Негативное - отвергать противоположное явление
Например, чтобы быть чистым, нужно поддерживать чистоту и избегать грязи. Чтобы быть на свету - поддерживать свет и избегать мрака. Для осуществления валя и бара нужно поддерживать дружественность с мусульманами и неприязнь относительно неверных.
Эти два действия нашли себе место и в формуле единобожия "Ла илаха илля Аллах" - "Нет божеств а есть только Аллах":
Негативная часть: " Ла илаха " - отвергание ложных божеств, тагутов.
Позитивная часть: "илля Аллах" - направление, поклонение только Аллаху.
Чтобы результат был действителен, эти два действие нужно выполнять одновременно. Нет никакого смысла и толка выполнять одно действие без другого. Они взаимоукрепляют друг друга и составляют одно целое. Отсутствие одного влечет за собой отсутствие другого и как результат уничтожение целого.
Нет, толка говорить правду, говоря при этом и ложь. Не принимается единобожие и вера в Аллаха, пока не отвергнут тагут: "Кто отверг тагута, и уверовал в Аллаха, тот ухватился за самую надежную рукоять (ислам, таухид), которая никогда не сломается. Аллах – Слышащий, Знающий". (Корова,256)
Куртуби в тафсире этого аята передал, что под рукоятью подразумевается иман, ислам и таухид и сказал, что это одно и тоже. Там же сказал, что для обладания этим (таухидом, исламом) поставлено необходимое условие: отвергнуть тех, кто утверждает свое господство и тех, кому поклоняются вместо Аллаха; и уверовать в Аллаха. Аналогичный смысл проявляется и в следующем достоверном хадисе: "Станет запретной (для муслимов) кровь и имущество того, кто скажет "Ля илаха илла Аллах" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаха". (Муслим)
Ибн Таймия толкуя аят "И вы не есть поклоняющиеся тому, чему поклоняюсь я".(Неверные, 5) говорит, что если многобожники поклоняющиеся ложным божествам, наряду с этим поклоняются и Аллаху, то не считается, что они поклоняются Аллаху, а наоборот считается, что они поклоняются ложным божествам. (Маджмууль-фатава, 16/550-600 ).
Ибн аль-Кайим сказал: "Только отвергание не является таухидом. Точно также принятие само по себе без отвергания недействительно. Таухид содержит в себе и отвергание и принятие одновременно. ( Абд ар-Рахман бин Хасан передал в фатхуль-маджиде)
Да, не считается, что человек любит Аллаха, пока он не станет ненавидеть ложных божеств и тагутов. Не считается, что человек возвеличивает Аллаха, пока он не унизит всех, что кроме Аллаха. Не считается, что человек боится Аллаха, если он боится еще кого-то независимо от Аллаха. Не считается, что человек взял себе Аллаха за судью, если он обращается в суд тагута и.т.д. Аналогично, не считается, что человек дружит с муслимами, пока он не удалится от мушриков. Направлять мушрикам валя, которую следовало бы направлять только муслимам, есть своего рода ширк относительно муслимов. Если ширк по отношению к Аллаху это придавать ему тагутов в равные, то ширк по отношению к муслимам это, придавать им кафиров в равные: "Верующие да не берут неверующих валиями (близкими) предпочитая их верующим. А кто поступает, таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху". (Али Имран, 28)
"А верующие, как мужчины, так и женщины, — валийи (покровители, помощники) друг другу…". (Покаяние,71)
Иудеи и христиане валйи (друзья) друг другу. О вы, которые уверовали! Так не берите же, их валиями. А если кто из вас берет их себе в валийи, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей несправедливых!" (Трапеза, 51)
Муслимы проявляют валя друг другу, неверные друг другу. Кто покажет, валя неверным станет из них, тем самым станет не из муслимов, нарушит свою, валя с ними.
“О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии (путем показывания валя неверным), то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими, и непреклонны и жестки перед неверными". (Трапеза, 54)
Кто из вас покажет, валя неверным, и отступит тем самым от религии, то Аллах вместо вас приведет тех, кто будет делать эти два действия одновременно.
“Мухаммад - посланник Аллаха; а те, кто с ним, - яростны против неверных, милостивы между собой...". (Победа, 29)
Кто не делает эти два действия те не с Мухаммадом, с,а,с. Не может быть в одном сердце таухид и ширк, дружественность к муслимам и неприязнь к неверным. Аллах не сотворил два сердца, чтобы противоположные явления сосуществовали в одной личности: "Не устроил Аллах для человека двух сердец в одном теле...". (Сонмы, 4)