диавола. Диавол говорил Христу: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Пс. 90:11-12). Иисус сказал ему: «Написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16; Мф. 4:6-7) и пр. Этот пример отражения диавольских искушений нам, православным христианам, твердо надо помнить и по мере сил быть всегда готовыми дать ответ от Слова Божия врагам Церкви Христовой, зачастую злоупотребляющим Словом Божиим. Они, например, говорят: писано в Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20); поэтому, продолжают они, к чему еще пастыри, учители, храмы и т. п., когда Господь является и среди двоих обыкновенных христиан? Нам и потребно ответить: также писано: «Дели же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух; дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви, а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17); из какового текста видно, что Церковь составляют не двое или трое простых христиан, которые приходили уличать согрешившего брата, а что-то большее; к этому большему, т. е. Церкви, и отсылаются они засвидетельствовать о безуспешности своего обличения согрешившего брата. Или — представителям Церкви в лице св. апостолов и их преемников сказано: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:19).
В нынешнее время упадка веры в Бога и богоустановленные для нашего спасения средства в бесчисленном множестве поставляются для чад св. Церкви искушения, подобные вышеприведенным, и если вопрошаемый о нашем уповании не сумеет дать ответа, то враг св. веры торжествует и впадает в большую гордость и самомнение. Чтобы хотя отчасти придти на помощь в этом случае своим братьям во Христе, мы и задались целью составить и издать в малом (карманном) формате настоящее пособие.
Весь материал в этой книжке приспособлен к тому, чтобы православный христианин мог отразить сектантское « писано» настоящим «написано также».
С этой целью в конце книжки приведены по предметам, пререкаемым сектантами, тексты Слова Божия, — сначала те, на которые указывают сектанты в отрицание того или другого предмета православного учения, а против каждого из них по 2—3 текста, обличающих сектантское по этому предмету лжемудрование. Под заголовком, называющим предмет рубрики, указана страница пособия, на которой приведен свод текстов Писания в основание православного учения о данном предмете.
Конечно, небогослову затруднительно бывает сделать надлежащий вывод из одних текстов Писания без краткого их объяснения, но все-таки он не останется с настоящим пособием безответным перед сектантами, а желающие более основательно подготовиться к ответу вопрошающему могут руководствоваться нашими книгами:
1) «Меч духовный»,
2) «Краткий толкователь»,
3) «Миссионерские памятки»,
4) «Симфония»,
5) «Миссионерский Щит веры»1
и другими миссионерскими пособиями, в которых дается толкование на тексты, приводимые сектантами. Настоящая же карманная книжка рассчитана как бы на подание только первой помощи в полемике с сектантами. При составлении ее мы не претендовали на открытие какой-либо миссионерской новости; мы старались лишь сделать наиболее доступным для нашей меньшей братии миссионерское пользование Словом Божиим, к уразумению истин Православия и заблуждений сектантства.
Диакон И. Смолин.
О Церкви Христовой
Св. учение и все благодатные средства, необходимые для спасения, вручены Господом Церкви:
Еф. 3:10. «Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.»
1 Тим. 3:15. «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.»
Церковь Христова Им Самим и основана:
Мф. 16:18. «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.»
И будет Церковь Божия существовать до скончания века:
Мф. 28:20. «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Церковь не внезапно возникшее какое-либо учреждение или община, но вечная, свыше предопределенная:
Еф. 2:20-21. «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе.»
Церковь есть общество истинно верующих в Иисуса Христа, руководимое имеющими преемственное апостольское рукоположение пастырями:
Деян. 20:28. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ср.: 1 Тим. 3:15.»
Деян. 14:23. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»
Деян. 16:4. «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.»
Деян. 16:5. «И церкви утверждались верою и ежедневно увеличивались числом. Ср.: Деян. 20:28.»
Деян. 2:46. «И каждый день единодушно пребывали в храме.»
Истинная Церковь возлюблена и освящена Господом:
Еф. 5:25. «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,»
Еф. 5:26. «чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова.»
Евр. 3:6. «Дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.»
Она составляет собою тело, глава которого есть Сам Господь Христос:
Еф. 1:22. «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,»
Еф. 1:23. «которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.»
Еф. 5:23. «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.»
Церковь эта называется вселенскою, соборною и апостольскою, потому что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом:
Кол. 3:11. «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания... но все и во всем Христос.»
Церковь земная называется воинствующею и имеет неразрывную связь с Церковью небесной — торжествующей:
Евр. 12:22-23. «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства.»
Еф. 1:10. «Дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.»
Еф. 2:19. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу.»
Рим. 14:9. «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.»
Хотя составляющие Церковь люди и грешны, однако вся Церковь в своем учении и действиях чиста и свята:
1 Ин. 1:8. «Если говорим, что не имеем греха — обманываем самих себя, и истины нет в нас.»
Еккл. 7:20. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.»
Еф. 5:27. «Чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Ср.: 1 Тим. 3:15.»
Христос допустил быть в Церкви и грешникам:
Мф. 13:24-43. «Притча о пшенице и плевелах.»
Мф. 13:47-50. «Притча о неводе, закинутом в море.»
Лк. 13:6-9. «Притча о смоковнице в винограднике.»
Лк. 5:32. «Я пришел призвать не праведников...»
1 Кор. 4:5. «Не судите никак прежде...»
Рим. 14:4. «Кто ты, осуждающий чужого раба?»
Святость Церкви не нарушается грешниками:
Рим. 3:3. «Неверность их уничтожит ли верность Божию?»
Еф. 4:11-12. «Он поставил... к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова.»
Для достижения спасения необходимо принадлежать к этой Церкви и быть в полном послушании ей:
Мф. 18:17. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»
Деян. 2:47. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.»
Ин. 15:5. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.»
Ин. 15:6. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают.»
Мф. 12:30. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.»
Еф. 4:5. «Одни Господь, одна вера, одно крещение,»
Еф. 4:6. «один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.»
Кол. 1:18. «И Он есть глава тела Церкви, Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.»
Церковь едина:
Ин. 10:16. «И будет одно стадо и один Пастырь...»
Еф. 4:4-6. «Один Господь, одна вера, одно крещение...»
Ин. 17:9-20. «Не о всем мире молю... о верующих...»
1 Кор. 12:13. «Все мы одним Духом крестились...»
1 Кор. 3:11. «Никто не может положить другого основания...»
Все эти свойства составляют особенность единой истинной Православной Церкви. Посему справедливо говорится: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец», ибо от кого же узнает дитя всю истину об отце, если об этом ему не расскажет мать?
О соборах Церкви
Соборы Церкви — высшее судилище о делах ее:
Мф. 18:17. «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.»
1 Кор. 5:13. «Извергните развращенного из среды вас.»
Пример соборных решений показали сами апостолы:
Деян. 1:15. «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал»
Деян. 1:16. «(было же собрание человек около ста двадцати): мужи братия!»
Деян. 6:1. «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей.»
Деян. 6:2. «Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.»
Деян. 15:5. «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.»
Деян. 15:6. «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.»
Деян. 21:18-26. «Разрешение апостолу Павлу совершать иудейский обряд...»
Постановления соборные обязательны для всех верующих:
Деян. 16:4. «Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.»
Необходимость введения новых правил благочиния в Церкви вытекает из понятия о самой Церкви, как теле живом, которое в своих членах непрестанно растет:
Еф. 4:13-15. «В меру полного возраста Христова... все возращали в Того, Который есть глава Христос.»
Апостолы дали право и преемникам-пастырям благоустраивать порядок в Церкви:
1 Кор. 14:40. «Все должно быть благопристойно и чинно.»
Тит. 1:5. «Для того я оставил тебя... чтобы ты довершил недоконченное...»
Предзнаменование Вселенских соборов:
Деян. 1:3. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем... говоря о Царствии Божием.»
Еф. 3:9-10. «И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны. »
О семи Вселенских соборах предсказано:
Притч. 9:1. «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его.»
Откр. 10:3-4. «Семь громов проговорили голосами своими.»
По примеру св. апостолов и Православная Церковь все возникающие в ней вопросы разрешает посредством соборных определений, и все определения ее также обязательны (см. Деян. 16:4).
О церковном учительстве
Иисус Христос с самого начала Своего общественного служения избрал для проповеди Евангелия всем народам апостолов:
Мк. 3:14. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были н чтобы посылать их на проповедь.»
Мк. 16:15. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.»
Мк. 16:16. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет. Ср.: Мф. 28:19.»
Но сами апостолы не могли преподать учения Христова всем народам и потому для содействия себе и вместо себя рукополагали пресвитеров и епископов в каждой церковной общине:
Деян. 14:23. «Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали.»
Деян. 20:28. «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями.»
1 Тим. 4:14. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.»
1 Тим. 4:15. «О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.»
1 Тим. 4:16. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя.»
2 Тим. 4:2. «Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.»
2 Тим. 2:2. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.»
Под верными людьми в вышеприведенном тексте, без сомнения, подразумеваются пресвитеры, как поставленные учители:
1 Кор. 12:28. «Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями.»
Еф. 4:11. «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, нпых пастырями и учителями.»
2 Тим. 1:11. «Я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.»
Кому даны права церковного учительства?
Деян. 5:42. «
»
Деян. 6:2-4.
Апостолы, а не миряне учили в храме и по домам.
1 Кор. 9:16. «
»
Апостолам и их преемникам повелено охранять чистоту учения веры:
1 Тим. 6:20. «Храни преданное тебе.»
Тит. 1:9. «(Епископ должен) наставлять в здравом учении и противящихся обличать.»
1 Тим. 1:13. «Держись образца здравого учения.»
1 Тим. 1:3. «и увещевать некоторых чтобы они не учили иному.»
Тит. 2:15. «Обличай со всякою властью»
2 Кор. 10:6. «(Мы) готовы наказать всякое непослушание.»
1 Тим. 5:20. «Согрешающих обличай.»
На проповедь нужно иметь посланство:
Рим. 10:15. «Как проповедывать, если не будут посланы?»
Иак. 3:1. «Не многие делайтесь учителями.»
1 Пет. 5:1-5. «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь.»
Евр. 13:7-17. «Поминайте наставников ваших. Повинуйтесь наставникам.»
Непослушные Евангельскому учению о церковном учительстве и самопроизвольно берущиеся за это не дарованное им дело называются лжеучителями (2 Пет. 2:1-2; Мф. 24:11; Мк. 13:22), которые искажают Евангелие (Гaл. 1:8), говорят превратно (Деян. 20:30; 1 Тим. 4:1).
О Священном Предании
Священное Предание обязательно для всякого верующего:
2 Фес. 2:15. «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.»
1 Тим. 6:20. «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания,»
1 Тим. 6:21. «которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобой. Аминь.»
2 Тим. 1:13. «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.»
2 Тим. 2:2. «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.»
1 Кор. 2:2. «Ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого.»
1 Кор. 2:4. «И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы.»
Но обязательно только то Предание, которое согласно с духом Священного Писания:
Гал. 1:8. «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.»
Гал. 1:9. «Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.»
Священное Писание есть часть живой проповеди, т. е. Предания:
Лк. 1:2. «Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,»
Лк. 1:3. «то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,»
Лк. 1:4. «чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.»
Деян. 1:3. «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.»
Что собственно разумеется под Свящ. Преданием?
1. Древние символы первых веков христианства.
2. Правила св. Апостолов, Вселенских и поместных соборов, собранные в книге, которая называется «Кормчая».
3. Древние литургии и акты, или сказания о страдании древнейших мучеников.
4. Древние церковные истории.
5. Творения святых отцов и учителей Церкви.
6. Наконец, вся древняя церковная практика (посты, праздники, устройство храмов, священнодействия и т. д.).
Только из Священного Предания можем мы узнать о подлинности книг Священного Писания и состав их
(См. 85 апостольское правило). «
»
Предание необходимо потому, что учение и дела Христовы не вполне изложены в священных книгах:
Ин. 20:30. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.»
Ин. 21:25. «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь. Ср.: Деян. 1:3.»
Деян. 20:35. «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса; ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.»
1 Кор. 15:6. «Потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили.»
И наставления апостолов также не все записаны:
1 Кор. 11:20. «Далее, вы собираетесь, так что это не значит вкушать вечерю Господню.»
1 Кор. 11:34. «А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.»
3 Ин. 1:13. «Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью.»
2 Ин. 1:12. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.»
Изустное учение и проповедь были первою обязанностью апостолов:
Мк. 16:15. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.»
Рим. 10:14. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?»
Рим. 10:15. «И как проповедывать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Ср.: Ис. 52:7.»
Рим. 10:16. «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Ср.: Ис. 52:1.»
Рим. 10:17. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.»
Евр. 2:1. «Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.»
Евр. 2:2. «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,»
Евр. 2:3. «то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,»
Евр. 2:4. «при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяннем Духа Святаго по Его воле?»
Гал. 3:2. «Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?»
Гал. 3:3. «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?»
Гал. 3:4. «Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!»
Гал. 3:5. «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?»
Священное Предание имеет равную силу со Священным Писанием, а потому оно есть то же Слово Божие, не записанное в книгах:
1 Кор. 11:2. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.»
Деян. 13:5. «И, быв в Саламине, проповедывали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения.»
Деян. 17:13. «Но когда Фессалоникские Иудеи узнали, что и в Верии проповедано Павлом слово Божие, то пришли и туда, возбуждая и возмущая народ.»
1 Фес. 2:13. «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.»
Сам Бог избрал особых лиц, которым и возвещал волю Свою, чтобы они передали и другим:
Быт. 18:19. «Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом (все), что сказал о нем.»
Исх. 10:2. «Чтобы ты (Моисей) рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, н о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.»
Пс. 77:3-7. «Отны наши рассказали нам.»
Моисей хотя и написал Пятикнижие, но вместе с тем давал наставления, руководственные и Преданием:
Втор. 32:7. «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отца своего и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе.»
Точно так же распространялось новозаветное Божественное учение:
Ин. 18:20. «Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.»
Ин. 18:21. «Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.»
Сам Господь и апостолов посылал только на устную проповедь:
Мф. 28:19. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,»
Мф. 28:20. «уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.»
Апостолы и выполняли это посланничество сами, и других для того же посылали:
2 Ин. 1:12. «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна.»
3 Ин. 1:13-14. «Многое имел я писать, но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.»
Деян. 20:31. «Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.»
Деян. 15:27. «Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.»
Деян. 15:32. «Иуда и Сила, будучи также пророками, обильным словом преподали наставление братиям и утвердили их.»
Иуд. 1:3. «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым.»
1 Ин. 2:24. «Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце.»
Священное Предание могло сохраниться:
Мф. 10:27. «Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.»
Апостолы учили всенародно на всех языках:
1 Фес. 1:8. «От вас пронеслось слово Господне.»
Рим. 1:8. «Вера ваша возвещается во всем мире.»
Предание нужно для правильного совершения таинств и богослужения:
Мф. 26:26-28. «Здесь о таинстве св. Причащения сказано кратко.»
1 Кор. 10:16-17. «Апостол только напоминает о таинстве Причащения, но как совершать, не указано.»
1 Кор. 11:23. «Я от Самого Господа принял то... передал...»
(«Передал», а не — «передаю».)
1 Тим. 2:1-2. «Совершать молитвы, прошения, моления.»
(Но какие были эти молитвы, не пишет.)
Без Предания не понятны и некоторые места Писания:
Мф. 1:1-17. «
»
Родословие Иисуса Христа.
Лк. 3:23-28. «
»
2 Пет. 3:16. Есть нечто неудобовразумнтельное.