Глава 9 О чтении Евангелия и Отеческих писаний

Из вышесказанного явствует, что главнейшим келейным за­нятием новоначального инока должно быть чтение и изучение Евангелия и всего Нового Завета. Весь Новый Завет может быть назван Евангелием, как содержащий одно евангельское учение. Впрочем, новоначальный должен сперва изучать запо­веди Господа в Евангелиях от Матфея и Луки. От изучения заповедей в сих Евангелистах, при исполнении заповедей де­лами, и прочие Писания, из которых состоит Новый Завет, сделаются удобопонятнее. При чтении евангелистов должно читать и Благовестник, то есть объяснение Евангелия блажен­ным Феофилактом, архиепископом Болгарским. Чтение Благовестника необходимо: оно способствует правильному пониманию Евангелия и, следовательно, точнейшему исполнению его. Притом правила Церкви требуют, чтоб Писание было по­нимаемо так, как объясняют святые Отцы, а отнюдь не произ­вольно: руководствуясь в понимании Евангелия объяснением святого Отца, объяснением, принятым и употребляемым Церковию[112], мы сохраним Предание Святой Церкви. Очень полез­ны для нашего времени сочинения святого Тихона Воронежс­кого: они не имеют односторонней цели, служат превосходным руководством и для подвижников Христовых, пребывающих посреди мира, и для общежительных иноков, и для иноков, жительствующих в штатных монастырях, и для уединенных безмолвников. Благодать Божия внушила Святителю писания, особенно соответствующие современной потребности. В этих писаниях объясняется учение Евангелия. Для жительства по евангельским заповедям нет препятствия ни в каком монасты­ре, каков бы ни был того монастыря устав, даже каково бы ни было того монастыря благоустройство. Последнее сказано в ободрение и успокоение тех, которые не удовлетворяются бла­гоустройством своего монастыря, правильно или ошибочно. Для каждого инока вернее искать причину неудовлетворения своего в самом себе, нежели в обстановке своей. Самоосужде­ние всегда приносит сердцу успокоение. Из этого никак не следует, чтоб монастырь благоустроенный не заслуживал пред­почтения пред монастырем неблагоустроенным, когда избра­ние монастыря зависит от нас. Не всегда это бывает.

Положив себе за правило жизни учение и исполнение еван­гельских заповедей, без увлечения направлениями, доставля­емыми разными сочинениями святых Отцов, можно начать чтение их для ближайшего и точнейшего ознакомления с мо­нашеским многотрудным, многоболезненным, но и не нерадо­стным подвигом. В чтении Отеческих писаний нужно наблю­сти постепенность, и никак не читать их поспешно. Сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духов­ной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 — предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным, — Слова святого Иоанна Лествичника, тво­рения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римля­нина. Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные Отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи Отшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения прозой и стихами преподобного Симео­на Нового Богослова и другие подобные сим деятельные пи­сания Отцов. Все исчисленные здесь книги принадлежат к разряду деятельных, или подвижнических, потому что в них изложены делание и подвиг иноческие. Сказал святой Иоанн Лествичник: «Так как ты проводишь жизнь деятельную (под­вижническую), то и читай книги деятельные (подвижничес­кие)»[113]. Деятельные книги возбуждают инока к иноческим подвигам, особенно к молитве. Чтение же прочих Отеческих святых сочинений приводит к размышлениям и созерцаниям, что для подвижника, не довольно очистившегося от страстей, рановременно[114].

Глава 10

О осторожности при чтении Отеческих книг

О монашеской жизни

Книги святых Отцов о монашеской жизни должно читать с большою осмотрительностию. Замечено, что новоначальный инок никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Если книга преподает советы о безмолвии и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уедине­ние, в безлюдную пустыню. Если книга говорит о безуслов­ном послушании под руководством духоносного отца, то в новоначальном непременно явится желание строжайшего жи­тельства в полном повиновении старцу. Бог не дал нашему времени ни того, ни другого из этих жительств. Но книги святых Отцов, написанные об этих жительствах, могут по­действовать на новоначального так сильно, что он, по нео­пытности своей и незнанию, легко решится оставить место жительства, на котором имеет всю удобность спастись и ду­ховно преуспеть исполнением евангельских заповедей, для несбыточной мечты совершенного жительства, нарисовавшейся живописно и обольстительно в его воображении. Святой Иоанн Лествичник говорит в Слове о безмолвии: «При трапезе доб­рого братства постоянно предстоит некий пес, который поку­шается восхитить с нее хлеб, то есть душу, потом убегает, держа его в пасти, и пожирает в уединенном месте»[115]. В Слове о послушании сей наставник иноков говорит: «Диавол влагает живущим в повиновении желание невозможных добродете­лей. Равным образом и пребывающим в безмолвии советует подвиги, не свойственные им. Раскрой образ мыслей неискус­ных послушников и найдешь там понятие, родившееся от самообольщения: найдешь там желание строжайшего безмол­вия и поста, непарительной молитвы, совершенного нетщес­лавия, непресекаемого памятования смерти, всегдашнего уми­ления, всесовершенного безгневия, глубокого молчания, пре­восходной чистоты. Они, обольстившись, напрасно прескочили (перешли из братского общежития в глубокое уединение), не имея в себе при новоначалии своем упомянутых добродетелей по особенному смотрению Божию: враг научил их устремить­ся к этим добродетелям преждевременно, чтоб они не получи­ли их и в свое время. Обольститель (диавол) ублажает пред безмолвниками страннолюбие послушников, их служение, бра­толюбие, общежительность, хождение за больными, чтоб вто­рых, как и первых, сделать нетерпеливыми»[116]. Падший ангел старается обмануть и вовлечь в погибель иноков, предлагая им не только грех в разных видах его, но и предлагая не свойственные им, возвышеннейшие добродетели. Не доверяйте, братия, вашим помыслам, разумениям, мечтам, влечениям, хотя бы они казались вам самыми благими, хотя бы они пред­ставляли вам в живописной картине святейшее монашеское жительство! Если та обитель, в которой вы живете, дает вам возможность проводить жизнь по евангельским заповедям, если вы не низлагаетесь соблазнами в смертные грехи, то не оставляйте обители. Потерпите великодушно ее недостатки, и духовные и вещественные; не вздумайте всуе искать поприща подвигов, не дарованного Богом нашему времени. Бог желает и ищет спасения всех. Он и спасает всегда всех, произволяющих спастись от потопления в житейском и греховном море; но не всегда спасает в корабле или в удобном, благоустроен­ном пристанище. Он обетовал спасение святому апостолу Павлу и всем спутникам Апостола: Он и дал это спасение; но Апостол и его спутники спаслись не в корабле, который раз­било, а с большим трудом, иные вплавь, другие на досках и различных обломках от корабля[117].



Наши рекомендации