Вам преданнейший Архимандрит Игнатий.

23 августа 1846 года.

№3[1603]

Милейшее письмо Ваше, письмо предоброе Елизаветы Ивановны[1604], милое письмецо Коли — получил; а отвечаю очень мало, потому что от спасительного действия лекарства весьма слаб. Не имею наличного капитала, поверите ли Вы мне в долг? Этот долг состоит в том, чтоб написать Вам, Елизавете Ивановне, Коле по особенному письмецу, когда поокрепну.

Христос с Вами! Приветствую всех вас вместе, — стран­ники на земли, как и я!.. Всем нам одна пристань!..

Архимандрит Игнатий. 29 октября <1847 года>.

№ 4[1605]

«Долг красен платежом», — говорит русская послови­ца, добрая, справедливая пословица. Это мне надо испол­нить относительно Вас: отвечать Вам сколько-нибудь поря­дочно на предоброе письмо Ваше, на премилое письмо. Когда, в последний раз, писал я к Вам, — был сам не свой; и теперь еще не свой. Это — от действия лекарства, дей­ствия спасительного, но держащего в каком-то онемении, в состоянии полу жизни. Вместо обширного письма посылаю Вам статью «Чаша Христова»[1606]. — Таких статей у меня написано 15, назначаются составить книгу — «Мой дар друзьям моим»[1607],мою уплату за ту любовь, которую многие имеют ко мне в такой степени. Образ изложения, наруж­ная форма, самый слог, — может быть новость в духовной русской литературе. Так мне внушилось, — и я действую просто по внушению. Мне хочется, чтоб книга моя была другом, всегда утешительным, никогда не обременитель­ным. Читатель найдет везде начало, везде конец. Захочет прочитать всю статью, — найдет общую связь. Хочу, чтоб книга удобоприступна была каждому, как друг; и — чтоб гордый ум смиряла высотою истин и глубиною чувств: друг должен быть с характером. Книга должна состоять из 4-х частей. Статьи первой — нравственные советы — Вы име­ете образчик. Статьи второй — элегии; душа рассматрива­ет себя, свои отношения к земле, к небу и пр. Статьи третьей: внутренние действия религии христианской. Ста­тьи четвертой: приготовление к причащению Святых Хри­стовых Тайн. Каждая часть имеет свой тон. — Прочитайте «Чашу», скажите Ваше мнение о таком роде сочинения. Если б Иосифу Ивановичу[1608] выпала минута и он бы пере­дал Вам свой совет и мнение, — я был бы особенно благо­дарен.

Воспоминание о Бородинском монастыре, какое у меня было в душе, такое и вышло на бумагу[1609]. В этом заключа­ется все мое оправдание пред справедливым обвинением в краткости. Чад своих не отдаю в ортопедическое заведе­ние — вытягивать члены, рожденные на свет короткими! — Есть у меня некоторые вещи и более обширные, чем « Вос­поминание», но не знаю, идут ли они в светский журнал. Пришлю что-нибудь, когда поокрепну и предоставлю благо-рассмотрению Иосифа Ивановича напечатать или нет.

«Чашу» сохраните в тайне с сестрицею Вашею[1610]. Пейте вдвоем из нее духовное утешение в скорбях Ваших. Вы, конечно, не поскорбите на меня за следующее: прочитав «Чашу», отдайте ее в собственность Елизавете Ивановне. — Я хотел ей написать, — но изнемогаю, должен идти, лечь на постель. А хочется перед ней не быть в долгу, потому пред­лагаю Вам эту просьбу.

Преданнейший Архимандрит Игнатий. 1 декабря. <1847>

№5[1611]

Вы нисколько не ошибетесь, добрейшая София Иванов­на, если всю жизнь нашу уподобите продолжительной вой­не. Каждому из нас предназначено взять у иноплеменников свой Иерусалим и свой Царьград. Слава на небе ожидает победителя и завоевателя, — бесчестие вечное ожидает ре­шительно побежденного, допустившего себе падение, из которого нет восстания. Не желайте, прежде решительной победы, ни мира, ни отдыха. Сражайтесь! если чувствуете изнеможение, если побеждаетесь в мысли: то снова ободряйте себя, старайтесь не быть побежденною на самом деле и обучиться со временем к победе при столкновении одних мыслей. Доставив Коле земное счастие[1612], постарай­тесь доставить ему и небесное. Вот работа после работы. Ваша добродетель будет привлекать благословение Божие на Вашего сына; а за согрешение Ваше может разразиться над ним гнев Божий. Помните это и укрепляйтесь. Бог, доселе не оставлявший Вас, не оставит и на будущее вре­мя. Благословение Его да почиет над Вами.

Вам преданнейший

Архимандрит Игнатий.

Мая 1848 года.

№6

Письмо мое к Иосифу Ивановичу и рукопись «Иосиф» возвратили[1613], приведя причину отсутствия Иосифа Ивано­вича, и якобы уже не он, а кто-то другой занимается издани­ем «Библиотеки для чтения»[1614]. Почему препровождаю к Вам и письмо мое, и рукопись, примите на себя труд то и другое доставить Иосифу Ивановичу.

Наши рекомендации