Разве не наблюдал подношение Татхагате пищи и питья и удовлетворение четырехчастной Общины: монахов, монахинь, благочестивых мирян и мирянок, твердо верящих в Учение?
– Ваше Величество, ничего [такого я] не делал...
– Человек, ты, придя в этот мир (Джамбудвипу), творил дурное.
Затем дхармараджа поучает того умирающего человека стихом:
– Ты видел Татхагаты появление
И слышал гонга звук,
А также слушал Дхарму,
Ведущую в покой нирваны, но не исполнял ее.
Человек отвечает:
– По детской глупости своей я попадал
Под влияние плохих друзей
И с умом, заблудшим от желаний,
Я совершал грехи и злодеяния.
Я следовал желаниям
И убивал живых существ, а также
Израсходовал имущество монашеской общины,
И за это пожинал страшные плоды.
Охваченный злым умыслом,
Я ступы разрушал
И говорил слова плохие, также
Бил мать свою.
Я сознаю все зло, которое
Я в этом теле совершил,
И вижу страшное свое перерождение
в аду Стенаний;
Также испытаю боль в Раздавливающем аду
И в Очень жарком,
а затем и в страшном Великом аду Непрерывного мучения;
Буду мучиться в аду Огромных
трещин, подобных красному лотосу;
Сотню раз перерожусь, корчась от страха,
в [аду] Чернолинейном.
Существа в адах, будучи убитыми,
Опять испытывают страх.
Вновь и вновь падают они
сто йоджан в великий страх;
Не находят двери выхода, опять
Падают в котел.
В аду Бритв появляются
Тысячи бритв.
Передо мною там возникнут
Мириады бритв
И будут резать мое тело,
Поскольку я наделал много зла.
Ветры страшной силы будут
Терзать всё мое тело.
Также буду постоянно
Испытывать мучения в адах.
Измученное мое тело
Будут зреть все существа.
И я присваивал имущество других
Для целей хозяйства своего.
И заблудился в нуждах низменных
Своих сынов и дочерей,
А также братьев и сестер,
Своих родителей,
Друзей и родственников многих,
Слуг, помощников, рабочих,
коров и [прочего] скота.
Заблудился я в сосудах золотых и серебряных,
И в одежде тонкой,
И в делах постройки дома.
А когда построен был прекрасный дом,
Мужчин и женщин полный,
Наслаждался необузданный мой ум
Музыкой, играемой на винах и цимбалах.
Душил я свое тело благовонною водой,
Но благодарности ему не ощущаю.
О, тело неразумное мое!
Из-за тебя я заблудился.
И никто не защитит меня, когда
Ветер страшный будет
Терзать всё мое тело.
Вкушал я пищу вкусную, и [яства] разные
Наслаждали мой язык.
Разные красивые венки
На голову я надевал.
Формы одурачили мои глаза.
Глаза меня не защитят.
Я вижу, что глаза служили
Причиной совершения грехов.
И уши часто побуждали
[меня творить дурное].
Алмазы украшали мои руки;
На запястьях – по браслету,
А на пальцах – кольца.
На шее я носил жемчужное
Ожерелье, а мои ноги украшали
Золотые цепочки. На теле красовались разные
Драгоценности и золотые ремешки.
Мой ум был совершенно поглощен
Наслаждением большим богатством.
С большим пристрастьем прикасался я
К тому, что очень нежно.
Ублажал я свое тело
Разными подстилками, постелями.
Мылся я прекрасной благовонною водой,
Душился разными духами
И воскуривал такие «божественные» вещества,
Как камфара, сандал.
Имея даже хороший цвет [кожи],
я [ее] умащал мускусной мазью,
Благовонным растительным маслом,
жасминовой, ороксиловой [мазью] и прочим.
Носил я тонкую белую одежду из муслина.
Слезал я со спины слона и садился на коня.
Я мнил себя царем и быстрым шагом
впереди [других] людей ходил.
Был хорошо знаком со спутницами,
Что прекрасно умели петь и танцевать.
Стрелял я стрелами безвредных тварей.
Не зная о другом, посмертном, мире,
Я такое зло творил. Я мясо поедал других,
Поэтому меня ожидало страшное страдание.
Не понимая смерти, я
Обладал лишь детским разумением,
Поэтому и тело ублажал свое.
Сегодня смерть пришла ко мне,
И никакого нет защитника.
Родственники, почему вы все
Глядите на меня?
Почему свою одежду рвете?
Почему рыдаете
И рвете волосы свои?
Почему же раните себя до крови,
Пепел сыплете на голову себе,
Почему же бьете кулаками в грудь?
Я жил порочно; почему же вы
Страдаете из-за семьи,
Которую приходится оставить?
Мое тело будут поедать
Волки и собаки, лисы,
Вороны, как и другие птицы.
Бессмысленно заботиться об этом теле.
Схваченный змеей смерти человек
Всегда перерождается.
И чтоб спастись от сей беды,
Нужно применять особые лекарства.
А те, которые врачом даются,
Мне вовсе не нужны.
Теперь, при смерти, дайте мне
Лекарства Дхармы, спасающие
От змеи омрачений (клеш).
Мяса не давайте мне:
Сколько тело ни корми, оно
Всё равно умрет.
Зачем страдание давать?!
Зачем же принимать скопище грехов?!