Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Доклад

Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви

Ноября 2017 года

Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства!

Мы собрались в соответствии с Уставом по истечении четырех лет после очередного Собора, состоявшегося в 2013 году.Прошлогодний Собор носил экстраординарный характер и был преимущественно посвящен обсуждению ожидавшегося тогда Собора на Крите. Сегодня и в ближайшие дни нам предстоит обсудить, как развивалась внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви в период с 2013 года, и обдумать перспективы.

В этом году мы вспоминаем начало,ровно век тому назад, гоненийна Русскую Православную Церковь, которая в ХХ веке явила всему миру сонм мучеников и исповедников, чья кровь, по определению древнего апологета Тертуллиана, является «семенем христианства». Главное сокровище и наследие, переданное нам новомучениками и исповедниками Церкви Русской, — это их любовь ко Христу и к ближним, ради которых они положили свою душу(ср. Ин. 15, 13). Мы живем сегодня в совсем другихусловиях, намного более благоприятных. Но мы призваны следовать примеру новомучеников в их деятельной любви к Богу и людям. Наша любовь к самим новомученикам должна выражаться в сохранении живого свидетельства об их подвиге. Попрошу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, который многие годы трудился во главе комиссиипо канонизациисвятых, а сейчас возглавляет Церковно-общественный совет по увековечению подвига новомучеников и исповедников, выступить во время заседаний с сообщением о том, что предпринимается для сохранения их памяти.

Столетие начала гонений неразрывно связано с печальным юбилеем революций 1917 года и начала гражданской войны. Эта тема неоднократно обсуждалась на протяжении всего прошедшего года.Главный урок трагических испытаний ХХ века пророчески предвосхитил святитель Московский Тихон в проповеди на гражданское новолетие 1918 года: «Минувший год был годом строительства Российской Державы. Но увы! Не напоминает ли он нам печальный опыт Вавилонского строительства? <…> Воззри, Господи, как мы унижены, и есть ли болезнь, как наша, какая постигла нас.<…> И вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское Государство. <…> Успеха не будет никакого до тех пор, пока не вспомним о Боге, без Которого ничего доброго не может быть сделано (Ин. 15, 5), пока не обратимся к Нему всем сердцем и всем помышлением своим (Мф. 22, 37)»[1].Мы,члены Церкви, призваны свидетельствовать о том, что бессмысленно строить жизнь человека и общества без Бога. Противостоять подобным умонастроениям мы сможем только в том случае, если будем хранить в своих сердцах живую и искреннюю веру — веру, которая действует любовью (ср. Гал. 5, 6). Такая вера будетнашим постоянным исповеданием Христа Спасителя и основанием наших повседневных дел, выходящих за пределы исполнения обрядовых обычаев.

Заседания Архиерейского Собора приурочены к 100-летию Патриаршей интронизации святителя Московского Тихона. Этому памятному событию будет посвящено особое соборное заседание при участии глав и представителей Поместных Православных Церквей.Избрание святителя Тихона на Московский Патриарший престол состоялось на Священном Соборе Православной Российской Церкви, как он сам себя именовал, или, по более привычному для нас названию, на Поместном Соборе 1917-1918 годов.В праздник Успения Божией Матери мы вспоминали столетие открытия этого Собора, которыйстал по-настоящему экстраординарным явлением в истории Церкви.Деятельность Поместного Собора охватывала едва ли не все стороны церковной жизни. Конечно, некоторые определения Собора или проекты постановлений, не рассмотренные им по недостатку времени, уже потеряли свою актуальность, а иные — устарели уже в процессе работы Собора. Но многие его решения и проекты сохраняют свою значимость доныне.Невозможно ожидать, что спустя сто лет мы найдем в документах Собора готовые ответы на все нынешние вопросы церковной жизни. Но нам, наследникам «Тихоновской» Церкви, следует прислушиваться к голосу русских богословов, архиереев и пастырей предреволюционной эпохи, которые оставили нам в наследие свои раздумья о земных путях Церкви. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить всех исследователей, которые трудились и трудятся над изданием актов Поместного Собора, а также над их изучением. Надеюсь, что громадный труд по публикации архива Собора будет в обозримом времени доведен до завершения.Убежден, что эти материалыпослужат пищей для размышлений не одному поколению как теоретиков — ученых и студентов, так и практиков — архиереев, клириков и иных церковных тружеников.

Среди важных замыслов Поместного Собора, которые удалось воплотить в недавнее время, можно назвать значительное увеличение численности епископата. В связи с этим предлагаюпоразмыслить осути епископского служения.

В этом году исполнилось 1950 лет со дня мученической кончины святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это повод еще раз осмыслить нашу веру в Апостольскую Церковь и вспомнить о том, что одно из важных проявлений апостольского служения – это свидетельство Истины, проповедь Евангелия. Как апостолы преподавали учение Христово, так и их преемники — епископы — должны быть хранителями и проповедниками той же Истины. Мы призваны нести людям Евангелие — Благую весть о том, что Бог призывает человека к общению с Собой, что именно ради этогоОн послал в мир Своего Единородного Сына (ср. Гал. 4, 4).

Никогда епископы не были в Русской Церкви так многочисленны, как сегодня.Это открывает в нашей церковной жизни невиданную прежде возможность для сближения епископа с духовенством и народом. Епископ, как служащий клиру и народу Божию, как образ пастыря, который ведет паству за собой, – это тот, кто близок, достижим, кто находится не только в священном пространстве алтаря или в недоступной тиши кабинета, но кого можно увидеть, к кому можно лично обратиться, кто открыт для общенияи кто не теоретически, а практически подает пример духовенству и мирянам своей жизнью во Христе, точно так же, как это делали апостолы.

Епископ как преемник апостолов — это также совершитель богослужения, возглавляющий молитву церковной общины за Божественной Евхаристией. Через совершение литургии мы призваны свидетельствовать, что нет и до Второго Пришествия Христова не будет ничего актуальнееГосподней заповеди совершать таинственное воспоминание Его смерти и Воскресения. И нет ничего более открывающего для нас блаженную вечность, чем Божественная Трапеза Святой Евхаристии.Нам также следует прилагать усилия, чтобы участие народа в богослужении было в полной мере осмысленным, чтобы никто не воспринимал службу Божию как устаревшую, хотя бы даже и величественную, традицию или, еще хуже, как некую тягостную повинность, оставленную нам двухтысячелетней историей.

Епископское служение неразрывно связано с православным пониманием соборности — кафоличности Церкви.Словом«соборность» переведено на славянский язык греческое слово «кафолики», указывающее навселенский характер Церкви, на ее целостность во времени и пространстве. Это свидетельствует о том, что соборность, проявляющаяся в историческом бытии Церкви, в том числе, во внешних, безусловно необходимых, институциях коллегиальности, не сводится к ним.В деяниях уже упомянутого Поместного Собора 1917-1918 годовтак же, как и на Соборах Древней Церкви, проявилась сила Духа Святаго, действующая в человеческой немощи. Собор начался в катастрофическую эпоху слома исторической Российской государственности. В самой Церкви под влиянием атмосферы времени резко обострилисьразногласия между белым духовенством и черным духовенством, между городскими протоиереями и сельскими священниками, между либералами и консерваторами, между монархистами, оплакивавшими прошлое, и теми, кто радостно приветствовалфевральские события. Все эти тенденции были представлены на Соборе.Сила Духа Святаго обратила человеческое разнонаправленное, весьма неоднородное собрание в подлинный Собор, о главных решениях его члены могли сказать: «ИзволисяСвятому Духу и нам» (Деян. 15, 28). В частности, ко времени открытия Поместного Собора одним из главных предметов споров представителей различных течений было то, как должны сочетаться иерархический принцип и соборность. И несмотря на то, что первоначально сторонники восстановления Патриаршестване имели перевеса, впоследствиисоборяне узрели в Патриархе духовную, литургически и символически объединяющую всех фигуруи решение об избрании Патриарха было с энтузиазмом воспринято полнотой Русской Церкви. Не случайно именно святитель Тихон стал центром притяжения всех здоровых церковных сил в эпоху гонений на веру со стороны богоборческой власти, пытавшейся путем инспирирования расколов и организации провокаций разрушить церковный организм. Само каноническое Православие стараниями гонителейпромыслительностало именоваться «Патриаршей» Церковью.

В XXI веке, так же как и во все века, служение епископов, чтобы быть подлинно соборным, должно сочетать хранение определенных преданием институций с неусыпным вниманием к соборному голосу Церкви и «содержать то, чему верили повсюду, всегда, все» по слову преподобного Викентия Леринского.

Мы исповедуем веру в Святую Церковь.Церковь есть «Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1) посреди мира, лежащего во зле (ср. 1 Ин. 5, 19). Главное призвание Церкви — осолять этот мир (ср. Мф. 5, 13), приводить людей к единству с Господом, напоять их живительной водой Духа Святого (ср. Ин. 7, 38-39). Господня Церковь жива святостью Ее Божественного Основателя, избравшего немощных и несовершенных людей для осуществления Своего зримого присутствия в мире.

При этом мы видим, что Церквинепрестанно пытаются навязать жизнь по правилам мира сего,чтобы сделать земной институт Церкви равным себе противником и расправляться с ним на своем поле. Горько видеть, когда отдельные служители Церкви способствуют этому, безрассудно обращая то священное, к хранению которого их призвал Господь, на служение сиюминутным, суетным и в конечном счете тленным вещам. Это, в том числе, происходит тогда, когда в священнике совершитель Таинств и проповедник слова Божия уступает администратору илимедиаперсоне, претендующей на популярность модератора общественных процессов. В таком клирике блекнет образ священнослужителя как живой иконы Христа, как свидетеля иной жизни, устроенной по иным, отличным от обычного мира законам. На примере такого священника люди могут, в конечном итоге, перестать видеть сакральный характер Церкви, поставив ее в один ряд с общественными организациями.

Слова Спасителя: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие» (Мк. 16, 15), — это призыв к миссионерской открытости Церкви. Но эти слова не означают призыва к самой Церкви слиться с миром вплоть до усвоения его неправды. Служение Церкви в мире — это,образно говоря, служение закваски, которая квасит всё тесто.Именно этим путем следовала Церковь с апостольских времен — путем нравственного и таинственного преобразования людей,а не путем, к примеру,политической силы. Наше служение подлинно тогда, когда оно возвещает преобразование мира силой Божией, значимость которой выше значимости всех наших действий. Когда Церковь молится о мире всего мира, она приносит эту молитву с доверием Небесному Отцу, с глубоким осознанием того, что только Бог может дать миру спасение. Только там возможно подлинное христианское общественное служение, где ревностно исповедуется особая идентичность христианина и собрания христиан, где с благоговением соблюдается Божий дар святости, где теплится христианская жизнь, в центре которой — евхаристическая молитва как переживание реального присутствия Господа Иисуса Христа, Спасителя мира, горѐ со Отцемседяща и зде нам невидимо спребывающа.

Мир людей тоскует о единстве и всегда ищет единства.Формы организации человеческого общежития на протяжении истории многократно изменялись, проходя самые различные стадии, начиная от примитивного общественного уклада древности, заканчивая многоцветьем национальных государств и многонациональных империй. Сегодня и эти привычные для нас способы организации общества изнемогают от бушующих повсеместно кризисов. Границы между людьми пролегают там, где ранее их никто не ожидал и не мог даже заподозрить, в то время как прежние границы между народами и государствами делаются прозрачными. Актуализируются центры силы, во главе которых стоят малоизвестные и никем не избранные люди, а могущество некоторых корпораций уже сегодня превосходит власть и возможности отдельных государств.

Единство же, являемое Церковью, пролегает поверх преходящих барьеров и разделений. Это единство вечное и вневременное, нетленное, всегда актуальное и никогда не устаревающее — единство, о котором сам Богочеловек Христос Иисус молился Своему Небесному Отцу.В свете этого в публичном служении архиерея на второй план с неизбежностью отступает все то, что может стать для тех или иных препятствием на пути к вере в Единую Церковь, а именно: личные интересы епископа, его частные мнения и предпочтения.

Ваше Блаженство, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Епископское служение — это зримое средство осуществления церковного единства.Только единая община с епископом во главе, а не разделенные и обособленные группы, есть подлинная Церковь. Будем с особым трепетом и ответственностью нести возложенное на нас Богом служение, своими делами и жизнью являя веру в Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

* * *

Обратимся теперь к традиционному для Патриаршего доклада разделу о деятельности Патриарха и ко статистике за период после Собора 2016 года, на котором я представлял аналогичное сообщение о периоде с 2013 года по 2016 год.

Общецерковная статистика

За последние два годая совершил 51 визит в епархии Русской Православной Церкви, посетив 43 епархии[2], в том числе епархии в Киргизии и Узбекистане. Всего за почти девять лет со времени моего избрания на Московский Патриарший престол состоялась 221 моя поездка в 116 епархий.

В межсоборный периодимели местовизиты за пределы канонической территории Русской Православной Церкви: наКубу, в Парагвай, Чили, Бразилию, Грецию — на Святую гору Афон, в Великобританию, Францию, Швейцарию, Румынию. Во время визита в страны Южной Америки я посетил Антарктиду[3]. Позднее я подробнее скажу о встрече с Папой Римским Франциском, которая состоялась в ходе посещения Гаваны.

Русскую Православную Церковь посетили 10 глав Поместных Православных Церквей[4]. В ближайшие дни мы вновь будем иметь радость общения с главами и делегациями автокефальных Церквей, прибывающими на торжества по случаю столетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

В отчетный периодя многократно встречался с руководителями стран канонической ответственности Московского Патриархата[5], других государств[6]. Кроме того, я принимал участие в ряде крупных общецерковных и международных форумах[7].

Священный Синод, собиравшийся в рассматриваемый период 12 раз[8], и Высший Церковный Совет, который провел 14 заседаний[9], продолжили свою законодательную и распорядительную работу. Её итоги нам предстоит рассмотреть на нынешнем Соборе. Полный перечень из 35документов, принятых в 2016-2017 годах, приведен в приложении к моему докладу[10].

В межсоборный период также прошел Пленум Межсоборного Присутствия, а также состоялось несколько заседаний его Президиума[11]. Пленумом были одобрены два документа, которые нам предстоит рассмотреть. Это Положение о монастырях и монашестве Русской Православной Церкви и документ «О канонических аспектах церковного брака». Президиум изменил состав комиссий Межсоборного Присутствия, объединив некоторые из них, и обновил их повестку дня.

С февраля 2016 года по сегодняшний день была совершена31 архиерейская хиротония[12].Епископат Русской Православной Церкви состоит из 377 архиереев, что на 23архиереев больше, чем по состоянию на 1 февраля 2016 года и на 177больше, чем на начало 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 293, то есть на 11больше чем в начале 2016 года и на 144больше чем в 2009 году.

За истекшее с Архиерейского Собора 2016 года время скончались наши собратья-архиереи: находившиеся на покое архиепископ Гавриил (Стеблюченко, †20.05.2016г.), митрополит Феодосий (Процюк, †28.05.2016г.), архиепископ Мелхиседек (Лебедев, †08.06.2016г.), архиепископ Амвросий (Щуров, †08.11.2016г.), митрополит Нифонт (Солодуха, †22.03.2017г.), архиепископ Николай (Грох, †17.06.2017г.). Скончались пребывавшие на кафедрах до своих последних дней архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский, †11.09.2017г.) и митрополит Нежинский и Прилукский Ириней(Семко, †23.09.2017г.). Пропоем почившим «Вечную память».

Русская Православная Церковь объединяет 303епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году[13] и на 144больше, чем в 2009 году. Епархий больше, чем правящих архиереев, поскольку некоторые епархии в Дальнем зарубежье находятся в управлении архиереев других епархий или викариев Московской епархии, к примеру Венская или Гаагская.

Созданы 3митрополии: их число достигло 60[14].

Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.Работа по совершенствованию статистики, которая ранее велась в российских епархиях, частично охватила и другие страны канонической территории, а также заграничные епархии и приходы. В частности, были скорректированы данные некоторых епархий, которые ранее при подсчетах не различали штатных и заштатных клириков. Эта скрупулезнаяработа продолжается. На нынешнем ее этапе мы располагаем следующими сведениями: штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414клириков, включая 34 774штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатноедуховенствоприросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.Если же говорить о суммарномчисле штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.

В Русской Православной Церкви36 878храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия.Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340храмов.

В нашей Церкви 462мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.Практически при каждой общине Московского Патриархата в дальнем зарубежье имеются воскресные школы, катехизические курсы, проводятся мероприятия, содействующие сохранению родного языка и культуры, а также воспитанию подрастающего поколения.Из важных событий для приходов зарубежья хотел бы отметить освящения в2016 году нового кафедрального собора Корсунской епархии в Париже и обновленного после капитальной реставрации собора в Лондоне.

В этом году мы вспоминали десятилетие подписанияАкта о каноническом общениив праздник Вознесения Господня 2007 года. Это событиеподарило нам радость единства верных чад единой Русской Православной Церкви. С теплотой вспоминаю совместную молитву с епископатомРусской Зарубежной Церкви на Вознесение нынешнего года. Едиными устами и единым сердцем принося Богу Бескровную Жертву, мы вместе благодарили Его за драгоценный дар единства, обретенный десять лет тому назад. За истекшие годы архиереи, клирики и миряне, ранее разделенные в результате исторических обстоятельств прошлого, смогли лучше узнать друг друга. Этому способствовало множество совместных проектов, в частности в молодежной среде. Вместе с тем, считаю важным, чтобы были предприняты усилия для осуществления или нового осмысления предложений, которыебыли выдвинуты в дни подписания Акта о каноническом общении и во время подготовительных работ к этому историческому событию и которые имели целью упорядочение канонического положения епархий и приходов русского зарубежья.

* * *

Перейдем к обзору жизни и деятельности Русской Православной Церкви с 2013 года и до ныне. Нам предстоит оценить, как реализовывались решения Архиерейских Соборов2013 года и 2016 года. Мы также должны обсудить, какой наказ дать епархиям и центральным церковным учреждениям на следующий межсоборный период. В качестве ключевых направлений я бы хотел предложить работу с молодежью и образование духовенства, но перед этим подведу краткий итог той большой работе, которая в последние годы привела к развитию церковной благотворительности и социальной деятельности.

Миссия среди молодежи

Христово Евангелие универсально. При этом апостол Павел в своей проповеди, в своих речах и посланиях по-разному обращается к различной аудитории, стремясь для всех сделаться всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (ср. 1 Кор. 9,22). Наставляя молодого епископа Тимофея, апостол, в частности, поясняет ему, что к каждому возрасту следует находить свой подход: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою» (1 Тим. 5, 1-2). Какой же подход мы сегодня найдем к сердцам молодых людей?

К тем, кого принято называть молодым поколением, относятся люди,принадлежащие к разным социальным слоям,с разными интересами, многие из них – представители тех или иных субкультур.Их взгляды, а также и полученное воспитание могут быть весьма различны. К молодежи относятся студенты высших учебных заведений и учащиеся средних специальных учебных заведений, начинающие ученые и молодые рабочие на предприятиях, молодые пары и те, кто еще не определился в семейной жизни. У разных групп свои авторитеты и ориентиры, поэтому методы миссиисреди молодежиедва ли возможноунифицировать. Она требует особо тщательного осмысления.

За прошедшие годы сделано немало. Во многих епархиях организованы епархиальные молодежные советы, проводятся многочисленные молодежные мероприятия. Получило развитие молодежное добровольчество, о котором я подробно говорил в своем прошлогоднем соборном докладе. Было бы важно услышать от вас примеры положительного опыта работы с молодежью или, наоборот, замечания, которые позволят скорректировать возможные недоработки.

Сравниваяс тем, что мы видели еще несколько лет назад, можно сказать о серьезных положительных сдвигах в общецерковной, епархиальной и приходской работе с молодежью. Носледует трезво оценивать ситуацию. Результат проведенной работы — это, пока что,малая часть того, что нужно совершить. Наше слово достигает в первую очередь тех, кто сами приходят в храмы. Для множества юношей и девушек Церковь остается чем-то незнакомым, лежащим вне пределов их жизни и опыта.

Между тем молодежь неравнодушна, ищет правду, стремится постичь истину. При этомюным умам свойствен протест, порождаемый стремлением самостоятельно осмыслить свое бытие, оценить то, что ранее принимали на веру, когда слышали от старших. Поэтому-то апостол и пишет епископу Тимофею, чтобы он младших увещевал как братьев, а не свысока. Церковныемолодежные организации, молодежные акции не должны превращаться в нечто шаблонное, официозное, морализаторское и скучное. Убедительная проповедь, особенно когда она обращена к молодежи, должна подкрепляться делом, показывать вечную новизну благовестия Христова, демонстрировать, что именно в следовании Христу — истинный протест, уход от трафаретного поведения, навязанногосекулярным миром. Для молодежи, более чем для какой-либо другой возрастной группы, важна идея о том, что христианство — религия свободы, а не религия запретов, кроме запрета греха, и что те или иные предлагаемые христианину самоограничения нужны лишь потому, что помогают нам обрести полноту жизни и осознать, что есть подлинная любовь, которая не пресекается окончанием физической жизни, но переходит в вечность.

Заботясь о молодежи, мы должны помнить, в том числе,о тех, кто с детства в Церкви. Многие молодые люди выросли в семьях родителей, активно приобщавшихся к церковной жизни, и с раннего возраста испытали аскетическую практику строгих постов и длительных богослужений, молитвенных и паломнических подвигов. Сталилидети церковных родителей православной молодежью? Помогали ли приходытаким детям и подросткам найти свое место в Церкви? Человеку, религиозный выбор за которого сделали родители, рано или поздно придется повзрослеть.Перед ним встанет необходимость принятия самостоятельного мировоззренческого решения. И нам надо подобрать правильные слова для обращения к таким юношам и девушкам.

В связи с миссией среди молодежи особенным образом возникает перед нами вопрос о границах открытости Церкви. Каким образом, приглашая молодежь к диалогу, используя ее язык, неутратить церковную самобытность и не поддаться соблазну слепого подражательства модным привычкам? Часто говорят, что храмы должны стать домом для молодых людей, что приприходахследует обустраивать помещения, в которых они проводили бы свой досуг.Все это, действительно, уместно. Молодежь подвижна и активна, ей интересны спортивные и интеллектуальные игры, флешмобы и квесты, ее сплачивают испытания сил и воли. Но, организуя подобную деятельность, важно помнить, что не это является главным в нашем служении. Храм станет домом для человека тогда, когдаэтот человек сроднится с жителями этого дома. В чем сроднится? В вере и любви к Богу. Церковь – это не штаб по организации культурно-массовых мероприятий. Эти мероприятия могут, а в приходах с большим числом молодежи — даже должны быть частью приходской жизни. Но вцентрежизни христианина любого возраста, молодого или пожилогонепременно должны бытьЕвхаристия и следование Евангельскому слову.Все инициативы, какими бы полезными и важными они не казались, окажутся действительно ценнымив том случае, если, в конечном итоге, будут способствовать устремлению человеческого сердцак Богу.

Считаю необходимым сказать несколько слов о практической работе Синодального отдела по делам молодежи. Архиерейский Собор 2013 года определил в качестве одной изприоритетных задач поддержку и развитие молодежных инициатив на общецерковном и епархиальном уровнях[15]. С этой целью в 2015-2016 годах был проведен Общецерковный конкурс молодежных проектов, в котором приняли участие 180 епархий, а на финальную стадию вышли 104 проекта, из которых были отобраны 5 победителей.Этот конкурс, без сомнения, принес некоторую пользу, поскольку позволил выявить перспективные идеи в епархиях и представить их на общецерковном уровне для дальнейшего распространения. Однако главным средством развития православной молодежной инициативы являются не подобные одноразовые, хотя бы и масштабные мероприятия, но каждодневное вовлечение активных молодых людей в церковную жизнь. Для этого, в том числе, нужны подготовленные православные специалисты — помощники благочинных, а в крупных городах — и настоятелей. К теме развития института таких помощников я вернусь позже, когда речь пойдет о специалистах в различных сферах церковной жизни.

В 2013 году Архиерейский Собор инициировал созданиемолодежных советов в митрополиях и в епархиях, не входящих в состав митрополий[16]. Задача советов в том, чтобы объединять все православные молодежные движения епархии или митрополии, а также выстраивать отношения со светскими молодежными движениями. По последним данным, которыми мы располагаем в отношении российских епархий, молодежные советы были учреждены в 125 из них. Это больше, чем предлагал Собор 2013 года, поскольку в его Постановлениях речь шла только об областных центрах. Синодальный отдел по делам молодежи считает, что «необходимо добиться 100-процентного создания советов во всех епархиях»[17].Полагаю, что в митрополиях и в тех епархиях, где молодежи много и молодежная работа требует усиленной координации, молодежные советы действительно оправдывают свое существование, если только не воспринимаются как самоцель, как очередная формальная надстройка или, Боже упаси, как место реализации амбиций отдельных личных. Нужны ли подобные органыв епархиях, охватывающих такие районы, которые молодежь покидает в пользу региональных центров? Хотел бы услышать по этому поводу ваши мнения, дорогие собратья-архипастыри. Также приглашаю вас поделиться опытом работы молодежных советов. Возможно, в некоторых епархиях молодежные советы были созданы, но бездействуют по объективным причинам. Рассказ о таких примерах помог бы нам принять правильные решения. Было бы интересно услышать, в том числе, об опыте епархий, находящихся в разных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви.

В ходе подготовки к Собору Синодальный отдел по делам молодежи внес предложение, чтобы каждая епархия ежегодно организовывала епархиальный молодежный съезд. Такие съезды, по мнению Отдела, позволят организаторам молодежной работы и активистам молодежных объединений приобретать новые знания, обмениваться опытом, налаживать полезные контакты, объединять усилия в реализации проектов. Наиболее активные участники таких съездов могли бы раз в три-четыре года собираться на общецерковный молодежный съезд. Предлагаю членам Собора обсудить, в какой мере и каким образом можно реализовать этот замысел, а председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Люберецкого Серафима попрошу более подробно изложить свое предложение.

Епархиальные молодежные советы и съезды — это инструменты работы с той молодежью, которая уже вовлечена в церковную жизнь. Нам необходимо также обсудить и осмыслить, как говорить о Боге и об опыте Церкви с теми молодыми людьми, которые пока находятся вдали от нее.

Наконец, рассуждая о практических методах работы, следует осознавать, что, какие бы ни использовалисьинструменты, будь то съезды, летние лагеря или походы, первостепенной является живая пастырская забота о молодежи. Не каждому священнику дан от Бога талантобщения с молодыми людьми. Но, наверное, в каждой епархии найдутся один или несколько пастырей, которые сумеют стать для юношей и девушек открытыми собеседниками, будут способны искренне участвовать в их экскурсиях, в посещениях кино или в неформальных встречах, не забывая при этом, что главное — не досуговое времяпрепровождение, а проповедь Христа словом и, более всего, примером.

Духовное образование

На протяжении многих лет приоритетнойтемой в работе органов высшей церковной власти и епархий остается реорганизация системы духовного образования.Новый импульс ее переустройству был дан в 2011 году, когда Архиерейский Собор одобрил новые принципы подготовки учащихся семинарий и академий в рамках бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. В марте того же года Священный Синод утвердил базовые документы, отражающие эти принципы. Затем в течение нескольких лет формировался комплекс необходимых учебных планов, стандартов и тому подобных документов. Этой работе сопутствовала корректировка первоначальных замыслов, опирающаяся на фактический опыт. В 2013 году Архиерейский Собор предписал «ускорить реализацию» упомянутых решений[18].

С сентября 2015 года духовные учебные заведения на территории России приступили к переходу на единый учебный план подготовки бакалавров. В 2017/2018 учебном году по новым учебным программам обучались 4176 студентов, то есть 74% от общего числа студентов бакалавриата российских семинарий. Завершение переходного этапа планируется к следующему 2018/2019 учебном году. Кроме того, продолжает развиваться обучение по двухгодичным магистерским программам, о которых я подробно сообщал на прошлогоднем Соборе. После завершения перехода на единуюбакалаврскую программу необходимо будет провести аналогичную работу по определению общего знаменателя магистерских программ с сохранением научной специфики того или иного профиля в конкретном высшем учебном заведении. На 1 сентября текущего учебного года в 10 учебных заведениях были открыты магистратуры, предлагающих в общей сложности 25 профилей обучения. Таким образом постепенно складывается система комплексной подготовки квалифицированных специалистов различных направлений.

Кроме того, в этом году Священный Синод утвердилучебный план и церковный стандарт подготовки регентов[19]. После апробации этих документов в ряде семинарий, их опыт будет распространен повсеместно.

В разных странах нашей канонической ответственностидействуют в общей сложности 56 духовных академий и семинарий. В этих учебных заведениях, а также в действующих при них регентских и иконописных отделениях по очной и заочной форме обучаются почти четырнадцать тысяч студентов.Несмотря на различия в государственных законах важно поддерживать единство образовательного пространства во всей Русской Православной Церкви, в том числе через единообразие учебных программ. В начале сентября Учебный комитет провел при участии представителей духовных учебных заведений России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии и Узбекистана вебинар «Предпосылки формирования единого образовательного пространства для духовных учебных заведений на территории стран канонической ответственности Русской Православной Церкви».Этот первый опыт должен получить дальнейшее развитие.

Учебный комитет принял меры для практического применения утвержденного в 2011 году «Положения об итоговых и научно-квалификационных работах (диссертациях) в системе духовного образования Русской Православной Церкви». В духовных учебных заведениях, в зависимости от уровня реализуемых образовательных программ, стали защищаться бакалаврские работы и магистерские диссертации. Как я сообщал на прошлогоднем Соборе, действует система дистанционного наблюдения за такими защитами. Кандидатские диссертации защищались в тех учебных заведениях, где имеется аспирантура и функционируют кандидатские диссертационные советы. На сегодняшний день таковые имеются только в духовных академиях, а также при Общецерковной аспирантуре.Докторские диссертации защищаются в Общецерковном докторском диссертационном совете, обновленный состав которого был мною утвержден в мае 2016 года[20].

Документы 2011 года предусматривали переход духовных учебных заведений на штатно-окладную систему. Поскольку приоритетной задачей в прошлые годы являлось внедрение во все семинарии единого учебного плана бакалавриата, активные действия по переходу на штатно-окладную систему были предприняты преимущественно в духовных академиях. Учебному комитету предстоит постепеннораспространить их опытна другие духовные учебные заведения.

Архиерейский Собор 2013 года,констатировав «значительное различие образовательного потенциала семинарий», поручил Учебному комитету «представить на рассмотрение Священного Синода реалистичные предложения по оптимизации деятельности духовных школ».[21]С этой целью на протяжении четырех лет Учебный комитет регулярно проводил выездные инспекционные проверки семинарий, изучал предоставляемые ими статистические отчеты. В 2015 и 2016 годах были составлены рейтинги семинарий, основанные на анализе степени соответствия духовных учебных заведенийнаиболее важнымпредъявляемым им требованиям. Эта работа позволила постепенно преодолевать слабые места в семинариях. В нескольких семинариях среди прочих предпринятых мерСвященный Синодналожил мораторий на принятиеучащихся на заочный сектор обучения. Такое решение позволит епархиальному начальству и руководству этих семинарий сосредоточиться на увеличении числа учащихся по очной формеи на повышении их успеваемости. В течение 2-3 лет будет проведена оценка результатов предпринятых семинар

Наши рекомендации