Глава 35 О пользе и вреде от телесных подвигов

В раю, по преступлении праотцами заповеди Божией, в числе казней, которым подвергся человек, упоминается казнь — проклятие земли. Проклята земля в делех твоих, изрек Бог Адаму, в печалех снеси тую вся дни живота тво­его. Терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву селъную. В поте лица твоего снеси хлеб твой[1038] Проклятие досе­лележит на земле, и явно — для всех. Не престает она давать из себя плевелы, хотя никто не сеет их. Орошается она потом земледельца, и только при посредстве потового, часто крова­вого труда, доставляет те травы, которых семена служат пи­щею для человека и называются хлебом.

Изреченная Богом казнь имеет и духовное значение. Столько же верно исполняется карающее человека определе­ние Божие в духовном отношении, как и в вещественном[1039]. Святые Отцы под именем земли разумеют сердце. Как земля, по причине поразившего ее проклятия, не престает из по­врежденного естества своего, сама собою, производить волч­цы и терние, так и сердце, отравленное грехом, не престает рождать из себя, из своего поврежденного естества, грехов­ные ощущения и помышления. Как о посеве и насаждении плевелов никто не заботится, но их производит само собою извращенное естество, так и греховные помыслы и ощущения сами собою зачинаются и прозябают в человеческом сердце. В поте лица добывается вещественный хлеб: при усиленном труде, душевном и телесном, насевается хлеб небесный, дос­тавляющий вечную жизнь, в сердце человеческое; при уси­ленном труде он растет, пожинается, соделывается способ­ным к употреблению, сохраняется. Хлеб небесный — Слово Божие. Труд при насаждении Слова Божия в сердце требует таких усилий, что он назван подвигом. Человек обречен сне­дать в печалех землю вся дни земной жизни своей, а хлеб впоте лица: здесь под именем земли должно разуметь плотское мудрование, которым человек, отступивший от Бога, обык­новенно управляется во время земной жизни своей, подверга­ясь по причине плотского мудрования непрестанному попече­нию и помышлению о земном, непрестанным скорбям и огор­чениям, непрерывному смущению; только один Христов служитель питается во время пребывания на земле небесным хлебом в поте лица, при постоянной борьбе с плотским муд­рованием, при постоянном труде возделывания добродетелей. Земля для обработки нуждается в различных железных ору­диях, плугах, боронах, лопатах, которыми она переворачи­вается, разрыхляется, смягчается: так и наше сердце, средо­точие плотских ощущений и плотского мудрования, нуждает­ся в обработке постом, бдением, коленопреклонениями и прочими удручениями тела, чтоб преобладание плотского, стра­стного ощущения уступило преобладанию ощущения духов­ного, а влияние плотских, страстных помыслов на ум лиши­лось той непреодолимой силы, которую оно имеет в людях, отвергших подвижничество или небрегущих о нем. Кто взду­мал бы посеять семена на земле, не возделав ее, тот лишь погубит семена, не получит никакой прибыли, причинит себе верный убыток: точно так и тот, кто, не обуздав плотских влечений сердца и плотских помышлений ума подобающими телесными подвигами, вздумал бы заняться умною молитвою и насаждением в сердце заповедей Христовых, не только бу­дет трудиться напрасно, но и может подвергнуться душевному бедствию, самообольщению и бесовской прелести, навлечь на себя гнев Божий, как навлек его пришедший на брачный пир в небрачной одежде[1040]. Земля, возделанная самым тщательным образом, сильно удобренная, мелко разрыхленная, но остав­ленная незасеянною, тем с большею силою родит плевелы: так и сердце, возделанное телесными подвигами, но не усво­ившее себе евангельских заповедей, тем сильнее произрастает из себя плевелы тщеславия, гордыни и блуда. Чем лучше возделана и удобрена земля, тем она способнее к произра­щению густых и сочных плевелов: чем сильнее телесный подвиг инока, небрегущего о евангельских заповедях, тем сильнее и неизлечимее в нем самомнение. Земледелец, име­ющий у себя много превосходных земледельческих орудий, восхищающийся этим, но не возделывающий ими земли, только обольщает и обманывает себя, не получая никакой прибыли: так и подвижник, имеющий пост, бдение и другие телесные подвиги, но небрегущий о рассматривании себя и управлении собою при свете Евангелия, только обманывает себя, надеясь тщетно и ошибочно на подвиги; он не получит никакого духовного плода, не накопит духовного богатства. Тот, кто вздумал бы возделать землю, не употребляя земле­дельческих орудий, потрудится много, и потрудится напрас­но: так и тот, кто без телесных подвигов захочет стяжать добродетели, будет трудиться напрасно, потеряет время не­вознаградимое, невозвращающееся, истратит душевные и те­лесные силы, не приобретет ничего. Кто вздумает постоянно перепахивать свою землю, тот никогда ничего не посеет и не пожнет: так и тот, кто непрестанно будет заниматься одним телесным подвигом, утратит возможность заняться душевным подвигом, насаждением в себя евангельских заповедей, от которых в свое время рождаются духовные плоды. Телесные подвиги необходимы для того, чтоб землю сердечную соде-лать способною к принятию духовных семян и к принесению духовных плодов; оставление подвигов или небрежение о них соделывает землю неспособною к посеву и плоду; излишество в них, упование на них столько же или и более вредно, чем оставление их. Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телес­ным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя распложению и усилению душевных стра­стей. Оставляющие телесный подвиг подчиняются чревообъядению, блуду, гневу в грубых его проявлениях; несущие не­умеренный телесный подвиг, безрассудно употребляющие его или возлагающие на него все упование свое, видящие в нем свою заслугу пред Богом, свое достоинство впадают в тщесла­вие, самомнение, высокоумие, гордость, ожесточение, в пре­зрение ближних, уничижение и осуждение их, в памятозлобие, ненависть, хулу, раскол, ересь, в самообольщение и бе­совскую прелесть. Дадим всю должную цену телесным подвигам, как орудиям, необходимым для стяжания доброде­телей, и остережемся признать эти орудия добродетелями, чтоб не впасть в самообольщение и не лишиться духовного преуспеяния по причине ложного понятия о христианской деятельности. Телесный подвиг нужен даже и для святых, соделавшихся храмами Святого Духа, чтоб тело, оставленное без обуздания, не ожило для страстных движений и не послу­жило причиною появления в освященном человеке скверных ощущений и помыслов, столько несвойственных для нерукот-воренного, духовного храма Божия. Это засвидетельствовал святой апостол Павел, сказав о себе: Умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключимбуду[1041]. Преподобный Исаак Сирский говорит, что разреше­ние, то есть оставление поста, бдения, безмолвия и прочих телесных подвигов, этих пособий к благочестивой жизни, доз­воление себе постоянного покоя и наслаждения, повреждает и старцев и совершенных[1042].





Наши рекомендации