На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

Ноября 2017 года

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мы собрались в соответствии с Уставом по истечении четырех лет после очередного Собора, состоявшегося в 2013 году.Прошлогодний Собор носил экстраординарный характер и был преимущественно посвящен обсуждению ожидавшегося тогда Собора на Крите. Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивалась внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви в период с 2013 года, и обдумать перспективы.

В этом году мы вспоминаем начало,ровно век тому назад, гоненийна Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства». Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, — это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу(ср. Ин. 15, 13). Мы живем сегодня в совсем другихусловиях, намного более благоприятных. Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге. Попрошу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который многие годы трудился во главе комиссиипо канонизациисвятых, а сейчас возглавляет Церковно-общественный совет по увековечению подвига новомучеников и исповедников, выступить во время заседаний с сообщением о том, что предпринимается для сохранения их памяти.

Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Эта тема неоднократно обсуждалась на протяжении всего прошедшего года.Главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? <…> Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас.<…> И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. <…> Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Ин. 15, 5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (Мф. 22, 37)»[1].Мы,члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру — веру, которая действует любовью (ср. Гал. 5, 6). Такая вера будетнашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев.

Заседания Архиерейского Собора приурочены к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона. Этому памятному событию будет посвящено особое соборное заседание при участии глав и представителей Поместных Православных Церквей.Избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол состоялось на Священном Соборе Православной Российской Церкви, как он сам себя именовал, или, по более привычному для нас названию, на Поместном Соборе 1917-1918 годов.В праздник Успения Божией Матери мы вспоминали столетие открытия этого Собора, которыйстал по-настоящему экстраординарным явлением в истории Церкви.Деятельность Поместного Собора охватывала едва ли не все стороны церковной жизни. Конечно, некоторые определения Собора или проекты постановлений, не рассмотренные им по недостатку времени, уже потеряли свою актуальность, а иные — устарели уже в процессе работы Собора. Но многие его решения и проекты сохраняют свою значимость доныне.Невозможно ожидать, что спустя сто лет мы найдем в документах Собора готовые ответы на все нынешние вопросы церковной жизни. Но нам, наследникам «Тихоновской» Церкви, следует прислушиваться к голосу русских богословов, архиереев и пастырей предреволюционной эпохи, которые оставили нам в наследие свои раздумья о земных путях Церкви. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех исследователей, которые трудились и трудятся над изданием актов Поместного Собора, а также над их изучением. Надеюсь, что громадный труд по публикации архива Собора будет в обозримом времени доведен до завершения.Убежден, что эти материалыпослужат пищей для размышлений не одному поколению как теоретиков — ученых и студентов, так и практиков — архиереев, клириков и иных церковных тружеников.

Среди важных замыслов Поместного Собора, которые удалось воплотить в недавнее время, можно назвать значительное увеличение численности епископата. В связи с этим предлагаюпоразмыслить осути епископского служения.

В этом году исполнилось 1950 лет со дня мученической кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это повод еще раз осмыслить нашу веру в Апостольскую Церковь и вспомнить о том, что одно из важных проявлений апостольского служения – это свидетельство Истины, проповедь Евангелия. Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие — Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этогоОн послал в мир Своего Единородного Сына (ср. Гал. 4, 4).

Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня.Это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом. Епископ, как служащий клиру и народу Божию, как образ пастыря, который ведет паству за собой, – это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общенияи кто не теоретически, а практически подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы.

Епископ как преемник апостолов — это также совершитель богослужения, возглавляющий молитву церковной общины за Божественной Евхаристией. Через совершение литургии мы призваны свидетельствовать, что нет и до Второго Пришествия Христова не будет ничего актуальнееГосподней заповеди совершать таинственное воспоминание Его смерти и Воскресения. И нет ничего более открывающего для нас блаженную вечность, чем Божественная Трапеза Святой Евхаристии.Нам также следует прилагать усилия, чтобы участие народа в богослужении было в полной мере осмысленным, чтобы никто не воспринимал службу Божию как устаревшую, хотя бы даже и величественную, традицию или, еще хуже, как некую тягостную повинность, оставленную нам двухтысячелетней историей.

Епископское служение неразрывно связано с православным пониманием соборности — кафоличности Церкви.Словом«соборность» переведено на славянский язык греческое слово «кафолики», указывающее навселенский характер Церкви, на ее целостность во времени и пространстве. Это свидетельствует о том, что соборность, проявляющаяся в историческом бытии Церкви, в том числе, во внешних, безусловно необходимых, институциях коллегиальности, не сводится к ним.В деяниях уже упомянутого Поместного Собора 1917-1918 годовтак же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. В самой Церкви под влиянием атмосферы времени резко обострилисьразногласия между белым духовенством и черным духовенством, между городскими протоиереями и сельскими священниками, между либералами и консерваторами, между монархистами, оплакивавшими прошлое, и теми, кто радостно приветствовалфевральские события. Все эти тенденции были представлены на Соборе.Сила Духа Святаго обратила человеческое разнонаправленное, весьма неоднородное собрание в подлинный Собор, о главных решениях его члены могли сказать: «ИзволисяСвятому Духу и нам» (Деян. 15, 28). В частности, ко времени открытия Поместного Собора одним из главных предметов споров представителей различных течений было то, как должны сочетаться иерархический принцип и соборность. И несмотря на то, что первоначально сторонники восстановления Патриаршестване имели перевеса, впоследствиисоборяне узрели в Патриархе духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуруи решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти, пытавшейся путем инспирирования расколов и организации провокаций разрушить церковный организм. Само каноническое Православие стараниями гонителейпромыслительностало именоваться «Патриаршей» Церковью.

В XXI веке, так же как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение определенных преданием институций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви и «содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» по слову преподобного Викентия Леринского.

Мы исповедуем веру в Святую Церковь.Церковь есть «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1) посреди мира, лежащего во зле (ср. 1 Ин. 5, 19). Главное призвание Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5, 13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7, 38-39). Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире.

При этом мы видим, что Церквинепрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего,чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам. Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору илимедиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями.

Слова Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16, 15), — это призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды. Служение Церкви в мире — это,образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто.Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей,а не путем, к примеру,политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение. Только там возможно подлинное христианское общественное служение, где ревностно исповедуется особая идентичность христианина и собрания христиан, где с благоговением соблюдается Божий дар святости, где теплится христианская жизнь, в центре которой — евхаристическая молитва как переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, горѐ со Отцемседяща и зде нам невидимо спребывающа.

Мир людей тоскует о единстве и всегда ищет единства.Формы организации человеческого общежития на протяжении истории многократно изменялись, проходя самые различные стадии, начиная от примитивного общественного уклада древности, заканчивая многоцветьем национальных государств и многонациональных империй. Сегодня и эти привычные для нас способы организации общества изнемогают от бушующих повсеместно кризисов. Границы между людьми пролегают там, где ранее их никто не ожидал и не мог даже заподозрить, в то время как прежние границы между народами и государствами делаются прозрачными. Актуализируются центры силы, во главе которых стоят малоизвестные и никем не избранные люди, а могущество некоторых корпораций уже сегодня превосходит власть и возможности отдельных государств.

Единство же, являемое Церковью, пролегает поверх преходящих барьеров и разделений. Это единство вечное и вневременное, нетленное, всегда актуальное и никогда не устаревающее — единство, о котором сам Богочеловек Христос Иисус молился Своему Небесному Отцу.В свете этого в публичном служении архиерея на второй план с неизбежностью отступает все то, что может стать для тех или иных препятствием на пути к вере в Единую Церковь, а именно: личные интересы епископа, его частные мнения и предпочтения.

Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Епископское служение — это зримое средство осуществления церковного единства.Только единая община с епископом во главе, а не разделенные и обособленные группы, есть подлинная Церковь. Будем с особым трепетом и ответственностью нести возложенное на нас Богом служение, своими делами и жизнью являя веру в Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

* * *

Обратимся теперь к традиционному для Патриаршего доклада разделу о деятельности Патриарха и ко статистике за период после Собора 2016 года, на котором я представлял аналогичное сообщение о периоде с 2013 года по 2016 год.

Наши рекомендации