Господь подчеркивает, что положение в обществе зависит от самого общества, то есть от того насколько само общество нравственно, и как оно отстаивает свою позицию.
Поэтому, Господь заключил завет не с царем, а с народом в целом, и именно поэтому Он посредством Пророков, всегда обращается не отдельным личностям, а к народу в целом.
И вот Его главное требование ко всем народам. Он, указывая на текст Писания, говорит:
Господь подчеркивает, что в этом Его воля и повеление всем народам, Он, указывая на текст Священного Писания, говорит: «О, вы, которые суд превращаете в отраву и правду повергаете на землю! Кто сотворил семизвездие и Орион, и претворяет смертную тень в ясное утро, а день делает темным как ночь, призывает воды морские и разливает их по лицу земли? - Господь имя Ему! За то что вы попираете бедного и берете от него подарки хлебом, вы построите домы из тесаных камней, но жить не будете в них; разведете прекрасные виноградники, а вино из них не будете пить. Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных. Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время. Ищите добра, а не зла, чтобы вам остаться в живых, - и тогда Господь Бог будет с вами, как вы говорите. Возненавидьте зло и возлюбите добро, и благодаря этому, восстановите у ворот правосудие». (Ам.5:6-16).
Господьподчеркивает, что принцип – око за око, зуб за зуб, как образ равнозначного наказания за содеянное, и этот принцип должен действовать во всех народах до тех пор, пока нравственные принципы установленные заповедями закона, не станут совестью и образом каждого человека на земле. Он поясняет, что причина беззаконий лежит в греховной природе человека, и пока это так, закон должен служить сдерживанию греховных намерений грешников под страхом наказания.
Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш; Он спасет нас. Высок Господь, живущий в вышних; Он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости и ведения; страх Господень будет сокровищем твоим. (Исаия гл 10)
Именно с этой же целью закон предусматривает ответственность перед Богом народа в целом.
Он говорит:Если бы какой либо народ согрешит предо Мною, вероломно отступив от Меня, то есть нарушит Его законы и постановления, и Я простру на него руку Мою, и истреблю в нем хлебную опору, и пошлю на него голод, и стану губить людей и скот» (Иезекииль 14;13).
Но, если вы будете поступать по уставам Моим, и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, призрю на вас [и благословлю вас], и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. [Лев 26:1-13]
Итак, выбор за вами, что выбираете? - проклятия или благословения?
Господь напоминает так же, что за беззакония, которые творит человек, как личность, получит возмездие после своей земной жизни, ибо всем вам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое. (2Кор.5:10).
Однако, за беззакония народа, особенно за беззакония властей, несет ответственность при земной жизни каждый гражданин этого народа, и независимо, верующий он или не верующий, праведник он или не праведник: Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней. И что будет с народом, то и со священником; что со слугою, то и с господином его; что со служанкою, то и с госпожою ее; что с покупающим, то и с продающим; что с заемщиком, то и с заимодавцем; что с ростовщиком, то и с дающим в рост. Вот земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. Земля сокрушается, земля распадается, земля сильно потрясена, беззаконие ее тяготеет на ней. И земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. (Исаия 24, 1-5).
Следовательно, чтобы не подвергаться проклятиям праведным за дела неправедных, необходимо добиться от неправедных послушания заповедям закона.
Противники закона утверждают, что Господь, заключая с народами Новый завет, закон, как основу Ветхого закона, отменил. Они говорят, что Иисус исполнил закон за всех нас, а за тем, взял его и отменил.При этом, доказывая своё утверждение, они ссылаются текст Апостола Павла (к Евреям глава 8).
6 Но Сей Первосвященник(имеется в виду Иисус Христос) получил служение тем превосходнейшее, чем лучшего Он ходатай завета, который утвержден на лучших обетованиях.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря "новый", показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
Причина заблуждению учителей церкви в том, что учителя церкви отождествляют «завет и закон». Тогда, как Ветхий завет – это договор Бога с народом. Закон же – это свод заповедей, которые в соответствии с этим договором, народ берет на себя обязательство заповедям Его следовать и уставы Его выполнять. Книги же Нового завета - это весть от Бога о Его обетовании вложить закон Божий в мысли народа и написать его на сердцах народа. Вот читайте, Господь говорит: «Вот завет, который завещаю им после тех дней». Эти Его слова говорят о том, что далее Господь будет говорить о сути самого Нового завета. И вот его суть: «вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более».
Исследовав весь текст нового завещания мы можем с уверенностью сказать, что, вложив закон Свой в сердца наши, Господь не намеревается отменять закон, напротив, Он хочет вложить закон в мысли наши, то есть дать знания закона, и написать его на сердцах наших, то есть добиться, чтобы закон для нас стал больше, чем только законодательство или определяемый им правопорядок, Он хочет добиться, чтобы он определял ещё и соответствующий закону наш образ жизни, включая наше внутреннее духовное состояние такому образу жизни соответствующее. Другими словами Господь хочет добиться от нас послушания закону не по договору, как это было раньше, а в силу своего воспитания, исходя из своих внутренних потребностей, по духу, от сердца. Вот, духовное состояние соответствующее заповедям закона и есть новый дух и новое сердце, которое Апостол Павел и называет словом любовь. Итак, любовь есть исполнение закона (Рим.13:8-11).
Апостол говорит, что Новый завет основан на лучших обетованиях, почему? Да потому что завет основанный на договоре народ не выполняет в силу своей греховной природы, поэтому, чтобы повысить ответственность, Господь вынужден постоянно налагать на него проклятия. Новый же основан не на договоре, а на высокой нравственности общества, результатом которого является праведный образ жизни. Поэтому в этом случае народ Богом благословляется.