Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство.
Сравнительное богословие ( в небольшом сокращении).
Глава 1- 3 стр.
Глава 2. Судьбы Христовой церкви в мире, по слову Господа и Апостолов. Долг и обязанности христианина в отношении Церкви-4.
Глава 3. Отступления от Церкви Христовой от II по XX столетие- 4.
Глава 4. Западное миссионерство на Востоке- 5.
Глава 5. Единство Церкви. Отношения между предстоятелями Церквей- 7.
Глава 6. Притязании римских епископов на главенство Церкви. Причины, вызвавшие возвышение Римской кафедры- 7.
Глава 7. Постановления Вселенских Соборов, коими утверждается неизменность догматических вероопределений- 9.
Глава 8. Догматические отступления Рима- 9.
а) В учении о Святом Духе- 9.
б) О первородном грехе- 10.
в) Непорочное зачатие Пресвятой Девы Марии- 11.
г) Римское учение о папе и о Церкви- 11.
Часть 1- 11. Часть 2- 13.
Глава 9. Истоки римской теории главенства и непогрешимости Папы. Непогрешимость Пап в свете исторических фактов- 15.
Глава 10. Отступления Рима в совершении Таинств- 16.
Глава 11. Рим и Россия- 17.
Глава 12. Упадок Римской Церкви в XIV и XV столетиях как причина возникновения протестантизма- 17.
Глава 13. Протестантизм. Реформация в Германии, Швейцарии, Англии- 18.
Глава 14. Лютеранство. Положительная сторона первых реформаторов- 19.
Глава 15. Отвержение Церковного Предания и авторитета Соборной Апостольской Церкви в вопросах веры и церковной организации- 20.
Глава 16. Учение о состоянии человека по падении и об оправдании его верою- 20.
Глава 17. Отвержение апостольского понимания Церкви и священства- 21.
Глава 18. Учение о Таинствах и отвержение живой связи между Церковью земной и небесной- 23.
Глава 19. Англиканское вероисповедание- 24.
Глава 20. Кальвинизм – реформаторство – пресвитериане- 26.
Глава 21. Сектантство- 27.
Глава 22. Секты XVI века- 28.
Социниане-унитарии- 28.
Анабаптисты- 29.
Меннониты- 29.
Глава 23. Секты XVII и XVIII веков- 30.
Баптисты- 30.
Квакеры- 32.
Методисты- 32.
Глава 24. Секты XIX-XX веков- 33.
«Ученики Христа», или Кампбеллиты- 33.
Мормоны, именующие себя «святыми последних дней»- 34.
Адвентисты 7-го дня- 35.
Свидетели Иеговы-37.
«Христианская наука»-37.
Глава 25. Ереси и секты в России. Их происхождение- 37.
Глава 26. После Второго Ватиканского Собора. Заключительное слово о протестантизме и православии. Экуменическое движение- 39.
Библиография-42.
Библия о Православии
Заповедь о Единстве христиан-42 стр.
Библия о Церкви-42.
Библия о Спасении-44.
Библия о Священном Писании и Предании-45.
Библия о Крещении-46.
Библия о Крещении детей-47.
Библия о Миропомазании-48.
Библия о Евхаристии-48.
Библия о Священстве-49.
Библия о почитании святых и молитве им-50.
Библия о молитве за усопших-51.
Библия о Приснодеве Марии-51.
Библия о священных изображениях и предметах-52.
Библия о святых храмах-53.
Библия о крестном знамении-53.
Библия о святых мощах-54.
О Благодатном Огне-54.
Святые отцы о протестантизме-55.
О Мартине Лютере-55.
Списки апостольской преемственности основанных апостолами поместных Церквей-57.
Церковь Иисуса Христа-60.
Протоиерей Митрофан Зноско-Боровский
Православие, римо-католичество, протестантизм, сектантство.
Сравнительное богословие ( в небольшом сокращении).
Глава 1.
Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы» (Ап. Павел).
Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел).
«Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь. «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» (Деян. II, 24,32) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия.
Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь, «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь, отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.
Прежде чем приступить к разбору тем нашего предмета, взглянем на окружающую нас обстановку, присмотримся, что в духовном отношении – в смысле верности Благой Вести, Евангелию – представляет в данное время нас, православных, окружающее христианство.
Невооруженному глазу следующая картина бросается в глаза: в то время как Православная Церковь остается верной чистоте Христова и апостольского благовестия, западный мир все более удаляется от апостольского наследия, все более отходит от той основы Благой Вести, которая была и навеки остается сущностью христианской проповеди: «Мы видели и свидетельствуем вам новую Жизнь», и «возвещаем вам сию Вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам», и «Мое Царство не от мира сего»...
Этот отход от основы и сущности христианского благовестия особенно отчетливо выражен в современном протестантизме, отвергающем новозаветное учение о Боге-Спасителе, учение и о «предшествовавшей нашему спасению пропасти между Богом и падшим творением, заполненной добровольным отданием Себя, Сына Божия», и сливающемся в некое единство в экуменическом движении... Некие силы лихорадочно стремятся завладеть миром, пользуясь для этой цели и экуменическим движением.
Как бы на задний план отодвигается в этом движении Сам Христос, а с отодвижением Христа, Сына Божия, на задний план отодвигается и Царство Небесное как высшая цель, и, вместо этой цели, Богом установленной и Христом открытой, выдвигаются земные цели, сначала так называемые цели гуманизма, а затем культурно-социальные и политико-экономические цели. Христианство обязывает идти в мир, но этот уход в мир вытекает из устремленности нашей к Богу и из приятия Его снисхождения в мир, снисхождения ко мне и братьям моим в Боге. Христианство обязывает идти в мир, чтобы проповедовать миру спасение в Боге, в вочеловечении Сына Божия, и лишь затем следует вытекающее из этого Исторического Факта «применения Правды Божией к различным условиям земной жизни, социальным и другим».
«В современном протестантстве христианская религия становится резко посюсторонней»; не мир отдается на службу Христу, а Христос ставится на службу мира, т.е. имя Христа используется для осуществления идей – создания единого правительства, мировой Диктатуры – всеобщего мира на земле, извне навязанного – введение равенства и одинаковости, которые распространиться должны не только на питание, но и на веру и нравственность, на духовную жизнь. В современном протестантстве отрицается абсолютность Истины Веры Христовой.
«Церковь как общество радостных, которые имеют надежду и жизненно значительную весть для мира, которые борются за экономическую справедливость и за человеческое достоинство, которые исполнены заботы о больных и униженных и признают полную ответственную свободу научных изысканий и искусства» – так звучит один из исходных тезисов Мирового экуменического съезда в Упсала, 1966 года. Характерно, что говорится лишь о материальной нужде, о социальном положении наших братьев, но не уделяется должного внимания их духовной нужде. Неужели лишь в этом миссия Церкви в этом мире? Приемлемо ли, в свете Благой Вести – Евангелия, данное в тезисе определение Церкви? Ведь нет в нем ни слова ни о жизни в Боге, ни об Источнике, из Которого мы живем: «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (Ап. Иоанн).
Мысль о спасении не покидает современный нам мир, и исходит она из ощущения пребывания мира на краю гибели. Однако спасение мыслится в братском единении человечества, точнее, в социальном коллективе, в прогрессивной демократии, но – вне Бога, без Христа. Нарождается «безбожная религиозность», причем в наши дни это тлетворное дыхание поразило не только протестантский мир, оно мощным потоком врывается и в ограду римо-католичества. В недавно вышедшей книге католического священника Андрея Монжардэ «Иная церковь – иная вера» выброшена богоустремленность через участие в подвиге Сына Божия, снисхождение к нам Любви Божией; вместо этого читаем, что эта новая вера даже не религия, если под словом «религия» понимать отношения «индивидуальной личности или коллектива с каким-то трансцендентным Высшим Существом, со всей окружающей Его свитой догматов, обрядов и законов». «Только революционной воле, – возглашал католический священник о.Кардонель в 1968 году в Париже, – и в революционном действии Бог ныне присутствует и действует среди нас», а в своей книге, также недавно вышедшей, тот же католический священник пишет: «Дело в том исключительно, чтобы идти до конца, чтобы сделать эту землю окончательно обитаемой для нас. Мы не идем по направлению к другому миру; нет Неба, нет потустороннего, нет ничего иного, а только полное углубление того, что мы есмы»... Итак, мы видим, как «поднимает свою голову религия человекобожества, т.е. поставление человека с его страстями, неустойчивостью, извращенностью и преходящестью на место Бога». Это уже не «посюсторонность», а явная опасность полной подмены Царствия Божия «царством зверя», это уже та страшная мнимая религия, приход которой предносился встревоженному взору Достоевского в его «Бесах», это уже – «Мы не с Тобой (т.е. не с Христом), а с ним» (духом гордыни и лжи, искушающим Господа) – Великого Инквизитора». Христианские проповедники Запада захвачены потоком и плывут по нему... и мы присутствуем при великом соблазне поклонения Зверю через так называемую «социализацию» христианства, в котором нет места Христу.