Список опубликованных трудов по церковной тематике монахини Игнатии
1. Преподобный Косьма Маиумский и его каноны: (Духовные размышления) // Богословские труды. М., 1981. Сб. 22. С. 116–138.
2. Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве // Богословские труды. М., 1982. Сб. 23. С. 59–93.
3. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии // Богословские труды. М., 1983. Сб. 24. С. 320–336.
4. Гимнографическое творчество преподобного Андрея Критского // Богословские труды. М., 1984. Сб. 25. С. 260–275.
5. Труды русских песнотворцев в Киевский период // Богословские труды. М., 1987. Сб. 28. С. 230–245.
6. Высоко-Петровский монастырь в 20–30-е годы // Альфа и Омега. 1996. № 1 (8). С. 114–135.
7. Слово о старчестве [1949] // Альфа и Омега. 1996. № 2/3 (9/10). С. 165–208.
8. Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 280–316; № 3 (14). С. 351–365.
9. Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). С. 292–329.
10. Монашество последних времен: Жизнеописание схиархимандрита Игнатия (Лебедева): По воспоминаниям мон<ахини> Игнатии П. М.: Издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, 1998. 222, [1] с: ил. [Неавторизованный (!) вариант книги 1945 года. Авторская редакция опубликована в № 19 этого списка].
11. Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19). С. 257–283.
12. Святитель Герман, Патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф // Альфа и Омега. 1999. № 2 (20). С. 280–299.
13. Патриарх Сергий и Высоко-Петровский монастырь // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). С. 181–185.
14. Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного // Альфа и Омега. 1999. № 3 (21). С. 324–339.
15. Старчество на Руси. М.: Издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 315 с. (Б-ка журн. «Альфа и Омега»).
16. О Святейшем Патриархе Алексии I // Альфа и Омега. 2000. № 1 (23). С. 128–146.
17. Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви // Альфа и Омега. 2000. № 1 (23). С. 298–319; № 2 (24). С. 289–310.
18. Святитель Игнатий – Богоносец Российский // Альфа и Омега. 2000. № 3 (25). С. 279–297; № 4 (26). С. 225–244.
19. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. М.: Издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2001. 352 с. (Б-ка журн. «Альфа и Омега»).
20. Путемерие антифонов // Альфа и Омега. 2002. № 1 (31). С. 203–214.
21. Божественная Литургия // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 259–273. № 3 (33). С. 297–312.
22. Святитель Игнатий – Богоносец Российский. М.: Издательство Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003. 272 с. (Б-ка журн. «Альфа и Омега»).
23. Эксапостиларии (светильны) Святой Пасхи и Пятидесятницы // Альфа и Омега. 2003. № 1 (35). С. 279–285.
24. Эксапостиларии Великих Господских праздников // Альфа и Омега. 2003. № 2 (36). С. 327–331.
25. Эксапостиларии Великих Богородичных праздников // Альфа и Омега. 2003. № 3 (37). С. 311–314.
26. Икосы Великих Господских праздников // Альфа и Омега. 2003. № 4 (38). С. 293–296.
27. Круг богородичный // Альфа и Омега. 2004. № 1 (39). С. 319–344; № 2 (40). С. 346–361.
28. Русское песнотворчество в честь Богоматери // Альфа и Омега. 2004. № 3 (41). С. 297–311.
[a] Приведем два примера таких исследований на материале православной гимнографии. Четырнадцать лет назад выдающийся русский филолог М.Ф. Мурьянов (1928–1995) опубликовал найденный им церковно-славянский текст Службы на обретение мощей священномученика Климента Римского, принадлежащий, как доказал Мурьянов, перу равноапостольного Кирилла, просветителя славян. См.: Мурьянов М.Ф. Страницы гимнографии Киевской Руси // Традиции древнейшей славянской письменности и языковая культура восточных славян. С. 69–143. Подробнее о творчестве М.Ф. Мурьянова и библиографию его работ см.: Philologica. 1996. Vol. 3. № 5/7. С. 47–50, 57–67. Примером исторического исследования может служить реконструкция жизненного пути преподобного Иосифа Песнописца, предпринятая протоиереем Владимиром Рыбаковым: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность // Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 280–306; Сб. 27. 1986. С. 81–106.
[b] Хронология написания этих статей такова: «Преподобный Косьма Маиумский и его каноны» (1980), «Преподобный Иоанн Дамаскин в его церковно-гимнографическом творчестве» (1981), «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» (1981, 1984), «Святой Герман, патриарх Константинопольский, как гимнограф церковный» (1981), «Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии» (1982), «Место Великого канона преподобного Андрея Критского и других его произведений в песнотворческом достоянии Церкви» (1983), «Песнотворчество преподобного Феодора Студита в Триоди Постной» (1983), «Жизнь и творения преподобного Феофана Начертанного» (1984), «Труды русских песнотворцев в Киевский период» (1986), «Опыт литургического богословия в трудах русских песнотворцев» (1987).
[c] См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор...
Далее библиографические ссылки см. в затекстовых примечаниях в конце I и II частей.
Полное описание цитируемой литературы см. в библиографии в конце книги.
Примечания без подписи принадлежат автору. – Ред.
[d] При цитировании богослужебных текстов частично применена современная пунктуация.– Ред.
[e] При исследовании службы Постной Триоди И.А. Карабинов указывает, что обычай опускать вторую песнь канона относится ко времени преподобного Космы и позднейших песнописцев. Вместе с тем, по Карабинову, многие – и современные Косме, и более поздние – песнописцы сохраняют в канонах вторую песнь. В практике современного православного богослужения вторая песнь канона опускается.
[f] Краегранесие – буквальный церк.-слав. перевод греческого слова «акростих». Первые (крайние) буквы тропарей канона с краегранесием следуют в алфавитном порядке (азбучное краегранесие) или образуют какую-либо фразу.– А. Б.
[g] Пьета, Пиета (от итал. pieta – милосердие) – в западной живописи сюжет оплакивания Христа Богоматерью. – Ред.
[h] Впрочем, в греческом тексте зовущая ирмоса и зовущи тропарей имеет одно и то же написание.
[i] Ср.: «Очень утешился Чистыми и Честными Устами – спасиБо<г>!». – Игнатий (Лебедев), схиархимандрит. Письма из заключения // Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. С. 309.– А. Б.
[j] То есть поемые на Славу. – Ред.
[k] * Окрылив – так переводит греч. πτερωφεισα Е. И. Ловягин; церк.-слав.– вперивши ум.
[l] Это евангельское зачало (Ин. 11, 1–45) читается на литургии Лазаревой субботы.
[m] На утрени Великого Понедельника читается евангельское зачало (Мф. 21, 18–43), в которое входит повествование о бесплодной смоковнице (ст. 18–22).
[n] Соответствующее евангельское зачало (Мф. 24, 3–35) читается в Великий Понедельник на литургии.
[o] В своем труде «Историческое учение об отцах Церкви» преосвященный Филарет не перечисляет всех гимнографических произведений святителя Германа, упоминая только наиболее известные его песнопения. На разборе и характеристике этих произведений в упомянутом труде преосвященный Филарет также почти не останавливается.
[p] Преосвященный Филарет Черниговский считает, что этот канон написан святым патриархом Германом I, а в X веке, в связи с перенесением Образа в Константинополь, к канону было присоединено несколько тропарей. См.: Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор... С. 202.
[q] Согласно житию, написанному святителем Димитрием Ростовским, – из Палестины. См.: Димитрий Ростовский, святитель. Четии Минеи. Октябрь, 11.
[r] Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет(Гумилевский), архиепископ. Историческое учение... Т. 3. С. 228.
[s] В славянской Постной Триоди этот канон надписан именем Господина Иосифа.
[t] Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595.
[u] См. статьи об их творчестве в этой книге.
[v] См.: Синодальный перевод Пс. 118, 93.– А. Б.
[w] С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди {Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература // История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации.
[x] И.А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди.
[y] Ровенник – здесь: колодезь.
[z] Плинфа – кирпич, черепица; персть – здесь: пепел.
[aa] Кличь зельный – сильный крик; течение – здесь: скорая ходьба.
[bb] Подобные соображения высказывает и И.А. Карабинов; сравнивая творения преподобного Феодора Студита и других песнописцев Постной Триоди, он отмечает «нравоучительный элемент» произведений Преподобного. См.: Карабинов И.А. Постная Триодь... С. 166.
[cc] Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк.-слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего-либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих...». Песнь 3); душе... возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.
[dd] Так оканчивается Великий канон в Понедельник, Вторник и Среду 1-й седмицы Великого поста. В Четверток 1-й седмицы тропарь преподобному Андрею предшествует Троичну и Богородичну. Песнь 9-я Великого канона Четвертка 5-й седмицы имеет иной Троичен, несколько отличающийся от Троична, читаемого на 1-й седмице: Троице Единосущная, Единице Триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе, и Духу покланяющеся, единому естеству воистинну Богу, жизни же, и живущему царству безконечному.– Ред.
[ee] Иначе: Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница, плоть Еммануилева, внутрь во чреве Твоем исткася. Червленица – здесь: пурпуровая раковина; морской моллюск, из которого получали багряную краску; багряница – здесь: одежда пурпурового цвета, порфира. Ср.: Радуйся,Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих (Триодь Постная. Седмица 5-я Великого поста. Суббота [акафиста]. Утреня. Канон. Песнь 4, тропарь 3). Образ восходит к толкованию преподобного Иоанна Дамаскина на Песнь песней (7, 6).
[ff] Заканчивая разбор трудов Преподобного в Постной Триоди, отметим мнение профессора И.А. Карабинова, который, обнаружив в рукописи, кроме печатных трипеснцев преподобного Феодора Студита, трипеснцы для Страстной седмицы, каноны (полные) для Пасхальной седмицы, стихиры Великого Понедельника и другие песнопения, приписывает их также преподобному Феодору (Карабинов И.А. Постная Триодь... С. 127–128). По изучении рукописей, И.А. Карабинов допускает также, что трипеснцы, надписанные в Триоди именем ИОСИФА, принадлежат не брату преподобного Феодора, а преподобному Иосифу Песнописцу (там же, с. 135). Ср. нашу статью «Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца» в этой книге.
[gg] Основные источники сведений о жизни преподобного Иосифа: Пространное житие, написанное в XI или XII веке диаконом константинопольской церкви Святой Софии Иоанном, и Малое, написанное учеником Преподобного Феофилактом вскоре после смерти наставника (между 897 и 900 годами). Монахиня Игнатия следует житию, помещенному в Четиих Минеях святителя Димитрия Ростовского, который придерживался данных Пространного жития. Последнее исторически менее достоверно, чем житие Феофилакта, на основе которого протоиерей Владимир Рыбаков реконструировал реальную событийную канву жизни Преподобного. Согласно этой реконструкции, основные вехи жизненного пути святого выглядят следующим образом: 1) дата рождения преподобного Иосифа локализуется около 799–800 годов; 2) семья Преподобного, покинув Сицилию при нашествии арабов, переселилась не в Фессалию (область на северо-востоке Греции), а в Пелопоннес, и только оттуда Иосиф ушел в монастырь в Фессалии, где около 826–827 годов встретился с преподобным Григорием Декаполитом; 3) святой Иосиф выступил в защиту святых икон и был отправлен послом в Рим не при императоре Льве Армянине, а при императоре Феофиле в 832 году; 4) в Херсонес он был сослан при императоре Михаиле III из-за конфликта с его доместиком схол (позднее – соправителем) Вардой; 5) факт назначения преподобного Иосифа духовником столичного духовенства при патриархе Фотии упоминается только в Пространном житии и никакими другими источниками не подтверждается. Описание обоих житий и анализ их содержания см.: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец... // Богословские труды. 1985. Сб. 26. С. 283–303.– А. Б.
[hh] Некоторые литургисты, говоря о крайне редком употреблении 2-й песни в богослужебных канонах, указывают на иную причину: не столько покаянный, сколько обличительный характер ее, лишенный молитвенных прошений ко Господу, выделяет ее из ряда остальных 8 песен. Если содержание библейских песней 1, 3–9 обращено к Богу, то речь Моисея во 2-й песни адресована людям, народу израильскому. См., например: Михаил (Таги-Заде), иеромонах. Литургика: Курс лекций. М., 1996. С. 68.– Ред.
[ii] См. статью «Жанр канона и его место в православном богослужении» в 1-й главе настоящей книги, с. 23–28.– Ред.
[jj] Автор указывает ряд текстуальных совпадений между канонами, несомненно принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца, и трипеснцами Постной Триоди, надписанными именем Иосифа. Совпадения эти касаются, правда, только Богородичных, однако И.А. Карабинов приводит и другие аргументы в пользу предложенной им атрибуции. См.: Там же. С. 152, примеч. 196.
[kk] Шипок и шипец – шиповник, дикая роза.
[ll] Ластовица – ласточка.
[mm] О разновидностях риторических фигур см.: Гаспаров М. Л. Античная риторика как система // Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. С. 27–59.– А. Б.
[nn] Уканути – излиться, ниспасть, капнуть.
[oo] Снабдение – сохранение, спасение.
[pp] Алавастр – сосуд для хранения ароматов, сделанный из алебастра, стекла или хрусталя.
[qq] В прежней редакции Триоди эти трипеснцы полагались петься за литургией; в греческих Триодях они читаются на повечериях. В современной редакции церковно-славянской Триоди трипеснцы указано петь на повечериях, чего ради они собраны отдельно, в конце книги, и озаглавлены: Трипеснцы, творение Иосифово.– Ред.
[rr] Эпизод встречи души преподобного Иосифа сонмом святых есть только в более позднем Пространном житии и не мог быть заимствован автором канона, младшим современником Преподобного, из этого источника. Скорее канон, а именно второй тропарь его 9-й песни, сам был источником для автора Пространного жития диакона Иоанна. См.: Рыбаков В., протоиерей. Святой Иосиф Песнописец... // Богословские труды. Сб. 26. С. 288.– А. Б.
[ss] Противомерный – достодолжный; соразмерный, соответственный.
[tt] В указанном труде архиепископа Филарета I ПЕРИОД истории Русской Церкви берет начало в 988 году, хотя изложение истории начинается с IX века.– Ред.
[uu] Монахиня Игнатия имеет в виду свои статьи о трудах русских песнотворцев в Киевский период, о русской гимнографии в честь Богоматери и об истории создания Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим. Две последние работы не опубликованы. – А. Б.
[vv] Эортология – раздел литургики, изучающий церковные праздники (Έορτή – греч.: праздник).
[ww] См. статью «Митрополит Иларион и его исповедание веры» в настоящей книге, с. 366–368.– Ред.
[xx] В частности, преподобномученик Игнатий (Лебедев). См.: Игнатия, монахиня. Старчество в годы гонений. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) и его духовная семья. С. 87.– А. Б.
[yy] Речь идет НЕ о святителе Димитрии Ростовском.– А. Б.
[zz] Буквально: О несчастиях искренняго без печали быти не допущай мене. – Ред.
[aaa] Буквально: безчинное утешение.– Ред.
[bbb] Разбираемая монахиней Игнатией Служба «Державной» иконе Божией Матери составлена при участии святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.– А. Б.
[ccc] Автор Службы святому равноапостольному Николаю – митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов, † 1978). См.: Ювеналий, митрополит. Человек Церкви... С. 265, 281.– А. Б.
[ddd] Публ. по изд.: Беглов А. Со святыми упокой // Церковный вестник. № 17 (294) сентябрь 2004; с согласия автора статьи.– Ред.
[eee] В 2003 г. коллеги Валентины Ильиничны посвятили ей специальный выпуск своего журнала. См.: Юбилей профессора В.И. Пузик – 100 лет со дня рождения // Проблемы туберкулеза. М., 2003. № 3; см. также: Азин А., Земская З. Пузик Валентина Ильинична. Жизнь и наука. М., 2004. 149 с: фот. (Библиография ее научных трудов на с. 121–147).– Ред.
[fff] А ныне собраны в настоящем издании. – Ред.
[ggg] Память его празднуется 30 августа /12 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. – Ред.