Активное сопротивление язычества
Согласно повести временных лет, мы знаем 5 примеров народного возмущения в период крещения Руси. Волхвы в неурожайные годы подстрекали народ на восстания. Такое восстание в Суздале подавил 1024г. Ярослав Мудрый “по дьявольскому наущению и бесовскому действию, волхвы избивали старых людей, говоря, что они держат запасы. Был мятеж великий и голод по всей той стране; и пошли по Волге все люди к болгарам, и привезли хлеба, и так ожили. Ярослав же, услышав о волхвах, пришел в Суздаль; захватив волхвов, одних изгнал, а других казнил, говоря так: "Бог за грехи посылает на всякую страну голод, или мор, или засуху, или иную казнь, человек же не знает, за что"[69]
Между 1074 и 1078 годом явился волхв в Новогород. По словам летописца он творился аки бог, говорил , что провидит все будущее , хулил веру христианскую и обещался пройти веред всеми по реке Волхв. В Новогороде в 1074г. христианство было скорее номинальным чем действительным. Проповедь волхва произвела мятеж против правительства , все жители обратились на его сторону и хотели убить епископа. Но к счастью случилось следующее . Когда епископ новогородский вышел в полном своем облачении он сказал : “кто хочет идти за волхвом – пусть идет , а кто Верует во Христа, пусть идет по кресту”. К епископу присоединились только князь с дружиной. Князь Глеб, спрятав подполу топор, обратился к волхву :
-знаешь что будет сегодня ?
-Знаю , сотворю великие чудеса.
При этих словах князь выхватил топор и рассек волхва надвое , а народ разошелся.
Было и третее повествование в 1091г. в Ростове “В тот же год знамение было на солнце, как будто бы должно было оно погибнуть и совсем мало его осталось, как месяц стало, в час второй дня, месяца мая в 21-й день. В тот же год, когда Всеволод охотился на зверей за Вышгородом и были уже закинуты тенета и кличане кликнули, упал превеликий змей с неба, и ужаснулись все люди. В это же время земля стукнула, так что многие слышали. В тот же год волхв объявился в Ростове и вскоре погиб”[70] . Судя по всему было солнечное затмение и вохв решил воспользоваться этим моментом, но вскоре был схвачен.
Несомненно, кроме открытых выступлений волхвы и язычники вели свою проповедь тайно , и правительство было против них бессильно. И они своей проповедью немало содействовали тому , что на руси очень долгое время оставалось двоеверие.
Гальковский добавляет , что согласно Начальной летописи, язычество не оказывало активного сопротивления. Возможной причиной того являлось то, что язычество не имело строго выработанного религиозного ритуала, вследствии этого не имело и жрецов. Мы должны признать , что ни летопись , ни народная литература не сохранили об этом определенных указаний.
Сохранились данные о Ростовской земле :в 1071г, когда был голод , появились двое волхвов. Они распустили слух , что причиной голода являются женщины. Вследствии чего много женщин было убито, а имущество их волхвы брали себе. При убийстве женщин происходили чудеса, волхвы вынимали вещи и продукты из живота женщин. Поднимаясь вверх по Шексне волхвы пришли на Белоозеро имея с собой 300 человек сторонников. Воевода князя Святослава Ярославича, боярин Ян Вышатич придя на Белоозеро потребовал выдать волхвов .Но жители были на стороне волхвов и дело дошло до кровавого столкновения, после чего волхвы были выданы. На допросе волхвы рассказали воеводе миф о сотворении мира и человека : “Бог мылся в бане и вспотел…”. Волхвы были казнены.
Житие Константина Святославича Муромского говорит о борьбе Константина с “неверными” муромскими людьми, не по “мнозех летех” после смерти Владимира, Бориса и Глеба (1015г.) Причем говориться о строительстве в Муроме храма в честь Бориса и Глеба . Отсюда мы узнаем, что они были довольно рано канонизированы. Также в житии Бориса и Глеба также узнаем , что их канонизация происходила в княжение Ярослава Мудрого. Мстислав Храбрый ,которому перешел Муром, там не жил , а сделал своей резиденцией город Чернигов. Отсутствие княжеской администрации и контроля со стороны властей привело к тому , что в городе восторжествовали языческие верования, а христианские храмы оказались в запущенном состоянии. “ Согласно положение было исправлено лишь спустя много лет после смерти Константина Ярославича, создавшем в Муроме свою резиденцию, поселившем там своих бояр и купцов, обновившем и очистившем муромские церкви от скверны.”[71] также исследование Курганских могильников 11-12 вв указывает на обряд трупосожжения, а после заменяется захоронением.
Кривичи учавствовали в Корсунском походе князя Владимира, после которого многие дружинники были крещены. Но крещение Кривечей и Вятичей согласно Воскресенской и Никоновской летописи относят к 1471г.. Из Киево-Печерского патерика можно прочитать, об Кукши и его ученике Никоне , убитых во время их миссионерской деятельности на рубеже 11-12 вв.. Там же читаем про крещение земли Смоленской 1013г.
Волыняне и белые хорваты . Как народы , покоренные киевскими князьями они учавствовали в походе Олега на Византию. Это означает , что уже в 10 веке они находились в зависимости от Киева. После похода кн.Владимира в 985г. (согласно повести временных лет) во время похода на Болгар, они стали частью Русской державы. Там же мы читаем про второй поход в 992г. Нет никаких сомнений, что личное присутствие князя Владимира, непосредственное подчинение Киевской Руси. Тем более , что ранее эти земли были подчинены Польше и были знакомы с христианством. Военный поход Владимира “царствующего к северу от Дуная” описывается и в “Записке греческого топарха” .
Дреговчичи . В одном из местных Туровских преданий говориться , что каменные кресты , которые до сих пор сохранились в Турове ; якобы приплыли по воде и встали напротив города , после чего вода Припяти окрасилась кровью (1905 полное географическое описание нашего отчечества). Ученые по разному трактуют это предание. Так же не сохранилось и письменных данных о крещении земли древлянской.
Вятичи . В Киево-печерском патерике и Летописи мы можем найти пример сопротивления языческих жрецов проповедникам, посланным к языческому народу для христианской проповеди. Известно , что в 1115 году в землю вятичей пришел монах Киево-Печерского монастыря – Кукша со своим учеником . Доказав на деле правоту своей веры , при тщетных попытках вызвать дождь ,языческими жрецами , он своей молитвой ниспослал дождь на засушливые поля язычников. Согласно патерику этого монастыря “черноризец о котором все ведают, бесов прогнал, вятичей крестил, дождь свел с неба, озеро иссушил и многие чудеса сотворил ,и после многих мук усечен был мечем с учеником своим Никоном”[72]
3.2.Пассивное сопротивление язычества :
Известно, что сторонники язычества при св.Владимире бежали из Киева в глухие места. Полагаем, что в чистом своем виде двоеверие не могло поддерживаться. Примеру властей следовали подчиненные Киеву территории, и пригороды. Родившиеся в язычестве, те, кого крещение застало в зрелом возрасте, могли быть убежденными почитателями древних богов. Но естественно думать , что новые поколения не порывая совершенно со старыми верованиями, ничего уже не имели против новой веры и охотно ее принимали. Тут-то и получалось “двоеверие”[73], приводившее в негодование наших христолюбцев и ревнителей правой веры. Именуясь христианами , люди при старых взглядах и верованиях. Язычество продолжало жить как уклад жизни. Этот полу-язычный образ жизни был особенно силен по окраинам, в селах и деревнях, удаленных от городов. Таким пристрастием к старине особенно отличались женщины, которых наши древние проповедники усердно обличали в идоломолении и волшебстве[74]. Знакомство с древнерусской литературой и обличительной литературой в частности приводит нас к убеждению , что “Бабы богомерзкие” и вообще древнерусские люди верили и жили по-язычески не в следствии упорного нежелания жить по-христиански, а в следствии плохого знания христианского вероучения. Мы нигде не видим следов того, чтобы древняя русь пыталась сравнить старую веру с новой или же сознательно отдавала предпочтение язычеству перед христианством. Язычество не выступало против христианства , а продолжало существовать прежде всего потому, что его нечем было заменить. Духовенству нужно было время и способы научить население новой вере. Стоит отметить и то , что русские люди обыкновенно не замечали своего двоеверия. Народная масса считала себя истинно христианской, что не мешало справлять старые праздники и чтить своих старых домашних богов. Сила язычества заключалась в невежестве народной массы.