Канон как жанр гимнографии и его место в творчестве преподобного Иосифа

Прежде чем перейти к разбору благодатного наследия Преподобного, – поскольку основными трудами его являлись каноны, поемые и читаемые на утрени, – необходимо кратко остановиться на строении этого глубоко вошедшего в состав богослужения церковного произведения. Изучение структуры кондаков, икосов и стихир, являющихся слагаемым каждого православного богослужения, представляет глубокий интерес. Исследование же канона, центральной части всякой утрени, интересно в особенности. Стихиры и кондаки редко обозначаются как произведение того или иного церковного песнописца, но большинство канонов дошло до нас с именами их авторов. Это может свидетельствовать о том внимании, которое уделялось этому гимнографическому жанру в практике церковной письменности.

В каноне различают девять песней, причем 2-я песнь читается только по вторникам седмиц Великого поста и на утрени заупокойных суббот (мясопустной и Троицкой) в связи с ее выраженным покаянным характером[hh]. Таким образом, канон, как правило, представлен восемью песнями. Каждая из песней, в свою очередь, состоит из ирмосов и тропарей.

Песни канона составлялись по образцу библейских песней[ii], поэтому начальное песнопение каждой песни канона (ирмос) связано с определенным событием Ветхого и Нового Заветов. Тропари каждой песни пишутся вне зависимости от темы ведущего ирмоса, сохраняя только его напев. В настоящее время тропари канона читаются, поются лишь ирмосы. Все содержание канона – воспевание того или иного священного события или прославление святого – должно быть изложено в рамках девяти (по существу, восьми) песней. Последний тропарь каждой песни, как правило, написан в честь Божией Матери.

Ко времени преподобного Иосифа Песнописца канон уже сложился как законченное уставно-богослужебное произведение. Святой Иосиф, по слову преосвященного Филарета Черниговского, оставил столько канонов, сколько никто другой из церковных писателей. Действительно, каноны преподобного Иосифа отмечаются во всех богослужебных книгах. Так, они есть во всех гласах ОКТОИХА, причем, по существу, на каждый день недели, за исключением воскресных. Обильно представлены каноны святого Иосифа Песнописца в различные месяцы МИНЕИ. И наконец, труды его имеют место в ПОСТНОЙ и ЦВЕТНОЙ ТРИОДИ.

Преподобный Иосиф писал также каноны на предпразднства двунадесятых праздников; на Положение ризы и пояса Богоматери; на Происхождение древ Креста Господня. Особо должен быть помянут его канон Пресвятой Богородице на день Похвалы – при акафисте. В Цветной Триоди ему принадлежит канон на Вознесение Господне и трипеснцы от Пасхи до Пятидесятницы, а также по одному тропарю Богородице в песнях пасхального канона. В Минее, согласно данным преосвященного Филарета, имеется 104 канона с указанием имени Иосифа[617]. Преосвященный отмечает, что преподобному Иосифу принадлежит в общей сложности 211 песнопений, из них 175 канонов, 30 трипеснцев, 6 четверопеснцев[618]. Таким образом, неслучайно преподобный Иосиф почтен именем ПЕСНОПИСЦА. Труд его обнимает все стороны, все части богослужебного годового круга, все не отраженные до него события.

Преподобный Иосиф, как указывалось выше, по существу, дополнил своим творчеством труды церковных песнописцев предыдущих эпох. Вот почему, закончив написание канонов для осмогласника (Октоиха), в последнем каноне 8-го гласа преподобный Иосиф в краестрочии этого канона святым мученикам, иерархам, преподобным и усопшим восклицает: Осмогласника новаго божественный конец. Труд же Иосифов[619]. Несомненно, это был труд всей жизни Преподобного, так же как и приведение в порядок Минеи, где недоставало прославления многих святых. Преосвященный Филарет, говоря о канонах преподобного Иосифа, созданных в честь святых, пишет: «Большая часть [канонов] воспета в честь мучеников... тех, которые менее других славятся Церковию, потом – таких же святителей»[620]. Действительно, изучая каноны святым в Минее, удается отметить, что многое здесь было уже написано преподобными Иоанном Дамаскиным, Феофаном и другими песнописцами; преподобному же Иосифу оставалось прославить тех святых, имена которых были менее известны и на память которых каноны не были написаны. И Преподобный вкладывает в каноны святым, которых он прославляет, всю любовь своего сердца, все усердие, поэтому каждый из его канонов захватывает сердце молящегося, пробуждает в нем живые молитвенные помыслы.

То же следует сказать и о канонах преподобного Иосифа в Октоихе. О них очень ярко высказался преосвященный Филарет Черниговский, в основном весьма сдержанный на похвалы. «Покаянные каноны Иосифа, – пишет он, – ...превосходны: они дышат глубоким сокрушением о грехах и надеждою на Господа Иисуса: ни одного из них нельзя читать без того, чтобы не чувствовать умиления; все вообще недельные каноны песнопевца таковы, что если читать их каждый день, то и каждый день могут они доставлять душе обильную пищу»[621].

Подобная оценка трудов преподобного Иосифа выдающимся иерархом и духовным писателем нашей Церкви представляет большую ценность. Святой Иосиф Песнописец действительно писал каждый свой канон как законченное целостное произведение, вмещая в рамки песней канона развитие своей идеи о каждом святом или каждом событии, которому он посвящал свой труд.

Как правило, все каноны преподобного Иосифа, за редким исключением, в заключительной, 9-й песни акростихованы именем своего создателя. Это укрепляет нас в высказанной выше мысли о том, что преподобный Песнописец вкладывал в свое дело много старания и любви и потому всегда отмечал свое имя в конце произведения.

Профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии И.А. Карабинов, исследователь Постной Триоди, высказал мнение, что трипеснцы, приписываемые преподобному Иосифу, брату преподобного Феодора Студита, на основании изучения рукописей следует считать принадлежащими перу преподобного Иосифа Песнописца[jj][622]. Он же говорит о том, что в рукописи имеются, кроме того, акростихованные трипеснцы преподобного Иосифа Песнописца на Четыредесятницу[623]. Вопрос, поднятый проф. И.А. Карабиновым, представляется нам весьма серьезным, решение его выходит за пределы наших возможностей и может представить значительный интерес для последующих углубленных литургических исследований. Мы же до появления таковых придерживаемся в этой работе мнения тех ученых, которые приписывают авторство канонов Постной Триоди, надписанных именем ИОСИФА, преподобному Иосифу Студиту, и не включаем их в наш разбор произведений святого Иосифа Песнописца[624].

Преосвященный архиепископ Филарет Черниговский высоко превозносит все творчество, и особенно покаянные каноны, преподобного Иосифа Песнописца и говорит, что они «исполнены самого глубокого сокрушения о грехах и одушевлены чувством твердой надежды на Милосердаго: нельзя ни одного из них прочесть, не почувствовав умиления»[625]. Как бы в подкрепление своих суждений о канонах преподобного Иосифа преосвященный Филарет приводит очень подробную ссылку на мнение о трудах Преподобного его жизнеописателя Иоанна, где свидетельствуется о величии и сладости творений преподобного Песнописца[626]. То живое чувство, которое творчество преподобного Иосифа вызывает и в наши дни, понуждает нас вникнуть в строки его божественных писаний, чтобы обрести в них стояние и мудрование церковное.

Наши рекомендации