Деление истории апостольского века

Первый период обнимает несколько лет, которые протекли от Вознесения (около 29 г. нашей условной эры) до распространения христианского благовестия за тесные пределы Иудейства после убиения Стефана и связанного с ним общего гонения на Церковь (около 35 г.).

Второй период, имеющий значение переходное, обнимает промежуток времени около десяти лет, от убиения Стефана до гонения, воздвигнутого на Церковь Иродом Агриппою I. На основании внехристианских источников, смерть Ирода Агриппы I, в рассказе Деян. 12 тесно связанная с воздвигнутым им гонением, может быть отнесена к 44 г. К этому второму периоду истории Апостольского Века относится начало распространения благовестия о Христе в неиудейской среде.

Третий период, наиболее освещенный в наших источниках, начинается с 44 г. и кончается во второй половине шестидесятых годов, в тот момент, когда Иерусалимские Христиане, пред лицом надвигающейся национальной катастрофы Иудейства, вышли из святого города и переселились в Пеллу за Иордан. Это переселение было концом Иерусалимской Церкви. Основное содержание истории этого третьего периода есть распространение христианства – главным образом, трудами апостола Павла – в бассейне Средиземного моря.

Четвертый и последний период истории Апостольского Века. наименее освещенный в дошедших до нас источниках, обнимает историю Христианской Церкви в последнюю треть I века. Не притязая на точную хронологию, его можно заключить в условных рамках: от 65 до 100 года.

12. Время и обстоятельства рождения новозаветной Церкви. Дайте характеристику жизни первой христианской общины в Иерусалиме.

Десять дней спустя после Вознесения, во время иудейской пятидесятницы, последовало обетованное сошествие Св. Духа, Который, при сильном ветре, в виде огненных языков, снизошел на апостолов и собравшихся учеников и сделал их способными к чудесной речи на различных языках (см. Деян. 2:1-12). С получением даров Св. Духа раннейшая робость учеников уступила место воодушевленному мужеству. С высоким убеждением и святым воодушевлением была произнесена ап. Петром речь, выяснявшая смысл происшедшего события, как исполнение пророчества Иоиля об излиянии Духа Святого на всякую плоть, что могло последовать и последовало после воскресения убитого беззаконниками Иисуса Назарянина. Апостол призывал всех к покаянию и крещению (2:38). Проповедь имела громадный успех: 3000 душ из пришельцев уверовали во Христа и, покаявшись, крестились. А когда ап. Петру чрез некоторое время пришлось, по поводу чудесного исцеления хромого у храма (Деян. 3 гл.), другой раз проповедовать о воскресшем Христе, то число верующих возросло до 5000 (4:4). Апостол Петр и другие апостолы возвещали Иисуса, как ожидавшегося иудеями Мессию, который, согласно словам пророков, пострадал и умер, и именно иудеи по неведению предали Его на смерть. Обратившиеся или уверовавшие во Христа жили вместе, как одно семейство. “И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах” (Деян. 2:42). Значит, начатки христианского учения, почерпнутые из проповеди апостола Петра в день Пятидесятницы, первые верующие постарались подробнее уяснить, постоянно пребывая ―в учении апостолов. Σε δηδαρε ησλ απνζηόισλ, т.е. чрез усердное и продолжительное назидание проповедью апостолов (всех, а не одного Петра), с полным подчинением их апостольскому авторитету.

Отсюда происходила θνηλσλία как внутреннее единение верующих друг с другом, которое имело источником своим единую веру, полученную от апостолов. Другими характерными признаками внутреннего единения являются θιάζηο ηνπ άξηνπ, под чем нужно разуметь христианскую евхаристию (а не вечери любви), — и молитвы. Внутреннее духовное единение (ср. θνηλσλία) и гармоническое настроение соответствующим образом выражалось и во внешнем устроении жизни — в общении благ, в самоотверженной помощи людям бедным, нуждающимся. Без всякого принуждения они завели общение имуществ при общей кассе, которая пополнялась людьми богатыми.

13. Каковы особые духовные дары у христиан апостольского века и почему в последующих веках мы не видим в Церкви такого обилия чрезвычайных даров?

Ефесянам 4:11 1 Коринфянам 12:28 Римлянам 12:6-8 Матфея 23:34 1 Коринфянам 12:8-11
· Апостол · Пророк · Евангелист · Пастор · Учитель · Апостол · Пророк · Учитель · Силы чудодейственные · Дары исцелений · Дары вспоможения · Дары управления · Разные языки · Пророчество (пророк) · Служение (служитель) · Учитель · Увещатель · Раздаватель · Начальник · Благотворитель · Пророк · Мудрец · Книжник · Слово мудрости · Слово знания · Вера · Дары исцелений · Чудотворение · Пророчество · Различение духов · Разные языки · Истолкование языков [4]


Прежде всего, мы должны понимать, что эти дары исходят от Святого Духа. Сам Бог – это есть Святой Дух, и этим титулом объясняется Его духовная сущность и духовная деятельность. (См. Бытие 1:1-2; Иоанна 4:24.) В данном контексте – это Дух Божий, действующий в жизни человека.

Итак, из 1-го послания к Коринфянам 12:4-7 становится очевидным, что эти дары исходят от Бога. Хотя дары отличаются друг от друга, а также отличается способ их проявления, тем не менее единый истинный Бог является Автором каждого из них. Именно Бог дает дары и совершает сверхъестественные действия.

ДАРЫ ДАЮТСЯ ДЛЯ ВРЕМЕНИ НУЖДЫ ИЛИ КРИЗИСА

Бог дает духовные дары, названные в 12-й главе 1-го Коринфянам, для времени определенной нужды или кризиса. Действие сверхъестественных даров в церкви должно быть явлением нормальным, а не ненормальным, ожидаемым, а не неожиданным. Однако они не действуют непрестанно. Иначе мы не считали бы их сверхъестественными. Для примера вспомним о том, что в Евангелиях и Деяниях многие люди получали исцеление и были воскрешены из мертвых. Тем не менее все члены ранней церкви, в конце концов, умирали и не воскресали, и можно предположить, что большинство умерло по причине болезней, не получив исцеления. Дары исцеления и чудотворения были обычным явлением, однако не действовали в каждом имевшем место случае.

Рассматривая сверхъестественную сущность этих даров, нам следует видеть разницу между ними и естественными человеческими качествами, которые, в определенной степени, перекликаются с дарами, а также между этими дарами и духовными принципами, действующими в повседневной жизни всех христиан. К примеру, можно выделить три уровня мудрости.

Во-первых, люди способны иметь естественную мудрость в жизни, не имея никаких отношений с Богом. (См. Луки 16:8; 1-е Коринфянам 2:4-6.) Атеист может мудро спланировать достижение профессионального успеха, а злоумышленник мудро продумать детали задуманного преступления. Разумеется, с духовной точки зрения такой человек является не мудрым, но безумным.

Во-вторых, существует мудрость духовная, которой обладают в той или иной мере все верующие и которая должна путеводить их в жизненных поступках. Бог дает мудрость всем праведникам, всем, кто ищет ее. (См. Притчи 2:6-7; Иакова 1:5.) Духовная мудрость – это водительство на каждый день, и поэтому дар от Бога. Однако это не есть сверхъестественный дар из 12-й главы 1-го Коринфянам, в которой говорится об особенном откровении свыше, которое Бог дает определенным людям в определенное время, а не всем и всегда.

В-третьих, как мы уже знаем, существует «слово мудрости». В отличие от естественной мудрости, применяемой в обычной жизни, и духовной мудрости для повседневной христианской жизни, слово мудрости – это сверхъестественный дар, частица Божьей мудрости для конкретной ситуации. Таким же образом, можно выделить три уровня знания: мирское или общечеловеческое знание, духовное знание и «слово знания».

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ

Иисус учил, что после Его вознесения придет Святой Дух, и Он будет обитать в сердцах верующих. (См. Луки 24:49; Иоанна 7:37-39; 1:4-5.) Святой Дух есть Утешитель. Слово «Утешитель» является переводом греческого слова «parakletos», которое буквально означает «призванный, чтобы помогать» или «помощник, советник или адвокат». В соответствии с 14-16 главами от Иоанна, Святой Дух будет учить последователей Христа и наставлять их на всякую истину, напоминая учения Иисуса и открывая их понимание. Иисус не говорил, что Дух станет новым авторитетом и источником доктрин, но что Он будет давать людям понимание Божьих путей и планов. Главная цель духовных даров – превозносить Господа Иисуса Христа.

Бог дает духовные дары, прежде всего, не для пользы отдельных личностей, но для пользы всего Тела в целом.

Сверхъестественные дары предназначены для созидания или укрепления церкви. Каждый христианин должен учится ходить верою, возрастать в духовной мудрости и знании, получать еще больше понимания Божьей воли.

Сверхъестественные дары не заменяют руководства, которое мы получаем от Бога через молитву и подчинение Ему своего сердца, разума и воли.

14. Время и причины убийства первомученика Стефана. К чему привели гонения на иерусалимских христиан, возникшие после убийства Стефана?

Постепенное возрастание юной христианской общины и некоторые, почти неизбежные в большом, из различных элементов составленном и еще не сжившемся обществе недоразумения и беспорядочность привели к необходимости введения и общины некоторых служении в помощь апостолам (Деян. 6:1-6).

Для этой цели были избраны — Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен и Николай, пришлец Антиохийский. Их поставили пред апостолами и, помолившись, возложили на них руки. Они все были эллинисты, т.е. происходили из иудеев диаспоры. Спокойной жизни общины способствовало то, что уверовавшие в Иисуса Христа, как Мессию, не отказывались от исполнения Моисеева закона и вообще от иудейских обычаев. Диссонанс в жизнь внесли свободномыслившие эллинисты. Предметом спора стал храм и его культ, о прекращении которого, с пришествием Христа, говорили эллинисты. Между тем иудеи на основании предания защищали его бесконечное существование. Выразителем этих взглядов явился со стороны эллинистов Стефан. Со стороны некоторых фанатически настроенных туземцев раздались жалобы на Стефана пред синедрионом, что он произносит ―хульные глаголы на Моисея и на Бога... на святое место сие и на закон... что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей ―(6:11, 12 и 15). Стефан не оспаривал божественное происхождение храма и закона, но утверждал необходимость их отмены с пришествием Иисуса Христа. Языческой миссии он не требовал. Но он помог обосновать еѐ чрез свое безбоязненное слово, запечатленное мученическою смертью.

II. Первоначально и вне Иерусалима христианство распространялось среди иудеев. Поэтому возникло несколько христианских общин из иудеев в стране иудейской (Гал. 1:22; 1 Фес. 2:14), также в Галилее и Самарии (Деян. 1:8; 8:1; 9:31; 15:3) и в прибрежной полосе (9:32). Для перехода миссии на языческую почву, нужно было разбить иудейские предрассудки. Это в значительной степени сделали эллинисты, занявшие представительные места с реформою иерусалимской церкви. Правда, выступления с дерзновенными словами, ―хульными глаголами стоило жизни их представителю Стефану.

Но последствия мученического подвига его сказались скоро. Гонение, поднятое против единомышленников Стефана (Деян. 8:1-3) заставило их покинуть Иерусалим. Рассеявшись из Иерусалима, они естественно действовали как миссионеры (Деян. 8:4).

15. Первый крещёный прозелит, язычник. Обстоятельства их крещения. Почему рассказу об их крещении уделяется большое место в «Деяниях»?

Рассеявшись из Иерусалима, они естественно действовали как миссионеры (Деян. 8:4). Между ними был самым выдающимся попечитель о столах Филипп. Он проповедовал в Самарии и по берегу Средиземного моря (8:40). Филипп просветил и крестил эфиопского сановника, евнуха. Об этом рассказывается очень подробно в Книге Деян. (8:26). И это понятно — почему. Евнух не был иудеем, а лишь прозелитом, ―боящимся Бога. Следовательно, крещение его свидетельствовало о падении крепкой стены между иудеями и язычниками. В ранней Церкви сохранилось предание, что именно этот человек, крещенный Филиппом, положил начало христианству на своей родине.

Последующие годы Филипп провел в городах Израиля, расположенных у берегов Средиземного моря, где продолжал проповедовать. В Кесарии он нашел себе жену и надолго обосновался в этом эллинизированном городе. У него было четыре дочери, которые прославились пророческим даром. Вокруг Филиппа образовалась община верных, ей суждено было иметь долгую и славную историю, связанную с именами Оригена, Памфила, Евсевия. Однако, этот случай дела не решил; не решил его и другой подобный — крещение ап. Петром прозелита, сотника Корнилия (Деян. 10) в Кесарии.

16. Где ученики Христа впервые получили прозвище «христиане»? Кто был первым мучеником из 12 апостолов?

Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. (Деян. 11:26).

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. После воскресения и вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он вместе с другими апостолами был исполнен Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян. 2:1—4), участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти (12:2), согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом (греч. μαχαίρᾳ)». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 году. Апостол Иаков — единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.

17. Ап. Павел. Его благовестнические труды.

Е апостольское путешествие

Из Антиохии около 46 года Павел совершает своё 1-е апостольское путешествие совместно с Варнавой. Первым делом он посещает Селевкию, откуда переправляется на Кипр (Деян. 13:4), дойдя до Пафа, он состязается с лжепророком Вариисусом (Деян. 13:6). После Кипра путь Павла лежал в Памфилию, где он впервые начинает обращаться к язычникам (Деян. 13:46). Из Памфилии он пришел в Иконию (Деян. 14:4). Изгнанный оттуда иудеями, он отправляется в Ликаонию, где язычники его принимают за Гермеса (Деян. 14:12). Затем, через Писидию Павел возвращается в Памфилию и отплывает в Антиохию (Деян. 14:26).

Апостольский собор 51 года

Апостольский собор

Споры в апостольской общине между иудеохристианами и паулинистами (сторонниками Павла) приводят к необходимости созыва Апостольского собора в Иерусалиме (Деян. 15:1 — Деян. 15:6). Павел отстаивал позицию, что христианам неевреям нет необходимости совершать обрезание. Старые апостолы Петр и Иаков приняли сторону Павла и тот убежденный в своей правоте возвратился в Антиохию (Деян. 15:35). Когда в Антиохию прибывает Пётр, то у него с Павлом начинаются прения (Гал. 2:11 — Гал. 2:14).

2-е апостольское путешествие.Затем Павел уже с Силой отправляется во 2-е апостольское путешествие (Варнава тем временем отбывает на Кипр). В Листре он встречает Тимофея, которого берет с собой. Дальше его путь лежит в Фригию и Галатию (Деян. 16:6). Пройдя через Мисию он оказывается в Троаде, где созревает план проповедовать в Европе. Оказавшись в Европе, Павел посещает Филиппы (Деян. 16:12). Здесь Павла и Силу задерживают, но как римского гражданина отпускают. Пройдя через Амфиполь, Павел оказывается в Фессалониках (Деян. 17:1). Далее путь его лежит в Афины, где знакомится с Дионисием Ареопагитом (Деян. 17:34). В Коринфе он знакомится с супружеской парой Прискиллой и Акилой (Деян. 18:2) и останавливается на 1,5 года в годы правления Галлиона (Деян. 18:12), то есть в 52 году. Именно здесь он пишет первое и, возможно, второе послание к Фессалоникийцам. Затем Павел морем переплывает в Эфес (там он оставляет Акилу и Прискиллу), а оттуда морем в Иерусалим через Кессарию (Деян. 18:22).

3-е апостольское путешествие было предпринято в Эфес (Деян. 19:1), где апостолом Павлом в 54-57 годах были написаны Послание к Галатам и Первое послание к Коринфянам[40]. Из Эфеса Павел вторично отправился в Македонию, откуда он написал Второе послание к Коринфянам (57 год), а затем посетил Элладу (Деян. 20:2). Зимой 57 года Павел прибыл в Коринф[41]. Далее его путь лежал через Филиппы в Троаду, а оттуда в Милет. Морем, через Родос и Кипр, Павел прибыл в Тир (Деян. 21:3). В Коринфе в 58 году апостол Павел написал одно из самых значимых его посланий – Послание к Римлянам, адресованное христианской общине Рима.

4-е апостольское путешествие

Согласно преданию, в Риме апостол был освобожден и совершил четвертое миссионерское путешествие. На востоке он посетил ранее основанные им церкви. На острове Крит он рукоположил Тита во епископа Критского, затем в Малой Азии около 64—65 годов написал к нему послание (Послание к Титу). Затем апостол Павел рукоположил Тимофея во епископа Ефесского, после посетил Македонию, откуда написал Первое послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе Павел встретил апостола Петра, с которым пришел в Рим в 66 году. Из Рима Павел осуществил путешествие в Испанию, по возвращении из неё был схвачен в Риме и помещен в узы. Считается, что из тюрьмы около 67 года Павел написал Второе послание к Тимофею[44].

Смерть

Согласно традиционной точке зрения, апостол Павел перенёс много страданий и был как римский гражданин не распят, а обезглавлен в Риме при Нероне. Возможно, это произошло в 64 году, однако обстоятельства написания Послания к Титу позволяют отнести его смерть к более позднему времени — к 67 или 68 году, то есть после четвертого апостольского путешествия.

Наши рекомендации