То похожу всегда на обгоревшее полено.
Я отвратителен и в этой жизни,
Красив не буду и в других рождениях.
Я отвратителен и в доме
своем, и за его пределами;
Из-за пороков я наделал зла,
Поэтому дурная участь ждет меня.
Буду я страдать и в другой жизни;
Дурной удел – и здесь, где я сейчас.
Рыдает, задыхаясь он от слез,
и даже боги слышат его слова:
– Ох, нет надежды – после смерти
в дурную участь я пойду!
И боги говорят ему:
– Глупый человек, отбрось
Мысли о страданье и гуляй.
– Я отца убил, я мать убил...
Пять деяний неотложного возмездья совершил.
Нет для меня прибежища, нет и защитника.
Испытать мучение придется.
Я на гору взойду и прыгну в бездну.
– Не ходи, о, глупый человек.
Уже много ты содеял зла
Из-за вредных мыслей.
Поэтому не совершай греха!
Те, кто причиняет вред себе,
В ад мучительный пойдут.
Будут мучиться, рыдать
И свалятся на землю.
Старание такое к Буддству не ведет,
и бодхисаттвой так не станешь;
Не войдешь и в Колесницу освобождения шравак.
Прилагай усилие к другому.
Иди к горе, где риши проживает.
Придя и мудреца великого узрев,
он говорит ему, склонившись в ноги:
– Святой, защитником мне будь!
Я охвачен страхом, притеснен страданием.
Риши, сердце всех существ, послушай слов моих!
Сидя здесь, открой простор для мыслей,
Хотя б минуточку благую Дхарму разъясняй.
Поскольку я испуган и страдаю очень,
Посиди, пожалуйста, хотя б одно мгновение.
Я исповедаться хочу во многих злодеяниях.
Пусть риши скажет слово мне.
Риши говорит:
– Ты рыдаешь от страдания, подавлен горем,
Изголодавшийся, мучимый жаждой,
Надежду потерявший, по Трем Мирам блуждаешь.
Поешь – вот пища.
Пищи дав, чтобы насытить его тело,
риши [прибавляет]:
– Поев сей вкусной пищи, человек, ты будешь очень удовлетворен,
А Дхарму, очищающую все грехи,
Я изложу тебе потом.
В одно мгновение он проглотил
Пищу вкусную его.
Поев, помыл он руки,
Риши обошел вокруг,
Уселся со скрещенными ногами
и рассказывает о своих злодействах:
– Я убил отца и мать убил,
Разрушил ступу,
Бодхисаттве помешал
достигнуть Буддства...
Его слова услышав,
риши говорит:
– Ты натворил злых дел, поэтому,
О, человек, ты грешен.
Исповедайся в содеянных грехах
И в побуждениях их совершить.
Тогда тот человек, ощущая боль душевной муки
и испытывая страх, воскликнул:
– Кто будет мне защитником?!
Наделал я злодейств, поэтому
мне предстоит страдание! –
затем, став на колени, произнес:
– Исповедаюсь во всех злодействах,
Совершенных мной, и в тех, что побудил я совершить.
Пусть не изведаю плодов грехов.
Да не испытаю я страдания.
Поскольку близок я Тебе,
Ты, риши, стал моим защитником.
Об этом не жалея и спокойствие храня,
Мою дурную карму уничтожь.
Тогда риши успокаивает того человека:
– Я буду, человек, твоим защитником. Буду твоей опорой. Буду твоим Другом. Поэтому не бойся и внимай Дхарме. Слышал ли ты хоть немножко изложения Дхармы, называемого Двойным?
– Нет, совсем не слышал.
Риши молвил:
– За исключением того, кто проповедует Дхарму существам, пребывая в сострадании, – кто же будет учить Дхарме «обгоревшее» существо?!..
Но слушай, сын благородной семьи. В прошлом, бесчисленные, бессчетные кальпы тому назад жил праведный царь, по имени Вималачандра. И вот царю Вималачандре родился сын. Царь, собрав брахманов, умеющих предсказывать по знакам, спросил:
– Брахманы, какой знак вы видите для принца?
Брахманы-предсказатели ответили:
– Нехороший [знак], великий царь. Новорожденный принц – злодей.
– И что же будет? – спросил царь.
Предсказатели ответили:
– Если этот принц доживет до семи лет, возникнет опасность жизни его отца и матери...
– Даже если мне грозит смерть, я не убью своего сына. Поскольку очень редко в мире рождение человеком, я не причиню вреда телу человека.
Принц рос очень быстро. В месячном возрасте он был уже такой, каким другой вырос бы за два года... И царь знал: «[Он так] растет из-за кармы, которую я накопил». Потом царь вручил принцу корону и сказал:
– Стань великим и прославленным царем. Управляй Дхармой, а не тем, что ею не является.
Вручив [своему сыну] корону, царь Вималачандра назвал его «царем» и больше не исполнял обязанности царя своей страны. Тогда его министры пришли к царю Вималачандре и сказали:
– О, великий царь, почему же не управляешь своей страной?
Царь ответил:
– Я бесчисленные кальпы владел царствами, богатством и властью, но никогда не получал удовлетворения.
Незадолго после этого сын отнял жизни своих родителей и таким образом накопил карму [злодеяний] неотложного возмездия.
О, человек, я еще помню то время, когда тот царь, почувствовав мучение, раскаялся и рыдал, задыхаясь от слез. Во мне зародилось большое сострадание к нему. Я пришел туда и проповедовал Дхарму. Когда и он ее услышал, те его [злодеяния] неотложного возмездия быстро и полностью очистились.
[Риши] продолжал:
– Те великие аскеты, которые слушают эту царицу сутр – «Двойное изложение Дхармы», обретают высший источник Дхармы, очищаются от всего зла и избавляются от всех омрачений (клеш).