Минейные каноны преподобного Андрея
Анализ прочих канонов преподобного Андрея Критского может быть сведен к тем положениям, которые мы наметили в приведенном выше разборе его основных творений.
Этим канонам (число тех из них, которые сохранились до наших дней, относительно невелико) присущи в целом те характерные особенности, которые мы отметили в разборе и Великого канона, и великопостных трипеснцев. Так, преподобный Андрей часто вводит в тексты своих канонов имена подвижников Ветхого Завета. В его каноне на Рождество Пресвятой Богородицы упоминаются и патриарх Иаков, и Адам, и Давид, и другие праотцы. В каноне на Рождество Предтечи представлен старец Захария, а в каноне Зачатия Пресвятой Богородицы во многих песнях восхваляется праведная Анна.
Как отмечалось нами и выше, очень часто святой, которому посвящен канон преподобного Андрея, ведет беседу с Богом. Так, священномученик Игнатий Богоносец в каноне на 20 декабря беседует с Богом в 1, 3, 4-й и 7-й песнях канона[290]. Праведная Анна открывается Господу в 3, 4-й и 5-й песнях[291]. В каноне на Рождество Предтечи творец канона дает речь, обращенную к Захарии и Архангелу Гавриилу[292].
В разбираемых канонах, как и в других своих произведениях, преподобный песнопевец любит повторять одну из тех основных идей, которые ему представляются важными для понимания того или иного празднуемого события. Он многократно восхваляет Предтечу как проповедника покаяния в каноне на его Рождество[293]. В каноне на Рождество Пресвятой Богородицы целые предложения повторяют у преподобного Андрея основную сущность праздника: Ты, давый, Господи, от неплоднаго корене прозябнути Анны святым пречист плод и родити Богородицу, – говорится в 8-й песни[294]. А ниже – та же мысль излагается еще более подробно: Ты, неплодную землю благоплодну показавый, Ты, древле сухую родовиту, благокласну бразду плодоносну соделал ecи Анну святую, пречист плод израсти Богородицу.
Преподобный пастырь Критский любит образ воды и усвояет этому образу очень большое значение, пространно и углубленно вживаясь в него. В каноне священномученику Игнатию Богоносцу преподобный Андрей неоднократно обращается к образу воды. Так, в 6-й песни, воспевая священномученика, преподобный Андрей говорит: Воду имел ecи... живущую и глаголющую[295]. А ниже, в 7-й песни этот образ еще более расширен и приближен к бессмертию: Воду же живую паче и глаголющую, воду зовущую: гряди ко Отцу; воду текущую, от жизни в жизнь преводящую нас[296].
Вода глаголющая, вода, преводящая от жизни в жизнь, – этому образу желал бы прикоснуться любой из современных писателей, вынашивающих в себе фразу, которая была бы способна выразить суть человеческого переживания в дни нашего сложного века...
В том же каноне священномученику Игнатию преподобный Андрей очень глубоко вникает и в понятия пшеница и хлеб, соотнося их значение с писаниями самого священно-мученика (песни 3, 4, 6, 9-я).
Создается впечатление, что образ славного епископа и мученика Христова Игнатия, скончавшегося в начале II века, очень близок святителю Андрею, который жил в VII–VIII веках, по существу, в тех же краях. Воспевая священномученика, пастырь Критский не сомневаясь приводит слова святого апостола Павла (ср.: Евр. 7, 26) и пишет в первом тропаре 5-й песни канона: Таков нам подобаше мудр архиерей, преподобен, верен, несквернен, незлобив, вопия Павел, преднаписа священный образ священных твоих нравов[297]. Особое расположение святителя Критского к священномученику Игнатию отчетливо видно и в тропарях 4, 6, 7, 8-й и других песней канона.
Канон святым мученикам Маккавеям в славянской Минее не значится под именем преподобного Андрея Критского. Надписание его имени в канонах и стихирах дается иногда как Иерусалимлянин, иногда как Критский. В связи с тем, что в небольшом числе произведений церковной письменности встречается указание на творчество Андрея Пирра, возникает вопрос, не является ли последний тем же лицом, что и Андрей Иерусалимлянин или Критский. Преосвященный Филарет Черниговский склонен видеть здесь одно и то же лицо – архиепископа Критского Андрея[298], тогда как более поздний исследователь И.А. Карабинов считает Андрея Пирра лицом, отличающимся от святителя Андрея Критского[299].
Несомненно, что указанное разногласие потребует дальнейшего углубленного изучения, тем более что есть ряд праздников, где в отдельных песнях церковных имя Андрея Пирра соседствует с именем Андрея Критского. Так, например, обстоит дело со стихирами на Сретение Господне[300]. Та же ситуация встречается и на день празднования святым апостолам Петру и Павлу[301]. Стихира на день памяти священно-мученика Игнатия Богоносца, которая, по архиепископу Филарету Черниговскому, принадлежит святому Андрею Критскому, в Минее надписана именем Андрея Пирра[302]. В связи с этим, а также потому, что основные направления его творчества сформулированы нами при изучении его канонов и трипеснцев, в данной статье мы не считаем возможным детально останавливаться на анализе стихир, относящихся к имени преподобного Андрея Критского.
В заключение проделанного нами разбора основных произведений преподобного Критского пастыря желательно восстановить по возможности целостный облик великого песнописца, достигающий нас в его произведениях из глубины более чем тысячи лет – двенадцати веков.