Святитель Герман, патриарх Константинопольский, как церковный гимнограф
...И поклонятся следам ногу твоею
ecи прогневавший тя... за сие, яко был
ecи оставлен и возненавиден, и не бе
помогающаго ти, положу тя в радость
вечную, веселие родом родов.
Ис. 60, 14–15
Словесный попечитель Церкви
За всенощным бдением некоторых великих и двунадесятых праздников при пении стихир слуха верующих достигают истины, изложенные языком возвышенным и одновременно ясным, печатлеющие священное событие, таинство празднуемого дня. В их словах всегда звучит непререкаемая радость исповедания Бога, премудрых путей Его Промысла, основ спасительной веры Христовой. Эти стихиры – творение святителя Германа, патриарха Константинопольского (VII–VIII века).
Не все жизнеописатели Святителя обращают внимание на его песнотворческие труды: в Четиих Минеях святителя Димитрия Ростовского мы не находим упоминания об этом роде его творчества. Это может быть объяснено тем, что святитель Герман испытал за свою долгую жизнь, как указывает преосвященный Филарет Черниговский, не только «волнения монофизитства, но и начало новых бурь иконоборства»[316]. Борьба с разного рода ересями и исповедничество, страдание за правую веру проходят красной нитью через все земное бытие святого патриарха.
Вместе с тем составитель канона святителю Герману, преподобный Феофан, много внимания уделяет песнотворческим трудам святого исповедника Христова. Подробно же со всех сторон рассматривает труды святителя Германа Филарет, архиепископ Черниговский[317]. Восстанавливая образ Святителя как писателя и церковного деятеля, архиепископ Филарет особенно подробно останавливается на его догматических произведениях, посланиях, словах и беседах на великие праздники. Послания святителя Германа о почитании святых икон читались на VII Вселенском Соборе много лет спустя после блаженной кончины патриарха-исповедника.
Правильно будет сказать, что святитель Герман отзывался на все насущные нужды Церкви прежде всего исповеданием ее основных догматов, страданием за них, затем письменными трудами по изложению и защите этих догматов и вероучения Святой Церкви и только в отдельных случаях он являл себя как песнотворец, гимнограф церковный.
Слова пророка Исаии, прообразующие путь Христов на земле, могут быть отнесены и к жизни Его последователя и исповедника – святителя Германа. Он был оставлен и возненавиден с ранних юношеских лет – и не бе помогающего ему. Но он же был и вознесен Господом и сделался радостью, веселием родов и родов людей, по слову того же провидца Исайи. Те, кто множил скорби в жизни исповедника Христова, должны были признать его святость и поклониться стопам его – и поклонятся следам ногу твоею.
Жизнь святителя Германа
Святитель Герман родился в Константинополе в семье одного из первых сенаторов Константа П. При восшествии на престол Константина Погоната (668) отец Святителя был умерщвлен, а юношу император распорядился изувечить и отдать в церковные клирики, чтобы тот не мог отомстить за убийство отца. Но юноша Герман сам отошел от мирских притязаний и жил, по слову святителя Димитрия, «яко Ангел Божий, от всякого земного пристрастия и мирския суеты удален». Он прилежал молитве, посту и чтению божественных книг, в которых «премудрости глубину изследова и почерпе животныя богодухновенных учений воды»[318].
При Юстиниане II святитель Герман стал епископом города Кизика, где ревностно защищал веру Христову от нападок еретиков. От глубокого знания основ веры и святых догматов он «напаяет Церковь Христову, будучи ее учителем и пастырем». Но при императоре Филиппике (711–713) за свое твердое сопротивление монофизитству он был изгнан и заточен.
Со смертью Филиппика при императоре Анастасии II в 715 (по другим данным – в 713) году святителя Германа возвращают из заточения и избирают патриархом Константинопольским. Верующие с радостью принимают возвращение святого мужа в его родной город; по свидетельству хроники Феофана, Святитель занял кафедру «по согласию благоговейных мужей, пресвитеров, диаконов и всего святого собора и всего христолюбивого народа сего богохранимого царственного города, божественною благодатию, всегда врачующею немощное и восполняющею оскудевающее»[319].
При восшествии на патриарший престол святитель Герман свидетельствовал о своем согласии с определениями Вселенского Халкидонского Собора против монофизитов. Уже будучи патриархом, он от своего глубокого и опытного знания догматов веры старался примирить армян с положениями Халкидонского Собора. Старания эти, по мнению преосвященного Филарета Черниговского, не были бесплодны. Письма святого патриарха были исполнены «духом любви и православной веры», и Армянская Церковь, откликаясь на эти любовные послания, принимала их и исповедовала его святым.
При избрании святителя Германа на патриаршую кафедру обнаружился в нем дух прозрения. Он предсказал некоей женщине по имени Анна – при получении ею его святительского благословения – о рождении от нее нового исповедника Христова. Это и сбылось в жизни ее сына, преподобномученика и исповедника Стефана Нового. Дух провидения, прозорливости неоднократно обнаруживался в словах и действиях святого патриарха. Очевидно, это было одной из сторон его личности: страдания с юных лет истончили и просветили душу блаженного Германа, и ему стали очевидны многие сокрытые человеческие дела, как добрые, так и злые. Они подробно приведены в пространном житии у святителя Димитрия.
Многосторонней была деятельность святителя Германа на патриаршей кафедре. Помимо своих основных забот по управлению Церковью в годы, наполненные смутами, волнениями и ересями, блаженный патриарх постоянно обращался к литературной деятельности. Преосвященный Филарет Черниговский приводит по этому поводу слова его древнего биографа: «Право исправляя должное служение истине, он для общей пользы писал довольно много слов назидательных для благочестивых». Здесь же преосвященный Филарет перечисляет «Слова» Святителя на Введение во храм Богоматери, на Успение, на Благовещение, на Обновление храма и Положение пояса Богоматери. Известны сочинения святителя Германа о ересях и о соборах. Как особенно яркое отмечается его «Изъяснение (или толкование.– М. И.) на литургию»[320]. В некоторых источниках оно называется «Созерцанием предметов церковных».
Полна и многообразна была деятельность святого патриарха, но основные труды и скорби были еще впереди: с восшествием на престол в 726 году Льва Исаврянина началось гонение на святые иконы. Святой старец-патриарх неоднократно сам беседовал с императором, убеждал его, говоря, что тот, кто отвергает святые иконы, есть «враг Божию воплощению», напоминал Льву о нерукотворном образе Спасителя, посланном царю Авгарю в Едессе, приводил и другие доказательства. В это же время святитель Герман писал послания о почитании святых икон. «Писания его [Германа] славятся по всей Вселенной», – свидетельствует VII Вселенский Собор, на котором были прочитаны три из них.
Император настаивал на своем; святой патриарх вразумлял его и говорил, что готов пролить кровь, если будет утвержден «беззаконный образоборный догмат», и что для решения вопроса об иконопочитании должен быть созван Вселенский Собор. Когда в 730 году император созвал частный собор, патриарх Герман, по слову составителя Четий Миней, оставил свою кафедру, положив патриарший омофор «в Божественном алтаре на святой трапезе». После этого воины по повелению императора с побоями изгнали Святителя из патриаршего дома. Последние десять лет жизни святой патриарх провел в наследии своих родителей в Платаниуме, или, по другим указаниям, в монастыре Хоре в подвижничестве и молитве. Он скончался в 740 году в возрасте 95 лет. Мощи Святителя во время погребения и позднее были прославлены многими чудесами.
Изгнание святителя Германа с патриаршей кафедры тяжело переживалось современниками. Преподобный Иоанн Дамаскин писал в одном из своих посланий: «Вот и бл<аженный> Герман, славный по жизни и по учению, доведен до побоев и изгнан в заточение»[321]. А другой современник, говоря о ярости Льва и низведении святителя Германа, пишет о нем: «Сошел со престола великий первосвященник, улетела из гнезда любезная ласточка, украшавшая великий покой Церкви сладким говором, УКРАШАЮЩАЯ ДОНЫНЕ ПРАЗДНИКИ ГОСПОДНИ»[322]. В своем историческом обзоре песнопевцев преосвященный Филарет приводит свидетельства жизнеописателя святителя Германа, говорящего о том, что «на кафедре Константинопольской просвещал он народ учением... утешал Церковь словами похвальными и проповедями, тяжесть бдений облегчал мелодическими песнями своими»[323]. В последних словах мы видим указание на то, что патриарх-исповедник и в свое время был признанным церковным песнопевцем.
По некоторым сведениям, мощи святителя Германа были со временем перенесены во Францию. Поэтому, может быть, неслучайно в Париже есть церкви во имя святого Германа (Сен-Жермен), и одна из них – самая древняя в столице Франции, старше собора Парижской Богоматери.