Преподобный Иосиф – проповедник покаяния
По-видимому, приходится признать, что наиболее прославленными произведениями преподобного Иосифа являются его покаянные каноны, составленные на восемь гласов Октоиха. Выше мы приводили отзыв о них преосвященного Филарета Черниговского[677]. Действительно, этим канонам присущ дух деятельного и непадательного покаяния, которое насаждается святым Иосифом от опыта его жизни. Однако тот же дух умиления и деятельного устремления к Богу отличает и все остальные произведения преподобного Песнописца. В этом можно было убедиться на примере тех его трудов, которые разбирались нами в предыдущем разделе.
Таким образом, нам кажется, более правильным будет сказать, что преподобный Иосиф во всех своих произведениях, где только находит эту возможность, является проповедником спасительного покаяния. Проповедь и воспевание покаяния для Преподобного – дело всей его жизни, всех устремлений его души. Покаяние, которое воспевает, к которому зовет преподобный Иосиф, всегда окрашено верной и твердой надеждой на Бога, потому в тех же строках, где он – учитель покаяния, он приводит людей и к чувству умиления, примирения с Богом.
Примечательно, что его «покаянные» каноны на понедельник и вторник каждого гласа обозначаются то как канон покаянный, то как канон умилительный: Канон покаянен ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым Его мучеником[678] или Канон умиления ко Господу нашему Иисусу Христу, и святым его мучеником[679]. Покаянные вздохи преподобного Иосифа всегда облечены в меняющуюся, отнюдь не стереотипную форму, так как они наполнены подлинным голосом сердца, в различные минуты бытия исповедующего свои различные состояния. Иногда преподобный Песнописец находит очень сильные и суровые выражения, обличающие внутреннее состояние кающегося, душа которого имеет костный, жестокий, твердый состав. Сокрушишася кости окаянныя моея души, – с тягостью вопиет Преподобный, – и тяготою слякохся многих сластей; но помози ми, Христе, едине всем Помогание[680]. Так сурово – о грешнике и так легко, почти радостно – ко Христу, единому всех Помоганию! И в том же каноне, в другой песни – уже легче о грехах, без того сурового исповедания, что приведено выше: Порабощаемь страстьми греха, припадаю Ти, Господи, яко да явиши мя от сих свободна[681]. Иногда исповедание злых дается Преподобным предельно кратко; здесь основное – предстояние Богу, обнажение язв и молитва: Обетшавшаго мя грехи многими, ныне обнови, Щедре[682]. Или еще более кратко и образно: Презри, Едине Спасе, многая моя злая[683].
В тех же покаянных канонах Октоиха у преподобного Иосифа есть и богословские утверждения о двух естествах Христовых, но и этот догмат Преподобный использует для призыва к спасительному самовоззрению и покаянию. Да обожиши нас, воплотился ecиза милость, – исповедует святой отец в покаянном (умилительном) каноне 2-го гласа, –..Твоею благостию обрати мя, Христе, всех Спасение[684]. Ранее Христос назван едине всех Помогание, а здесь Он – всех Спасение. Продолжая богословствовать о воплощении Христовом, в покаянном каноне 1-го гласа преподобный Иосиф вопиет: Виждь мою немощь, оболкийся в ню... и претвори сея [души] нелепоту во благообразие, Спасе[685].
Если взять отдельные тропари покаянных канонов различных гласов, то легко обнаружить, что обращения преподобного Песнописца никогда не повторяются, напротив, от опыта своей внутренней жизни и опытного знания человеческих душ он всегда находит новые и живые выражения.
Так, в каноне понедельника 8-го гласа Преподобный вопиет: Нравом лукавым преогорчих Тя, Господи... но ущедри мя обращающагося и спаси[686]. А в гласе 7-м в тот же день седмицы преподобный Иосиф свидетельствует: Нощию безместными содержимь бых грехи, светом мя покаяния ныне озари[687]. Здесь мы опять отмечаем тот прием, который видели выше в канонах преподобного Иосифа: противопоставление понятий. Но сейчас нам необходимо подчеркнуть, что покаянные вздохи и вопли, которыми преподобный Иосиф ведет душу ко Христу, всегда имеют разную силу, различный образ, различное выражение. Иногда в этих покаянных канонах преподобный Песнописец считает необходимым напомнить и о последней участи человека: Очищение ми даруй содеянных мною, Спасе, и ослаби ми прежде даже отсюду отъити ми[688]. Но как мягко, с какой отеческой любовью напоминает о конце жития преподобный Иосиф, сам как бы вздыхая вместе с кающимся и ожидая конца.
Так же любовно в этих канонах он приглашает и Матерь Божию помочь нам в покаянии: Небесная врата воспоем Богородицу, – пишет Преподобный, – имиже входят ecи грешнии ко входом прощения[689]. Как замечательно и сильно это изображено! Только воспоем Богородицу как Небесные врата – и мы уж у входа прощения, причем ecи грешнии. Светлая и радостная тайна нашей веры – заступление Богоматери и непостыдное упование во спасении!
Как уже указывалось, и в канонах святым имеются многие покаянные вздохи преподобного Иосифа. Они содержат ту же непадательную веру в дело Христово для душ человеческих и наполнены несокрушимой и одновременно смиренной надеждой на помощь Господа.
Зная человеческую душу и ее удобопреклонность ко греху, святой Песнописец говорит в каноне преподобному Петру Афонскому, что он был молитвенник за тех, кто ясно каялся, и что был он явленно снабдение[oo] тем, кто имел тайные грехи, помогая от них освобождаться. Тя, лепгы многими сокровена яко сокровище являет... Божественное Слово, – пишет преподобный Иосиф, – ...в явленно снабдение, всем втайне стяжавшим греховныя скверны, явленна тя молитвенника, кающимся ясно[690]. Приведенный пример, думается нам, можно воспринимать как изложение тайны покаяния, которая была известна самому преподобному творцу канонов. В его житии указывалось, что ему как духовнику были открыты тайные грехи тех, кто приходил к нему на исповедь. Но Старец не обличал открыто, а мудро вел душу к тому, чтобы она сама во всем призналась (покаялась ясно), и за ту душу молил Господа (становился молитвенником ее). Это опытное знание человека иногда приводило Преподобного к тому, что в некоторых своих канонах он как бы берет на себя грехи человеческие и вопиет об этих грехах Богу непосредственно от своего имени. Постигоша мя раны тяжкия, и недузи различнии смущают, – пишет преподобный Иосиф в каноне преподобному Иоанникию и молит избавить душу от этих страстей, просит помощи у святого, ведь тот от Бога прием... благодать врачевати страсти и болезни верных облегчевати[691].
Всякому молящемуся словами молитв преподобного Иосифа становится понятно, к какому живому, искреннему и деятельному покаянию зовет Преподобный. Становится очевидно, что особенного внимания требуют сокровенные, тайные прегрешения; что покой и умиротворение приходят только тогда, когда покаяние приносится ясно, что только такое покаяние спасительно, потому что тогда в духовнике ощутимо обретаешь заступника пред Богом, явленна молитвенника, подлинную помощь – явленно снабдение.
Особенно дорого то, что Преподобный, не считая себя учителем и старцем, берет на себя грехи человеческие и вместе со страждущей от греха душой вопиет, что ЕГО, лично ЕГО постигли тяжелые раны греха и ЕГО смущают различные недуги. В этом – предельная высота духовной любви к человеку. Здесь как бы открывается все то лучшее, что было сохранено, сбережено в поколении старцев, руководствующих души человеческие к их спасению, к обретению ими своей подлинной отчизны, своей истинной свободы. Все это лежит в основе достояния преподобного Иосифа Песнописца, в тех его трудах, дошедших до наших дней, где он является проповедником и учителем покаяния.