Завершитель дела великих песнотворцев

Среди честного соединения церковных песнотворцев особым светом сияет творчество преподобного Иосифа Песно-писца. Преподобный жил в IX веке, когда трудами святых Космы Маиумского, Иоанна Дамаскина и других были уже составлены каноны великих и двунадесятых праздников, введено пение по восьми гласам, построена основная структура Октоиха. Но именно преподобному Иосифу дано было завершить делание великих песнописцев и вложить свой труд в созидание православного богослужения.

На VIII–IX века, несмотря на тяжелый период иконоборчества, приходятся труды наиболее известных творцов канонов; позднее песнотворчество заметно ослабевает, поскольку весь круг церковного богослужения представляется в основном завершенным.

В своей «Литургике» Епифаний Нестеровский дает следующее исчерпывающее определение творчества песнопевцев. «Период восьмого и девятого веков, – пишет он, – отличается тою замечательною особенностию... что в это время почти непрерывно появлялись святые мужи, обладавшие высоким духовным даром песнопений... Такое явление в Церкви Христовой совершилось по особому смотрению Господа, Владыки и Главы Церкви. Этого требовали тогда, А НЕ ПРЕЖДЕ, современные обстоятельства и польза Церкви. В церковных песнопениях заключается полное учение о всех догматах и истинах Православной Церкви. Но до VIII в<ека> учение веры не было еще изложено так ясно, раздельно, определенно и неизменно, [каким] оно явилось после семивековой борьбы Церкви с неправоверием и ложным мудрованием. А потому еще не время было воспевать высокие догматы веры в торжественных песнопениях... Но когда Церковь восторжествовала над всеми ересями и заблуждениями, тогда она облекает догматы веры в свящ<енные> песнопения, воспевает победу веры над врагами веры и Церкви»[604].

В созвездии создателей церковного богослужения должны быть упомянуты как основоположники преподобный Роман Сладкопевец (V век), святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (VII век), преподобный Андрей, архиепископ Критский и святитель Герман, патриарх Константинопольский (VII – начало VIII века).

Вершиной в развитии церковной гимнографии следует безоговорочно признать труды преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маиумского (VIII век), так же как творчество преподобного Феодора Студита (VIII – начало IX века) с братом его Иосифом, епископом Солунским, составивших последование Постной Триоди. Многие каноны святым написаны в те же годы VIII века и в первой половине IX века преподобным Феофаном, епископом Никейским, братом преподобного Феодора Начертанного. Церковным песнописцем этого времени был и святитель Мефодий, патриарх Константинограда, вместе с другими исповедавший истину иконопочитания. И все же церковное богослужение было завершено лишь трудами преподобного Иосифа Песнописца, жившего в IX веке и скончавшегося в последней его четверти.

По свидетельству профессора Московской Духовной Академии А.П. Голубцова, до святого Иосифа в церковной гимнографии имелось всего до 200 канонов на дни праздников и святых, преподобный же Иосиф один составил более 220 канонов[605]. Трудами этого отца и других песнописцев к началу X века были, таким образом, определены основные формы церковной службы, сформирован полный месяцеслов с установленным кругом праздников. К XI веку уже имеются полные месячные Минеи со службами на каждый день месяца, тогда как раньше были только Минеи праздничные. В последующие века православная гимнография лишь слабо пополняется трудами отдельных церковных писателей. «Пора оживленной, можно сказать, лихорадочной деятельности на этом поприще миновала с этими великими тружениками-литургистами, – пишет профессор А. П. Голубцов, – и дальнейшая судьба церковной гимнографии на Востоке представляет движение слабое и медленное в направлении, положенном песнописцами VIII–X веков»[606].

Сказанное в значительной степени относится к личности преподобного Иосифа Песнописца. Посвящая данный очерк трудам преподобного Иосифа, мы не считаем для себя возможным с достаточной полнотой осветить эпоху, в которой жил Преподобный, так же как не задаемся целью детально систематизировать его произведения. Наш очерк – это попытка остановиться на тех строках канонов Преподобного, в которых немеркнущий во все века смысл непреложно, истинно и верно руководит верующего ко спасению. Если творения преподобных Космы Маиумского и Иоанна Дамаскина наполняют сердце человека возвышенным чувством великих христианских истин, то строки тропарей и икосов в канонах преподобного Иосифа касаются непосредственно сердца молящегося, ведут его к покаянию и спасительному умилению. А все это так необходимо людям нашего века, забывающим об основных слагаемых жизни человека.

В Бозе почивший Святейший патриарх Алексий I указывал в своих беседах на спасительную направленность канонов преподобного Иосифа Песнописца, которого он заметно выделял из ряда других духовных писателей[607]. Обращая взор верующих к внутренним основам их жизни, Святейший патриарх учил мудрствовать в согласии с духом и направленностью мыслей преподобного Иосифа. Знаменательно, что и блаженная кончина Святейшего патриарха Алексия совпала с днем церковной памяти преподобного Иосифа Песнописца – 4/17 апреля.

Теперь опубликован серьезный труд протоиерея Владимира Рыбакова о преподобном Иосифе Песнописце[608]. Автор дает углубленный разбор жития Преподобного и его творений. Вместе с тем этот очерк творчества и личности преподобного Иосифа Песнописца не исключает и последующих исследований.

Наши рекомендации