Жизненный путь преподобного Феофана

Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии[q], в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память преподобнаго Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертаннаго. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но и ублажает их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: Привел ecи семя твое Господу[419].

Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в Лавре «у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого»[420]. Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или «благочестивый пресвитер» был только учителем братьев?

Несомненно, что братья происходили из благочестивой семьи и, продолжая ее традиции, решили безвозвратно посвятить свою жизнь Богу. Они приходят в Лавру преподобного Саввы, где проводят подвижническую монашескую жизнь, совершенствуют свое духовное образование и где преподобный Феофан сподобляется пресвитерского сана. В это время поднимается волна иконоборчества, и Иерусалимский патриарх посылает братьев в Константинополь, чтобы там защищать Православие. Но император-иконоборец подверг братьев за их твердое исповедание веры жестокому истязанию и отослал в заточение. Двадцать пять лет, с 817 по 842 год, братья терпят страдания и заключение в тюрьме. Их испо-ведничество, начатое в дни царствования императора Льва Армянина, продолжалось при Михаиле Косноязычном, а при императоре Феофиле их страдания были особенно тяжки. В его царствование преподобных братьев неоднократно вызывали в Константинополь и здесь подвергали лютым пыткам. После истязаний лица обоих братьев заклеймили раскаленными железными иглами (начертали) и отправили в ссылку. В Апамее Сирской преподобный Феодор скончался. Преосвященный Филарет Черниговский приводит свидетельство современника о том, как в ссылке братья переписывались со святителем Мефодием, впоследствии патриархом Константинопольским, также заключенным в тесной темнице. Они писали к нему: «Живому мертвецу и мертвому жи-вотворцу, живущему на земле и попирающему землю, пишут начертанные узники узнику». Мефодий отвечал: «Вписанных в книги небесные и мудро запечатанных по лицу приветствует соузников живопогребенный»[421].

Преподобный Феофан дожил до 842 года, когда при вдове Феофила Феодоре и его сыне Михаиле было восстановлено иконопочитание. Святой Мефодий, возведенный тогда на патриарший престол императрицей Феодорой, поставил преподобного Феофана, освобожденного из ссылки, во епископа Никейского. Это было незадолго до кончины славного исповедника Христова. Преподобный Феофан скончался около 847 года (по другим указаниям – в 843 году)[422].

Несмотря на то, что значительная часть жизни преподобного Феофана прошла в заточениях и ссылках, он оставил после себя большое число канонов – около 145. Его каноны есть во всех богослужебных книгах: в Октоихе, Минее, Постной и Цветной Триоди. Согласно указаниям преосвященного Филарета Черниговского, в Минеях насчитывается до 128 канонов преподобного Феофана, а во всех богослужебных книгах – до 148[423]. Он же отмечает, что в славянской Минее есть каноны преподобного Феофана, которые в греческой Минее не надписаны его именем, и что с указаниями славянских Миней следует считаться[424].

Характеризуя каноны преподобного Феофана, преосвященный Филарет говорит: «Из... канонов Феофана немногие богаты мыслями и чувствами. Все они писаны слогом простым: это приближает их к понятию каждого. Зато повторение одних и тех же мыслей, изображение предметов одним и тем же цветом немного говорит мысли и чувству»[425]. Свое суровое мнение о большинстве канонов преподобного Феофана наш маститый богослов повторяет и в своем историческом обзоре песнописцев Греческой Церкви, когда говорит о том, что многие каноны преподобного Феофана со временем заменены другими, так как «в Греческой Церкви чувствовали недостатки некоторых канонов пр<еподобного> Феофана» и что «Церковь Греческая не считала правилом терпеть недостаточное в богослужении по той только причине, что это недостаточное принадлежит... древности»[426].

Лучшими канонами преподобного исповедника преосвященный Филарет признает его канон на Торжество Православия, все каноны Апостолам и каноны об усопших. О последних преосвященный Филарет свидетельствует, что им «приписывают высокое достоинство даже и те, которые не расположены утешаться песнями Церкви Православной»[427]. Заканчивая разбор канонов преподобного Феофана в своем «Историческом обзоре песнопевцев», преосвященный Филарет повторяет: «Прочие каноны просты, не всегда богаты мыслями и часто однообразны»[428].

Известный исследователь Постной Триоди И.А. Карабинов, рассматривая состав ее авторов, говорит о преподобном Феофане только то, что он единственный из иерусалимских песнописцев IX века участвовал в составлении Постной Триоди. Помимо канонов в Постной Триоди, указанных предшествующими исследователями, профессор И. А. Карабинов указывает как принадлежащий перу преподобного Феофана канон в Неделю блудного сына, а в рукописях также са-могласны и стихиры Великих Пятка и Субботы[429]. Епифаний Нестеровский, который в своей «Литургике» дает очень верные характеристики многим песнопевцам, воздерживается от оценки творчества преподобного Феофана[430]. В «Литургике» профессора А.П. Голубцова, которая содержит целый ряд критических замечаний о творчестве отдельных православных гимнографов, также ничего не сказано о трудах Преподобного; автор только относит к его заслугам участие в составлении Октоиха (вместе с преподобным Иосифом Песнописцем)[431]. Нам представляется необходимым остановиться на посильном разборе канонов преподобного Феофана Начертанного, так как они занимают значительное место в православном богослужении и могут поддерживать и укреплять как человека, находящегося в недрах Церкви Христовой, так и всех ищущих опору на путях своей внутренней жизни.

Наши рекомендации