Современники о преподобном Иосифе
Святая Церковь в каноне преподобному Иосифу Песнописцу на день его блаженной кончины (4 апреля), ублажая его, останавливается главным образом на том, что дает его творчество для духовной жизни последующих поколений. Здесь определяется ЗНАЧЕНИЕ трудов преподобного Иосифа и его целостной личности в деле спасения души, духовного возрождения человека. Словесе твоего мольба, преподобие, – говорится в этом каноне, – душею скорбящим и телом, якоже некая губа, всякую очищая печаль, явися[726]. Здесь не просто сказано, что слово святого очищает печаль скорбящих, но мольба словесе; то внутреннее, преискреннее состояние его души, та мольба о человеке, которую он вкладывал в свои слова. Ибо он не только возвещал Бога, но и деятельно, с любовью умолял Его о душах человеческих, что мы отчетливо видели выше.
Значение преподобного Песнописца очень образно и одновременно кратко и сильно изображается в кондаке дня его памяти. Покаяния источник неисчерпаемый, – свидетельствуется в нем, – утешения податель нескончаемаго и умиления пучина ecи, Иосифе, слезы нам подаждь покаяния божественнаго, имиже утешение, зде плачущеся обрящем от Бога, твоея помощи просяще, святе[727]. Здесь в одной фразе выражено все то, о чем мы довольно подробно говорили в этом очерке. Воистину труды преподобного Иосифа прежде всего – неисчерпаемый источник покаяния. Далее, как мы пытались изобразить, в трудах Преподобного есть все, что нужно человеку для духовного утешения, без которого не может совершиться его земная дорога. И наконец, труды преподобного Песнописца – это подлинная пучина умиления, ведь в них раскрываются те высокие духовные истины и состояния, без знания о которых ни один человек не вынес бы своего жизненного креста.
Составитель канона преподобному Иосифу не прошел также мимо факта (которому уделяется достаточное внимание и в его жизнеописании) прославления Преподобным святых в его канонах. Ихже на земли сый, святых воспел ecи верно, преподобие, – отмечается в этом каноне, – и с ними сый ныне, слыша пения, радуешися, славя непрестанно Господа[728]. Это общение преподобного Иосифа со святыми в их прославлении, когда он находился на земле, очень тесно, внутренне связано с тем общением, которое происходит в вечности. На земле сый Преподобный воспел святых, причем воспел верно – достойно, истинно, а в царстве вечной жизни, находясь с ними вместе, он опять слышит пения и радуется. Так близок, соединен мир дольний и горний в облике Преподобного.
В заключительной, 9-й песни канона Преподобному его творец говорит, ссылаясь на данные из жизнеописания[rr], о том, что все лики святых провожали душу преподобного Иосифа, восходящую на небо: Ангельстии лицы, апостольский собор, Богородица со Крестителем, пророческое сословие, священник чинове с постники, мученическая воинства, Иосифе, противомерными[ss] похвалами тя ныне венчают[729]. Все святые, воспетые Преподобным, показаны творцом канона возносящими хвалу святому Иосифу в невечернем дне Царствия Божия. Это очень существенно в понимании ЛИЧНОСТИ преподобного Иосифа Песнописца. Его жизнь на земле, как и его кончина, сопровождается участием святых. На поворотных этапах своего жития преподобный Иосиф становится участником их незримой жизни, их явлений и сподобляется ощутимой от них помощи. Из критской темницы преподобный Иосиф изводится в праздничную ночь Рождества Христова святителем Николаем Мирликийским. Впоследствии преподобный Иосиф неустанно воспевает Святителя, и в Октоихе почти в каждом гласе мы видим каноны святителю Николаю, подписанные его именем.
Святитель Димитрий Ростовский, излагая страдания преподобного Иосифа в темнице, описывает, сколько людей пострадало там за святые иконы и приняло мученический венец. О преподобном же Иосифе святитель Ростовский говорит: Сей же «Богом соблюдаемый бе от смерти, да на пользу множайших житие его продолжится»[730]. Эта глубокая мысль жизнеописателя многое объясняет в жизни преподобного Иосифа, например, то, что хотя он мужественно исповедовал почитание святых икон и безбоязненно поддерживал заключенных в темнице, он был сохранен для уготованного ему подвига жизни – творчества канонов.
Второй период его жизни, когда преподобный Иосиф становится песнописцем, также связан с чудным явлением ему святого, на этот раз – апостола Варфоломея. Мы рассказали об этом выше в жизнеописании Преподобного. И «от того часа нача [Иосиф] писати церковныя гимны и канонов песни»[731]. Своего покровителя преподобный Иосиф почтил каноном с таким краегранесием: Песньми почитаю добраго моего предстателя[732]. Уже в этом первом произведении преподобного Иосифа можно увидеть те особенности его слова, которые мы отмечали выше, приводя многочисленные примеры[733]. Пречестна каменя тя живота Камень показа, – начинает канон святому апостолу Варфоломею преподобный Иосиф, – на немже созда Церковь Свою, Варфоломее, апостоле Господень[734]. Отталкиваясь от слова камень, Преподобный углубляется в житие апостола Варфоломея, единого от двенадцати ближайших учеников Христовых, восходя к Источнику и Камню Живота – Христу, на Котором создалась и Церковь – источник жизни самого преподобного Песнописца.
Большего о Божественных посещениях и откровениях Преподобному при жизни мы не знаем. Он сам мог умолчать о них по своему глубокому смиренномудрию; только слова его канонов обнаруживают перед нами его внутреннюю причастность Божественному. Чины святых и среди них Пресвятая Дева с Крестителем провожали душу Преподобного по смерти, и это еще раз свидетельствует, как близко, преискренне его душа общалась с миром незримым, как в этом мире святости черпала силы для своего творчества, как близка была к этому миру в жизни, как с ним соединилась по исходе своем. Уже по этому можно понять, что та легкость, с которой писал каноны преподобный Иосиф, была следствием того вдохновения, того дыхания Духа Святаго, которое было открыто Преподобному в явлении апостола Варфоломея. Постоянно общаясь со святыми, подвиги которых он воспевал, преподобный Песнописец все время касался неизреченного, и стоило ему начать писать, как это неизреченное, но и присное, усвоившееся ему, легко, без затруднения изливалось вовне, облекаясь в чудесную словесную форму дыханием Святаго Духа.
Уместно привести здесь слова Иоанна, жизнеописателя преподобного Иосифа, на которые мы кратко указывали в начале данного очерка.
«Когда он [преподобный Иосиф] стал писать стихи, – повествует Иоанн, – то и слух услаждал чудно приятностию звука и поражал сердца силою мыслей. Какого рода музыки нет у него? какая сладость стиха не исторгается из уст его? <...> ЧУдное находят отдохновение здесь и те, которые стремятся к жизни совершенной; возмущаемые, как волнами, сердечными движениями укрощают в себе смятение, когда слушают их; а радующиеся начинают плакать от полноты радости и восторга. <...> Но что говорю я о разнообразии и гармонии стихов? Зачем распространяюсь о приятности и сладости, которыми, как благовонными ароматами, благоухают поэмы Иосифа? Если кто прочтет жизнь святого, празднуемого в какой-либо день Церковию, тот сам увидит достоинство песней Иосифа и узнает жизнь прославляемого. <...> Пусть славят иные святые кротость его, другие – мудрость, третьи – дела его; и все купно да славят благодать Святаго Духа, которая так щедро и беспримерно обогатила его своими дарами»[735].
Очевидно, что современники очень чутко оценили дарование преподобного Песнописца, почему могли с таким пониманием и так глубоко коснуться сущности «поэм Иосифа».