То похожу всегда на обгоревшее полено.

Я отвратителен и в этой жизни,

Красив не буду и в других рождениях.

Я отвратителен и в доме

своем, и за его пределами;

Из-за пороков я наделал зла,

Поэтому дурная участь ждет меня.

Буду я страдать и в другой жизни;

Дурной удел – и здесь, где я сейчас.

Рыдает, задыхаясь он от слез,

и даже боги слышат его слова:

– Ох, нет надежды – после смерти

в дурную участь я пойду!

И боги говорят ему:

– Глупый человек, отбрось

Мысли о страданье и гуляй.

– Я отца убил, я мать убил...

Пять деяний неотложного возмездья совершил.

Нет для меня прибежища, нет и защитника.

Испытать мучение придется.

Я на гору взойду и прыгну в бездну.

– Не ходи, о, глупый человек.

Уже много ты содеял зла

Из-за вредных мыслей.

Поэтому не совершай греха!

Те, кто причиняет вред себе,

В ад мучительный пойдут.

Будут мучиться, рыдать

И свалятся на землю.

Старание такое к Буддству не ведет,

и бодхисаттвой так не станешь;

Не войдешь и в Колесницу освобождения шравак.

Прилагай усилие к другому.

Иди к горе, где риши проживает.

Придя и мудреца великого узрев,

он говорит ему, склонившись в ноги:

– Святой, защитником мне будь!

Я охвачен страхом, притеснен страданием.

Риши, сердце всех существ, послушай слов моих!

Сидя здесь, открой простор для мыслей,

Хотя б минуточку благую Дхарму разъясняй.

Поскольку я испуган и страдаю очень,

Посиди, пожалуйста, хотя б одно мгновение.

Я исповедаться хочу во многих злодеяниях.

Пусть риши скажет слово мне.

Риши говорит:

– Ты рыдаешь от страдания, подавлен горем,

Изголодавшийся, мучимый жаждой,

Надежду потерявший, по Трем Мирам блуждаешь.

Поешь – вот пища.

Пищи дав, чтобы насытить его тело,

риши [прибавляет]:

– Поев сей вкусной пищи, человек, ты будешь очень удовлетворен,

А Дхарму, очищающую все грехи,

Я изложу тебе потом.

В одно мгновение он проглотил

Пищу вкусную его.

Поев, помыл он руки,

Риши обошел вокруг,

Уселся со скрещенными ногами

и рассказывает о своих злодействах:

– Я убил отца и мать убил,

Разрушил ступу,

Бодхисаттве помешал

достигнуть Буддства...

Его слова услышав,

риши говорит:

– Ты натворил злых дел, поэтому,

О, человек, ты грешен.

Исповедайся в содеянных грехах

И в побуждениях их совершить.

Тогда тот человек, ощущая боль душевной муки

и испытывая страх, воскликнул:

– Кто будет мне защитником?!

Наделал я злодейств, поэтому

мне предстоит страдание! –

затем, став на колени, произнес:

– Исповедаюсь во всех злодействах,

Совершенных мной, и в тех, что побудил я совершить.

Пусть не изведаю плодов грехов.

Да не испытаю я страдания.

Поскольку близок я Тебе,

Ты, риши, стал моим защитником.

Об этом не жалея и спокойствие храня,

Мою дурную карму уничтожь.

Тогда риши успокаивает того человека:

– Я буду, человек, твоим защитником. Буду твоей опорой. Буду твоим Другом. Поэтому не бойся и внимай Дхарме. Слышал ли ты хоть немножко изложения Дхармы, называемого Двойным?

– Нет, совсем не слышал.

Риши молвил:

– За исключением того, кто проповедует Дхарму существам, пребывая в сострадании, – кто же будет учить Дхарме «обгоревшее» существо?!..

Но слушай, сын благородной семьи. В прошлом, бесчисленные, бессчетные кальпы тому назад жил праведный царь, по имени Вималачандра. И вот царю Вималачандре родился сын. Царь, собрав брахманов, умеющих предсказывать по знакам, спросил:

– Брахманы, какой знак вы видите для принца?

Брахманы-предсказатели ответили:

– Нехороший [знак], великий царь. Новорожденный принц – злодей.

– И что же будет? – спросил царь.

Предсказатели ответили:

– Если этот принц доживет до семи лет, возникнет опасность жизни его отца и матери...

– Даже если мне грозит смерть, я не убью своего сына. Поскольку очень редко в мире рождение человеком, я не причиню вреда телу человека.

Принц рос очень быстро. В месячном возрасте он был уже такой, каким другой вырос бы за два года... И царь знал: «[Он так] растет из-за кармы, которую я накопил». Потом царь вручил принцу корону и сказал:

– Стань великим и прославленным царем. Управляй Дхармой, а не тем, что ею не является.

Вручив [своему сыну] корону, царь Вималачандра назвал его «царем» и больше не исполнял обязанности царя своей страны. Тогда его министры пришли к царю Вималачандре и сказали:

– О, великий царь, почему же не управляешь своей страной?

Царь ответил:

– Я бесчисленные кальпы владел царствами, богатством и властью, но никогда не получал удовлетворения.

Незадолго после этого сын отнял жизни своих родителей и таким образом накопил карму [злодеяний] неотложного возмездия.

О, человек, я еще помню то время, когда тот царь, почувствовав мучение, раскаялся и рыдал, задыхаясь от слез. Во мне зародилось большое сострадание к нему. Я пришел туда и проповедовал Дхарму. Когда и он ее услышал, те его [злодеяния] неотложного возмездия быстро и полностью очистились.

[Риши] продолжал:

– Те великие аскеты, которые слушают эту царицу сутр – «Двойное изложение Дхармы», обретают высший источник Дхармы, очищаются от всего зла и избавляются от всех омрачений (клеш).

Наши рекомендации