Жизнь и творения преподобного Феодора Студита
Преподобный Феодор родился в 759 году от богатых и благочестивых родителей. Отец его был приближен ко двору, однако при наступлении иконоборческой ереси родители оставили мир и приняли иночество. Преподобный Феодор воспитывался в книжном научении и, по слову святителя Димитрия Ростовского, «еллинстей премудрости учася, бысть ритор прекрасен и философ изряден и препирашеся с злочестивыми о благочестивой вере»[485]. Преосвященный Филарет пишет, ссылаясь на свидетельство самого святого, что Феодор был женат, но на двадцать втором году жизни он и его супруга Анна «посвятили себя иноческой жизни»[486]. Преподобный со своим дядей преподобным Платоном удалился в Саккуден (или Саккудион), уединенное место под Константинополем, где был основан монастырь, в котором он подвизался в строгом подвижничестве, изучая Священное Писание, творения святых отцов, и особенно труды святителя Василия Великого. Преподобный Феодор, «в мягкости и покои воспитанный», вдавал себя в монастыре в великие физические труды, не гнушался никаких низких работ и был всем слугою. К тому же он старательно занимался исповеданием и откровением своих дел и помышлений своему духовному отцу, преподобному Платону. По желанию последнего он был поставлен во пресвитера патриархом Тарасием, после чего умножал свои труды в монастыре. Примерно через 14 лет после своего поступления в обитель преподобный Феодор должен был – против своей воли – принять управление монастырем. Он проявил себя последовательным и строгим начальником, «уча словом и делом и исправляя во иноцех развращенные уставы»[487].
Вскоре преподобный Феодор, нелицеприятный критик императора, претерпевает ссылку в Солунь, но через год возвращается и поставляется императрицей Ириной начальником Студиева монастыря в Константинополе. Здесь во всем объеме проявились способности преподобного Феодора как руководителя. Заброшенный монастырь был восстановлен, Преподобный ввел точный порядок во всех областях монастырской жизни, собрал к себе в монастырь более тысячи братий, завел около монастыря училище для детей и сам постоянно занимался как литературными трудами, так и всякой тяжелой и черной работой. Так Преподобный подвизался с 798 по 809 год, когда опять был послан в заточение. Вернувшись из ссылки в 814 году при императоре Льве Армянине, он становится неустрашимым исповедником иконопочитания, за что и претерпевает жестокое изгнание. Болотистые места, гнилые темницы, кровавые пытки и истязания в Метопе и Боните были уделом преподобного Феодора до 819 года. Почти умирающего от ран и голода, его перевели в Смирнскую темницу, где нанесли ему еще 100 ударов. В 820 году исповедники иконопочитания были освобождены, но преподобный Феодор не остался в Константинополе, а удалился в уединенное место – Акрит, где и пребывал до своей кончины. Отошел Преподобный ко Господу 11 ноября 826 года на шестьдесят восьмом году жизни со словами псалма на устах: во век не забуду оправданий Твоих (Пс. 118, 93)[488]. Божественными оправданиями (повелениями[v]) были для Преподобного все горькие муки его исповеднической жизни. Святитель Димитрий Ростовский излагает его житие почти исключительно как исповедника Христова, мало касаясь его трудов как учителя иноков и церковного гимнографа. Основательный анализ этих трудов Преподобного дают преосвященный Филарет, архиепископ Черниговский, и другие исследователи.
Сочинения Преподобного исповедника весьма многочисленны. Преосвященный Филарет Черниговский различает среди них 1) сочинения догматические (книги и письма против иконоборцев); 2) увещания (руководства, как вести жизнь христианскую); 3) священные песни; и 4) Устав. Кроме этих произведений, архиепископ Филарет упоминает эпиграммы и ямбические стихи[w][489].
Наибольшее значение для разбора песнотворческой деятельности преподобного Феодора представляют его руководства для монахов, так называемые катехизисы Большой и Малый. В них содержатся указания для монахов, трудящихся на различных послушаниях, увещания, приуроченные к праздникам и различным периодам церковного года, прежде всего ко Святой Четыредесятнице[490]. Связь последних с трипеснцами Постной Триоди, написанными преподобным Феодором особенно очевидна.
При характеристике «колоссального наследия» преподобного Феодора Студита С. С. Аверинцев останавливается на «ямбических стихотворениях, посвященных монастырской жизни», которые отличаются «простотой и непосредственностью». Он приводит свой перевод стихов к монастырскому повару:
О чадо, как не удостоить повара
Венца за прилежанье целодневное?
Смиренный труд – а слава в нем небесная,
Грязна рука у повара – душа чиста,
Огонь ли жжет – геенны огнь не будет жечь.
Спеши на кухню, бодрый и послушливый,
Чуть свет огонь раздуешь, перемоешь все,
Накормишь братью, а послужишь Господу.
Да не забудь приправить труд молитвою,
И воссияешь славою Иакова,
В усердьи и смиреньи провожая жизнь[491].
О жизненной силе этих наставлений свидетельствует ученик Преподобного Михаил, слова которого передает преосвященный Филарет Черниговский: «Сколько в том и другом катихизисе небесной, благодатной мудрости – известно каждому... Я убежден для себя, что ни из какой другой книги не почерпал столько света и столько сокрушения, как из "Оглашений" отца нашего». Преосвященный Филарет добавляет, что «все наставления оглашений довольно кратки... но они сильны искренностию»[492].
Переходя к перечислению гимнографических трудов преподобного Феодора Студита, необходимо указать, что, кроме его творений в Постной Триоди, давших Преподобному имя ее составителя, в Минее также встречаются стихиры, надписанные именем Студита. Преосвященный Филарет считает, что эти стихиры, по всей вероятности, относятся к трудам Феодора, так как он писал больше других студит-ских отцов. Преподобному Феод ору Студиту приписывают также 75 степенных гимнов-песней на погребение Спасителя к стихам 118-го псалма. В службе же печатной Постной Триоди их столько, сколько стихов псалма, то есть 176. Преосвященный Филарет Черниговский считает, что указания эти имеют основание тем более, что именно студийским монахом Феоктистом в подражание песням на погребение Спасителя написаны песни на погребение Богоматери. Преосвященный Филарет упоминает также «канон умилительный» преподобного Феодора «для пения в нощи»[493]. Но основным песнотворческим деланием преподобного Феодора Студита было составление песней на Святую Четыредесятницу, а также редактирование трудов тех отцов, которые писали свои произведения для дней Великого поста.
В обстоятельном исследовании Постной Триоди И.А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 годами, когда они находились в церкви святого Романа в Константинополе[494]. Вместе с тем И.А. Карабинов допускает, что трипеснцы могли быть составлены преподобным Феодором и в монастыре Саккудион после избрания его игуменом, между 794 и 815 годами[495]. По мнению исследователя, значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь велико, что история этой богослужебной книги должна иметь такую периодизацию:
I ПЕРИОД – до преподобного Феодора Студита;
II ПЕРИОД – деятельность преподобного Феодора Студита и продолжателей его труда, песнописцев IX века;
III ПЕРИОД – с X по XV век[496].
Архиепископ Черниговский Филарет придает большое значение тому, что святые братья Феодор и Иосиф приводили в порядок песни Триоди, составленные до них. Они дополнили Великий канон Андрея Критского, отчетливо разделив его на песни и присоединив к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской[497]. И.А. Карабинов также согласен с тем, что окончание песен Великого канона, их Троичны и Богородичны принадлежат преподобному Феодору[498].
К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и трипеснцы. Назовем прежде всего каноны Преподобного:
1) на субботу мясопустную (об усопших) со стихирами;
2) на субботу сырную (прославление памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами;
3) канон на Неделю мясопустную (на Второе пришествие Христово);
4) канон на 3-ю Неделю Великого поста, Кресту Христову;
5) канон на Неделю Православия. Он, однако, не напечатан в Триоди. По-видимому, это тот канон, который пел преподобный Феодор в 814 году во время совершения им крестного хода. Преосвященный Филарет указывает, что, возможно, его пел и святой патриарх Мефодий на восстановлении иконопочитания, в день Торжества Православия[499]. Все каноны преподобного Феодора Студита имеют стихиры.
Исследователи Постной Триоди установили, что каноны преподобного Феодора на Неделю мясопустную и Неделю Крестопоклонную претерпели изменения: в них опущена 2-я песнь, а в начале каждой песни этих канонов опущены два тропаря, прославляющие Воскресение Христово. Канон в субботу сырную, напротив, имеет некоторые добавления. В Триоди Постной преподобному Феодору принадлежат также 35 трипеснцев (по И. А. Карабинову – 30); четыре четве-ропеснца (на субботы 2, 3, 4, 5-й седмиц Великого поста), 30 подобных стихир и 30 седальнов[x][500]. Эти песнотворческие произведения преподобного Феодора Студита составляют живую ткань богослужений Святой Четыредесятницы и предоставляют возможность разбора отдельных богословских положений.