Благодаре реме мы учим, как «власть имеющие»
Писание говорит об потрясающей силе учения Христа так: «... народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» (Мф. 7:28, 29). В чем были истоки удивительной власти Иисуса? Господь руководствовался не Своей божественной властью, а волей Отца Небесного: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Флп. 2:6 – 9).
Что касается источника власти слов Иисуса, об этом Писание говорит совершенно ясно: «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 14:10).
Слова, сказанные Иисусом, были для Него ремой, то есть Он услышал их непосредственно от Отца, постоянно прибывая в Его присутствии. Поскольку Иисус говорил не от Себя, а от Отца, пребывающего в Нем, Его учение обладало необычайной силой и властью. То же самое распространяется на нынешних христиан. Об этом свидетельствует мой личный опыт душепопечителя и преподавателя. Когда я беседую с людьми или провожу семинары, руководствуясь услышанным от Бога, мои слова обладают силой, способной изменить жизнь ближних к лучшему. В этом суть Божьего помазания и духовного очищения. Рема наполняет христианское учение Божьей властью.
Благодаря реме мы обретаем полноту желания сердца нашего
Живя в постоянном общении с Богом, слыша Его голос и повинуясь ему, мы получаем свыше ответ на свои нужды: «Если пребудете во Мне и слова Мои (рема) в вас будут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». (Ин. 15:7) То же самое говорит и Псалтырь: «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:3).
Внимательно читая Ин. 15:7, мы видим, что выполнение условия, поставленного в первой половине стиха, приводит к положительному результату. Таким образом, если мы находим величайшую радость в общении с Господом, Он непременно исполнит желания сердца нашего, поскольку будет находить в них радость для Себя. Благодаря звучащему в сердце христианина голосу Божьему, огонь Духа Святого очистит и освятит желания сердца человеческого, удалив из него все, что не угодно воле Божьей. И тогда сокровенные желания человека будут соответствовать воле Божьей.
Августин Блаженный призывал верующих: «Любите Бога и поступайте, как вам будет угодно!» Августин, естественно, не призывал их грешить и жить так, как они считают нужным. Он полагал, что, любя Бога, человек стремится творить Божью волю.
Рема укрепляет веру
Пожалуй, самое важное действие, которое рема оказывает на нас, – это укрепление веры. Внимательно прочтите стих, который многие христиане знают наизусь, тем не менее не до конца понимают его смысл: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17).
Вера – результат инициативы, проявленной Господом. Огонь веры зажигается в сердце христианина, когда он слышит живое слово из уст Христа. Многие из нас уже пережили в своей жизни чудесную силу слова. Обычно такое происходит в минуту трудных испытаний, сопряженных с мучительными сомнениями. С одной стороны от всего сердца хочется полностью довериться Господу, помня о Его обетованиях и верности. А с другой стороны в сознание закрадываются сомнения: «А исполнит ли Господь Свои обетования ради меня?»
Господь верен Своему слову и посылает свыше конкретный ответ, который приходит, когда мы читаем Писание, молимся, слушаем проповедь. И тогда мы осознаем, что в глубине души всегда верили в то, что Господь придет на помощь. Когда христианин понимает, что вера жива и действенна, она перестает быть для него разновидностью умственной деятельности и духовной дисциплиной и полностью воцаряется в сердце, побеждая недавние сомнения. Полное доверие к Богу порождает в сердце благословенный мир. Голос Божий, или рема, порождает веру.
Если разум терзают сомнения и вера слаба, прежде чем обратиться к логосу, нужно обратиться в молитве к Отцу Небесному, попросив Его послать слово в сердце. Благодаря голосу Божьему, вера необычайно оживает. Если в душе смятение и не знаешь, куда идти и что делать, необходимо услышать голос Божий. Чтобы вера была жива и действенна, необходимо следовать водительству голоса Божьего, свидетельствующего о пребывании Святого Духа в сердце.
Приложение В. Семьдесят случаев употребления слова рема в Новом Завете на греческом языке
Греческое слово «рема» было переведено как «слово» в следующих пятидесяти пяти стихах:
1. Мф. 4:4 «Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
2. Мф. 12:36 «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда».
3. Мф. 18:16 «Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово».
4. Мф. 26:75 «И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько».
5. Мф. 27:14 «И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился».
6. Мк. 9:32 «Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись».
7. Мк. 14:72 «Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать».
8. Лк. 1:37 «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово».
9. Лк. 1:38 «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел».
10. Лк. 2:19 «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем».
11. Лк. 2:29 «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром».
12. Лк. 2:50 «Но они не поняли сказанных Им слов».
13. Лк. 2:51 «И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем».
14. Лк. 4:4 «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим».
15. Лк. 5:5 «Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть».
16. Лк. 7:1 «Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум».
17. Лк. 9:45 «Но они не поняли слова сего, и оно было закрыто от них, так что они не постигли его, а спросить Его о сем слове боялись».
18. Лк. 18:34 «Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного».
19. Лк. 20:26 «И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали».
20. Лк. 24:8 «И вспомнили они слова Его».
21. Лк. 24:11 «И показались им слова их пустыми, и не поверили им».
22. Ин. 3:34 «Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою дает Бог Духа».
23. Ин. 5:47 «Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?»
24. Ин. 6:63 «Дух животворит; плоть не пользует ни мало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
25. Ин. 8:20 «Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его».
26. Ин. 8:47 «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога».
27. Ин. 10:21 «Другие говорили: это слова не бесноватого; может ли бес отверзать очи слепым?»
28. Ин. 12:47 «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир».
29. Ин. 12:48 «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
30. Ин. 14:10 «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.»
31. Ин. 15:7 «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
32. Ин. 17:8 «Ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня».
33. Деян. 2 :14 «Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим».
34. Деян. 5:20 «Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни».
35. Деян. 6:11 «Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога».
36. Деян. 6:13 «И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон».
37. Деян. 10:44 «Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово».
38. Деян. 11:14 «Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
39. Деян. 11:16 «Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: "Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым".
40. Деян. 16:38 «Городские служители пересказали эти слова воеводам, и те испугались, услышав, что это Римские граждане».
41. Деян. 26:25 «Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла».
42. Деян. 28:25 «Будучи же несогласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святый сказал отцам нашим чрез пророка Исаию..».
43. Рим. 10:8 «Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем».
44. Рим. 10:17 «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия».
45. Рим. 10:18 «Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их».
46. 2 кор. 12:4 «...что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
47. 2 кор. 13:1 «В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово».
48. Еф.5:26 «...чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова».
49. Еф. 6:17 «...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие».
50. Евр. 1:3 «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте...»
51. Евр. 11:3 «Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».
52. Евр. 12:19 «...не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово».
53. 1 Пет. 1:25 «Но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано».
54. 2 Пет. 3:2 «...чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими».
55. Отк. 17:17 «...потому что Бог положил им на сердце - исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии».
Слово «рема» было переведено как «рассказывать» в следующих стихах:
56. Лк. 1:65: «...и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской».
57. Лк. 2: 17: «...рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем».
Слово «рема» было переведено как «что» в данном стихе:
58. Лк. 2:15: «...пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь».
Слово «рема» было переведено как «сей» в данном стихе:
59. Деян. 5:32: «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему».
Слово «рема» было переведено как «злословить» в следующем стихе:
60. Мф. 5:11: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня».
Слово «рема» было переведено как «глагол» в следующих стихах:
61. Лк. 3:2 «...при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне»
62. Ин. 6:68 «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
63. Евр. 6:5 «...и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века»
Слово «рема» было переведено как «речь» в следующем стихе:
64. Деян. 10:22 «Они же сказали: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святаго Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих».
Слово «рема» было переведено как «проповеданное» в следующем стихе
65. Деян. 10:37 «Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном».
Слово «рема» было переведено как «то же» в следующем стихе:
66. Деян. 13:42 «При выходе их из Иудейской синагоги язычники просили их говорить о том же в следующую субботу».
Слово «рема» было переведено как «предсказанное» в следующем стихе:
67. Иуд. 17 «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа».
(Следует принять во внимание, что в некоторых стихах слово «рема» упоминается дважды.)
Приложение С. Осознание силы ремы, или сказанного Богом cлова
Разновидности ремы и примеры из Библии
Наиболее эффективная и живительная разновидность ремы состоит в донесении до слушателя сказанного Отцом Небесным слова, прозвучавшего в сердце Иисуса. Это значит, что рема Иисуса исходит от ремы Отца Небесного.
«... Слова (рема), которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Ин. 10:14).
«Ибо слова (рема), которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня». (Ин. 17:8)
(См. также Лк. 1:38, 5:5; Ин. 5:19, 20, 30; 8:26, 28, 38; 3:34; 6:63; Деян.10:13; 2 Кор.12:4; Еф. 6:17; Евр. 11:3; 12:19).
Вторая по эффективности разновидность ремы состоит в донесении до слушателя послания из Писания.
«Идите и, став в храме, говорите народу все сии слова (рема), жизни» (Деян. 5:20).
Третья разновидность ремы носит нейтральный характер, т.е. говорящий произносит какие-либо слова по собственной инициативе.
«... дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово (рема)» (Мф. 18:16).
Четвертая разновидность ремы носит разрушительный характер. Это значит, что говорящий произносит услышанные им в прошлом слова, исходившие из уст лукавого.
«Говорю же вам, что за всякое праздное слово (рема), какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).
Пятая разновидность ремы имеет самый разрушительный характер. В этом случае говорящий произносит звучащие в его сердце слова, посланные ему в данный момент лукавым.
«Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога» (Деян. 6:11).
«И язык – огонь ... будучи сам воспаляем от геенны» (Иак. 3:6).
Наша цель
Наша цель – приложить все усилия, чтобы донести до ближних слово жизни, услышанное нами от Отца Небесного в результате общения с Ним посредством Святого Духа, пребывающего в нас (Ин. 14:10, 16).
Приложение D. Слова, использованные в Новом Завете на греческом языке для описания Божьих откровений
В Новом Завете на греческом языке употреблялось много слов, описывающих духовную встречу с Богом посредством снов и видений. Это следующие слова:
Onar – наиболее распространенное слово, означающее «сон». Подразумевается откровение, полученное во сне, в противоположность видению, увиденному во время бодрствования (см. Мф. 1:20; 2:12, 13, 19, 22; 27:19).
Enupnion – сновидение. Это слово подчеркивает внешний источник происхождения сновидения и его неожиданный характер (см. Деян. 2:17; Иуд. 1:8).
Horama – видение. Данное слово использовалось для обозначения как видений, увиденных во сне, так и в состоянии бодрствования. (см. Мф. 17:9; Деян. 7:31; 9:10, 12; 10:3, 17, 19; 11:5; 12:9; 16:9, 10; 18:9).
Opasis. Данное слово использовалось для обозначения глаза как органа зрения, любой разновидности явлений, а также необычайного зрелища. В Писании мы находим два стиха, где это слово используется для обозначения сверхъестественного видения. Речь идет о Деян. 2:17 и Отк. 9:17. В древнегреческом языке практически не существовало разницы, выражающей восприятие человеком естественных и сверхъестественных явлений. И те, и другие видения воспринимались людьми самым естественным образом.
Optasia. В переводе с греческого буквально означает «раскрываться», «саморазоблачаться». Это слово было переведено как «видение» в Лк. 1:22; Деян. 26:19; 2 кор. 12:1; как «явление» в Лк. 24:23.
Ekstasis. В переводе с греческого буквально означает «вне спокойствия». Именно от этого слова произошло слово «экстаз», передающее такие эмоциональные состояния, как исступление, крайнюю степень восторга, изумление и даже панический страх. Данное слово использовалось для выражения эмоционального состояния человека, пережитого как во сне, так и наяву. Вполне относятся к экстатическим состояниям видения, появляющиеся во время перехода от бодрствования ко сну и, наоборот, от сна к бодрствованию.
Это слово было по-разному переведено в зависимости от контекста: «изумление» (Мк. 5:42); «ужас» (Лк. 5:26; Мк. 16:8; Деян. 3:10); «исступление» (Деян. 10:10; 11:5; 22:17).
Ginomai en pneumatic. Данное словосочетание переводится как «быть в духе» (Отк. 1:10) и выражает духовное состояние, благодаря которому человек способен видеть видения и слышать, как к нему обращается Дух Святой. Похожие по смыслу фразы мы находим в Мф. 4:1; Мк. 1:12; Лк. 1:41; 4:1.
Ephistemi, paristemi. Данные слова обозначают сверхъестественное вторжение духовных сил и переводятся как «явиться», «стать пред кем-либо», «предстать». (См. Деян. 23:11; 27:23; Лк. 1:11; Деян. 10:30; 16:9).
Angelos. Это слово переводится как «ангел» и подразумевает физическое присутствие Божьего посланника, вестника.
Daimon, daimonion, diabolos. Эти слова переводятся как демон, дьявол, сатана и подразумевают духовное (нефизическое) вторжение бесплотного существа, злого духа.
Встречи на духовном уровне происходят как с ангелами, так и с демонами. Это случается посредством снов и видений (см. Деян. 10:3; Иуд. 1:6, 8).
О подобных встречах также свидетельствуют многие стихи Откровения.
Blepo и eido. Значение этих слов – «видеть», «воспринимать». Они выражают способность человека видеть не только на физическом, но и на духовном уровне. (см. Отк. 1:2, 11; Мк. 9:9; Лк. 9:36.
Именно из-за двойного значения этих слов, подразумевающих способность видеть как физическую, так и духовную реальность, ранняя церковь полагала, что откровения через видения можно получить так же легко, как увидеть физическое явление. А посему увиденное очами сердца заслуживало такого же доверия, как увиденное физическими глазами.
Apokalupsis. Это слово, переведенное в Новом Завете как «откровение», буквально означает «раскрытие, божественное явление, или откровение». (см. Рим. 14:24; 1 кор. 14:6, 26; 2 кор. 12:1, 7; Гал. 2:2).
Эти примеры говорят о том, что христиане ранней церкви обладали обширным словарным запасом для выражения пережитых ими божественных откровений, благодаря чему они точно передавали собеседнику, какая именно духовная встреча имела место.
Возможно, скудость словарного запаса, позволяющая нынешним христианам подобрать не больше одного-двух подходящих слов для описания увиденного очами сердца, свидетельствует о скудости духовного общения в странах запада.
Хотелось бы пожелать всем нам восстановить в своем словарном запасе множество ценных слов, выражающих радость разнообразных духовных переживаний!
Приложение Е. Как Бог употребляет видения и мысленные образы*
Марк Вёрклер
(* Данный материал был первоначально опубликован в работе «Обольщение?? Отклик, основанный на Библии. Авторы: Томас Райд и Марк Вёрклер»(Seduction?? A Biblical Response by Thomas Reid& Mark Virkler).
Самый лучший способ узнать о том, что говорит Господь на определенную тему, – найти в Писании (от Бытия до Откровения) все стихи, где освещается данная тема, внимательно проанализировать их несколько раз, попросив откровения у Господа. Затем следует записать полученное свыше откровение.
При помощи компьютерной программы «CompuBIBLE» мы нашли библейские стихи, в которых упоминались такие слова, как сон, видение, прозорливец (провидец, пророк), смотреть (видеть), глаза (очи), а также сопровождающие их пояснительные стихи. Данные стихи приводятся на последующих страницах книги.
Внимательно изучите эти стихи, попросите Господа, чтобы Он «дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф. 1:17) и показал, как Он желает употребить в вашей жизни дар откровения посредством снов и видений.
Ниже приводятся вопросы для размышления:
1. Как Господу угодно употребить в жизни христианина дар откровения посредством снов и видений?
a. Говорит ли Господь посредством снов и видений?
b. Божье откровение посредством снов и видений – это привычное явление в жизни христианина или редкое?
c. Использует ли лукавый сны и видения в своих кознях?
d. Как проверить истинность снов и видений?
e. Каким образом христианин способствует движению в сердце Божьего потока откровения?
2. Употребляет ли Господь мысленные образы в качестве составной части духовного общения с христианином?
a. Если да, то, как правильно использовать мысленные образы в духовном общении с Господом? Приведите примеры.
b. В чем выражается неправильное использование мысленных образов в духовном общении с Господом? Приведите примеры.
3. Можно ли научиться пользоваться очами сердца? Подкрепите свой ответ ссылками на Писание.
4. Дополните данный список вопросов любыми другими интересующими вас вопросами, ответ на которые хотите найти в Писании.
Предмет исследования: видение.
Тема исследования: роль снов и видений в духовной жизни христианина.
Диапазон исследования: Быт. 1:1 – Отк. 22:21
Объект исследования:
1. сон; 2. видение; 3. пророк; 4. видеть; 5. глаза/очи
Ссылки на Писание
Быт. 3:5 «Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
Быт. 3:6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».
Быт. 3:7 «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания».
Числ. 12:6 «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним».
1 Цар. 28:6 «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков».
1 Цар. 28:15 «И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать».
Пс. 88:20 «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: “Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа...».
Ос. 12:10 «Я говорил к пророкам, и умножал видения, и чрез пророков употреблял притчи».
Иоиль 2:28 «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения».
Деян. 2:17 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут».
Ин. 5:19 «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также».
Ин. 5:20 «Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь».
Ин. 8:38 «Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего».
Открытые глаза
Необходимо держать очи сердца открытыми, для того чтобы видеть Божьи видения. Писание ясно говорит о том, что не у всех очи сердца открыты. Нам следует осознать духовную нужду в этом и просить Господа открыть наши духовные глаза.
Быт. 21:19 «И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою], и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока».
Числ. 22:31 «И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и преклонился, и пал на лице свое».
Числ. 24:2 «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий».
Числ. 24:3 «И произнес он притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком...».
Числ. 24:4 «...говорит слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего; падает, но открыты глаза его».
Числ. 24:15 «И произнес притчу свою и сказал: говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком...»
Числ. 24:16 «...говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его».
Втор. 29:2 «И созвал Моисей всех [сынов] Израилевых и сказал им: вы видели всё, что сделал Господь пред глазами вашими в земле Египетской с фараоном и всеми рабами его и всею землею его...»
Втор. 29:3 «...те великие казни, которые видели глаза твои, и те великие знамения и чудеса, [руку крепкую и мышцу простертую]...»
Втор. 29:4 «...но до сего дня не дал вам Господь [Бог] сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать».
1 Цар. 3:1 «Отрок Самуил служил Господу при Илии; слово Господне было редко в те дни, видения были не часты».
1 Цар. 3:2 «И было в то время, когда Илий лежал на своем месте, - глаза же его начали смежаться, и он не мог видеть...»
1 Цар. 3:3 «...и светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем, где ковчег Божий...»
1 Цар. 3:4 «...воззвал Господь к Самуилу: [Самуил, Самуил!] И отвечал он: вот я!»
1 Цар. 3:5 «И побежал к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя; пойди назад, ложись. И он пошел и лег».
1 Цар. 3:6 «Но Господь в другой раз воззвал к Самуилу: [Самуил, Самуил!] Он встал, и пришел к Илию вторично, и сказал: вот я! ты звал меня. Но тот сказал: я не звал тебя, сын мой; пойди назад, ложись».
1 Цар. 3:7 «Самуил еще не знал тогда голоса Господа, и еще не открывалось ему слово Господне».
1 Цар. 3:8 «И воззвал Господь к Самуилу еще в третий раз. Он встал и пришел к Илию и сказал: вот я! ты звал меня. Тогда понял Илий, что Господь зовет отрока».
1 Цар. 3:9 «И сказал Илий Самуилу: пойди назад и ложись, и когда [Зовущий] позовет тебя, ты скажи: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. И пошел Самуил и лег на месте своем».
1 Цар. 3:10 «И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: Самуил, Самуил! И сказал Самуил: говори, [Господи,] ибо слышит раб Твой».
1 Цар. 3:15 «И спал Самуил до утра, [и встал рано] и отворил двери дома Господня; и боялся Самуил объявить видение сие Илию».
4 Цар. 6:15 «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать?»
4 Цар. 6:16 «И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними».
4 Цар. 6:17 «И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея».
Иов 33:15 «Во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе».
Иов 33:16 «Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление».
Пс. 118:18 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
Ис. 42:18 «Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть».
Ис. 42:19 «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?»
Ис. 42:20 «Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал».
Ис. 44:18 «Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели».
Иер. 5:21 «Выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит».
Плач. 2:9 «Ворота ее вдались в землю; Он разрушил и сокрушил запоры их; царь ее и князья ее - среди язычников; не стало закона, и пророки ее не сподобляются видений от Господа».
Мф. 13:15 «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Мф. 13:16 «Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат».
Мк. 8:18 «Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните?»
Ин. 12:40 «Народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Деян. 28:27 «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
Рим. 11:8 «Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
Рим. 11:10 «Да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда»
2 кор. 4:18 «Когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно».
Смотреть, чтобы видеть
Писание уделяет особое внимание стремлению человека устремлять взор на Господа, его готовности смотреть, чтобы видеть явления, происходящие в духовном мире.
Быт. 18:1 «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного».
Быт. 18:2 «Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли».
Быт. 31:10 «Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец] пестрые, с крапинами и пятнами».
Быт. 31:11 «Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я».
Быт. 31:12 «Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы [и овны], поднявшиеся на скот [на коз и овец], пестрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу все, что Лаван делает с тобою».
Исх. 3:1 «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву».
Исх. 3:2 «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает».
Исх. 3:3 «Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает».
Исх. 3:4 «Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!»
Исх. 3:5 «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая!»
Исх. 3:6 «И сказал [ему]: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога».
Исх. 16:9 «И сказал Моисей Аарону: скажи всему обществу сынов Израилевых: предстаньте пред лице Господа, ибо Он услышал ропот ваш».
Исх. 16:10 «И когда говорил Аарон ко всему обществу сынов Израилевых, то они оглянулись к пустыне, и вот, слава Господня явилась в облаке».
Исх. 16:11 «И сказал Господь Моисею, говоря...»
Иис. Н. 5:13 «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
Иис. Н. 5:14 «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?»
Иис. Н. 5:15 «Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
1 Пар. 21:16 «И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои».
Дан. 10:1 «В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение».
Дан. 10:5 «И поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза».
Дан. 10:6 «Тело его – как топаз, лице его – как вид молнии; очи его – как горящие светильники, руки его и ноги его по виду – как блестящая медь, и глас речей его – как голос множества людей».
Дан. 10:7 «И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться».
Дан. 10:8 «И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости».
Дан. 10:9 «И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле».
Дан. 10:10 «Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих».
Дан. 10:11 «И сказал он мне: „Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом».
Дан.10:12 «Но он сказал мне: „не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим».
Дан. 10:13 «Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских».
Дан. 10:14 «А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням».
Дан.10:15 «Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел».
Дан.10:16 «Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: „господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы».
Пс. 5:4 «Господи! рано услышь голос мой,— рано предстану пред Тобою, и буду ожидать». (В англ. пер., New American Standard Bible – I will look up – я возведу очи. – Прим. переводчика.)
Пс. 24:15 «Очи мои всегда к Господу; ибо Он извлекает из сети ноги мои».
Пс. 122:1 «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!»
Пс. 122:2 «Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы - на руку госпожи ее, так очи наши - к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас».
Пс. 140:8 «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!»
Ис. 8:17 «Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него».
Ис. 17:7 «В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву ...»
Ис. 17:8 «...и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала».
Ис. 40:26 «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает».
Иез. 1:1 «И было в тридцатый год, в четвертый месяц, в пятый день месяца, когда я находился среди переселенцев при реке Ховаре, отверзлись небеса, и я видел видения Божии».
Иез. 1:4 «И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него».
Иез. 2:9 «И увидел я, и вот, рука простерта ко мне, и вот, в ней книжный свиток».
Иез. 8:3 «И простер Он как бы руку, и взял меня за волоса головы моей, и поднял меня дух между землею и небом, и принес меня в видениях Божиих в Иерусалим ко входу внутренних ворот, обращенных к северу, где поставлен был идол ревности, возбуждающий ревнование».
Иез. 8:4 «И вот, там была слава Бога Израилева, подобная той, какую я видел на поле».
Иез. 8:5 «И сказал мне: сын человеческий! подними глаза твои к северу. И я поднял глаза мои к северу, и вот, с северной стороны у ворот жертвенника - тот идол ревности при входе».
Иез. 8:7 «И привел меня ко входу во двор, и я взглянул, и вот в стене скважина».
Иез. 10:1 «И видел я, и вот на своде, который над главами Херувимов, как бы камень сапфир, как бы нечто, похожее на престол, видимо было над ними».
Иез. 10:9 <