Смутное время: Московская Русь продолжает жить жалостью и личной милостыней
Смутное время, последовавшее за смертью Ивана IV, привело страну к разорению и упадку. Лихолетье накрыло Русь, губя ее мятежами да бунтами, обескровливая морами и пожарами, уничтожавшими целые города, население сократилось почти наполовину. Общество ожесточалось и озлоблялось, в нем крепла подозрительность, а то и неприкрытая ненависть к инакости любого рода. Хрупкое христианское терпимо-сострадательное отношение к калекам и убогим, нищелюбие и милосердие едва теплилось, словно огонек лампады на безжалостном ветру. В обществе накапливалась «нравственная усталость», традиция милосердия слабела и истощалась. «Лишения, которым подвергался русский в старину, — пишет об этих временах Н. Г. Чернышевский, — притупляли в нем и жалость к страданиям других, при всей врожденной доброте сердца, вообще, русские были в старину народ безжалостный; помочь ближнему и заставить его страдать было для них одинаково легко; первое было внушением врожденного качества; второе, гораздо сильнее и чаще выступавшее наружу, было следствием ожесточения от скорби и лишений. Оба ряда этих противоречащих явлений могут быть наблюдаемы в народе до сих пор всяким, кому есть охота наблюдать народ» [36, с. 320].
К началу XVII в. на фоне значительного сокращения численности населения стремительно множилась армия больных и обездоленных. Нищенство становится естественным состоянием жизни, распространенным социальным явлением, тяжелой ношей государства, бичом страны. Общество делается все менее сердобольным, все более подозрительным и угрюмым. Незлобивость, готовность к участию, сострадание — именно эти свойства русской души в XVI—XVII вв. подвергаются испытанию.
И во второй половине XVII столетия Русь не поднялась до деятельной благотворительности, которая к тому времени набирала все большую силу в странах Западной, Центральной и Северной Европы. Правда, самодержец и знать по случаю могли жаловать нищих, убогих и калечных. «Царь, по обряду, должен был совершать дела христианского милосердия — ходил по богадельням, раздавал мило
стыню, <...> нищий, по церковному взгляду, пользовался некоторого рода обрядовым уважением, все заискивали в нищем; всем нищий был нужен. <...> Нищий своими молитвами ограждал сильных и гордых от праведной кары за их неправды. Они сознавали, что бездомный, хромой или слепой калека'в своих лохмотьях сильнее их самих. <...> Царь не только собственноручно раздавал милостыню нищей братии, но в неделю мясопустную приглашал толпу нищих в столовую палату, угощал их и сам с ними обедал. <...> То был обряд. <...> Величие царское не умалялось от этого соприкосновения с нищетою, как равно и нищета не переставала быть тем же, чем была по своей сущности. То был только обряд» [21, с. 669]. Так оценил Н. И. Костомаров деяния государя Алексея Михайловича, правившего страной спустя почти полвека после Смуты.
Для европейской традиции второй половины XVII столетия подобное отношение было уже архаичным. На Западе личное отношение властителя к убогим уже не имело решающего значения, поскольку сложилась традиция законодательного регулирования правового положения подданных, имеющих физические или умственные недостатки. На Руси монаршее показное добродеяние, сведенное к раздаче милостыни и ритуальным совместным трапезам, не переплавлялось в социальную политику; на смену подаянию не приходила деятельная благотворительность. Более того, периодически демонстрируя на Соборной площади сочувствие к убогим, государь в то же время усиливал борьбу с нищенством как социальным явлением, не пытаясь при этом строить богоугодные заведения, где немощные (глухие, слепые, слабоумные) могли бы получить помощь. Не вдохновили царя даже добродеяния Ф. М. Ртищева1, хотя, если верить историкам, именно за них Алексей Михайлович приблизил московского благотворителя к себе, возведя в сан постельничего.
«Впрочем, не государственная деятельность в точном смысле слова была настоящим делом жизни Ртищева, которым он оставил по себе память: он избрал себе не менее трудное, но менее видное и более самоотверженное поприще — служение страждущему и нуждающемуся человечеству. <...> Сопровождая царя в польском походе (1654), Ртищев по дороге подбирал в свой экипаж нищих, больных и увечных, так что от тесноты сам должен был пересаживаться на коня, несмотря на многолетнюю болезнь ног, в попутных городах и селах устроял для этих людей временные госпитали, где содержал и лечил их на свой счет и на деньги, данные ему на это дело царицей. Точно так же и в Москве он велел собирать по улицам валявшихся пьяных и больных в особый приют, где содержал их до вытрезвления и излечения, а для неизлечимых больных, престарелых и убогих устроил богадельню, которую также содержал на свой счет. <...> Его человеколюбие вытекало не из одного только
1 Ртищев Федор Михайлович (1626—1673) — государственный деятель, московский филантроп. Приближенный царя Алексея Михайловича, глава ряда приказов (Большого дворца, Тайных дел и др.). Входил в Кружок ревнителей благочестия. На собственные средства открыл ряд больниц, богаделен, а также школу в Москве при Андреевском монастыре.
сострадания к беспомощным людям, но и из чувства общественной справедливости» [20, Ключевский В. О. Лекция 56].
Отсутствие организованного государственного призрения инвалидов не могло чудесным образом компенсироваться за счет сострадания и подаяний нищелюбивых христиан. Народ, в силу собственного обнищания и бесправия, не имел возможности внести лепту в дело создания и поддержания приютов и богаделен для больных и убогих. Таким образом, общество не могло встать на путь деятельной благотворительности, а государство (монарх) не помышляло строить светскую систему призрения.
Правда, наследник Алексея Михайловича, Федор Алексеевич, незадолго до своей кончины повелел отобрать из московских нищих калек и определить их в две специально заведенные богадельни. Трудно сказать, что подвигло самодержца на благотворительный поступок, быть может, память о делах Ф. М. Ртищева, успевшего побывать воспитателем одного из братьев будущего царя, быть может, иные резоны. На церковном соборе 1681 г. Федор Алексеевич предложил патриарху и епископам по всем городам устроить богоугодные заведения по примеру «еуропских стран», справедливо считая, что «в государствах и во градях, где такие до- мы (шпитальни и богадельни) нищих построены, великая от того польза» [35, 41].
Согласно традиции, начало которой положили «Правила о церковных людях», русские храмы имели «записных», т. е. штатных нищих, коих насчитывалось немного. На приход дозволялось иметь не более двух десятков просящих, тогда как счет живших на Руси Христа ради, промышлявших нищенством профессионально, велся на тысячи. Государева «программа» принципиально отличалась от нищелюбивых забот Ф. М. Ртищева, суть ее состояла в том, чтобы «здоровым лентяям работу дать». Впрочем, замысел Федора Алексеевича в связи с его скорой кончиной в жизнь не воплотился.
Итак, вереница драматических событий XVII в. ослабила традицию терпимо-сострадательного отношения к убогим, Церковь для организации призрения не имела полномочий и достаточных средств, самодержец не считал деятельную благотворительность нужной. Московская Русь продолжала жить оскудевающей жалостью и личной милостыней.