Лекция №9. Послание к Колоссянам
Послание к Колоссянам, относящееся к группе посланий из уз. Павел говорит о своих узах трижды. Город находился между Ефесом и Иконией, Тарсом. Вместе с Лаодокией и Иераполем образовывал треугольник. Приблизительно в 200 году до Рождества Христова в городе поселилась большая иудейская колония, выходцы из Вавилона, к моменту, когда апостол Павел писал, еврейская колония была большая, 10 000 человек. Иудейской влияние нельзя не учитывать. Поскольку город несколько отстоял от торговых путей, он начал, к моменту написания послания приходить в упадок. Хотя, близость к торговым путям сказывается. Перемещались не только товары, с запада на Восток и с Востока на Запад, но и идеи, особенно различные культы, мистические, эзотерические учения, шли с Вотоска на Запад. Естественно, Колоссы оказались на перекрестке. Сам апостол Павел, как он пишет во II главе, 1 стих, Колоссы не посещал, не был основателем тамошней Церкви, скорее всего, Епафрас, которого апостол Павел упоминает в 7 стихе I главы, и был основателем Церкви, пока апостол проповедовал в Ефесе, Епафрас путешествовал по асийской провинции и в Колоссах основал Церковь. Несмотря на то, что апостол не был основоположником церкви, он чувствует свою ответственность за Церковь и об этом прямо говорит. Поэтому он и пишет о насущных проблемах этой Церкви. До него дошли слухи о некоторых нестроениях у Колоссян, которые уклонились от истинной веры. В их среде начала развиваться некая «ересь», новое учение, которое иногда называют в учебниках «колосской ересью». Это двусоставное явление. На основании текста посланий, исследователи выделяют иудейскую составляющую, недаром 10 000 иудеев, с другой стороны, протогностический элемент. Говорить о гностицизме не совсем корректно в середине I века, а протогностицизм, наверное, можно.
О влиянии иудействующих на колоссян можно судить по целому ряду высказываний, которые делает апостол Павел. Он говорит : никто не осуждает вас за пищу, питие, за какой либо праздник, или новомесячие, или субботу. То есть появилось стремление начать соблюдать праздники, субботы, далее апостол будет говорить об обрезании, видимо и об этом. Апостол говорит о некоторых вкрадчивых словах, о соблюдении заповедей иудейских, не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся. По видимому, это элемент иудейского учения. Гораздо больше апостола Павла волнует протогностический элемент. Апостол пишет о том, что новые учителя обольщают колоссян философиею, пустыми обольщениями, учат по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу. Апостол осуждает некий проповедуемый ложный аскетизм, который от ввергает брак. Никто вас не обольщает самовольным смиренномудрием… « Который проповедует самовольное служение, смиренномудрие, изнурение тела, некое пренебрежение о плоти» - эти замечания похожи на то. Что мы увидим в гностических кругах. Но самое опасное, что колоссяне под влиянием этих учений стали поклоняться вместо Творца твари. Но не прямо так, как грубые язычники. По видимому, стало распространяться учение, что через служение ангелам можно достичь полноты обожения. Это похоже на гностическую систему, где мир состоит из отделов и сфер, восходя от одной к другой, можно достичь полноты Божественного естества, соединившись в акте апофеозе. Апостол пишет : никто не обольщает вас самовольным смиренномудрием, и служением ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно, надмеваясь плотским своим умом. Такая амальгама – с одной стороны самовольное служение ангелам, с другой, попытка соблюдать иудейские праздники, ложный аскетизм. Все это привело к тому, что Колоссяне стали неправо помышлять о Христе, поклоняться твари вместо Творца. Это вынудило апостола взяться за перо в этом послании дать развернутое учение о Христе как Творце, о Том, Кому подчинены все власти и начала, Который превыше и ангелов и архангелов, о Том, Кому нужно прежде всего служить и веровать, Кто является Спасителем. В послании к Колоссянам мы имеем развернутое христологическое учение. С первых строк послания чувствуется полемический настрой. Павел, апостол Иисуса Христа. Это указание на апостольское достоинство предваряет полемические послания апостола Павла. После приветствия идет традиционная молитва, в которой он благодарит Бога за веру во Христа Иисуса, которая изначально была у Колоссян, о том, что Колоссяне последовали учению, проповедуемому Епафрасом, и ходили в духе любви. За это апостол благодарит Бога. Вслед за первой молитвой апостол помещает развернутый гимн о Христе. Апостол Павел часто учение излагает в виде гимна. Самые высокие тайны он излагает в гимне: как молимся, так и исповедуем, так и верим. Не исключено, что гимн воспринят, а сочинен, может быть, не апостолом Павлом, а апостол Павел его знал. Для апостола Павла важно преподать учение не как сухое назидание, а как гимн, воспевающий Христа. Посему и мы, с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием, воли Бога во всякой премудрости и разумении духовном, благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию наследия святых во свете. Гимн о Христе здесь также обращен к Богу и Отцу, равно как и все православные анафоры обращены к Богу Отцу. Мы Отца благодарим через Христа, во Христе, со Христом. Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего. Здесь появляется упоминание Сына Божия, в Котором мы имеем искупление грехов, Который есть образ Бога Невидимого. Это важное определение, Христос есть образ Бога Невидимого. В послании к Коринфянам это определение звучало. Христос есть образ Бога Невидимого, Рожденный прежде всякой твари. Интересно - эта мысль дважды в посланиях апостола Павла прослеживается. По- видимому, апостол Павел имеет в виду упоминание в книге Бытия, что мы созданы по образу Божию. Христос есть образ, а мы созданы по образу Божию. В послании к Филиппийцам апостол Павел говорит о том, что в эсхатологическом свершении наши тела будут преобразованы по образу преображенного тела Христова. Стяжание подобия и есть стяжание подобия Христу, по образу Которого мы созданы. Итак, Христос есть Перворожденный всякой твари. Этот гимн двустрофный. Одна строфа воспевает Христа как Творца всей Вселенной, ибо им создано все, что на небесах, на земле видимое и невидимое. А потом он вдруг говорит : престолы господства, начальства, власти, перечисляет ангельские имена. Во второй главе будет полемика с ложным ангелопочитанием. Здесь апостолу Павлу надо указать, что ангелы суть твари, и не им надо поклоняться, а Тому, Кто создал ангелов, Христу. Потому что Им все создано и для Него. Христо Творец и мир создан для Него, все Им и для Него, мир для Него. Христос есть Альфа и Омега для мироздания. Он есть прежде всего и все Им стоит. Христос есть Творец, но еще и Миродержец, Он содержит мир в бытии. Это первая строфа, вторая строфа воспевает Христа как Творца новой твари, как главу церковного Тела. Во второй строфе Христос глава Тела Церкви, Он начаток, Первенец из мертвых. Он есть Перворожденный всякой твари и Первенец из мертвых. По гречески здесь употреблено одно и тоже слово, явная параллель. Христос глава мира и новой твари, Церкви. Ибо было угодно Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота. Апостол Павел нарочито использует термин – полнота. Этот термин употреблялся в философских школах и обозначал полноту Божественного естества. Во второй главе апостол Павел скажет, что в Нем обитает полнота Божества телесно, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него Кровию креста Его земное и небесное. Крест созерцается апостолом Павлом, как орудие спасения. Кровь, пролитая на Кресте, соединяет небесное и земное. «И вас, бывши некогда отчуждены, врагами по расположению к злым делам, примирил в Теле плоти Его». Это не обычное выражение, апостол как бы настаивает на плотяности в Теле Христовом примирил, не безплотными ангелами, а в Теле плоти Христа, «чтобы представить святыми и непорочными, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере». Но колоссяне, увы, поколебались, приняв новое учение. «От надежды благословения, которое вы слышали, которое возвещено все твари под небесной».
Полнота соединения с Богом возможна во Христе, Он Творец, Он Глава Церкви, Его крестом небесное примиряется с земным. Далее апостол Павел говорит о своих обстоятельствах: ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей, скорбей Христовых, за Тело Его, Которое есть Церковь. Апостол Павел говорит, что страдания его, Павловы, исполняют меру страданий Христовых в церковном Теле. Речь идет о продолжающемся кеносисе Христа, продолжающихся страданиях после Распятия и Воскресения. Христос сказал Савлу: Савл, Савл, что гонишь Меня, трудно идти тебе против рожна. Савл же гнал не Христа, а Церковь. Но гонение на церковь есть гонение на Самого Христа. В гонимой Церкви Христос продолжает быть гонимым. Апостол Павел говорит, что мера страстей восполняется через каждого конкретного члена Церкви в Теле церковном.
Он заявляет, что тайна, которую он проповедует есть тайна соединения всех во Христе, под Единым Главой. Христос Воплотившийся, соединивший небесное с земным, язычников с иудеями, спасший Своей Кровию мироздание. Тема учения о Христе будет продолжена во второй главе: посему. Как вы приняли Христа Иисуса, так и ходите в Нем. Здесь он подступил к главному. Он воспел Христа, а теперь укоряет колоссян, как же они отступили от веры. Как приняли Христа, так и ходите, будучи укоренены, утверждены и укреплены в вере. «Смотрите, чтобы не увлек кто вас философиею». Здесь можно смутиться, но он не против всякой философии. Потому что в послании к Римлянам в первой главе он говорит о естественном Богопознании, когда через созерцание творений язычники могли и познали Бога. Это и есть философский путь познания через рассмотрение явлений, отвлеченную рефлексию. Такую философию апостол Павел не отрицает. Здесь он имеет в виду философию, как синоним религиозных спекуляций, которые уводят от главного, почитания Христа, по преданиям человеческим, по стихиям мира, а не по Христу. Таинственные стихии мира – это языческие. « Ибо в Нем, во Христе обитает вся полнота Божества телесно». Ключевая фраза для послания.
Конечно, апостол не разсуждает в логике Халкидонского вероопределения. Его не занимает вопрос, как соединилось Божество с человечеством, каков модус соединения. Для апостола Павла важен вопрос, что через плотяность Христа возможно соединение с полнотой Божества. Полнота, которую колоссяне искали через служение ангелам, обитает в плоти Христовой. Полнота эта понимается двояко: Церковь, и, если вспомнить послание к коринфянам, это Евхаристическая плоть Христова. В Нем обитает полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть Глава всякого начальства, и власти. В Нем вы обрезаны обрезанием нерукотворным совлечением греховного тела. Возникает полемика обрезания, как в послании к Римлянам. Это полемика с иудейской практикой, для которой Христос был не нужен Сам. Апостол не согласен с этим, говорит, что мы во Христе умираем для греха и в Крещении восстаем для новой жизни. 14-15 стихи – и вас, которые были мертвы во грехах, оживил вместе с Ним, со Христом ( кто оживил? Бог Отец). Здесь действующим лицом является Бог Отец, Который оживил нас со Христом, простив нам все грехи, истребив учение бывшее рукописание, которое было против нас. В послании к Ефесянам будет ясно, что это рукописание закона, определившее грех, и есть рукописание, которое Христос истребил. Крест есть не только орудие нашего спасения, но и место нашего спасения. Мы спасены на Кресте. подняв силы и начальства и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними. В традиционном святоотеческом толковании, Христос победил демонские начальства и власти. Но в посланиях апостола Павла единственный раз начальства и власти называются бесовскими. Здесь вроде так, но в 10 стихе начальства и власти ангельские. Непонятно, когда апостол Павел успел поменять содержание этого термина. Есть различные другие толкования, библеистические. У одного из библеистов речь идет о том, что это начальства и власти светские. Действительно, светские власти, Пилат и действующие через него иудеи, хотели уничтожить Христа. Но Христос, подвергнутый позорной смерти, властно восторжествовал над ними, ожил, преданный позору и поруганию. Еще более неожиданное толкование, что, может быть, апостол говорит здесь о начальствах и властях ангельских. Поздняя иудейская ангелология считала ангелов ревностными блюстителями закона, они присутствовали на горе Синай при передаче закона, они стали ревностными блюстителями. А в предыдущих стихах полемика разворачивалась против тех, кто вновь начинает соблюдать закон – обрезание, праздники. Возможно, речь идет о том, что Христос Своей смертью лишил ангелов этой функции блюстителей закона. В первом послании Петра близкие мысли. Но, может быть, речь и идет о началах и властях бесовских, над которыми Христос властно восторжествовал. Здесь триумф, истребив учением бывшее на нас рукописание. Глагол говорит о действии бойца, отлагающего перед боем одежду. В древности боролись нагими. Речь идет, видимо, об отложении плоти через смерть. Христос смог стать победителем, триумфатором.
Итак, никто не осуждает вас за пищу или питие, или за какой-нибудь праздник. Продолжается антииудейская полемика, Христос предал позору и поруганию тех, кто настаивает на необходимости продолжать соблюдать законные и нормы. Это есть тени будущего, а «Тело во Христе», церковное, исполнение, полнота Божества. «Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, для чего же вы, как живущие в мире, держитесь постановлений: не прикасайся, не вкушай, не дотрагивайся. Вновь – антииудейская полемика. Иудеи, вроде, не говорили о стихиях мира. Зато в поздней иудейской ангелологии у каждой стихии мира был свой ангел- хранитель, у грозы, у росы, у радуги, у ручьев, морей, рек. Это только имеет вид мудрости. Никакой мудрости в этом самовольном служении нет.
Итак, апостол Павел вполне укорил Колоссян, теперь нужно сказать нечто положительное. В какой ситуацией оказался апостол Павел – колоссяне прегрешили в самом главном. Они могли прегрешить в малом, но прегрешили в самом важном, учении о Христе, вместо Христа стали поклоняться самовольно ангелам, ища мудрости. А раз они не поняли и ложно истолковали учение о Христе, значит, они ничего не поняли, потому что христология сердцевина учения, все в христианской Церкви поверяется через Христологию. Ничего не может противоречить христологии. Христология определяет все прочие логии. Раз они не поняли учение о Христе – по времени должен вас кормить твердой пищей, но, как младенцев вынужден вас опять кормить молоком. Апостол Павел это и делает. Вновь преподает им какие-то азы, основы учения. Когда преподавались основы учения – пример катехизического оглашения. Недаром апостол Павел будет говорить о Крещении, он называет эту часть глав крещальным катехизисом. Именно поэтому возникает образ облечения в нового человека, который обновляется через познание по образу Создавшего, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, ни галла, ни скифа, ни раба, ни свободного. Это очень близкие слова к посланию к Галатам – облечение в нового человека. Конец III – начало IV главы: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…Далее он говорит : во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни мужеского, ни женского пола. Облекитесь как Божии святые… облечься – переносное значение, облечься, значит принять на себя образ Христов, это значит крещение, облечься в добродетели Христовы. Более всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. Главное – любовь. В послании к Коринфянам, любовь это высший дар, в послании к Римлянам, любовь это исполнение закона, а к Колоссянам любовь – совокупность всех совершенств. Да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, в Теле Христовом. Все, что вы делаете, словом, или делом, делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Это наша Евхаристическая схема. Это самые азы. Он сказал о крещении, о том, что надо отринуть идолослужение, о добром поведении, об облечении в нового человека. « Жены, повинуйтесь мужьям, мужья, любите своих жен, дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Богу, отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». Обычно 21 стих очень нравится детям. Рабы, повинуйтесь во всем господам… У апостола Павла все очень сбалансировано. IV глава – практически вся глава – заключительное приветствие. «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мной, и Марк, племянник Варнавы, о котором вы получили приказание, если придет, приимите его». Марк это апостол и евангелист. Мы помним, что у апостола Павла с Марком была размолвка по поводу Марка. К моменту написания послания к колоссянам, по видимому, инцидент был исчерпан, в более поздних посланиях мы видим, что апостол Павел Марка очень ценил, и в послании к Тимофею, просит придти к нему. Итак, Марк, также и Иисус, прозванный Иустом, из обрезанных. Они единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою. Апостол приветствовал своих друзей из обрезанных. Приветствует вас Епафрас, ваш раб Иисуса Христа, всегда подвизающийся за вас в молитвах, чтобы вы пребывали совершенны и исполнены во всем, что угодно Богу. Видимо, Епафрас был служителем, и даже епископам. Он имеет великую ревность и заботу о вас, находящихся в Лаодокии и Иераполе. Возможно, Епафрас и был епископом Колосским. Приветствует вас Лука, врач возлюбленный. Некоторые особенности стиля и терминов евангелиста Луки выдавали в нем врача. Но только в послании к Колоссянам Лука назван черным по белому врачом. Лука, «врач возлюбленный», сотрудник и помощник апостола Павла. С одной стороны, приветствуют вас из обрезанных, с другой, Епафрас и Лука, кажется, из не обрезанных, апостол Павел, исследователи считают, противопоставляет. В последней главе Евангелия от Луки, два путника в Еммаус, Клеопа и иной, под которым мы понимаем Луку, сам евангелист себя изобразил, но не назвал по имени.
Апостол Павел говорит, что Лука был врачом и обращенным из язычников. Мог ли обращенный язычник быть в день воскресения Христова с христианами. Здесь больше отрицательных мнений, чем положительных. Во первых, евангелист Лука, в первых стихах Евангелия, говорит о том, что он не был свидетелем описываемых им событий. Как многие 7ачали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как и передали нас бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. Т.о. Лука говорит, что он не был очевидцем и служителем Слова. А шествующий в Еммаус близок к апостолам, апостолы принимают его. И Клеопа и иной рассказывают, что видели Христа. Мы ни разу не читаем, что в окружении Христа были не обрезанные. Фарисеи упрекают, что ученики Его едят неумытыми руками, закон не соблюдают. Но не разу ни звучит упрек, что Христос общается с необрезанными. Более того, Христос строго заповедует ученикам, во град Самарянский не входите, проповедуйте только овцам погибшего дома Израилева. Здесь, в послании к Колоссянам, апостол, кажется, противопоставляет, говоря, что Лука был из не обрезанных. В Деяниях апостольских дееписатель Лука появляется рядом с апостолом Павлом, только начиная со второго миссионерского путешествия, когда возникают «мы» - отрывки. Лука был обращенным Павлом не иудеем. По- видимому, евангелист Лука не был тем самым сопутником в Еммаус. Возможно, то был и Лука, но другой.
16 стих – когда это послание будет прочтено у вас, распорядитесь, чтобы оно было почтено в Лаодокийской Церкви ( Лаодокия находилась совсем рядом от Колосс), а которое из Лаодокии, прочтите и вы. Апостол говорит, что в Лаодокию было послано письмо, до нас оно не дошло, ходили апокрифы (апокрифическое послание, состоящее из 20 стихов). Складывается впечатление, что оно собрано из высказываний апостола Павла из прочих посланий. Автор канона Муратори, написанного приблизительно в 200 году говорит, что, по оценке вселенской Церкви, ходит еще и послание к Лаодокийцам, и другое, к Александрийцам, оба ложно приписаны Павлу, для распространения ереси Маркиона. И еще несколько других. Маркион, это был один из гностиков, еретик. В каноне Муратори Евангелие от Луки весьма выпотрошено, и 10 посланий апостола Павла. И послание, которое мы знаем как к Ефесянам, там подписано как послание к Лаодокийцам. Поэтому здесь автор говорит о ереси Маркиона. Об этом случае знал Григорий Нисский. По- видимому, это послание было утеряно. Приветствие моею рукою Павловою, благодать со всеми вами. К этому посланию апостол Павел приложил сопроводительную записочку, которую мы знаем под именем послания к Филимону. Оно самое короткое среди Павловых посланий. Если просмотреть послание к Филимону, мы узнаем, что, во первых, перечисляются и приветствуются те же самые лица, что и в послании к Колоссянам, Епафрас, Марк, Аристарх, Димас, Лука, Онисим. Из этого делают вывод, что послания были написаны одновременно. Филимон жил в Колоссах, он был благотворителем колосской Церкви, о чем апостол пишет прямо. Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному, сотруднику нашему, благодарю Бога моего, всегда поминая о тебе в молитвах, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу, и ко всем святым. За благотворение и любовь к святым апостол Павел ублажает его, как возлюбленного сотрудника.
Мысль, что делание подтверждает проповедь, и есть проповедь в иной форме. Филимон, у которого, по видимому, был некий раб Онисим, который после ссоры с Филимоном убежал от него. «Если он чем обидел тебя, или должен, то считай это на мне», прими его не как раба ( 18 стих). Онисим бежал в Рим, встретил апостола Павла, который говорит, что родил Онисима, духовно. Теперь апостол Павел отсылает Онисима обратно, к Филимону, потому что так велели законы римского государства. Укрывавший беглого раба наказывался вместе с ним, раба надо было отправить к хозяину. Апостол Павел пишет, что хотел при себе его одержать, дабы он послужил в узах, но без согласия не хотел сделать. Апостол просит принять Онисима, и оказать ему братскую любовь, не наказывать за то огорчение, которое он нанес Филимону. Вот и все послание, зачем помещать его в канон нового Завета: сбежал раб, возвращается раб. Только ли потому, что апостол Павел его написал. Собственно говоря, это и не послание, а короткая записочка. Было здесь что-то важное для Церкви, новый подход к социальному вопросу. С одной стороны, апостол отказывается от роли социального бунтаря и революционера. Он знает, что существует рабство, и он не собирается отменять его. Это во многих посланиях, к Коринфянам, кто в каком звании призван, в том и оставайся, призван рабом, оставайся, если имеешь возможность освободиться, воспользуйся лучшим. Если такой возможности нет, рабы повинуются господам из усердия. Апостол Павел принимает те социальные структуры, которые существовали в его время. С одной стороны, он оказывается от роли социального бунтаря. С другой стороны, он говорит, что ветхая форма должна быть наполнена новым содержанием. Прими его не как раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше и тебе, и по плоти, и в Господе. Так, по форме отношения остаются раб- господин, но по содержанию, это новые отношения, братьев во Христе, и братьев и по плоти. Вот такие отношения должны быть между Онисимом и Филимоном. Отношения между членами Церкви должны зиждеться на любви и взаимной вере во Христа. За это послание было включено в канон – новое отношение к институту рабства, сохранение его при изменении изнутри. Церковь призвана все сквасить изнутри, три меры закваски, которые должны скиснуть от того, что Церковь кладет в муку.
В этом послании, во втором стихе упоминается домашняя Церковь Филимона. Это не первый раз. Он имеет в виду или то, что в доме его собирались христиане и использовали его для служения Литургии, или домашняя Церковь в смысле семьи. Оба толкования известны. 10-11 стихи, с тонким юмором посмеивается над Филимоном и Онисимом. Он, Онисим был для тебя не годен, а теперь стал годен ( по гречески Онисимос это «годный»). В заключительных приветствиях упоминаются Марк и Лука, два евангелиста. В 22 стихе апостол Павел выражает уверенность в своем скором освобождении. Первые узы закончились освобождением, оправданием перед кесарем и приблизительно два года апостол мог проповедовать Христа и совершить третье миссионерское путешествие. Апостол говорит здесь о том, что надеется на скорое освобождение, и даже строит планы на посещение Асии и Колоссы. Приготовь помещение и для меня, ибо надеюсь, по молитвам вашим, буду дарован вам.
Послание к Ефесянам.
Одно из самых сложных и таинственных, по преимуществу экклезиологическое, в нем мы имеем наиболее полное новозаветное учение о Церкви. Как и послание к Колоссянам, Филлипийцам, Филимону, послание к Ефесянам относится к группе посланий из уз. Это послание трижды говорит об узах, как и во всех прочих, в послании из уз для апостола Павла выходит вопрос учения о Христе. Апостол Павел вновь будет говорить о Теле Христовом, о Божестве Христа. Именно христология будет определять все прочие логии, в том числе и учение о Церкви.
В этом послании мы найдем три экклезиологических образа, именно- Церковь Тело Христово, Церковь Храм Христов и Церковь невеста Христова, и учение о трех существенных свойствах Церкви. Церковь единая, святая, соборная, апостольская. О кафоличности, соборности Церкви апостол Павел не говорит, но очень близко подходит к этому образу. Церковь, как явление кафолическое и в пространстве, и во времени. послание к Ефесянам отличается от прочих Павловых. Во первых, мы привыкли, что апостол Павел пишет в ту или иную церковь по тому, или иному поводу. Начался раскол в коринфской Церкви - апостол пишет к Коринфянам. У галатов иудействующие начали проповедовать – пишет в Галатам. У колоссян зародилась ересь – пишет к колоссянам. В послании к ефесянам нет никаких поводов, в той Церкви, в которой он пишет, или апостол Павел об этом не говорит, более того, он не приветствует ни одного из известных ему членов. Обычно, в конце послания он пишет приветствия, в послании к Римлянам это вся 16 глава. Это странно, потому что апостол прожил в Ефесе около трех лет, и уж наверное, ему было кого поприветствовать. Но нет. Первый стих: Павел, волею Божиею, апостол Иисуса Христа, находящемся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе… В такой форме оно не было известно. Ранние рукописи не содержат упоминания Ефеса, того города, в который апостол Павел адресует послания. В большинстве ранних рукописей, это послание начинается: Павел, волею Божиею, апостол Иисуса Христа, святым и верным во Христе Иисусе. Исходя из этих особенностей, наиболее общий характер учения, в которых не частных проблем, отсутствие приветствий частных лиц – ученые иногда говорят, что послание к ефесянам представляет собой род соборного послания. Это соборное послание, направленное в церковный округ, возможно, нескольким малоасийским церквям. В новом Завете есть соборные послания, так считают и послание к Ефесянам. Учение, которое преподает апостол Павел в этом послании, актуально не только для Ефесской Церкви, но и для всех церквей, это учение о Церкви и о Христе. Еще одной особенностью является то, что послание, вернее его вероучительная часть, первые три с половиной главы представляют собой чередующиеся друг за другом гимны. Такой характер изложения учения был для апостола Павла наиболее адекватным способом выражения христианского учения. Он писал не в форме сухого послания и учебника догматики, а в форме молитвы. Язык славословия кажется наиболее адекватным апостолу Павлу, для изложения учения.
В современной библеистике послание к Ефесянам одной третью исследователей признается за Павлово. Две трети считают, что это послание не могло быть написано Павлом. Такие выводы делаются на основании нескольких фактов. В XVI веке Эразм Роттердамский доказывал, что стиль послания к Ефесянам значительно отличается от стиля других Павловых посланий. Из 155 стихов послания приблизительно половину имеют прямые параллели в посланиях к колоссянам. Совпадают не просто мысли и слова, но и порядок изложения мыслей совпадает. В этом послании много т.н. апекслегоменов, слов, которые автор не употребляет больше ни в одном из своих посланий. Обычно, когда встречается много таких слов, делают предположение, что текст принадлежит не автору, а, в лучшем случае, взят им уже в готовом виде.
В послании к ефесянам мы видим не совсем характерные для предыдущих Павловых посланий акценты, в частности, в первой- второй главе, говоря о спасении людей Христом, апостол Павел говорит, что мы уже спасены Христом и что Бог уже воскресил нас и посадил на небесах во Христе Иисусе. В послании к Римлянам апостол
Павел говорит, что мы спасены в надежде, что спасение есть дело будущего, а здесь апостол говорит, что мы уже спасены, исследователи говорят, что это не характерно для апостола Павла.
В современной книге по библеистике можно почитать, что послание к Ефесянам, это не послание Павла, а, в лучшем случае его окружения, что богословие послания не соответствует тому, что мы читаем в ранних посланиях, однако, на нашей стороне, во-первых свидетельство предания, которое послание к ефесянам называет Павловым, уже в каноне Муратори, 200 год. Как Павлово, это послание цитирует Игнатий Богоносец, в 110 году, в послании к Поликарпу, епископу Смирнскому. Смирна приблизительно в 50 км. от Ефеса.
Скачок от созерцания Евхаристической общины к Вселенскому Телу Христову .
Находясь в узах, апостол Павел получил возможность что- то переосмыслить, возможно, ему были какие- то откровения. Но все так, до сих пор треть исследователей продолжает держаться Павлова авторства. Ефес, в который писал апостол Павел, связан с именем Иоанна Богослова. Иоанн напишет свои строки в конце первого века, а послание к Ефесянам писалось в 60 годах. За 40 лет до апостола Иоанна, апостол Павел затронул Иоанновы темы. Может быть, в Ефесе такие темы были известны.
Как и прочие послания Павла, это послание вполне умещается в структуру: приветствие, молитва 1, части догматическая и практическая, а также конечное приветствие в 6 главе.
Павел, волею Божиею апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе. В ранних рукописях название Ефес отсутствует.
Благодать вам и мир от Господа Иисуса Христа, от Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа. Благословен Бог и Отец. Апостол благодарит прежде всего Бога Отца Господа нашего Иисуса Христа. В 14 первых стихах апостол благодарит Бога за то, что от века Бог восхотел спасти род человеческий и устроил наше спасение во Христе Иисусе, и мы запечатлены кровию Христовой, и залогом Духа Святого. Бог благодарится за наше спасение, в целом содержание этой молитвы. Мы увидим, что в этой молитве апостол Павел сочетает два плана бытия, с одной стороны он говорит о предвечности, или о предвечном Совете Бога о спасении рода человеческого, поскольку Бог избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви. Открыв нам тайну Своей волею… желание спасти род человеческий это вечное желание Бога, от века. Это желание было осуществлено во времени, апостол Павел мастерски сочетает предвечность с Вечностью. По благоволению Бог прежде положил во Христе это желание. А исполнилось оно в устроении полноты времен. На языке Евангельском полнота времен это время Церкви, последних христианских времен. Христос, когда выходит на проповедь, по Евангелию от Марка, говорит: исполнилось время и приблизилось Царство Небесное. Исполнение времен и есть начало последних времен, начало времени спасения, времени Церкви. Бог реализует, исполняет Свое желание в Церкви, во Христе, через Христа и через Церковь. Происходит это благодаря искупительной Крови Христовой. В Нем мы имеем искупление грехов Кровию. Этот стих пытались толковать, как говорящий о предвечном человечестве. Предвечное человечество Христово. Бог захотел нас спасти Предвечной Кровию Христовой, а где Кровь, там и Тело, там и человечество Христово. Такие идеи, натянутая экзегеза. Но речь здесь о том, что Бог от века хотел спасти, и знал, как спасет род человеческий. От века Христос был предназначен быть Агнцем, закланным на кресте. Кровь Христова от века была предназначена быть оружием нашего спасения. Чтобы никто не сомневался, мы запечатлены Духом Святым, Дух Святый нам дан как залог нашего спасения. Это выражение характерно для ранних посланий апостола Павла. залог это то, что дается в качестве гарантии. Если не исполнено, то залог остается у того, кто им обладает. Здесь Сам Дух Святый дан в залог. Такой залог не может быть нарушен. 4-5 стихи – Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним в любви, предопределив усыновить нас через Иисуса Христа. Здесь спасение понимается как усыновление, это Павлова мысль ( послание к Галатам), когда мы получаем все права сыновства и Бога можем назвать Отцом в Духе Святом. А во вторых, Бог предопределил усыновить нас Себе. В протестантстве и кальвинизме возникло учение о двойном предопределении человека. Кто –то отвека предопределен к погибели, а кто-то ко спасению. У апостола Павла есть термин предопределение, но всегда там, где этот термин возникает, апостол Павел говорит о предопределении ко спасению, никогда, о предопределении к погибели. Бог всем хочет спастись и в разум истины придти. Во втором послании к Коринфянам это ярко выражено, это то, что можно назвать объективной стороной спасения. Бог все сделал для нашего спасения. Сына Своего отдал на заколение на кресте. Больше никто ничего сделать не может. Объективно, теперь нам надлежит усвоить то спасение, быть его достойными. Это субъективная сторона.