Нимрод – первый царь в Священной истории.
То, что начало быть при Нимроде, это «начало царства». Политическая организация жизни народа, государственное начало – особая сфера жизни; так, особняком стоит Нимрод не только в «сынах Хуша», но и в общем родословии всех сынов Ноя (Бытие, глава 10).
И то качество, которое сделало Нимрода первым царем Священной истории, Писание называет сочетанием двух значительных слов. Ведь не за то же помнили Нимрода, что он был «сильный зверолов» (как в Синодальном переводе и в переводе Йосифона), или «могучий охотник» (перевод Шифмана). Нимрода помнили как основателя первого царства, поэтому «говорят» (говорили) не о зверолове-охотнике, а о том, кто подлинно царь: «как Нимрод – исполин ловец пред Господом». Первым словом, «исполин» гиббор, обозначалось, что и до Нимрода (до Потопа) были властители сильные, но
Нимрод был первый из гибборим’ов пред Господом: он, так сказать, легитимный царь, дело его – богоугодное, и имя его остались в истории. Царь должен быть в чем-то «гиббор», что само по себе значит «сильный» –
мы бы сейчас сказали (в контексте политики) «сильная рука».
Из какого ядра развиваются нужные для властителя качества при основании царства? При переходе к сильному централизованному правлению какими качествами должна обладать новая власть?
Книга Бытия дважды свидетельствует, что при самом начале устроения царства властитель должен обладать качествами, которые сходятся в одном занятии: цáйид – ловец.
В истории Нимрода как-то предполагается, что «ловец» – это охотник–зверолов… Пусть при начале своей жизни будущий царь – охотник на зверей, но ведь и способы охоты бывают разные. Всякая охота – борьба человека и зверя, она требует мужества, владения оружием, наблюдательности, выносливости, чутья и особого энтузиазма, – о таких говорят: это охотник… Однако охотник – это не поединщик, охотник не воин, его мастерство и его мужество – особого рода, оно лучше всего передается словом «ловец». Ловец – это, прежде всего, мастер засады и капкана, он умеет не обнаруживать себя, ловец превосходит зверя хитростью и неистощимым терпением… Умение выжидать, оставаясь незаметным для зверя, не выдать себя запахом, заманить зверя или приблизиться вплотную и произвести «операцию по захвату» – свойства «ловца».
От человека, который превосходит зверя как«ловец», начинается царство.
От ловца царство начинается, ловцом царь и остается. Однако занятия «ловец» уже нет (почти нет) в современном мире, а задача организовать централизованное правления может быть очень актуальной. Понятно, что «от человека, который превосходит зверя как ловец, начинается царство», как эта мысль применима к процессу возникновения централизованной власти в современном мире? Тот, кто сосредотачивает власть, должен быть тем, кого на языке Библии называют «ловец», а на современном языке это кто?
Поставим вопрос иначе. Современная история знает опыт таких социальных потрясений, которые называются «революция». После революции неизбежно происходит то, что называется «контрреволюция». В исторический период контрреволюции власть сосредотачивается в руках одного человека, его можно назвать «контрреволюционер»… Мы можем обозреть опыт контрреволюций [4] и увидеть, что в разных личностях, учреждавших сильную централизованную власть после революционных смут, есть то качество, которое обозначается библейским словом «ловец». В современном мире библейский «ловец» – это контрреволюционер.
В истории Нового времени и современности видим, что далеко не всегда «ловец» бывает достаточно «ловец», чтобы власть – может быть, и при жизни его – осталась в одних руках… Бывает так, что «ловец» недостаточно «контрреволюционер»… Бывает и так, что «ловец» недостаточно разумен, об этом следующий библейский сюжет.
О |
зарождении царской власти среди потомков Авраама в Книге Бытия рассказана отдельная история. Это история о двух братьях близнецах (различных по внешности и характеру), старший из которых уступил свое сыновство по Богу (оно называлось тогда «первородство») младшему брату. Младший брат обманом получил благословение от отца, бежал от старшего, опасаясь его гнева, много лет провел на чужбине, а когда вернулся, то застал старшего брата властителем и полководцем. Братья примирились. От младшего брата, который унаследовал «сыновство по Богу», пошла преемственность церковной жизни, а от того, кто был старшим братом и уступил первородство, пошла царская власть и цари. Одного звали Иаков (или Израиль), другого – Исав (он же Едом). «Цари царствовали во Едоме прежде царствования царя во Израиле» (Быт. 36:31). И вновь мы видим, что царская власть имеет отдельный источник происхождения: