Ля иляха илля аллах. 2 - мухаммадан расулу ллах.
Подробности религии же присутствуют как в основах как их следствиях. Поэтому подробности зависят от основ. Если основ нет, то подробности пользы не дают. Объясним подробнее. Нет пользы от поклонения если человек не подчиняется Аллаху. Смотрите аяты: "Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! (Женщины, 69)
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правдивое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела, и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Сонмы, 70-71)
Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха, и исповедуют богобоязненность, обрели успех. (Свет, 52)
Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великий успех. А того, кто ослушается Аллаха, и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения. (Женщины, 13-14)
Также нет пользы от деяний, если у человека не присутствует любовь к Аллаху и посланнику:
Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей". (Покаяние, 24)
Они клянутся Аллахом, чтобы угодить вам. Но для них было бы лучше, если только они являются верующими, угождать Аллаху и Его Посланнику. (Покаяние, 62)
Также нет пользы от деяний, если человек не принимает Аллаха за установителя законов, за Судью: "Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: "Слушаем, и повинуемся!" Именно они являются преуспевшими. (Свет, 51)
Когда им говорят: "Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику", – они отвечают: "Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов". Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали, и не следовали прямым путем? (Трапеза, 104)
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!" (Женщины, 59)
Также из основ религии это уважать посланника Аллаха, с,а,с, возвышать его религию, не признавать других религий, считать Мухаммада, с,а,с, за последнего посланника. Также из основ религии подчиняться посланнику, любить того, кого он любит, быть против тех, против кого был он. Быть довольным и гневаться на тех, кем был доволен или соответственно гневался он. Проявлять валя его друзьям и враждебность (бара) его врагам (кафирам). Помогать тем, кому он помогал. Также из основ религии это давать людям, или вещам такую оценку, какую дал посланник Аллаха, с,а,с - (халялю - разрешенность, хараму – запрещенность. Кафиру – кафирство. Муслиму - муслимство). Приближать тех, кого приблизил посланник и удалять тех, кого он удалил от себя. Усреднять тех, кого он усреднил. Любить то, что он любил, считать за плохое то, что он считал за плохое (например, кафиров), считать за нейтральное (и не хорошее и не плохое) то, что он считал за нейтральное. Далее, приказывать приказы Аллаха и Его посланника. Запрещать харамы, прощать то, что прощено Аллахом, возвышать то, что возвысил Он. ( Маджмууль-фатава, том 3, основы веры и ответы на некоторые вопросы).
У некоторых есть утверждение, что бара к мушрикам была приказана только в Медине, когда мушрики начали воевать с муслимами. В Мекке же муслимы делали, валя с мушриками. Они обосновывают это тем, что аят: "Пусть верующие не берут себе близкими неверных помимо верующих. А кто сделает это, у того с Аллахом нет ничего общего, если вы только не будете опасаться их страхом. Аллах предостерегает вас от самого Себя, и к Аллаху - возвращение", был спущен не в Мекке. Тем самым они аннулируют бара с невраждебными мушриками, а всю бара сводят только по отношению к враждебным мушрикам. Опровержение этого мы оставляем на последующие главы, здесь же связи с темой рассмотрим следующее их утверждение: "Бара не была приказана сразу, поэтому в этой теме незнание является оправданием; бара такая же подробность религии и шариата вроде как запрещенность алкоголя, закят, намаз и.т.д."
То, что некоторые аяты о валя - бара ниспустились в Медине не показывает, что, валя не была приказана с самого начала. Например, как мы и покажем сейчас, бара приказана в самом начале, а ниспослание других аятов, для подкрепления и более подробного объяснения, чтобы в дальнейшем не осталось никаких недоразумений и оправданий для неверных. Аллах такие основные темы как таухид и Судный День, проработал во всех местах Корана, чтобы все время держать свежим в памяти и укрепить сердца муслимов. Это подобно случаю с Ибрахимом: "И вот сказал Ибрахим: "Господи! Покажи мне, как Ты оживляешь мертвых". Он сказал: "Иль не уверовал ты?" Тот сказал: "Да! (я уверовал) Но чтобы сердце мое успокоилось". (Корова, 260)
А все другие муслимы еще более нуждаются в укреплении сердца аятами Аллаха: "Верующие - только те, сердца которых страшатся, когда поминают Аллаха. А когда читаются им Его знамения, они увеличивают в них веру, и они полагаются на своего Господа". (Добыча, 2)
"Когда ниспосылается сура, то среди них есть такие, которые говорят: "Кому из вас это добавило веры?" Но в тех, которые уверовали, она увеличила веру, и они радуются. У тех же, в сердцах которых болезнь, она прибавила скверну к их скверне, и они умерли, будучи неверными." (Покаяние, 124-125)
А самая последняя сура "Покаяние" просто пестрит объяснениями о таухиде и Судном Дне, это не означает, что они приказываются там впервые. Для примера приведем аят о тагуте ниспущенный после: "Разве ты не видел тех, которые утверждают, что они уверовали в то, что ниспослано тебе и, что ниспослано до тебя, и они желают обращаться за судом к тагуту, в то время как им приказано отвергать его, и шайтан хочет сбить их с пути в далекое заблуждение?" (Женщины, 60)
Как и видно из аята муслимам было приказано отвергать тагута еще до ниспослания этого аята, в то время как не было такого аята, где говорилось бы "не идите за судом к тагуту". Это и так входит в формулу единобожия и является само собой разумеющимся, но все равно Аллах объяснил со всеми подробностями. Вот один из самых первых аятов: "О завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа своего возвеличивай! И одежды свои очисть! И скверны избегай! (Завернувшийся, 1-5). Под скверной подразумеваются ложные божества, тагуты, ширк, мушрики (тафсир Куртуби)
А вот и некоторые другие Мекканские аяты: "Не поддавайся же тем, кто отвергает [истину]. Они хотели бы, чтобы ты был уступчив, снисходителен, тогда и они были бы уступчивы, снисходительны. Так не поддавайся же какому-то презренному, раздающему клятвы...". (Письменная Трость, 8-10)
И терпи то, что они говорят, и покидай их хорошо. Оставь Меня с обвиняющими во лжи, которые пользуются мирскими благами, и предоставь им небольшую отсрочку. Воистину, есть у Нас оковы и Ад, еда, которой давятся, и мучительные страдания. (Закутавшийся, 10-13 )
1. Скажи: "О неверные! 2. Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, 3. а вы не поклоняетесь Тому, Кому поклоняюсь я. 4. Я не поклоняюсь так, как поклоняетесь вы (или тому, чему поклоняетесь вы) 5. а вы не поклоняетесь так, как поклоняюсь я (или Тому, Кому поклоняюсь я). 6. Вы исповедуете свою религию, а я исповедую свою!" (Неверные 1-6)
"И не склоняйтесь к тем, которые несправедливы, иначе вас коснется огонь. Ведь у вас нет покровителей, кроме Аллаха, и никто вам тогда не сможет оказать помощь. (Худ, 113)
"Они чуть было не соблазнили тебя от того, что Мы внушили тебе, чтобы ты измыслил на Нас другое. И тогда они взяли бы тебя своим другом. И если бы Мы тебя не подкрепили, - ты был близок склониться к ним хотя бы немного. Тогда Мы дали бы тебе вкусить вдвойне и в жизни и в смерти. И ты не нашел бы против Нас помощника!" (Перенес Ночью,73-75)
А вот примеры призыва посланника Аллаха, с,а,с: Али увидев, как посланник Аллаха, с,а,с, вместе с Хадиджей, делают намаз, спросил, что они делают. Посланник Аллаха, с,а,с, ответил: "Это религия, сообщенная Аллахом через выбранного им посланника. Я призываю тебя уверовать и поклоняться Аллаху, у которого нет сотоварищей в поклонении и призываю отвергать этих ал-лата и ал-уззу (ложные божества)". Али сразу не принял, думал об этом ночью и на следующий день спросил снова: "О Мухаммад, что ты хотел от меня". Посланник Аллаха, с,а,с, сказал: "Я призываю тебя засвидетельствовать, что нет божества кроме Аллаха, нет Ему равного и подобного. Призываю тебя не признавать ал-лата и ал-уззу, и призываю тебя отвергать все то, чему поклоняются вместо Аллаха". Али принял это, и стал муслимом". (Сира ибн Хишама)
Абу Бакр встретился с посланником Аллаха, с,а,с, и сказал: "Верно ли то, что говорят о тебе Курайшиты, что ты не принимаешь наших божеств, обвиняешь нас в глупости, и отвергаешь наших предков?" Посланник Аллаха, с,а,с, ответил: "Да, я посланник Аллаха. Я послан для того, чтобы проповедовать людям от Аллаха и призывать вас поклоняться только Аллаху. Клянусь Аллахом это истина. О Абу Бакр, призываю тебя уверовать, и поклоняться только Аллаху, у которого нет сотоварищей. Призываю не поклоняться другим, что кроме Аллаха и отвергать их. Призываю не подчиняться людям, подчинение которым Аллах запретил, (т.е. мушрикам) и не проявлять им валя". Затем посланник Аллаха, с,а,с, почитал ему Коран, и Абу Бакр приняв это стал муслимом. (Сира ибн Хишама)
Как видно выражения призыва разные, но так как суть призыва одна, то значит, все эти с виду разные предложения выражают одно и тоже - призыв к таухиду, все это разные грани и проявления все одного и того же таухида. Когда им приказан таухид одновременно с этим им была приказана и валя - бара. Представьте, сахабы становясь муслимами, отвергали всех тагутов и ложных божеств, разделяли ширк и таухид, а затем этим видением и оценивали всех людей, на тех, кто сторонник таухида и тех, кто в ширке. Они узнавали, что те, кто в ширке попадут в ад, а кто принял таухид, спасется от Огня. Валя - бара была очень естественным и само собой разумеющимся следствием таухида. Недаром суру "Куль хуваллаху ахад" и "куль я айюхаль кафируун" объединяют в две суры очищения от ширка. В первой суре проводится разделение между истинным Господом и ложными божествами, во второй же, согласно первому разделению, проводится разделение между поклоняющимся им. Я не поклоняюсь вашим божествам, а поклоняюсь Аллаху, вы же поклоняетесь своим божествам. У вас своя религия, у меня своя. Вы мушрики и кафиры, а я муслим и муваххид, причем такфир приказывается сразу в первом аяте. Вся жизнь сахабов была насыщена отвергание мушриков, их жизнь и быт были построены на этом.
Первичность Валя - Бара
Для сахабов это было настолько первичным и изначальным, что они даже иногда ошибались как в следующем случае: "Асма бинт Абу Бакр говорит:"Во время посланника меня пришла навестить моя мать - мушричка. Тогда я спросила посланника: "Могу ли я по доброму относиться к моей матери?"Посланник ответил: "Да". Аят: "Не дает вам Аллах запрета о тех, которые не сражались с вами из-за религии, и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им, и быть справедливыми к ним, - ведь Аллах любит справедливых! (Испытанная, 8), связан с этим случаем. (Аль-Бухари)
Опровержение гуманистам
Крайне необходимо точно знать смысл и значение понятия "валя". Незнающий его точно, во всех проявлениях, стоит на краю пропасти, играет с огнем. Стоит ему по незнанию совершить, валя по отношению к неверным, как он прервет свои связи с Аллахом, выйдет за пределы Ислама, и войдет в куфр. Понятие "валя" как и все другие понятия имеет словарные значения и технические (специфические) значения. Словарные значения необходимы для того, чтобы понять суть валя, ее многогранные связи с другими понятиями. Но только словарных значений недостаточно, ибо это понятие очень обширно и многогранно, имеет множество нюансов, которые нельзя ставить в один ряд. Если отразить все эти нюансы на плоскость шариата, то суждение шариата относительно их будет неоднородно. Некоторые виды, валя, будут куфром, некоторые харамом, некоторые нейтральными (мубах), некоторые даже желательными. Несмотря на всю разнородность шариатских суждений, все они объединены под общей крышей понятия валя. Поэтому чтобы избежать путаницы, необходимо точно разграничить, и классифицировать, валя - бара по шариатским категориям. Будем действовать, по следующему плану сначала приведем словарные значения, валя - бара, затем упорядочим, и классифицируем, валя - бара по трем признакам.
Первая классификация по признаку суждения: куфр - харам - разрешенность - желательность.
Второй признак - относительно кого совершается, валя – бара - праведный муслим - грешный муслим - дружелюбный кафир - враждебный кафир - ахлю китаб - другие мушрики.
Третий признак – Уаля: - Приближаться, сближаться, быть вместе. Шариатское значение же проявлять любовь внешне и внутренне, проявлять уважение, возвышать, подчиняться.
Уаляйат: - Любить, быть другом, близким. Антоним враждебности, враждебность же означает быть врагом, не любить, удаляться.
Мувалят: - Следовать, подчиняться.
Валий: - Совершающий валя, друг, близкий.
Мавля: - Господь, хозяин, господин, одаривающий благами, дающий наказание. Отпущенный на волю раб. Помощник, любимый, тот за кем следуют. Сообщник, родня, раб, тот кого одаривают.(Тафсир Зияаддина )
Валяйат в словаре: "Брать на себя управление дел других людей, выполнять эти дела, быть судьей". (Энциклопедия фикха). Любовь, дружба, помощь, быть покровителем, попечителем. "Вали" по смыслу противоположен слову враг. "Валяйат" же противоположен враждебности. Как и объяснили лингвисты в основе "валяйат" лежит любовь и близость, в основе вражды же ненависть и удаление. (Словарь Сыхах). Валя и Тавали выражает общность, близость в различных сферах, таких как пространственное местоположение, отношение, связь, дружба, религия, верования. Если валяйат из всех значений валя имеет больший наклон в сторону помощи, то валяйат имеет больше наклон в сторону покровительства, управления делами, начальства.
Прекрасные имена Аллаха: اَلْوَلِيُّ - аль-Вали (тот, кто делает, валя) и اَلْمَوْلَى - аль-Мавля (примерно то же что и аль-Вали, но имеет тонкие нюансы) произошли с того же корня, что "валя" - предмет темы нашей книги. Поэтому исследование этих имен принесет пользу для более глубокого осмысления сущности "валя".
В случае использования понятия "вали" и "мавля" в абсолютном смысле относительно Аллаха, оно имеет следующие значения: "Управляющий всеми делами во вселенной", "Распоряжающийся", "Властвующий", Помогающий всем", Одаривающий благами" и т.д. В этом случае кроме Аллаха никто "Валийем"не является, и брать кого-нибудь в валийи в таком смысле есть ширк. Примером такого использования слова "вали" являются следующие аяты: "Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и землей, и нет вам, помимо Аллаха ни "Валия (покровителя, распорядителя), ни помощника?" (Корова, 107) Здесь подчеркивается нюанс власти в понятии "вали".
"А если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас единой общиной, но Он вводит в Свою милость, кого пожелает, а несправедливые - нет им ни "валия", ни помощника! Или они взяли себе "Валиев помимо Него? А ведь настоящий "Вали" есть Аллах. Он оживляет мертвых, и Он мощен над каждой вещью!" (Совет, 8-9)
"Он - тот, кто низводит дождь после того, как люди впали в отчаяние, и распространяет Свою милость. Он - Аль-Вали, Славный! (Совет, 28)
В этих двух аятах подчеркиваются нюансы: "Одаривать милостью". "Направлять на путь".
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "валиев", подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" (Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "валиями" вместо Меня? Воистину, Мы уготовили ад обителью для неверных". (Пещера, 102)
"Аллах - Тот, который создал небеса и землю и то, что между ними, в шесть дней, затем воссел на Трон. Нет для вас помимо Него "Валия" и заступника. Неужели вы не образумитесь? Он распределяет Свое повеление от неба до земли (воплощает то, что предопределил), потом оно восходит к Нему в течение дня, который продолжается тысячу лет по тому, как вы считаете". (Поклон, 4-5)
Здесь выделяются нюансы - "Повелитель". "Управитель всего".
"Скажи: "Кто защитит вас от Аллаха, если Он пожелает вам зла или пожелает вам милость?" Не найдут они себе помимо Аллаха ни "валия", ни помощника!" (Сонмы, 17)
Здесь на первом плане "Спаситель", и "Помощник", причиняющий вред и пользу".
"Потом их возвратят к Аллаху, Мавля (Покровителю) их истинному. О да, Ему принадлежит постановление (суждение), и Он - самый быстрый в расчете!" (Скот, 62)
Здесь имеется нюанс - "Установитель суждений, постановлений, законов".
"Скажи: "Возьму ли я "валием" другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и было сказано) "не будь же в числе многобожников!" (Скот, 14)
Здесь имеется нюанс - "Наделяющий уделом", "Прокармливающий".
"Скажи: "Никогда не постигнет нас ничто, кроме того, что предначертал нам Аллах. Он - наш Мавля!" И на Аллаха пусть полагаются верующие!" (Покаяние, 51).
Здесь проявляется смысл - "берущий на себя управление делами"
"И не склоняйтесь к тем, которые несправедливы, иначе вас коснется огонь. Ведь у вас нет "валиев", кроме Аллаха, и никто вам тогда не сможет оказать помощь". (Худ, 113)
"А Аллах лучше знает ваших врагов. Аллах достаточен как Вали и Аллах достаточен как помощник!" (Женщины, 45)
Здесь проявляются смыслы - "Помогающий", "Защищающий".
"Он одних наставил на прямой путь, а другим заслуженно предписал заблуждение. Они взяли шайтанов своими валиями вместо Аллаха и полагают, что следуют прямым путем". (Преграды, 30)
В данном аяте проявляются смыслы направление на путь, предводительство.
Брать только Аллаха за "вали" и "мавля" в этом смысле является требованием таухида в господстве. Принимать только Аллаха за управителя и распорядителя во вселенной, только Он причиняет вред или пользу, Он одаривает благами, ведет путем, прокармливает, защищает, спасает, оказывает помощь, Он ведет дела людей, Он устанавливает им законы, суждения, повеления, направляет на путь. Брать других в валийи будет ширком и куфром. Как, например в этих аятах: "Или они взяли себе "валиев" помимо Него? А ведь настоящий "вали" есть Аллах. Он оживляет мертвых, и Он мощен над каждой вещью!" (Совет, 8-9)
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "валиев", подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" (Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "валиями" вместо Меня? Воистину, Мы уготовили ад обителью для неверных". (Пещера, 102)
"Скажи: "Возьму ли я "валием" другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и было сказано) "не будь же в числе многобожников!" (Скот, 14)
Из этих аятов следует, что брать кого-нибудь кроме Аллаха, (мертвых, шейхов, ангелов, посланников, живых людей) за помощников, покровителей, спасителей. Просить у них помощи, полагаться, возлагать надежды, прибегать к ним, вверять себя им будет куфром и ширком.
"Аллах - "вали" тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверные, "валийи" их – тагуты. Они выводят их из света к мраку. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!" (Корова, 257)
"Проклял его Аллах. И сказал он: "Я непременно захвачу от Твоих рабов долю назначенную, и непременно введу их в заблуждение, и обольщу их пустыми надеждами, и прикажу им, чтобы они обрезали уши у скота, и прикажу им, чтобы они изменяли положение вещей, которое установил Аллах!" А кто возьмет шайтана "валием" (распорядителем, приказчиком, покровителем) помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!" (Женщины, 118-119 )
"Поистине, нет у него (шайтана) власти над теми, которые уверовали, и полагаются на своего Господа. Власть его - только над теми, которые берут его (шайтана) "валием" и придали (тем самым) его Аллаху сотоварищем. (Пчелы, 99-100)
"Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа, и не следуйте за "валиями" помимо Него. Мало же вы вспоминаете!" (Преграды, 3)
Здесь же ширк в области суждений. Кто возьмет себе тагутов или неверных установителем законов, правителем, начальником, управляющим, командиром, распорядителем войдет в ширк и куфр.
"Ведь они ни на сколько не избавят тебя от Аллаха. Поистине, неправедные - "валийи" друг другу. Аллах же - настоящий Вали богобоязненных!" (Коленопреклоненная, 19)
“О вы, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверным, они обратят вас вспять и вы вернетесь понесшими убыток. О нет! Аллах - ваш Мавля. И Он - лучший из помощников!" (Али Имран, 149-150)
"Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута. Сражайтесь же с "валиями" шайтана. Воистину, козни шайтана слабы!" (Женщины, 76)
Здесь же ширк посредством принятия неверных или тагутов военачальниками, подчиняться им и т.д.
Продолжим исследование использования "вали", "мавля" относительно Аллаха. В этих понятиях также имеется такие смысловые значения как дружба, любовь, близость. Но распределение этих смыслов отличается от вышеперечисленных. Аллах является "Валием" и для неверных и для верующих в вышеперечисленных значениях (Он Управитель, Кормящий и т.д.). Но так как Аллах не любит неверных, и не доволен ими, то Он не является "Валием" для неверных в смысле дружественности, но является таковым для муслимов: "Воистину, вали мой - Аллах, Который низвел Книгу, и Он делает валя праведникам!" (Преграды, 196)
"Да! Аллах - ваш "Мавля". И Он - лучший из помощников!" (Семья Имрана, 150)
"Аллах - "Вали" тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверные, "валийи" их - тагуты; они выводят их из света к мракам. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!" (Корова, 257)
"Это так - потому, что Аллах - Мавля тех, которые уверовали, а что касается неверных - нет им мавля (покровителя)". (Мухаммад, 11)
"А если они отвернутся, то знайте, что Аллах - ваш Мавля. Прекрасный это аль-Мавля и прекрасный помощник". (Добыча, 40)
"Знайте, что для "валиев" Аллаха нет страха, и не будут они печалиться". (Йунус, 62)
Аль-Бара передает, что Абу Суфйян сказал муслимам: "У нас есть аль-Узза (их идол), у вас же нет аль-Уззы. Посланник Аллаха, с,а,с, сказал сахабам: "Ответьте ему". Сахабы сказали: "Что нам ответить?". Посланник Аллаха, с,а,с, сказал: "Скажите: "Аллах наш Мавля (покровитель), у вас же нет Мавля". (Аль-Бухари, 3039)
Проследим практические следствия этой разницы. Аллах "вали" для обоих групп в смысле управления делами. Но относительно муслимов, Аллах управляет их делами наилучшим для них образом. Как и сообщается в хадисе, что бы не устроил Аллах для муслима это ему на пользу: "Сообщается, что Йахйа Сухайб бин Синан, да будет доволен им Аллах, сказал: "Посланник, Аллаха, с,а,с, сказал: "Сколь удивительно положение верующего! Поистине, всё в его положении является для него благом, и никому (не дано) этого, кроме верующего. Если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом. Если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это (тоже) становится для него благом". (Муслим)
Делами неверных же Аллах наоборот управляет как наказание им. Положение неверного в точности противоположно положению муслима, описанного в хадисе. Если Аллах дает что-нибудь из благ неверному это не на пользу ему: "Пусть не прельщают тебя[о Мухаммад] их имущество и дети. Аллах хочет только подвергнуть мучениям их детьми и имуществом в этом мире, и сделать так, чтобы они ушли в мир иной неверными". (Покаяние, 55)
А если Аллах дает неверному горе (огорчительное) то это дополнительное ему наказание: "Но помимо величайших мучений Мы непременно дадим им вкусить меньшие мучения". (Поклон, 21)
"Для них - мучения в мирской жизни, и, конечно, мучение в последней жизни более жестоко. Нет для них от Аллаха защитника!" (Гром, 34)
Все эти объяснения касались абсолютного значения различных смыслов и смысловых оттенков слов "вали" и "мавля". Метафорически, условно, с известными ограничениями эти понятия используются и для людей. Такое раздвоение существует во многих понятиях. Например, "рабб" (Господь) в абсолютном смысле используется только применительно к Аллаху. Но условно используется и для людей, например: "Рабб ад-дар - хозяин ("господин") дома. Статус хозяина дома "подобен" статусу Господа (Хозяина) вселенной. Господь управляет всем сущим, распоряжается, устанавливает суждения и законы, прокармливает всех, удовлетворяет нужды и потребности всех, причиняет вред или пользу. "Подобно" этому хозяин управляет делами дома, распоряжается, приносит пищу в дом, удовлетворяет нужды и потребности семьи и т.д. Но Аллах абсолютный Господь и Хозяин. Все поступки и деяния людей подконтрольны Ему, и предопределены им. Все что случается, или не случается с нами, будь то хорошее или плохое случилось по повелению и распоряжению Аллаха. Все блага, корм, удовлетворение нужд и потребностей также от Аллаха, просто Аллах доставляет их нам в определенном порядке, привязывая события или пропитание к причинам - людям или событиям. Настоящий источник событий или благ - Аллах, но эти события или блага метафорически приписывают к причине. Говорят, туча послала дождь или человек дал что-то, но муслимы всегда держат в уме, что источник и управитель причин Аллах.
Вот, теперь перейдем к "валя". Все вышерассмотренные нами значения "вали" и "мавля" условно применимы к людям. Например, на отца говорят "вали" (покровитель, распорядитель) ребенка, потому, что он самолично управляет делами ребенка, хочет того ребенок или нет. Ребенок же обязан ему подчиняться. Кроме этого здесь проявляются смыслы помощь, любовь, дружба. После отца другие ближайшие родственники имеют права быть "валиями" ребенка. На градоначальника (мэрагорода) тоже говорят "вали города", так как он властвует городом, управляет делами горожан, помогает им, защищает их права, решает, судит. Жители же обязаны подчиняться постановлениям "валия". В общем "вали" означает лицо и группу - управитель, который управляет делами в рамках определенных целей, которых нужно достичь, и имеющий полные права и полномочия управлять по своей воле. Навязывающий свою волю добровольно или силой. Покровитель, надсмотрщик, хозяин, помощник, близкий друг, любимый и т.п.
В Исламском праве "валайат" - определяется как иметь власть, права на кого-то, распоряжаться им, хочет ли подвластный того или нет. Брать на себя, передаваемые лицом или группой лиц, полномочия управления собой и своими делами так, что управляющий имеет право управлять по своему усмотрению, не спрашивая разрешения у управляемых и так, что управляющий имеет широкие полномочия покровительствовать, попечительствовать, помогать, смотреть за управляемыми, вмешиваться в его дела и управлять ими.
Аль-Халими сказал: "Мавля это тот, у которого ждут помощи и опоры. По причине того, что Аллах властен над всем, и обладатель всего у раба нет другого выбора, кроме как полагаться только на Аллаха и просить помощи только у него. Потому, что раб прибегает только к помощи своего хозяина". (Байхаки, "имена и свойства", стр. 68)
Аль-Халими сказал: "Вали означает упорядочивающий все дела, управляющий, смотрящий за делами. Поэтому начальнику (мэру) города дали название "вали города", берущему под свою опеку сироту дали название "вали сироты".
Аль-Хаттаби же, "вали" объяснил как "тот, кто дает помощь, опору" и связал это с тем, что Аллах помогает муслимам и дает им опору против неверных. (Байхаки, "имена и свойства")
Приведем аяты о валя применительно к людям: "Аллах - "вали" тех, которые уверовали: Он выводит их из мрака к свету. А те, которые неверные, "валийи" их – тагуты. Они выводят их из света к мраку. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!" (Корова, 257)
"Ваш вали - только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву, и дают закят, и они преклоняются". (Трапеза, 55)
"Ведь они ни на сколько не избавят тебя от Аллаха. Поистине, неправедные - "валийи" друг другу, Аллах же - настоящий вали богобоязненных!" (Коленопреклоненная, 19)
"Верующие, как мужчины, так и женщины, - они - "валийи" друг другу. Они побуждают к одобряемое и удерживают от неодобряемого, выполняют молитву и дают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый!" (Покаяние, 71)
"Поистине, те, которые уверовали, и выселились, и боролись своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые дали убежище и помогли, - они есть "валийи" друг другу. А те, которые не уверовали, они - "валийи" друг другу". (Добыча,72-73)
"И что с вами случилось, что вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого несправедливые, и устрой нам от себя "валия" (управляющего делами, покровителя) и устрой нам от себя нам помощника?" (Женщины, 75)
Иудеи и христиане "валийи" друг другу. Так не берите же, О вы, которые уверовали, их "валиями". А если кто из вас берет их себе в "валийи", тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!" (Трапеза, 51)
Если "вали" управляет делами на пользу подопечных, то к понятию "вали" присоединяется смыслы дружба, любовь как это имеет место в случае "валайат" Аллаха, посланника и верующих относительно других верующих. Это прекрасное "валайат": "А если они отвернутся, то знайте, что Аллах - ваш Мавля. Прекрасный это Аль-Мавля и прекрасный помощник". (Добыча, 40)
"О вы, которые уверовали! Если вы подчинитесь неверным, они обратят вас вспять и вы вернетесь понесшими убыток. О нет! Аллах - ваш Мавля. И Он - лучший из помощников!"(Али Имран, 149-150)
"Да! Аллах - ваш "Мавля" . И Он - лучший из помощников!" (Али Имран, 150)
Если вали распоряжается делами во вред подопечным, то это скверный "вали"-"мавля" как это имеет место для "валайата"тагутов, неверных, шайтана относительно других неверных.
"Вместо Аллаха он взывает к тому, что не приносит ему ни вреда, ни пользы. Это и есть глубокое заблуждение! Он взывает к тому, который скорее вредит, чем приносит пользу. Как скверен такой мавля! Как скверен такой товарищ!" (Хадж, 12-13)
"Ему (шайтану) было предписано, что любого, кто возьмет его своим "валием", он введет в заблуждение и приведет к мучениям в Пламени". (Хадж, 4)
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "валиев", подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" (Паук, 41)
"А те, которые неверные, "валийи" их – тагуты. Они выводят их из света к мраку. Они - обитатели огня и там пребудут вечно!" (Корова, 257)
" А кто возьмет шайтана "валием" (распорядителем, приказчиком, покровителем) помимо Аллаха, тот потерпел явный убыток!" (Женщины, 119)
Может возникнуть вопрос: "Как связать аяты о том, что нет "валия" кроме Аллаха, например:
"Те, которые устроили себе помимо Аллаха "валиев", подобны пауку, который устроил себе дом, а ведь слабейший из домов, конечно, дом паука. Если бы они только знали!" (Паук, 41)
"Неужели неверные думали взять рабов Моих "валиями" вместо Меня? Воистину, Мы уготовили ад обителью для неверных". (Пещера, 102)
"Скажи: "Возьму ли я "валием" другого, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он кормит, а Его не кормят". Скажи: "Мне велено быть первым из тех, кто предался (и было сказано) не будь же в числе многобожников!" (Скот, 14)
С такими аятами как:
"Ваш вали - только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву, и дают закят, и они преклоняются". (Трапеза, 55)
"Верующие, как мужчины, так и женщины, - они - "валийи" друг другу. Они побуждают к одобряемое и удерживают от неодобряемого, выполняют молитву и дают закят, повинуются Аллаху и Его посланнику. Этих помилует Аллах. Воистину, Аллах – Могущественный, Мудрый!" (Покаяние, 71)
На этот вопрос мы уже частично ответили, сказав, что используется абсолютное и условное значение понятия "валя". Кроме этого имеет место следующее: "Валайат" посланника и верующих не есть нечто само по себе, установленное самолично ими. Их "валайат" подконтрольно "валайату" Аллаха. Когда они управляют делами муслимов, они управляют так, как этого хочет Аллах. Согласно правилам и законам от Аллаха. Когда они судят, судят согласно суду Аллаха, когда покровительствуют, помогают, дружат, любят и т.д. то делают это ради Аллаха, делают это так, как это приказывает Аллах. Делают это тем, кому это делает Аллах (муслим), не делают этого тому, кому этого Аллах не делает (неверным). Они выполняют все значения "валя" согласно "валайату" Аллаха. Они "валийи" от Аллаха:"И что с вами случилось, что вы не сражаетесь на пути Аллаха и за слабых из мужчин и женщин и детей, которые говорят: "Господь наш! Выведи нас из этого селения, жители которого несправедливые, и устрой нам от себя "валия" (управляющего делами, покровителя) и устрой нам от себя нам помощника?" (Женщ