Петр I: попытка сломать традицию и организовать призрение на европейский манер
XVIII век становится не просто временем коренных преобразований в стране, но и периодом ее активного сближения с Западом, освоения западноевропейских идей в области экономики, политики, законодательства, науки, культуры, образования. Реформатор Петр I сознательно и беспощадно ломает устоявшиеся каноны русской государственности, общественного устройства и уклада жизни, окончательно подчиняет Церковь короне и пытается перекроить страну на европейский манер.
Преобразуя страну, Петр I полагал, что чужеземные модели, успешные на своей родине, будут не менее полезны и России. Царь-реформатор, как точно заметил В. Г. Белинский, «увидел чудеса и дива заморские и захотел пересадить их на родную почву, не думая о том, что эта почва была слишком еще жестка для иноземных растений, что не по ним была и зима русская; увидел он вековые плоды просвещения и захотел в одну минуту присвоить их своему народу. Подумано — сказано, сказано — сделано: русский не любит ждать. Ну, русский человек, снаряжайся, по царскому наказу, боярскому приказу, по немецкому маниру...» [1, с. 39]. Беда состояла в том, что идеи и новшества венценосного реформатора не проходили активного испытания в противостоянии устремлениям различных сословий и влиятельных политических сил. Маятник преобразований в Европе колебался между консервативными традициями и прогрессивными новациями, регулируясь противовесами интересов монарха, знати, крупных собственников, Церкви, магистратов, гильдий и цехов. В России же маятник реформ приводился в движение либо останавливался единолично волей и рукой самодержца, подчас надолго зависая в крайних положениях, знаменуя то время тотальных перемен, то долгие годы затишья и искоренения результатов предшествующих нововведений.
Итогом кипучей государственной деятельности Петра I стали около трех с половиной тысяч указов, уставов и регламентов, среди которых имелись многочисленные предписания по организации государственного призрения, искоренению церковно-монастырской и частной милостыни, борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством.
Принимая европейские ценности, Петр мечтает изменить сознание соотечественников, вывести нищету «из диалектики унижения и славы», определив ее место в пределах соотношения порядка и беспорядка, внутри категории виновности. Самодержец ополчается на стихийное личное милосердие и благотворительность, сознательно искореняя сложившуюся в веках традицию участливого отношения населения к нищим и юродивым, пытаясь противопоставить ей организованное призрение. «Первое сомнение во святости нищих, первые положительные меры против них принадлежат XVII в. В этот век является борьба государственного начала с нищенством, и совершается она в одно время во Франции и России. Но Петр, бывший у нас проводником этого нового движения, был в то время и сыном древней Руси, а потому и меры, употребленные им против нищих, были отчасти круты и жестоки» [28, с. 136]. Курс на искоренение в стране традиции нищенства и нищелюбия заложил Указ 1691 г.1.
«В 1691 г. велят забирать гулящих ладей, которые, «подвязав руки, такожъ и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, и притворным лукавством просят на Христово имя», и рассылать их по месту жительства; а если они снова появятся, бить кнутом и ссылать в дальние сибирские города. <...> Является неслыханная вещь: запрещают по улицам и церквям подавать милостыню. При Петре Великом частная благотворительность была воспрещена вследствие ее недостаточной обдуманности и неорганизованности. С тех пор стали заботиться об организации благотворительности путем учреждения благотворительных обществ» [28, с. 340—341].
Примером государственной «заботы» является распоряжение (1705) главы Монастырского приказа2 И.А.Мусина-Пушкина, сделанного в угоду царю: «Нищих, которые являются на Москве, просят милостыню, ловить, и деньги, сколько у них сыщется, брать поимщикам себе, а их приводить в Монастырский приказ и чинить им наказанье, и всякого чина людям заказывать, чтоб тем бродящим милостыни никто не давал, а кто хочет милостыню подавать, пусть дает в богадельни; а кто не послушается и будет подавать милостыню бродящим нищим, таких хватать, приводить в Монастырский приказ и брать у них пеню по указу; из этих пенных денег половина идет в Монастырский приказ, а другая — тому подьячему, который станет таких людей приводить в приказ, и для того послать из Монастырского приказа подьячих с солдатами и приставами по улицам» [41, с. 176].
21 января 1712 г. Петр I издает указ «О воспрещении нищенства в Москве; о распределении нищих по монастырям и богадельням
1 Именной указ № 1424 (ноябрь, 30) «О забирании нищих, притворяющихся увечными; о пересылке оных на прежния жительства и о наказании их, когда пойманы будут в нищенстве во второй раз». ПСЗ Российской империи [32].
2 «Петр Великий, как и его предшественники — Иван III, Иван IV Грозный, Алексей Федорович, стремился ослабить влияние церкви, подорвать ее экономическое могущество. После смерти патриарха Андриана (1700) Петр учреждает новую должность — местоблюстителя патриаршего престола с исключительными функциями духовного пастыря. Все имущество Церкви передается в распоряжение светского Монастырского приказа, во главе которого встает боярин (позднее — сенатор) Иван Алексеевич Мусин-Пушкин. Доходы Монастырского приказа, составившие в 1701—1710 гг. более миллиона рублей, поступают в царскую казну» [3, с. 274].
и о рассылке неприписанных ни к каким богоугодным заведениям на прежние их жительства, с наказанием»1. «По миру на Москве мужеска и женска пола и ребятам и старцам и старицам милостыни ле просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях по-прежнему и смотреть из Монастырского приказа накрепко, буде где по улицам и по мостам для прошения милостыни нищие явятся, тех ловить и приводить в Монастырский приказ; а в Монастырском приказе, чиня наказание, отсылать в богадельни и в монастыри; а которые ж по миру будут ходить, а в богадельнях они нигде не записаны, и тех ловя, в Монастырском приказе учиняя жестокое наказание, отсылать в прежние места, откуда кто пришел».
Петровский указ отражает позицию государства по отношению к попрошайкам, а следовательно, и к убогим, жившим за счет подаяния. Власть требует: нищенство запретить; подаяние конфисковывать и делить между государством и поимщиком; филантропов, жертвующих собственные средства, наказывать. Мы видим, что запрет рассматривается как инструмент борьбы с нежелательным социальным явлением, личная благотворительность оценивается преступным деянием, а обычай сострадательного и участливого отношения к убогому подлежит искоренению с помощью оплаченного доноса. Оценивая деяния Петра, французский просветитель Монтескьё писал: «Он не нуждался в законах для изменения нравов и обычаев своего народа; было бы достаточно, если бы он сообщил этому народу другие нравы и обычаи. Надо не изменять обычаи народа, а побуждать народ к тому, чтобы он сам изменил их. Закон не есть простое проявление силы; вещи, по своей природе безразличные, не входят в круг его компетенции» [54, т. II, с. 24—25]. Император не имел времени и желания инициировать перемены добрыми примерами, европейские правила вводились с привычной на Москве жестокостью.
«Указ 25 февраля 1718 г. велит неистовых монахов и нищих, которые являются на Москве, приводить в Монастырский приказ, а милостыни отнюдь им не подавать; а если кто похочет дать милостыню, то им отсылать ее в богадельню. <...> В том же году вышли указы: 25 мая — о нищих, 20 июня — № 3213 с замечанием, что нищих паки умножилось. Пойманных в первый раз в последнем указе велят бить батожьем нещадно; буде в другой раз будут пойманы, бив на площади кнутом, посылать на каторжную работу, а баб — в шпингауз, а ребят — к мастерствам. Воеводам по инструкции, данной им в 1719 г., поручено смотреть за гулящими и увечными людьми. <...> Указом 1720 г. подтверждено запрещение: по улицам и церквям милостыни не просить и никому не давать» [32, с. 136—137].
Чернила не успевали просохнуть на одном документе, как писался следующий. Именные указы (№3172, 3203, 3213) 1718 г. требовали всех нищих, дерзнувших показаться в Москве или Санкт-Петербурге, арестовывать и бить батогами, задержанных же вторично — направлять на каторжные работы. Еще жестче указы 1719 и 1721 гг.: теперь задержанных без разбора объявляли государственными крепостными и рассылали по полотняным заводам, работавшим на нужды военного флота. За подаяние нищему с сердобольного россиянина взыскивался огромный по тем временам штраф — 5 рублей за каждую милостыню. Штрафные деньги следовало направлять на содержание столичных госпиталей.
Попрошаек и странников в столице ловили, подвергали жестоким наказаниям, здоровых возвращали по месту жительства, а слепых и безногих отправляли в богадельни. «Москвичи часто вставали на защиту арестованных нищих, отбивали их у солдат.
Милостыня — подаяние сиротам, калекам, старикам, нищим, странствующим богомольцам — воспринималась русским человеком моральной нормой, государь же требует поставить духовный подвиг сна поток», не интересуясь при этом, располагают ли церковные и городские власти необходимыми силами и деньгами. Выводя строчки: «Старицам милостыни не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях», монарх то ли запамятовал, то ли не знал, что необходимого количества богоугодных заведений в управляемой им стране нет. Рассчитывать на «боготщательную и душеспасительную» инициативу монастырей у монарха также не было оснований, поскольку в те же годы он сам неоднократно опустошал церковную казну на военные нужды государства.
Духовный регламент (1721) — церковный документ, имеющий для духовенства и православных христиан силу царского указа, также установил более строгие правила подаяния. Ужесточения объяснялись тем, что «многие бездельники при совершенном здравии, за леностью своею пускаются на прошение милостыни. <...> И что еще меру превосходит безсовестие и безчеловечье оных, младенцам своим очи ослепляют, руки скорачивают и иные члены развращают, чтоб были прямые нищие и милосердия достойные: воистину нет беззаконнейшего чина людей» [32, т. VI, с. 345—346].
Очередной указ (№ 4335 от 1722 г.) предписывал «слепых, дряхлых, увечных и престарелых, которые ни в чем работать не могут, ни стеречь, а кормятся миром, а чьи они были, не помнят; тех отдавать в богадельни. <...> Малолетних, которые чьи они прежде сего были не помнят же, из тех, которые в десяти лет и выше, писать в матросы и присылать в Санкт-Петербург в Адмиралтейство; а которые ниже тех лет, тех отдавать для воспитания тем, кто их к себе принять похочет в вечное владение, и кому отданы будут, за теми писать в подушный сбор; а буде тех малолетних принимать к себе никто не будет не от кого, таковых отдавать на пропитание в богадельни же, в которых и быть до десяти лет, а потом присылать в матросы же» [32, т. VI, с. 183—184]. По царскому наказу малышей сирот и взрослых инвалидов надлежало «на немецкий манер» направлять в соответствующие заведения. Да вот только учреждений таких в империи открыть не успели, в силу чего ребенок мог быть передан в воспитание или услужение (точнее — в крепостные) кому угодно, лишь бы «владелец» внес в казну налог. Сиротам же подросткам государь оставил один путь — в матросы.
Поневоле вспомнишь слова А. И. Герцена: «Сложные, разнона- чальные элементы западной жизни были взяты на выбор, подтасованы. Из целой фразы, в которой самые противоречия смягчали односторонности, выполняли крайности и делали своего рода строй, было выхвачено несколько звуков, разрушивших ее сочетание и смысл. Все, увеличивающее власть, все, подавляющее человека, было взято; все, ограждающее лицо, оставлено в стороне» [6, с. 196].
Испытывая острую необходимость поддерживать ратников, пострадавших в сражениях, российский монарх формально действует в логике западноевропейских властителей, которые со времен баварского курфюрста (XIII в.) открывали убежища для воинов, утративших здоровье. Принципиальное отличие заключается в том, что в Западной Европе времен царствования Петра I королевские богадельни для ветеранов существовали наряду с церковно-монастырскими, городскими и частными богоугодными заведениями, составляя в целом национальную систему призрения с многочисленными источниками финансирования. Российский же реформатор, приняв решение помещать военных инвалидов в богадельни, прежде всего озаботился вопросом, на чье место их туда отсылать и на кого возложить расходы. Формально самодержец скопировал западную модель государственного призрения — направление инвалидов, не имеющих семьи и средств к существованию, в государственные институты; медицинское освидетельствование и периодический осмотр; назначение инвалидам военных пенсий. Однако, не имея разветвленной сети желанных благотворительных заведений, Петр I решил «перепрофилировать» существующие богадельни. То, что искони давало приют безродным нищим, убогим и калекам, отныне предназначалось инвалидам войны. Медицинскую помощь оказывать им было некому, поскольку в действовавших богадельнях лекари отсутствовали. Содержание же государственных богаделен для военных царь возложил на монастыри. «Регламент, или Устав Духовной коллегии» (№3718 от 1724 г.) обязал обители содержать за свой счет и под своим кровом фиксированное число «отставных солдат и всяких убогих, не могущих работать; монахи должны им служить, в женских монастырях велено воспитывать подкидышей или сирот» [33, с. 419].
Россия еще не узнала, что такое светская благотворительность, но уже писались строгие нормативные инструкции, возводились бюрократические преграды вокруг неначинавшегося дела. Православная церковь отныне лишалась возможности осуществлять милосердие вне государственного регламента и надзора.
Предшественники царя-реформатора, говоря словами Н. И. Костомарова, вершили дела христианского милосердия «по обряду», Петр Алексеевич милосердия к убогим не испытывал, православный обряд игнорировал, нищелюбие презирал. Задавшись целью искоренить отечественную традицию, ученик и единомышленник
насельника московской Немецкой слободы Лефорта1 Петр I предпринял попытку копирования православной державой, проживающей первый период эволюции отношения к инвалидам, протестантской модели организации призрения, соотносящейся со вторым периодом. Светские убежища, приюты, госпитали, «приглянувшиеся Петру за границей, размещались в зданиях, некогда занимаемых католическими монастырями, а их финансирование складывалось из средств государственного и городского бюджета, специального налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан. Православная Русь не накопила достаточного опыта церковного призрения, монастырскую казну опустошали то иностранные захватчики, то бунтовщики, а со времени правления Ивана III и самодержцы. На Руси, в отличие от Запада, отсутствовала широкая сеть церковных, городских и королевских приютов, убежищ, госпиталей и сумасшедших домов. Отсутствовало и городское самоуправление, по инициативе которого в Европе на протяжении не одного столетия формировалась система призрения неимущих больных и инвалидов. Простые люди относились к убогим и калекам с участием, не противопоставляли себя им, не пытались ухудшить жизнь несчастных, но выйти на путь светской благотворительности и призрения они не могли. Знатные фамилии не предпринимали ничего, дабы защитить права своих детей-инвалидов, что, впрочем, не удивляет — не только убогие, а вообще никто на Руси не обладал статусом полноправного гражданина. Понятно, что учить этих детей никто не пробовал, страна не имела ни университетской традиции, ни школьного образования. На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношением к убогим всех слоев общества, личной благотворительностью (милостыней). Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию, Петр Великий сознательно разрушал ее, пытаясь преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить ей систему организованного государственного призрения, но создать оной не мог — не было к тому ни предпосылок, ни условий. Трудновыполнимыми оказались все петровские указы в сфере социальной политики.
1 Лефорт (Lefort) Франц Яковлевич (1656—1699) — военный деятель, адмирал (1695), сподвижник Петра I. По происхождению швейцарец, кальвинист. На русской службе с 1678 г., в 1690 г. познакомился с юным Петром I, впоследствии стал его другом, неизменным спутником, участником первых походов; глава Великого посольства 1697 г.
Указ от 31 января 1712 г. «Об учреждении во всех губерниях госпиталей»1: «По всем губерниям учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь также, и зело престарелым; также прием незаразных и прокормление младенцев, которые не от законных жен рождены, дабы вящего греха не делали, сиречь убийства, по примеру новгородского архиерея».
Именной указ, объявленный из Сентата, от 4 ноября 1712 г. «О сделании в городах при церквях госпиталей для приема и содержания зазорных младенцев»2: «<...> в Москве и других городах при церквях, у которых пристойно, при оградах сделать госпитали, в Москве мазанки, а в других городах деревянные, так же как о таких же делах боготщательное и душеспасительное осмотрение преосвещенный Иов митрополит Новгородский учинил в Великом Новгороде, и набрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев, которых жены и девки рождают беззаконно и стыда ради отметывают в разные места. Отчего оные младенцы безгодно помирают, а иные от тех же, кои рождают, и умерщвляются: и для того объявить указ, чтобы таких младенцев в непристойные места не от- метывали. Но приносили к вышеозначенным госпиталям и клали тайно в окно, дабы приносящих лица было не видно; а ежели такие зазорно рождающие обнаружатся по умерщвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию; а те госпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибыльных доходов, а именно: давать приставленным в год денег по три рубля, да хлеба по полуосьмине, а младенцам по три деньги на день».
Указ о создании особых заведений для выхаживания подкидышей (1712) поручал столичным и губернским градоначальникам завести приюты для младенцев, рожденных вне брака, по образцу новгородских. Напомним, прославившийся деятельной благотворительностью митрополит Иов обладал не только внутренней убежденностью, но также помещениями и некоторой суммой свободных средств. Да и его паства — северные славяне, сохранившие в душах отголоски культуры Новгородской республики, преимущественно с пониманием отнеслась к митрополичьей воле и несла свои скудные сбережения на поддержание обитателей приютов и богаделен. Не все клирики — собратья митрополита, тем паче разного ранга столоначальники разделяли представления Иова и новгородцев о деятельной благотворительности. А ведь именно этим людям предстояло «те госпитали построить и кормить из губерний из неокладных прибыльных доходов», т. е. изыскивать в местной казне средства, сооружать больницы-приюты, находить для них работников.
Подспудный смысл Указа «О создании госпиталей» (1712) выдает фраза о наказании женщин, родивших вне брака и умертвивших своих детей: «Ежели такие зазорно рождающие обнаружатся по умерщвлении тех младенцев, и оные за такие злодейственные дела сами казнены будут смертию». Митропопит Иов печется о спасении христианских душ, самодержец Петр I отождествляет умерщвление незаконнорожденного младенца с убийством солдата — суду предлагается признавать виновного в гибели новорожденного мальчика государственным преступником и приговаривать за содеянное к смерти. В глазах подданных царские указы запрещали добрый обычай — милостыню и поощряли грех!
Царское повеление «набрать искусных жен для сохранения зазорных младенцев» на деле воплощалось в карательную акцию. Предстояло найти по деревням молодых матерей, способных выступить в роли кормилиц, изъять их из родного дома, разлучив с собственным дитем, и отправить в губернский госпиталь ради вскармливания чужих внебрачных сирот. Указ запрещал умерщвлять зазорно рожденных детей, но в большинстве губернских городов требуемые госпитали не были построены, а в столице крепостной Руси все низвели до полной противоположности задуманному. Рекрутированные кормилицы вместо исполнения возложенных на них обязанностей стали под видом сирот вскармливать в госучреждении собственных (или родственников) малышей. Через семь лет от момента подписания указа (1719) по столичной Московской губернии удалось отыскать и собрать в приюте всего 90 зазорных младенцев, в 1720 г. их численность достигла 125 [41]. После смерти Петра I приюты для малышей закроются, на полвека все о них позабудут.
Итак, стремление к европеизации Руси, перекройка всего уклада общественной жизни по западным лекалам заставляют Петра I обратить внимание на положение нищих, убогих и калеченых. Заботу о них император пытается перевести в разряд государственных задач, взяв за образец опыт протестантских стран. Беспощадной рукой и в одночасье Петр хочет создать на Руси европейскую систему организованного призрения, сознательно разрушая традицию нищелюбия, основанную на сострадании и личном участии, не принимает в расчет отсутствие в отечестве тех предпосылок и условий, в которых эта система рождалась и развивалась в Европе. В результате проводимых преобразований калека и убогий начинают терять покровительство нищелюбивого населения и все более попадают в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов да усердия местных служивых.
Резюме
Границей первого периода являются прецеденты осознания государством необходимости организовать призрение инвалидов. В Европе первые государственные убежища для слепых появляются в XIII в., на Руси подобный прецедент случился пятью веками позже — в XVIII столетии и связан с именем Петра I — царя-реформатора, мечтавшего о европеизации Руси.
Содержанием первого периода эволюции отношения к детям с отклонениями в развитии является, как мы уже знаем, движение государства и общества к первому осознанию необходимости организации светского призрения инвалидов.
В Европе традиция прагматично-недоброжелательного отношения европейцев к глухонемым, слепым и слабоумным оказалась столь прочной, что им понадобилось тысячелетнее воздействие христианской религии, прежде чем самые милосердные его члены смогли взглянуть на ребенка-инвалида не с насмешкой, презрением или ненавистью, а с жалостью и состраданием. Помощь больным и увечным в государствах Европы поначалу оказывали только монастырские хосписы и приюты, там убогие взрослые и дети могли получать кров и пищу. Со времени Крестовых походов и бурного развития городов благотворительное попечение нищих и безродных инвалидов перестает быть прерогативой христианской Церкви. В XI—XII вв. созданием разнообразных богоугодных заведений наряду с католическими конгрегациями занимаются городские органы самоуправления (магистрат, муниципалитет, мэрия, ратуша и т. п.). В XII—XIII столетиях круг творцов деятельной благотворительности пополняется особо милосердными монарха
ми. Первый период завершается на Западе тем, что церковь, город и корона оказываются партнерами в деле призрения убогих.
Истоки традиции отношения наших соотечественников к инаким кроются в славянской языческой традиции. До соприкосновения с христианством отношение восточных славян-язычников к таким людям было неагрессивным, что роднило их с викингами и отличало от западноевропейцев.
Присущее славянам-язычникам неагрессивное отношение к увечным, обогащенное идеалами христианского благочестия, начинает оформляться в особую традицию милосердия — культ нищего, страждущего, обездоленного. Особая добродетель — накормить голодного, напоить жаждущего, проведать заключенного, подать нуждающемуся. Подобную снисходительность к слабому, увечному, больному, голодному, нищему можно рассматривать как своего рода механизм самозащиты общества, ни один член которого не обладал гражданским статусом, известным античной цивилизации.
Христианские идеалы терпимого и милосердного отношения к убогим не противоречили обычаям и нравственным установкам восточных славян, не ломали традиционно неагрессивного отношения к обездоленному, в силу чего могли быть восприняты Древней Русью.
Организованное призрение сирот, нищих, убогих и калек возникает в контексте освоения христианства: на Западе — католичества, в Киевской Руси — православия. Принимая православное христианство, Киевская и Новгородская Русь знакомится с византийским опытом церковного призрения убогих и начинает осваивать его, не уступая европейским королевствам и княжествам, а, возможно, и опережая некоторые из них. У истоков русской церковной благотворительности стояли князь Владимир Креститель и настоятель Киево-Печерского монастыря преподобный Феодосий. Первый дал писаный закон о церковной благотворительности, второй подал пример практической организации монастырского призрения убогих на Руси.
Распад Киевского государства в первой половине XII в. на полтора десятка самостоятельных княжеств не позволил монастырскому призрению окрепнуть, а городской (светской) благотворительности зародиться. Опыт киевских и новгородских князей оказался забытым. Полагаться можно было лишь на личное милосердие.
Последовавшее за распадом Киевского государства вековое монголо-татарское иго разорило русские земли, но не смогло ослабить традицию терпимого отношения к убогим, напротив, она крепнет. В условиях испытаний и бедствий жители Руси становятся нищелюбивее, сострадательнее к убогим и калекам, однако организованное призрение сдерживается разорением земель, обнищанием представителей всех сословий.
В невыносимых условиях жизни периода Средневековья «просыпаются» и усиливаются языческие предрассудки, возникает прежде несвойственный страх перед людьми с врожденными уродствами и психическими расстройствами.
Нищенство, понимаемое в Киевской Руси как подвиг, становится в печальную эпоху Средневековья весьма распространенным промыслом, из-за чего появляется новый оттенок в восприятии фигуры нищего и убогого.
Объединяя русские земли вокруг Москвы, власть сталкивается с неимоверным числом нищих, среди которых много слепых, немых, калек и бесноватых, из-за чего вынуждена предпринять попытку организовать призрение живущих Христа ради. Предлагается открывать при московских церквях и монастырях богадельни, чтобы обеспечить самый простой приют и скромное пропитание.
Если на Западе в деле организации призрения убогих объединяются Церковь, государство, бюргерство, то в Московской Руси это прерогатива самодержца Ивана Грозного, церковь зависима от него, личные свободы отсутствуют, исключены любые инициативы в сфере деятельной благотворительности.
Средневековый Запад отвергает юродство как стиль поведения, образ жизни. Простолюдины и знать воспринимают истинных юродивых, как и сумасшедших, либо с болезненным любопытством, либо с отвращением и ужасом. В Московской Руси сохраняется сакральное отношение к юродивому. Увечье, сумасшествие, телесный недуг вызывают у русского человека не только жалость, сострадание, сочувствие к их носителю, но и ощущение причастности этих людей к чему-то высшему, святому.
Череда драматических событий XVII в. ослабила традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, Церковь для организации призрения калек и убогих не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной милостыней.
Предпринятая в XVII в. кодификация ранее созданных законов поставила монарха (государство) перед необходимостью внести в отечественную юрисдикцию статьи, касающиеся имущественных и иных прав инвалидов. Соборное уложение 1649 г. де-юре должно было изменить их жизнь, де-факто этого не случилось: дистанция между законодательным предписанием и реальной жизнью была слишком велика.
Церковный раскол, «охота на ведьм», вымарывание имен почитаемых юродивых из церковных книг, борьба с нищенством, появление суеверий и предрассудков истощали традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, государственное же призрение по-прежнему отсутствовало.
Первый опыт организации государственного (светского) призрения убогих связан с указами Петра Великого, строительство светских богоугодных заведений в России стало фрагментом принудительной и радикальной европеизации Руси. Была предпринята попытка копирования православной державой, проживающей первый период эволюции отношения к инвалидам, протестантского опыта организации призрения, соотносящегося со вторым периодом. Власть хотела стремительно возвести на Руси европейскую систему призрения, не имея к тому ни предпосылок, ни условий.
В Европе светские убежища, приюты, госпитали финансировались из средств государственного и городского бюджета, специального налога, добровольных пожертвований и завещаний богатых граждан, в то время как православная Русь не накопила достаточного опыта церковного призрения, а монастырская казна регулярно опустошалась иностранными захватчиками, бунтовщиками, а со времени правления Ивана III и отечественными монархами.
На Руси, в отличие от Запада, отсутствовала широкая сеть церковных приютов, убежищ, госпиталей и сумасшедших домов. Католическая и протестантская церкви, обладая большой степенью политической и финансовой независимости, на протяжении столетий вырабатывали нормы и правила благотворительности, монастырского призрения, целенаправленно и последовательно внедряя их в умы своей паствы. Подчиненная самодержцу православная церковь не имела подобных средств и возможностей развивать церковную благотворительность, долгое время монастыри ограничивали свою заботу о нищих и убогих разовыми подаяниями.
Отсутствовало и городское самоуправление, по инициативе которого в Европе на протяжении не одного столетия формировалась система городского призрения неимущих больных и инвалидов. На рубеже XVII—XVIII столетий Русь оставалась аграрной страной, где процесс урбанизации едва набирал силу. Городское самоуправление, возникнув в результате Петровских реформ (1699, 1721), пребывало в зачаточном состоянии.
В западных странах правовое положение инвалида, выступающего потенциальным наследником значительной собственности, пересматривалось в процессе расширения гражданских прав и свобод. В самодержавной Руси институт гражданского права отсутствовал. Не защищенным от царского произвола был любой человек.
Простые люди традиционно относились к убогим и калекам с участием, но не могли сделать шага к организации светской благотворительности и призрения, предпочитая чувство сострадания и личное милосердие, милостыню организованной деятельной благотворительности западного толка.
Организация лечебной помощи людям с физическими и умственными недостатками, индивидуального обучения глухонемых на Западе стала возможной благодаря длительному существованию университетов, развитию науки, медицины, в частности распространению образования. В государстве Российском начала XVIII в. университеты отсутствовали, страна не располагала специалистами, способными оказать медицинскую или педагогическую помощь д етя м - и н вал и д ам.
На протяжении веков бездействие светской и духовной власти отчасти компенсировалось участливым и милосердным отношением к нищим и убогим всех слоев общества, личной благотворительностью. Смутное время существенно ослабило и поколебало эту традицию, Петр Великий попытался преградить путь стихии жалости и участия, противопоставить традиции систему организованного государственного призрения по европейскому образцу, однако для создания таковой не было ни предпосылок, ни условий.
В результате проводимых Петром I «европейских» преобразований калека и убогий начинают терять покровительство нищелюби- вого населения и все более попадают в зависимость от государства, от бдительности нижних полицейских чинов и усердия местных служивых.
Вопросы и задания
1. Постройте схему первого периода эволюции отношения к детям-инвалидам на Руси и отразите на ней все то, что существенно, по вашему мнению, для понимания его содержания. Сравните схемы, обсудите в группе и выберите лучшую по смыслу и форме.
2. Почему, анализируя события европейской и отечественной истории в аспекте отношения к инвалидам, автор сопоставляет Европу XIII в. с Россией начала XVIII столетия? Можно ли перейти к сопоставлению событий по хронологическому принципу и что в этом случае изменится? Докажите свою точку зрения фактами, используя первый и второй том учебника.
3. Могли ли возникнуть прецеденты обучения глухого, слепого ребенка грамоте в дохристианском славянском мире?
4. Согласны ли вы с автором в том, что индивидуальное обучение глухих не могло быть организовано монахами Киево-Печерской лавры в XI в.? Обоснуйте свою точку зрения и обсудите в группе.
5. Охарактеризуйте отношение к инвалидам язычников, населявших Римскую империю, Скандинавию и земли восточных славян, накануне их христианизации.
6. Сравните, как соотносились христианские идеалы отношения к убогим с языческими обычаями и нравственными установками восточных славян или скандинавов-викингов и населения Римской империи первых веков нашей эры. Почему мы сравниваем Киевскую Русь и земли викингов X—XI вв. с Римской империей III—IV вв.?
7. Почему в Киевской Руси начинает оформляться культ нищего, страждущего, обездоленного? Как вы считаете, сохраняется ли этот культ в системе ценностей населения современной России? Обоснуйте свое мнение, используя материалы современных СМИ и интернет-источники.
8. Почему инициаторами призрения в Киевской Руси выступили князья, а не церковь, как это случилось в Западной Европе времен первого периода?
9. Почему опыт призрения, накопленный Киевской Русью, остался не востребованным Московской Русью?
10. Почему многовековое монголо-татарское иго не смогло ослабить традицию терпимого отношения к убогим, но задержало развитие организованного призрения?
11. Опишите движущие силы организации призрения убогих в Московском царстве. Можно ли утверждать, что движущие силы
организации призрения убогих в Московском царстве и в Западной Европе были сходными?
Как повлияло Смутное время на традицию терпимо-со- страдательного отношения к убогим и развитие деятельной благотворительности?
13 Какое утверждение вы считаете верным? Кодификация законов Московского царства (Стоглав, 1551 г. и Соборное уложение, 1649 г.) не улучшила реального положения инвалидов потому, что:
• население не соглашалось признать инвалида равным;
• Церковь считала инвалидность ребенка наказанием родителей за грехи и осуждала попытки помочь ему;
• в самодержавном государстве наличие закона не гарантирует его исполнения властями всех уровней.
14. Следует ли считать церковный раскол событием в эволюции отношения православной Руси к детям-инвалидам? Организуйте дискуссию на эту тему в группе.
15. Почему в допетровской Руси не сложилась система монастырских приютов, убежищ, госпиталей, хотя известны инициативы отдельных подвижников?
16. Почему в допетровской Руси не сложилась система светского призрения калек и убогих?
17. Почему в эпоху Петра в России зарождается система светского призрения калек и убогих? Выберите верный вариант ответа:
• сердобольный самодержец возна