О причинах, послуживших к изменению сути завета.
Ходатаем первого завета был Моисей. Посредством Моисея в основу завета Господь положил закон, как учение о домостроительстве, в основе которого правосудие, подчиненное исключительно заповедям закона. При этом, в основу взаимоотношения людей, в виду их греховной природы, Господь поставил страх перед наказанием за нарушение заповедей закона (страх Господень). Господь намеревался под страхом наказания за нарушение заповедей закона добиться от народа, чтобы он заповедям закона следовал, и уставы Его выполнял. Однако Господь, являясь мне во сне, подчеркивает, что страх Господень – это только первый шаг к истинной праведности, ибо страх перед наказанием окончательно проблему беззаконий не решает. Причина слабости закона в этом случае лежит в греховной природе самого человека, в так называемом человеческом факторе. Апостол Павел, поясняет: «Как закон, ослабленный плотью, был бессилен справиться с беззаконием, другими словами, ввиду того, что закон в силу греховной зависимости человека, будь то алкогольная зависимость или жажда непомерной наживы, бессилен сдерживать его греховные намерения, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. Другими словами, если ранее грехом считалось только деяние совершенное в нарушении закона, то теперь грехом считается ещё и наш греховный дух, то есть плотские помышления, которые стали нести за собой так же, как и греховное деяние, смерть, потому что плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, и не могут. (Рим.8; 3-14). И вот, чтобы придать закону реальную силу и тем самым добиться от людей послушания закону, Господь переходит ко второму этапу построения Себе Царства., для чего Он ставит задачу исцелить нас от греховной зависимости, и, вложив, закон Божий в глубину души нашей, и тем самым, изменив наш дух и сердце, добиться от нас, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти (не по плотским помышлениям), но по духу (в силу духовных помышлений), то есть исходя из внутренних побуждений. Поэтому теперь на условиях Нового завета, чтобы наследовать спасение, мало покаянной молитвы за совершенные грехи, ибо дела уже не спасают, для того, чтобы спасти душу, необходимо отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и впитав в себя нравственные принципы утвержденные Богом, обновиться духом ума и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф.4:21-24). И именно поэтому, первое, на что обращает Господь наше внимание, — это не дела, а намерения (дух). Иисус говорит: «Если смотришь на женщину с вожделением, то есть если имеешь намерения к прелюбодеянию, то ты уже прелюбодействуешь, а, следовательно, уже совершаешь преступление перед Богом. Если имеешь намерения к убийству, то перед Богом ты уже убийца. Следовательно, чтобы стать праведным перед Богом, недостаточно не убивать или не красть, (ибо спасение не от дел), чтобы оправдаться, нужно не иметь даже намерений к убийству или к краже, как и к любому другому греху. Иначе, по слову Иисуса, наша праведность не выходит за рамки обычной праведности по закону, «не превосходит праведности книжников и фарисеев», которые, будучи людьми, глубоко религиозными, внешне, на поведенческом уровне, все заповеди закона, разумеется, исполняли. Итак, если на условиях первого завета наше духовное качество и состояние определяли наши поступки (дела), то в соответствии с условиями нового завета — наши намерения (дух). Другими словами, если, ненавидя кого-то, мы воздерживаемся от убийства, кражи, прелюбодеяния…., только потому, что так велит закон, это считалось серьёзным духовным достижением, то в соответствии с условиями нового завета, это полный провал, а столь высоко поднятая Богом духовная планка, нужна для того, чтобы уберечь нас от такого провала, и тем самым, даровать спасение. Ибо помышления плотские – суть смерть, потому что плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут, помышление же духовные – мир и жизнь. (Рим.8; 3-14).
Итак, Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; зачем вам умирать, дом Израилев? (А ныне это все народы, которые приняли христианскую веру, ибо у Бога нет различия) Я не хочу смерти умирающего, но обратитесь и живите! (Иезекиль 18, 31-32).
Ибо если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость. Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых. (Ездра книга 3, гл.14-34-35).
Таким образом, Господь отменил не закон, как в этом нас уверяют многие учителя церкви, а праведность по букве закона и вменил праведность по духу, соответствующему закону. Сделал Он это, чтобы добиться от людей послушания закона не под страхом наказания, и не потому, что этого требует закон, а по духу, то есть, исходя из своего внутреннего духовного состояния, соответствующего нравственным принципам заповедей Божьих. И именно в этом и заключается суть свободы, которой наделяет Господь, ибо в этом случае, человек будет выполнять заповеди закона подчиняясь не закону, а своей совести во святом духе, то есть самому себе. Поэтому теперь путь к примирению с Богом лежит не через исполнение закона (не по делам закона) а по духу, то есть исходя из своих внутренних побуждений, через исцеление духа от порочной совести и сердца от греховной зависимости, ибо плотские помышления суть вражда против Бога, ибо закону Божию не покоряются, и не могут, помышления же духовные – жизнь и мир. (Рим.8; 3-14).
Апостол Павел в послании к галатам поясняет, что закон является детоводителемко Христу (Гал. 3:24-25). Чтобы пояснить суть этого послания приведу вот такой пример.
Когда ребенок мал он находится под руководством своих родителей. Родители прививают ему правила поведения: заправлять постель, аккуратно складывать игрушки и т.д. Когда ребенок вырастает, правила, которые насаждали ему родители, становятся нормой его жизни. Теперь он не под руководством родителей, а под руководством своей совести. Так он освободился от опеки родителей, он свободен. Вот в этом и суть послания Апостола Павла.
Вот текст послания, разберем его детально.
Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника.
говоря о пришествии семени к которому относится обетование. Обетование же такое: вложу законы Мои в мысли его и напишу его на сердцах его и буду им Богом, а они будут Моим народом.
Далее он делает заключение: 21 Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак!
Почему? Потому что новое завещание Бога народу не отменяет закон, напротив, новым завещанием Господь ставит задачу вложить этот закон в мысли людей и написать его на сердцах.
Далее Апостол пишет: Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона. Этими словами Апостол поясняет, что в соответствии с условиями нового завещания, человек делами закона не спасается, следовательно, закон не может животворить. Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. Другими словами закон показал, что есть добро (праведность), и что зло (грех), и установил за грехи ответственность. И так как все мысли и намерения человека – зло во всякое время, закон всех заключил под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа, который является ходатаем Нового завещания Бога народу вложить закон в ……..
Этим стихам послания требуется особо уделить внимание. Дело в том, что многие учителя церкви утверждают, что для спасения души достаточно просто уверовать, что Иисус есть Господь. Но тогда в этом случае дьявол должен тоже наследовать спасение, ибо он уж точно верит, что Иисус Христос есть Господь, однако сказано, что он обречен быть скованным на веки. На самом деле вера здесь толкуется, как вера Нового завета (вероисповедание), которое предполагает обетование Бога вложить закон в мысли людей и написать его на сердцах их.
Апостол далее пишет:
Итак, до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
Другими словами – мы следовали заповедям закона из за страха наказания по закону.Но когда Господь вложил закон в мысли наши и написал его на сердцах наших, то заповеди закона стали нашей совестью и образом жизни, поэтому мы стали выполнять закон не по букве закона, то есть не потому что того требует закон, а по духу, то есть исходя из своих внутренних побуждений, от сердца, подчиняясь не закону, а своей совести, то есть самому себе.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, то есть к праведности по духу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры в основе которой праведность по духу, мы уже не под руководствомдетоводителя, мы под руководством своей совести, ибо теперь выполняя заповеди закона мы подчиняемся не закону, а своей совести, то есть самому себе.