Епископ Иоанн и его Службы Ростовским святителям
К концу XII века указывается еще один автор, связанный с прославлением святителя Леонтия Ростовского, – преосвященный Иоанн, епископ Ростовский. Дату прославления архиепископ Черниговский Филарет связывает с 1164 годом[801], а профессор Е.Е. Голубинский – с 1194 годом[802]. Следует при этом отметить, что Е.Е. Голубинский говорит о каноне одному святителю Леонтию, написанном епископом Иоанном, а архиепископ Филарет предположительно высказывается и о Службе прославленному тогда же святителю Исаии Ростовскому. В Минее месячной Служба святителю Леонтию положена на 23 мая[803], а святителю Исайи – на 15-е число того же месяца.
Служба святителю Леонтию подробна; в ней имеются стихиры малой вечерни, восемь стихир (со «славной») на Господи, воззвах великой вечерни. Утреня содержит седальны и канон, надписанный: творение Иоанна епископа. Выразителен тропарь, где священномученический подвиг святителя Леонтия назван апостольским.
В связи с указанием архиепископа Филарета Черниговского на то, что вместе со Службой святителю Леонтию могла быть написана и Служба святителю Исаии, логично будет рассмотреть некоторые детали Службы и этому второму апостолу Ростовской земли.
В Службе привлекает внимание то, что творец ее говорит о создании в Ростове новых людей, новой Церкви. Так, уже в первой стихире на Господи, воззвах указывается, что Святитель просвещал новокрещенныя люди светом богоразумия[804], и ниже – что он научил... новопросвещенныя люди неподвижным быти во Христове вере[805]. Эта же мысль неоднократно запечатлевается и в тропарях канона.
Второй особенностью Службы святителю Исаии является то, что в ней предельно четко показывается, кем был для Ростовской земли святитель Леонтий и какое место занимает святитель Исаия. Преславный и чудный Леонтий, – говорится в 4-й песни канона, – яко благоцветущь сад насади Ростовския люди... ты же, блаженне, до конца сих напоил ecи твоим учением и ко Христу яко зрел плод принесл eси[806]. В стихире по 50-м псалме творец Службы утверждает святителя Исаию: Христос показа второе светило в Ростовстей Церкви[807].
Служба святителю Исайи написана тогда, когда память Леонтия, первоапостола Ростовского, праздновалась уже 23 мая, и, с другой стороны, тот факт, что все время подчеркивается идея новых людей в Ростовской Церкви, а также то, что святой Исаия является вторым по святителе Леонтии и больше не упоминается никакого иного имени, может в равной степени говорить и о древнем происхождении данного богослужебного произведения.
В обеих Службах отмечается определенная доля подражания ранее сложенным церковным песням, в них нет стремления изложить, раскрыть великие богословские истины – и вместе с тем в обеих Службах подкупают их искренность, простота, их поистине святоотеческое смирение. Задача дальнейших исследований – точно установить имя творца Службы святителю Исаии.
Святитель Кирилл Туровский
Наконец, изучая песнотворческое наследие Русской Церкви, в последней четверти XII века мы встречаемся с великим образом святителя Кирилла, епископа Туровского, который, кроме нравоучительных произведений (Слов на Господские праздники) и душеполезных наставлений, писал также тексты молитв и канонов, из которых исследователями особенно выделяется канон покаянный[808]. По определению церковного историка А. Доброклонского, «слава» о святителе Кирилле «гремела по России»[809]. Современники называли его «Российским Златоустом»[810]. Православная Русская Церковь в 1983 году отметила 800-летие со времени преставления святителя Кирилла, опубликовав одно из его произведений и приведя «Слово» на день его памяти[811].
Литературное достояние святителя Кирилла обширно. Оно достаточно подробно изучено в прошлом, оно, несомненно, составит предмет изучения и в будущем. Исследование это может пойти по различным направлениям – даже и для специалистов в области изучения древней русской литературы. В данном случае можно только кратко коснуться некоторых основных положений творчества святителя Кирилла как литургиста-песнописца.
Канон молебный святителя Туровского весь подчинен задаче глубокого внутреннего самовоззрения, плачу о грехе и смиренному покаянию – тому, что составляет соль и основу правильной внутренней жизни. Неслучайно поэтому и в наши дни проповедник памяти святителя Кирилла Туровского избирает для своего «Слова» обращение Святителя к душе своей: «Господи! <...> Куда обратиться, чтобы спасти душу свою?»[812].
В молебном каноне святитель Туровский, обращаясь к душе своей (Год покаянья, о душе, не отлагай; ...бодрое покаяние ты веси, о душе)[813], приносит и изложение своей веры в Святую Троицу.
Замечательно по своему словесному богатству и благородству обращение святителя Кирилла к Богоматери. Разумное утро, Богородице и заре безначальнаго света, – восклицает он в стихире на стиховне своего канона, – восток сияния славы Отча... О Мати светлыя чистоты! сотвори мене сына дни и чадо света[814]. Таково славословие Божией Матери в блаженнах [его канона.– Ред.]: Марие – небесное кадило! Божественный угль в себе имела ecи... Богородице, пресвятое имя, спаси души наша[815].
Невозможно в кратком очерке просмотреть и все молитвы святителя Туровского, но если остановиться хотя бы на некоторых начальных строках их – уже делается очевидным, каким большим внутренним чувством объята была душа святого, когда в тишине своей келии уже в преклонном возрасте он составлял свои молитвы на каждый день недели. Эти обращения к Господу, Божией Матери и святым каждый раз содержат новую и живую мысль христианина.
Примечательно размышление Святителя при наступлении пятницы: Крест – души возстание, и живот вечный, – пишет он, – Свет – Сын Божий. Крест – слава Ангелом. Крест – супостатом победитель и избавитель человеком[816]. Так же выразительны его обращения к Матери Божией, святым Ангелам и всем святым.
В субботу душа Святителя прежде всего выражает благодарность и хвалу Богу: Хвалю Тя, Господи Боже мой, пою и величаю Тя, Господи, и славлю Твою благостыню[817]. Кончаются дневные молитвы Святителя кратким субботним обращением к Творцу: Сподоби мя, Господи, сия заря и само то солнце видети и без греха сохранену ми быти Твоим заступлением, Владыко, и даждь похвалити непобедимую силу Твою[818].
Комментарии здесь излишни – настолько молитвенные воздыхания святителя Кирилла Туровского говорят сами за себя. Мы можем только еще раз выразить изумление перед силою слова русского, умевшего в начальные периоды формирования русского богословия дойти до такого совершенства в изображении тончайших внутренних движений человеческой души.
Почти в те же годы, что жил святитель Кирилл в городе Турове, в другом, сравнительно близко расположенном Полоцке формировались жизнь и подвиги замечательной русской инокини – преподобной Евфросинии Полоцкой. Вся жизнь ее – подвиг и горение, любовь ко Христу с юных лет, любовь к святой книге, переписка книг, созидание монастырей и храмов – и, наконец, в условиях тяжелого передвижения по дорогам XII века – путешествие в святые места и кончина в Иерусалиме в 1173 году. Жизнь и подвиги ее воспеты в составленной ей Службе, и, кажется, больше всего выражает суть ее жития тропарь. Подражающи два надесятолетна дванадесятолетну Христу, учившему во святилища Божию слову, – поется в нем, – последовала ecи, Евфросиние. Славу временную и земнаго обручника оставльши, и вся мирская презревши, краснейшему паче всех Христу себе уневестила ecи, крест вземши... во благоухании мира в Небесный чертог востекла ecи...[819].
Творец канона русским святым посвятил преподобной Евфросинии Полоцкой отдельный тропарь в 5-й песни: ...Евфросинию, радование Полотское и девам сияние, – восклицает он, – Христе мой, Тебе приводим молитвенники...[820].
Таков период Киевской Руси. Таковы в нем люди, как бы несоизмеримые с тем, что будет позднее в России. Таковы в нем святые мужи и жены, апостолы и равноапостольные жены, святители и священномученики, иноки и инокини. И хотя период этот имеет свои тяжелые и кровавые страницы, величие душ святых в это время как бы возвышается и царствует над всеми последующими образами святых несоизмеримым объемом своих слов и дел, своих писаний, своих свершений, в которых как бы предначертывается путь последующих поколений святости русской.