Как заполнять поминальные записки (помянники)
КАК ЗАПОЛНЯТЬ ПОМИНАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ (ПОМЯННИКИ)
Поминальные записки – это небольшие листки с именами тех, о ком верующие желают, чтобы священник помолился вместе со всей Святой Церковью – о здравии живых или об упокоении усопших. Записки можно составить дома или в храме, и положить у свечного ящика в начале богослужения. Если имён много, то удобнее иметь особую книжечку-помянник.
Записки обычно пишут на листках, которые можно взять у свечного ящика. Они бывают двух видов: "О здравии" и "О упокоении" («За упокой»). Если Вы используете простую бумагу, то не забудьте написать сверху "о здравии" или "о упокоении". Имена пишутся в полной форме ("Сергия", а не "Серёжи"), в родительном падеже ("Анны", "Владимира", "Иоанна"). Перед именем ребëнка младше 7 лет пишется "млад." (младенца). Перед именем ребëнка от 7 до 16 лет пишется "отр." (отрока или отроковицы). Пишите чётким, понятным почерком.
На записках "О здравии" можно перед именем добавить "бол." ("болящего" или "болящую"), "воина", "монаха", "монахини", "путешествующего", "заключённого". В заупокойных записках можно отметить "убиенного", "новопр." (новопреставленного, если ещё не исполнилось 40 дней со дня кончины), "присн." (приснопамятного – усопшего, имеющего в этот день памятную дату).
Пономарь относит записки/помянники «на проскомидию» в алтарь, где священник или диакон молитвенно прочитывают их в конце Проскомидии (в начале Литургии). Священник в это время особым ножиком, который называется "копие", вынимает из просфор маленькие частицы за каждое имя, и кладёт их на особое блюдо – дискос, молясь при этом: "Помяни Господи принесших и их же ради принесоша", т.е. "Помяни, Господи, тех, кто принёс эти просфоры и тех, ради которых они были принесены". ПросфорА (ударение на последнем слоге) по-гречески означает "приношение" - в древности верующие приносили в храм хлебы, которые сами пекли (равно как и вино для причастия). Сейчас прОсфоры (ударение на первом слоге) пекут для всех особо назначенные прихожане. В конце Литургии священник всыпает все частицы, находящиеся на дискосе, в Святую Чашу (Потир), произнося: "Омой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною".
Кроме Проскомидии, записки можно подать на заупокойную ектению– сугубое поминовение, которое обычно совершает диакон после чтения Евангелия со словами: "Еще молимся о блаженной памяти и вечном упокоении душ усопших рабов Божиих (имена)...". Также можно подать записку на молебен(о живых) или панихиду(об умерших), совершаемые обычно по окончании Литургии. Для этого просто пометьте на записке "на ектенью", "на молебен" или "на панихиду".
На поминальных записках и в помянниках, подаваемых на Проскомидию и заупокойную ектинью, могут быть имена только крещëных православных христиан, так как такое поминовение является литургическим действом, связанным с таинством Причащения, а таинства преподаются исключительно членам Святой Церкви.
Дома, в частной молитве, или на молебне можно молиться за всех, включая неправославных, но за Литургией или панихидой могут поминаться только православные христиане. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, апостола Матфея или блаженную Ксению Петербургскую), подавать записки и молиться уже не нужно.
После Литургии записки/помянники приносятся обратно к свечному ящику. Их можно взять и использовать в следующий раз. Просфоры (из которых были вынуты частицы на Проскомидии) раздаются тем, кто их заказывал, вместе с поминальными записками в конце службы (после целования креста). Чтобы заказать просфору, надо на поминальной записке дописать сбоку – "просфора".
О ПОМИНОВЕНИИ И ЗАПИСКАХ
Церковная записка– разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении, на молебнах и панихидах.
Поминовение живых и усопших принято также ежедневно в домашних молитвах.
В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2).
Он принес в жертву за всех свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва – святое Причастие.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).
Данные от Господа Апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим. 2:1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5:14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
– Я не умею молиться, – смиренно отвечал отец Иоанн.
– Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
– Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
– Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.
Сорокоусты
Сорокоуст– поминовение, совершаемое Церковью ежедневно в течение сорока дней.
Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.
«Сорокоусты, – пишет св. Симеон Солунский, – совершаются в воспоминание вознесения Господня, случившегося в сороковой день после воскресения, – и с той целью, чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение (то есть навстречу – ред.) Судии, был восхищен на облацех, и так был всегда с Господом».
Сорокоусты заказываются не только о упокоении, но и о здравии, особенно о тяжелобольных.
Молебен– это особое Богослужение, при котором просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ. В храме молебны совершаются перед литургией и после нее, а также после утрени и вечерни.
Общественные молебны совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения отроков, при стихийных бедствиях, в нашествии иноплеменников, при эпидемиях, в бездождие и т. д.
Другие молебны принадлежат к частному Богослужению, и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих. Часто во время этих молебнов происходит малое освящение воды.
Записка на молебен начинается с указания, какому святому возносится молебен, пишется, о здравии он или о упокоении. Затем перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.
Когда будете подавать записку на молебен, скажите служителю, заказываете ли вы водосвятный молебен – в этом случае совершается малое освящение воды, которая потом раздается верующим, – или же обычный, без водосвятия.
Можно заказать поминовение живых или усопших на месяц, на полугодие, на год.
В некоторых храмах и монастырях принимаются записки на вечное поминовение.
Если вы подали заказную записку, то имена, написанные в записках, произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия.
По окончании чтения Евангелия начинается сугубая (то есть усиленная) ектения – общий вопль к Богу, троекратное «Господи, помилуй!».
Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»
В двух прошениях мы усиленно просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молимся Тебе), услыши и помилуй. – Помилуй нас, Боже…».
Все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужебном братстве (причте церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…
Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего.
В последнем прошении сугубой ектений диакон усиленно призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих во святом и всечестном храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости.
Плодоносящие и доброделающие – это верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и прочее), которые жертвуют деньгами и вещами на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем.
В определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляем Господа даровать нашим усопшим Царствие Небесное, где все праведные упокоеваются.
Во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы.
Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок.
Обычай чтения записок с именами во время сугубой ектений идет еще с древних, апостольских времен – «диакон поминает диптихи, сиречь помянник усопших». Диптихи – это две таблички, сделанные из бумаги или пергамента, сложенные как скрижали Моисея. На одной из них писались для чтения во время священнодействия имена живых, на другой – усопших.
Если хотите, в записках о здравии перед именем можно упомянуть «болящего», «воина», «путешествующего», «заключенного». Не пишут в записках – «страждущего», «озлобленного», «нуждающегося», «заблудшего».
9. В записках «О упокоении» усопший в течение 40 дней по кончине именуется «новопреставленный». Допускается в записках «О упокоении» написание перед именем «убиенный», «воин», «приснопамятный» (день смерти, день именин усопшего).
КАК ЗАПОЛНЯТЬ ПОМИНАЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ (ПОМЯННИКИ)
Поминальные записки – это небольшие листки с именами тех, о ком верующие желают, чтобы священник помолился вместе со всей Святой Церковью – о здравии живых или об упокоении усопших. Записки можно составить дома или в храме, и положить у свечного ящика в начале богослужения. Если имён много, то удобнее иметь особую книжечку-помянник.
Записки обычно пишут на листках, которые можно взять у свечного ящика. Они бывают двух видов: "О здравии" и "О упокоении" («За упокой»). Если Вы используете простую бумагу, то не забудьте написать сверху "о здравии" или "о упокоении". Имена пишутся в полной форме ("Сергия", а не "Серёжи"), в родительном падеже ("Анны", "Владимира", "Иоанна"). Перед именем ребëнка младше 7 лет пишется "млад." (младенца). Перед именем ребëнка от 7 до 16 лет пишется "отр." (отрока или отроковицы). Пишите чётким, понятным почерком.
На записках "О здравии" можно перед именем добавить "бол." ("болящего" или "болящую"), "воина", "монаха", "монахини", "путешествующего", "заключённого". В заупокойных записках можно отметить "убиенного", "новопр." (новопреставленного, если ещё не исполнилось 40 дней со дня кончины), "присн." (приснопамятного – усопшего, имеющего в этот день памятную дату).
Пономарь относит записки/помянники «на проскомидию» в алтарь, где священник или диакон молитвенно прочитывают их в конце Проскомидии (в начале Литургии). Священник в это время особым ножиком, который называется "копие", вынимает из просфор маленькие частицы за каждое имя, и кладёт их на особое блюдо – дискос, молясь при этом: "Помяни Господи принесших и их же ради принесоша", т.е. "Помяни, Господи, тех, кто принёс эти просфоры и тех, ради которых они были принесены". ПросфорА (ударение на последнем слоге) по-гречески означает "приношение" - в древности верующие приносили в храм хлебы, которые сами пекли (равно как и вино для причастия). Сейчас прОсфоры (ударение на первом слоге) пекут для всех особо назначенные прихожане. В конце Литургии священник всыпает все частицы, находящиеся на дискосе, в Святую Чашу (Потир), произнося: "Омой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Кровию Твоею Честною".
Кроме Проскомидии, записки можно подать на заупокойную ектению– сугубое поминовение, которое обычно совершает диакон после чтения Евангелия со словами: "Еще молимся о блаженной памяти и вечном упокоении душ усопших рабов Божиих (имена)...". Также можно подать записку на молебен(о живых) или панихиду(об умерших), совершаемые обычно по окончании Литургии. Для этого просто пометьте на записке "на ектенью", "на молебен" или "на панихиду".
На поминальных записках и в помянниках, подаваемых на Проскомидию и заупокойную ектинью, могут быть имена только крещëных православных христиан, так как такое поминовение является литургическим действом, связанным с таинством Причащения, а таинства преподаются исключительно членам Святой Церкви.
Дома, в частной молитве, или на молебне можно молиться за всех, включая неправославных, но за Литургией или панихидой могут поминаться только православные христиане. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, апостола Матфея или блаженную Ксению Петербургскую), подавать записки и молиться уже не нужно.
После Литургии записки/помянники приносятся обратно к свечному ящику. Их можно взять и использовать в следующий раз. Просфоры (из которых были вынуты частицы на Проскомидии) раздаются тем, кто их заказывал, вместе с поминальными записками в конце службы (после целования креста). Чтобы заказать просфору, надо на поминальной записке дописать сбоку – "просфора".
О ПОМИНОВЕНИИ И ЗАПИСКАХ
Церковная записка– разовый помянник «О здравии» или «О упокоении», подаваемый в храме для поминовения на проскомидии или ектении, на молебнах и панихидах.
Поминовение живых и усопших принято также ежедневно в домашних молитвах.
В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме
Домашняя молитва, как правило, не имеет такой благодатной силы как молитва общая, соборная, то есть молитва Церкви.
Церковная молитва – эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).
В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает сам Бог. Храм – дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.
Еще в ветхозаветные времена молитвы сопровождались принесением в жертву животных во очищение от грехов и умилостивление Бога.
В Церкви же Нового Завета жертвоприношения животных не существует, ибо «Христос умер за грехи наши» (1 Кор. 15, 3). «Он и есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин. 2:2).
Он принес в жертву за всех свою Пречистую Кровь и Плоть и установил на Тайной Вечери совершать, в воспоминание о Нём, принесение под видом бескровных даров – хлеба и вина, – Его Пречистой Плоти и Крови во оставление грехов, что и совершается в храмах на Божественной литургии.
Как в Ветхом Завете к молитвам присоединялись жертвы, так и теперь в храмах, кроме молитвы, возносится Святейшая Бескровная Жертва – святое Причастие.
Церковная молитва имеет особенную силу еще и потому, что она возносится священником, специально поставленным для того, чтобы совершать священнодействия, возносить за людей молитвы и жертвы Богу.
«Я вас избрал и поставил вас, – говорит Спаситель Своим Апостолам, – чтобы… чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин. 15:16).
Данные от Господа Апостолам права и возложенные на них обязанности и полномочия они передали поставленным ими преемникам: епископам и пресвитерам, завещав им и власть, и право, и непременный долг прежде всего… «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков» (1Тим. 2:1).
Потому святой апостол Иаков и говорит христианам: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним» (Иак. 5:14).
Святой праведный Иоанн Кронштадтский вспоминал, как его, еще молодого священника, незнакомая женщина попросила помолиться об успехе одного ее дела.
– Я не умею молиться, – смиренно отвечал отец Иоанн.
– Помолитесь, – продолжала просить женщина. – Я верю, что по вашим молитвам Господь поможет мне.
Отец Иоанн, видя, что она возлагает такие большие надежды на его молитву, еще больше смутился, снова утверждая, что он не умеет молиться, но женщина сказала:
– Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как умеете, а я верю, что Господь услышит.
Отец Иоанн стал поминать за литургией эту женщину. Через некоторое время батюшка снова встретил ее, и она сказала:
– Вот вы, батюшка, только помолились за меня, и Господь послал мне по вашим молитвам, что я просила.
Этот случай так повлиял на молодого священника, что он понял всю силу иерейской молитвы.