Любовь, человеческая и божественная

ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ

Душа на своем пути к проявлению проходит четыре состояния: Ильм, Ишк, Вуджуд, Шухуд. Ильм — это изначальное состояние сознания, чистый разум; Ишк — это любовь, следующий шаг разума на пути к проявлению. Поэтому разум и любовь являются одним и тем же по сути. Вещи, такие как камни и деревья, не имеют разума, и поэтому у них нет любви, разве что ее незначительное восприятие, что существует в растительной жизни. Однако у зверей и птиц разум развивается, и потому у них понемногу обнаруживается любовь. Вуджуд — это объективный мир, назначение которого — быть любимым, ибо любовь не может проявить себя, если не будет объекта любви. Шухуд — это реализация опыта любви, в каком бы аспекте она ни была.

Английское слово "love" (любовь) развилось из санскрита: "lobh", что означает "желание", "страсть"; то же самое слово используют и в русском языке — "любовь". Любовь другими словами можно охарактеризовать как "желание сознавать объект любви". Поэтому Шухуд, реализация любви является единственным объектом для каждой души. И то, что известно нам как воля, желание, страсть, доброта, предпочтение и т.д. — это любовь в ее различных аспектах.

Дом любви — это знания. Именно любовь и интерес к вещам раскрывает со временем их секреты, и тогда человек узнает, как их развивать, управлять ими, как их использовать. Никто не сможет узнать кого-либо — неважно, сколько у него будет знаний, — кроме любящего, ибо если нет любви, то внутренние глаза слепы, открыты только те, что снаружи, — а они являются лишь очками для внутренних глаз. Если глаза не видят, для чего нам очки? Именно потому мы восхищаемся всеми, кого мы любим, и слепы к хорошим качествам тех, кого не любим. Они, конечно, не всегда заслуживают наше пренебрежение, но наши глаза без любви не могут видеть их доброту. А у тех, кого мы любим, могут быть и плохие моменты, но так же как любовь видит красоту, так и мы видим в них лишь ее. Разум, как он есть, на следующем этапе движения к проявлению превращается в любовь. Когда зажигается свет любви, сердце становится прозрачным, и разум души может видеть сквозь него, но до тех пор, пока солнце не зажгло пламя любви, разум, который все время стремится получить опыт жизни на поверхности, будет блуждать в темноте.

Все созданное сделано для любви. Человек наиболее способен к ней. Если у нас в доме есть какой-то камень и нам он очень нравится, камень этот не узнает о нашей любви, по крайней мере, в той степени насколько ее может сознавать растение. Если у нас есть какое-то растение, и мы заботимся о нем, ухаживаем за ним, оно ответит на нашу заботу и станет цвести. Животные чувствуют привязанность. Если мы в доме будем держать животное, как много любви и привязанности оно может ощутить! Ручные животные со временем начинают любить так, как если бы они были членом семьи. Именно собака кормила Иосифа, пока он был в колодце, до тех пор пока его не нашли путники, проходившие мимо. Рассказывают, что лошадь одного араба, павшего на поле битвы, смотрела за ним три дня, отгоняя от его трупа стервятников, — до тех пор пока не пришли его товарищи. Но человек, обладающий наибольшей долей разума, сохраняет в своей природе наиболее любви.

Все это доказывает, что все созданное развивалось от жизни камней до растительной жизни, от растительной — до животной, а от животной — до человеческой, выказывая постепенное развитие любви на каждой стадии.

Суфии говорят, что причина самого создания заключается в том, чтобы совершенное Бытие пожелало узнать Себя, и сделало это, пробудив Любовь Своей природы и создав из нее свой объект любви, который называется красотой. Дервиши, подразумевая именно это значение, приветствуют друг друга: "Ишк Аллах, Маабуд Аллах" — "Бог есть любовь, и Бог есть возлюбленный". Один индийский поэт сказал: "Желание увидеть возлюбленного принесло меня на землю, и то же самое желание беру я на небо".

Так как любовь — это источник создания и действительная поддержка всех существ, то, если человек знает, как отдать миру такие чувства как доброта, симпатия, служение, он дает всем пищу, по которой изголодалась всякая душа. Если бы человек знал этот секрет жизни, ему бы достался целый мир, вне всякого сомнения.

Любовь всегда можно различить в мыслях, речи и действиях любящего, ибо в каждом его выражении есть некий шарм, который проявляется как красота, нежность и тактичность. Сердце, горящее в пламени любви предрасположено к тому, чтобы растопить всякое сердце, в контакте с которым оказывается.

Любовь создает в любящем такой шарм, что если он любит что-то одно, его самого любит все. Один индийский поэт так объяснял магнетизм любви: "Может ли какое сердце не расплавиться до капель, пред огнем, что сердце грел всю жизнь мне? Я всю жизнь лил слезы от страданий любви и любящие совершат паломничество к моей скорбной могиле". И Христос, дабы преподать урок любви, говорил: "Я сделаю вас ловцами душ человеческих". "Все притягивается ко мне, дабы стать мне другом, но никто не может поведать, что же это в моем сердце его притягивает." — так говорил Джелал-ад-Дин Руми.

Любовь — неотъемлемая часть каждой души. Все, чем бы ни занимался в жизни, — каким бы важным или неважным это ни было, — так или иначе предрасположено к любви. Поэтому никого в мире нельзя назвать совершенно лишенным любви. Любовь — это единственное, что душа приносит с собой на землю, но все-таки придя туда, человек перенимает от всех качества "нелюбви". Если бы это было не так, мы бы уже родившись были бы такими же желчными, ревнивыми, злыми и полными ненависти, как мы выглядим сейчас. У младенца нет ненависти. Маленький ребенок, которого мы пожурили, через несколько минут придет и обнимет нас.

Любить, обожать, поклоняться кому-либо не будучи связанным с ним по родству, расе, вере, и вообще при отсутствии всяких земных связей — все это происходит от любви души. Иногда люди влюбляются с первого взгляда, иногда чье-либо присутствие притягивает человека как магнит, иногда кто-то видит человека и чувствует, что "Я как будто знал его всю жизнь"; иногда кто-то разговаривает с кем-либо, и чувствует такое глубокое понимание, как если бы их души понимали друг друга — и это объясняется идеей родства душ.

Сердце, освещенное любовью, более ценно, чем все бриллианты и драгоценные камни мира. Сердец много и они разные, так же как в мире много разных субстанций. Есть сердца из металла, которым, чтобы согреть их, требуется много времени и много огня любви; а если их нагреть, они расплавятся и их можно уложить в какую угодно форму — на момент, но вскоре после этого они остынут. Есть сердца из воска, которые тают сразу же при виде огня, и если есть фитилек идеала, они будут поддерживать это пламя до тех пор, пока не перестанут существовать. Есть сердца из бумаги, которые загораются от легкого прикосновения пламени и за мгновение превращаются в пепел.

Любовь подобна огню; ее свет — это поклонение, ее пламя — это мудрость, ее дым — это привязанность, а ее пламя — отстраненность. Пламя возникает из света, так же обстоит дело и с мудростью, которая возникает из поклонения. Когда огонь любви создает пламя, он освещает путь жизни преданного подобно факелу и вся тьма исчезает.

Когда жизненная сила действует в душе, — это любовь; когда она действует в сердце, — это эмоции; когда она действует в теле — это страсть. Поэтому самый любящий человек — самый эмоциональный, а самый эмоциональный человек — самый страстный, в зависимости от уровня, который он наиболее сознает. Если у него наиболее пробуждена душа — он любит, если сердце — эмоционален, а если он сознает свое тело, его удел — страсти. Эти три состояния можно охарактеризовать как огонь, пламя и дым. Любовь является огнем, когда она — душе, пламенем — если зажжет сердце; и дымом — когда она проявляется в теле.

Первая любовь — любовь для себя. Если, будучи просвещенным, человек увидит свою истинную выгоду, он становится святым. А если просвещения нет, человек становится настолько эгоистичным, что превращается в дьявола. Вторая любовь — это любовь к противоположному полу. Если эта любовь ради любви, то это небесная любовь, если ради страсти — земная. Она, если она абсолютно чиста, может полностью устранить идею "себя", но выгода от этого незначительная, а опасность — велика. Третья любовь — это любовь к детям, и она же является первой службой созданиям Божьим. Сохранить ее только для детей значит принять на себя то, что дано нам на веру Создателем, но если эта любовь расширяется до того, чтобы охватить все созданное нашим Небесным Отцом, она возвышает человека до того, чтобы был среди избранных Богом.

Любовь родителей к детям гораздо сильнее, чем любовь детей к ним, ибо если все мысли родителей направлены на ребенка, мысли детей направлены на себя. У Пророка спросили: "Чья любовь больше — любовь родителей к детям или любовь детей к родителям?" Он ответил: "Любовь родителей больше, ибо в то время как они делают все с мыслью, чтобы их дети могли вырасти и жить счастливо после них, — как будто бы они надеются жить в жизни своих детей после своей смерти — даже достойные дети думают, что когда-нибудь их родители умрут, и с этой мыслью они помогают им настолько мало, насколько могут." Тогда его снова спросили: "А из родителей, чья любовь больше?" Пророк ответил: "Матери, большая доля уважения и заботы идет от нее, ибо у ног ее лежит небо". Любовь родителей благословенна во веки веков, ибо эта любовь чиста как кристалл.

Есть одна хорошо известная история о Ширване Бхагате, который очень любил своих родителей, а они уже достили такого возраста, что стали беспомощными и полностью зависимыми от забот единственного сына. Он любезно прислуживал им и с терпением сносил все трудности, которые ждут человека, если он общается с пожилыми людьми.

Однажды родители сказали, что они бы очень желали хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Каши. Их достойный сын сразу дал свое согласие на это и так как в те дни не было никакого другого средства передвижения, он решил идти пешком. Он сплел корзины, в которые посадил своих старых родителей, взвалил их себе на плечи и так отправился в путь — за тысячи миль, проходя через многие леса и горы, и переправляясь через реки.

Так он шел несколько месяцев. Но перед тем, как подойти к конечной цели путешествия, случилось несчастье. Ширван по просьбе своих родителей поставил корзины на землю и пошел принести им воды. Когда он подошел к воде, его ударило стрелой Раджи Дашератхи, который метил в оленя, но случайно попал в него. Услыхав глубокий вздох человека, Раджа подошел к нему и был опечален безмерно. "Могу ли я что-нибудь сделать для тебя, о человек?" — спросил он. Ширван ответил: "Я умираю. У меня есть только одно желание — принести воды родителям, ибо они хотят пить в такую жару". "Это все?" — спросил Раджа, — "Я сделаю это с большим удовольствием в первую очередь". Ширван добавил: "Если ты желаешь сделать что-то еще, тогда присмотри за ними и проследи, чтобы их принесли в Каши, хотя я сомневаюсь, что они проживут сколько-нибудь после того, как умру я".

Раджа взял воды и пошел. Он отдал ее родителям не говоря ни слова, боясь, что они не будут пить ее, если услышат чужой голос. Родители сказали: "О достославный сын, мы никогда за всю свою жизнь не видели тебя опечаленным; в первый раз ты дал нам чашу воды, не сказав ни слова любви, что всегда давало нам новую жизнь". Раджа Дашератха разразился слезами и рассказал им о смерти сына. Они же, услыхав это, пить не смогли. Они жили только его любовью. Каждый из них издал глубокий вдох "О, наш любимый Ширван", и оба умерли.

С тех пор эта история стала в Индии традицией. И находятся ее последователи, которые носят на плечах корзины и так путешествуют, уча добродетели преданного служения родителям.

Когда любовь направлена на один объект — это любовь; на несколько объектов — привязанность. Когда она подобна облаку, ее называют слепым увлечением. Если ей свойственна мораль, то это набожность. Если это любовь к Богу, вездесущему и всемогущему, то есть по сути дела, к целостному Бытию, тогда ее называют божественной любовью, а любящий становится святым.

Больше чем любовь силы нет. Вся сила приходит с пробуждением любви в сердце. Люди говорят: "Он мягкосердечен, он слаб", но много людей не знают, какая сила исходит от сердца, что становится нежным в любви. Солдат воюет на поле битвы из любви к своему народу. Каждая работа, выполненная кем-то с любовью, — в нее вложена вся сила и энергия. Страх и разум, которые ограничивают силу, не могут выстоять против любви. Курица, какой бы робкой она ни была, может стать супротив льва из любви к своему потомству. Для любящего сердца нет ничего слишком сильного, слишком мощного.

Сила любви охватывает все в жизни, так же как сила динамита завоевывает мир. Но когда взрывается динамит, он поджигает все; и так же происходит с любовью — когда она слишком сильна, она превращается в колесо уничтожения, и в жизни любящего все происходит не так. Вот эта тайна и объясняет все страдания и убогость жизни любящего. И все-таки любящий выигрывает в обоих случаях. Если он победил обстоятельства, он — победитель. Если он потерял все — он святой.

Любовь выше закона, а закон ниже любви. Сравнивать их двоих нельзя. Одно идет с небес, другое — от земли. Там, где умирает любовь, начинается закон. Поэтому в законе никогда не будет места для любви, и любовь не сможет вместить себя в рамки закона. Одно ограничено, а другое не ограничено так же, как и сама жизнь. Любящий не может разумно объяснить, почему он кого-то любит, ибо разумное объяснение есть всему, кроме любви.

Время и пространство находятся в руках любви. Путешествие длиной в несколько миль рядом с возлюбленной превращается в несколько ярдов, а ярды превращаются в мили, когда ее рядом нету. Один день разлуки в любви равен тысяче лет, а тысяча лет рядом с любимой даже одного дня короче.

Если есть на свете какое-либо защищающее влияние, то это не что иное как любовь. Во всех аспектах жизни, где мы находим себе защиту, ее мотивом всегда является любовь; и никто не может доверять никакой защите — какой бы крепкой она ни была, если это не та защита, которую предлагает любовь. Если великану случится напугать ребенка, ребенок скажет: "Я все расскажу маме". Сила и мощь одного человека слишком мала по сравнению с той любовью и защитой, которую мать дает ребенку.

Любовь может исцелять лучше чем что-либо на свете. Если ребенку больно, нет ничего лучше прикосновения матери. Для любящего, если он заболел, нет более сильного лекарства, чем присутствие любимой. Даже кошки и собаки вылечиваются, если их погладить с любовью.

Люди напрасно используют физические процессы, чтобы читать мысли, посылать и принимать телепатические сообщения. Если бы они только знали, что тайна всех оккультных и физических явлений заключается в любви! Любящему известно все: удовольствие, дискомфорт, счастье и несчастье, мысли и образы любимой. На его пути нет времени, нет пространства, ибо телепатический ток между любящим и любимой устанавливается естественным образом. Воображение любящего, мысли, сны и видения — все говорит ему об объекте его любви.

Концентрация, которая является секретом всех достижений в жизни, главным явлением во всех ее аспектах, особенно в плане религии и мистицизма, естественна в любви. Лишенный любви будет идти по своей дороге годами, и ему никогда не удастся сконцентрировать свой ум на одном объекте; но любящего любовь заставляет двигаться вперед, удерживая перед его восхищенным взглядом образ любимой. Поэтому любящему концентрироваться не надо; его любовь — это сама по себе концентрация, и она дает ему власть над всем в мире. Любящий достигает объекта своей любви силой концентрации. Если он не достигает его, тогда он возвышается над ним. Свою награду любящий получает в любом случае.

ГЛАВА II. ФАРХАД И ШИРИН

Любовь никогда не прельщается богатством и величием. Ширин, дочку бедняка, но богатую своими идеалами, похитили и привели к шаху Фарасу, который тут же в нее влюбился и щедро вознаградил тех, кто привел ему ее. Но, к своему великому разочарованию, он обнаружил, что Ширин не отвечает на его любовь, и что ее идеал слишком велик, чтобы позволить ей соблазниться богатством и величием шаха. Он делал все, чтобы ей понравиться и чтобы она захотела за него выйти, но каждое усилие давало противоположный эффект.

Когда Ширин увидела, что надежды спастись из дворца, который был для нее клеткой, нет; и когда приставания шаха и его слуг истощили ее терпение настолько, что ей приходилось соглашаться с их предложением, она и согласилась, но с одним условием: нужно было прорыть канал в память о таком событии. Это было, конечно, предлогом для того, чтобы отложить свадьбу, ибо на рытье канала требовались годы труда. Шах был настолько очарован ее молодостью и красотой, что ухватился даже за малейший знак уступки и тут же дал приказ придворным инженерам и архитекторам начать работы по каналу ни минуты не медля, и выполнить их как можно быстрее, не жалея ни денег, ни сил. Были задействованы тысячи рабочих, и работы велись и днем и ночью под бдительным оком самого повелителя и его слуг.

Чем ближе работа подходила к концу, тем более усиливалась надежда шаха. И вот он, с огромным удовольствием, пригласил Ширин взглянуть на канал. Она же, с подавленным настроением, вышла посмотреть на него, боясь что скоро он будет закончен и ей придется уступить желанию шаха, что было для нее хуже смерти. И вот пока она шла и рассматривала, как идет работа, где беспрестанно трудились тысячи рабочих, к ней, к ее огромному удивлению, подошел рабочий, сраженный наповал ее красотой и обаянием. Он, ничего не боясь, воскликнул: "О, Ширин, я люблю тебя!" "Любовь преодолевает сословные различия между любящим и любимой, и она побеждает высоту, на которую любящему приходится взбираться".

Это был именно тот голос любви и то самое слово искренней привязанности, которое Ширин так долго искала и не находила до сей поры. Ширин ответила: "Ты любишь меня? Тогда пробей эти горы и проруби дорогу сквозь них." Фархад тут же ответил: "Золото должно быть проверено. Я охотно сделаю это — все, что ты попросишь".

Фархад отправился в дорогу со всей душой, не думая, почему он должен прорубить дорогу, и даже не оценивая, какую огромную работу ему придется выполнить. Он даже не остановился подумать, как много времени потребуется, чтобы ее закончить, и не пройдут ли его усилия впустую — он пошел в эти горы, в эту глушь и принялся рубить их своим кайлом. И с каждым своим ударом он повторял имя Ширин. И удары Фархада сотворили чудо — один удар был словно сотня ударов. "Сила человека — это сила его тела, но сила любви — это мощь Бога". Его работа близилась к завершению чуть ли не когда она началась. Работа, которая потребовала бы много рабочих и много лет, была завершена за считанные дни.

Ширин, когда увидела Фархада, отказала шаху, говоря: "Вот еще один человек, который меня любит и который проходит испытание. До тех пор, пока я не узнаю, чем оно кончится, я думаю, что лучше воздержаться от свадьбы".

Шпионы шаха следили за Фархадом и сразу же доложили ему, что Фархад завершил свою работу раньше, чем закончились работы по каналу. Шах был очень обеспокоен, думая, что Фархад скорее всего завоюет любовь Ширин, и что после того, как он все это выполнит, Ширин ему не достанется. Когда он рассказал об этом своим советникам, один из них сказал: "Повелитель, вы — шах, а Фархад — рабочий. Что за сравнение между небом и землей? Я пойду и, если это будет приятно Вашему Величеству, в момент прикончу его". "О, нет", — ответил шах, — "Ширин будет видеть пятна его крови на мне и навсегда от меня отвернется". Тогда заговорил один из слуг шаха: "Мне, господин мой, не трудно будет оборвать жизнь Фархада, не пролив ни единой капли крови". "Вот это гораздо лучше", — ответил шах.

Слуга пошел к Фархаду, который почти уже закончил свою работу, в надежде увидеть взгляд Ширин: "Счастье для любящего, это удовольствие любимой". И вот слуга шаха сказал: "О, Фархад, увы, все впустую! О, эта соперница Луны, твоя возлюбленная Ширин скоропостижно скончалась". Фархад воскликнул в величайшем замешательстве: "Как? Моя Ширин умерла?" "Да", — ответил слуга, — "Увы, Фархад, умерла Ширин". Фархад издал глубокий вздох и упал на землю. "Ширин" было последним словом, что произнесли его губы, и тут его жизнь отлетела.

Ширин услышала от своих доброжелателей, что Фархад сотворил чудо, — прорубил дорогу в горах, повторяя имя ее при каждом ударе, и закончил работу, которая бы потребовала всей жизни, в наикратчайшие сроки. Ширин, нити сердца которой уже были затронуты Фархадом, душу которой любовь Фархада пронзила, не могла ждать ни минуты и при первой же возможности отправилась в горы. "Высшие силы разделяют два сердца, что идут вместе". Ширин, которой выпала огромная удача иметь такого возлюбленного как Фархад, не суждено было увидеть его больше.

К своей великой печали и разочарованию, Ширин нашла тело Фархада, лежащее рядом с той дорогой, которую он сделал для нее. Шпионы шаха подошли к ней поближе, чтобы убедить ее в его смерти, надеясь, что теперь, когда Фархада больше нет, она бы обратила свой взор на корону шаха. Они сказали: "Вот бедный Фархад. Увы, умер он." Но из дуновения ветра, из плеска воды, от скал, от деревьев услышала она голос Фархада, который говорил: "Ширин, Ширин". Сама атмосфера того места удерживала ее душу при помощи магнетизма любви, который Фархад создал там. Она свалилась на землю, убитая огромной потерей, которую ее сердце не могло выдержать, и закричала: "Фархад я иду к тебе, я с тобой!" "Судьба любящего — это великое разочарование в глазах мира, но величайшее удовлетворение в глазах мудрецов."

Люди, качества которых создают гармонию, нравятся друг другу. Эти качества могут быть телесными или умственными; они могут быть и качествами души. Физическое увлечение длится меньше всего, эмоциональное увлечение длится дольше, а увлечение духовное продолжается вечно.

Едва лишь выраженная любовь зажигает другое сердце; если любовь выражена более явно, она в том сердце и поселяется, а когда она выражена слишком сильно, она отталкивает объект любви.

Контакты делают людей друзьями, хотя ни сам контакт смертных, ни дружба не длятся вечно. Быть вместе, сидеть вместе, есть вместе, дышать одним и тем же воздухом — все это приближает сердца друг к другу. Два тлеющих уголька вместе со временем порождают огонь, языки пламени объединяют их. Когда соприкасаются две руки, электрический ток пробегает от одной руки к другой. В этом и заключается объяснение традиции рукопожатия — чтобы пламя двух людей объединилось. Именно поэтому люди имеют склонность хлопать в ладоши, складывать руки на груди и класть ногу на ногу, когда они сидят или лежат, ибо это доставляет им комфорт. Это же и является причиной чувства родства, существующего у одного и того же народа или расы.

Любовь предрасположена к тому, чтобы воспроизводить качества (даже создавать уподобление) объекта любви в любящем. Мы часто видим, что друзья, муж и жена, любовники, муршид и мюрид со временем начинают выглядеть одинаково. Портреты разных шейхов Хандан-и-Кишта выглядят так, как если бы их создавали по одному образцу. Человек, уехавший из своей собственной страны, и живущий долгое время в другой, хорошо узнает ту другую страну, начинает любить ее, а иногда не хочет возвращаться обратно на родину, так как в нем появилась любовь — связанность с той страной.

Встретиться — значит зажечь любовь, расстаться — спалить ее. Чем дальше объект любви находится от любящего, тем больше места создается для расширения любви. Поэтому любовь к недосягаемому объекту имеет все возможности для развития, тогда как объект любви, которого мы можем достичь, часто оказывается ее проверкой. Если разлука длится долго, она усиливает любовь, Но если она длится слишком долго, любовь умирает. Если встреча продолжается на короткое время, она зажигает любовь, но пламя удержать становится трудно; а если связь длится долгое время, любовь не получает особого стимула, но обретает корни, чтобы расти, цвести и длиться долго. В отсутствие возлюбленной надежда становится маслом, которое питает пламя любви. Присутствие и отсутствие, если они сменяют друг друга заставляют любовь ярко гореть. Если связь слишком сильна, огонь любви задыхается, а при слишком долгой разлуке он гибнет от недостатка масла.

Мы можем год прожить в каком-нибудь городе, и мы можем познакомиться там с людьми, и они нам могут очень нравиться, и, возможно, мы им очень понравимся тоже. И вот, любовь усиливается и мы думаем: "Остаться бы здесь на всю жизнь!" Когда мы уезжаем, нам трудно расстаться с ними. А потом мы уезжаем, и друзья шлют нам письма, и мы отвечаем на них — сначала каждый день, потом каждую неделю, потом каждый месяц, до тех пор пока вся переписка не сводится к рождественской открытке или новогодним поздравлениям; ибо мы отделяемся от них вследствие того факта, что гораздо меньше общаемся с ними, зато — гораздо больше с теми, кто сейчас окружает нас. Если мы приедем в те же самые места лет через пять или шесть, мы обнаружим что местный климат какой-то не такой, и мы не узнаем там ни улиц, ни домов, и не будет там теплоты друзей, что были раньше. Человек, если он ничего не знает, будет их обвинять; но если он поймет, почему так случилось, он будет винить и себя. Ведь пребывание вместе любовь усиливает, а расставание ее ослабляет. И так же происходит с нашей привязанностью к различным местам.

ГЛАВА III. ЮСУФ И ЗУЛЕЙКА

Из истории о Юсуфе и Зулейке мы узнаем, какую роль в мире любви играет красота. Юсуф был самым младшим сыном Якуба, видящего, который наделен даром пророчества, подобно некоторым своим предкам. Его старшие братья, завидовавшие его красоте и тому влиянию, что он оказывал на отца и на всякого, кто встречался с ним, бросили его в колодец. "Не только лишь любовь, но и красота также должна платить за себя".

Купцы, проезжавшие мимо, увидели Юсуфа в колодце, когда стали набирать воду. Они взяли его с собой и продали его в рабство властителю Мисра, а тот, пораженный красотой манер этого юноши, сделал его своим личным помощником.

Зулейка, жена этого властителя, с каждым днем все более влюблялась в красивого юношу. Она разговаривала с ним, играла, восхищалась им и в ее глазах он возвысился от раба до царя. "Коронованные красотой всегда остаются царями, даже если они носят лохмотья или их продают в рабство. Настоящий царь — всегда царь, неважно, есть ли у него трон или нет."

Друзья и родственники Зулейки начали говорить о том, что она влюбилась в Юсуфа, и так как людям свойственно искать провинностей у других, это в конце концов поставило Зулейку в трудное положение.

Однажды она позвала к себе всех своих друзей и родственников, и вложила в руки каждому лимон и кинжал. Она сказала им разрезать лимон, когда она им прикажет, а затем позвала Юсуфа. Когда он пришел, она повелела им эти лимоны разрезать, однако глаза у каждого настолько были очарованы Юсуфом, что многие, вместо того, чтобы разрезать лимон, порезали себе пальцы и тем самым поставили на них печать любви к Юсуфу. "Красота отбирает у любящего сознание себя".

Зулейка, покоренная Юсуфом окончательно, забыла от любви к нему, что правильно, а что нет. "Разум исчезает, когда появляется любовь". Они с каждым днем становились все ближе и ближе друг к другу до тех пор пока чары страсти не разлучили их. Когда на душу Юсуфа легла тень страсти, Зулейке пришло на ум прикрыть покрывалом лицо идола, что стоял у ней в комнате. Это Юсуфа удивило и он спросил ее: "Что ты делаешь?" Она ответила: "Я прикрываю лицо моего бога, что смотрит на нас глазами полными гнева". Это испугало Юсуфа. Ему явилось видение, в котором его отец указывал рукой на небо. И тогда он сказал: "О Зулейка, что же ты за мысль подсказала мне! Глаза твоего бога можно прикрыть куском ткани, но глаза моего Бога закрыть нельзя. Он видит меня, где бы я ни был." "Вот человек, который помнит Бога во гневе, и боится Бога в минуты страсти". — так сказал Джафар.

Зулейка, ослепленная кромешной тьмой страсти, не могла оставить своего намерения и пока он все отказывался, ее страсть превратилась в гнев. Она возненавидела его, прокляла его и напомнила ему о его низком положении раба. Услышав это, он попытался выйти из ее комнаты, а она схватила его за шею и таким образом порвала ему одежду. В этот момент властителю города случилось войти в комнату. Он был очень удивлен этим зрелищем, которое ни Юсуф, ни Зулейка скрыть не могли. И до того, как он успел спросить ее о чем-либо, она пожаловалась ему, дабы скрыть свою вину явную, что, мол, Юсуф попытался наложить на нее свои руки, что, естественно, властителя привело в ярость, и он тут же дал приказ, чтобы Юсуфа отправили в тюрьму на всю жизнь. "Праведные переносят больше испытаний в жизни, чем неправедные".

Тюрьма была в радость верному Юсуфу, факел которого ярко горел во тьме страстей, пока он шел по тропе любви.

Вскоре после этого чары с Зулейки спали, и тогда пришла долгая меланхолия. Не было конца ее печали и сожалению. "Любовь умирает в страсти и в страсти снова рождается". Проходили годы, а боль сердца Зулейки пожирала ее плоть и кровь. Она истощала себя. На одной чаше весов была любовь Юсуфа, а на другой — то постоянное беспокойство, которое ее провинившееся сознание ей доставляло; и мысль о том, что его возлюбленного бросили в тюрьму по ее доносу, который чуть ли не стоил ей жизни.

Время, которое меняет все, изменило и условия жизни Юсуфа. Хотя он и был в тюрьме, он никогда не винил Зулейку по причине своей любви, но с каждым днем он погружался все более в мысли о ней, но все-таки оставался твердым в своих принципах, что было знаком набожности. Его любили те, кто сидел с ним в тюрьме, и он толковал их сны, когда они его просили. Присутствие Юсуфа делало из тюрьмы рай для заключенных. Однако Зулейка, после смерти своего мужа, страдала все более.

Прошло много лет и вот случилось так, что Фараон увидел сон, который как никогда его встревожил. Среди всех предсказателей и магов в его стране не нашлось никого, кто бы мог этот сон растолковать. Тогда слуги фараона рассказали ему о Юсуфе и его удивительном даре снотолкования. Он вызвал к себе Юсуфа, который, после того как ему рассказали о сне Фараона, смог растолковать его, и своими мудрыми советами советами изрядно облегчить его заботы. Фараон сделал его хранителем всех его сокровищ и даровал ему власть и почет, которые возвысили его в глазах всего мира. "Воистину, правда в конце концов существует."

Потом к Юсуфу пришли его братья, а затем и его отец Якуб, избавившийся от долгих лет боли, вызванной его любовью к Юсуфу. "Награда за любовь никогда не предает любящего"

И как-то Юсуфу случилось проезжать со своей свитой через то место, где Зулейка проводила свои дни в бесчисленных страданиях.

Услышав стук лошадиных копыт, многие люди побежали посмотреть на проезжающих, и все закричали: "Это Юсуф! Юсуф!" Услышав это, Зулейка пожелала снова увидеть его. Когда он ее увидел, он не узнал ее, однако остановился, видя что какая-то женщина хочет поговорить с ним. Он был тронут, увидав, что кто-то так страдает, и спросил ее: "Что ты хочешь от меня?" Он ответила: "У Зулейки желание осталось то же самое, о Юсуф, и оно будет таким же и сейчас и потом. Я возжелала тебя, и тебя одного я буду желать". Юсуф убедился в ее постоянстве любви, и очень был взволнован ее страданиями. Он поцеловал ее в лоб, взял ее руки в свои и стал молиться Богу. Молитва пророка и призыв долгой любви, принесли благословение Божье, и Зулейка обрела вновь свою молодость и красоту. И сказал Юсуф Зулейке: "С этого дня будешь ты моей возлюбленной царицей". Тогда они поженились и жили счастливо. "Воистину, Бог внимательно прислушивается к плачу каждого несчастного сердца".

ГЛАВА IV. МОРАЛЬ ЛЮБВИ

Есть одна мораль — любовь, что произрастает из самоотречения и цветет в благих деяниях .

Ортодокс говорит: "Вот это хорошо, это плохо, это правильно, а это неправильно". Но для суфия источником всех добрых дел является любовь. Кто-то, пожалуй, скажет, что она же и является источником и злых дел, но это не так. Их источник — недостаток любви.

Наши добродетели созданы любовью, а наши грехи вызваны ее недостатком. Любовь превращает грех в добродетель, а при ее недостатке добродетели ничего не значат. Христос сказал, когда к нему привели женщину, обвиняемую в грехе: "Ее грехи прощены, ибо она много любила". Небеса становятся такими красивыми благодаря любви, а жизнь становится адом, если ее не хватает. Любовь, по сути дела, создает гармонию в жизни на земле и мир на небесах.

Одна девушка увидела из окна две похоронные процессии и сказала своему возлюбленному: "Душа одного — это душа, что отправилась в рай; а душа другого, я уверена, в ад пошла". Он спросил: "Как ты можешь говорить, что знаешь то, что может знать только святой?" Она ответила: "Очень просто, я знаю это, потому что все те, кто идет за первым гробом, выглядят печальными, а у многих слезы в глазах. А у всех тех, кто идет во второй процессии, глаза сухи и на лицах у них веселье. По первому видно, что он любил и заслужил любовь многих, и потому он конечно должен попасть в рай. А второй, видно, не любил никого, ибо никто не скорбит о его смерти".

Поэтому, если этот мир является адом для лишенного любви, тот же самый ад обнаружится и в следующем мире. Если душа и сердце неспособны любить, то даже родственники и ближайшие друзья человека остаются ему чужими; он равнодушен к ним и ему не нравится их общество.

Начать любить легко и так поступает более или менее каждый. Но продолжать любить трудно, ибо любовь открывает глаза любящего, чтобы он мог видеть через возлюбленную, хотя и закрывает глаза любящего для всего другого. Сначала, чем более любящий знает о возлюбленной, тем больше он начинает видеть недостатки, равно как и достоинства, которые в начале любви, естественно, сбрасывают возлюбленную с того высокого пьедестала, на который любящий ее поставил.

Другая вещь заключается в том, что кроме тех атрибутов, которые привлекают любящих друг к другу, в каждом есть склонности, которые тянут их врозь. Эго всегда обманывает, сводя два сердца вместе, а потом разделяя их. Поэтому в мире чуть ли не каждый говорит: "Я люблю" или "Я любил", но редко бывает так, чтобы любовь всегда усиливалась с того момента, как она началась. Для того, кто любит по-настоящему, абсурд слышать, как говорят вокруг: "Я любил ее, но теперь больше не люблю".

Любовь должна быть абсолютно лишена эгоизма, иначе она не даст нужного озарения. Если у огня не будет пламени, он не сможет давать света, и лишь дым пойдет из него, а это будет мучительно. Такова эгоистичная любовь. Неважно, есть ли это любовь к людям, к человеку, — она бесплодна, ибо хотя она и выглядит как любовь к человеку или к Богу, по сути дела, это любовь к себе. Приходящие в голову любящему мысли типа: "Если ты будешь любить меня, я буду любить тебя, но если ты любить меня не будешь, то я тебя тоже не буду любить" и все подобные этому заявления — это ложные представления о любви.

Роль любящего в жизни гораздо труднее, чем жизнь возлюбленной. Любящий терпеливо сносит тиранию со стороны возлюбленной, и это совершенно естественно на тропе любви. У Хафиза есть строки о подчинении приказам возлюбленной: "Я разбил свою чашу желания о скалу повеления моей любимой. Что делать, если мое сердце покорено этой упрямицей, которая делает то, что сама хочет, а желания любящего отвергает?" Это описание природы любящего и возлюбленной, то есть возлюбленная будет делать все, что пожелает, тогда как любящий будет жить любовью, и разорвать ее будет означать для него смерть. Тогда единственным выходом остается смирение, равн

Наши рекомендации