Обращаясь к Богу в молитве, прощайте
Наиболее важный ключ к получению ответа на молитву заключается в прощении. Иисус, подчеркивая силу молитвы, говорил ученикам: «... имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк. 11:23 – 25).
Это повеление Христа совершенно однозначно призывает нас прощать ближнего, что является условием получения прощения от Бога. Состояние непрощения оказывает на человека не только отрицательное духовное влияние, оно проявляется также чисто физически. Человек становится скованным и замкнутым; мышцы непроизвольно сокращаются; челюсти сжимаются. Нарушаются все функции организма, утрачивается чувство гармонии с собой и внешним миром, что крайне отрицательно действует на состояние духа. Ожесточенное сердце и сжатые от злобы кулаки препятствуют потоку Божьей любви проистекать от одного человека к другому.
Иисус призывал учеников: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей». Пребывание в любви Христовой несовместимо со злобой, горечью, духом осуждения. Любовь Христа совершенна. Невозможно превзойти любовь Иисуса, ведь Он ради нас отдал Свою жизнь. В то же время именно к такой жертвенной любви призывает нас Господь: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:12, 13). Любовь Христова отвечает прощением на несправедливость, благословением – на проклятье, доброжелательным отношением – на враждебность и отчужденность.
Сам по себе человек неспособен на проявление к ближнему такой жертвенной любви. Лишь одному Господу под силу любить, невзирая на боль и обиду. Слабый человек не в силах, сжав зубы, искренне полюбить ближнего, причинившего ему вред. А Господь силен и способен на безграничную любовь. Бог, Чье имя Любовь, пребывает во мне. Бескорыстная, искренняя любовь к ближнему – важное условие пребывания в Господе: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1 Ин. 4:12).
В моей жизни бывают моменты, когда я осознаю, что не в силах полюбить какого-то конкретного человека. В таких случаях я не борюсь с собой и не обещаю Богу полюбить данного человека, пересилив в себе неприязнь к нему. Обращаясь к Господу в молитве, честно говорю Ему: «Господи, возлюбить этого человека выше моих сил, но я благодарю Тебя за то, что Ты пребываешь во мне и наполняешь сердце Своей любовью. Я слаб, а Ты силен, Господи. Благодарю Тебя за то, что Ты искренне любишь этого человека и даруешь мне Свою любовь к нему. Благодарю Тебя за восполнение всех моих нужд». Обращая взор на пребывающего во мне Христа, я наполняю сердце любовью и прощением по отношению к человеку, который еще совсем недавно был мне неприятен.
Иисус сказал о Себе: «... иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:30). Господь представил нашему взору чудесную картину отношений завета с Ним, призвав нас:«Открой уста твои, и Я наполню их" (Пс. 80:11).
О чем идет речь в этом стихе? Представьте себе гнездо с птенцами с широко открытыми клювами. Они голодны и с нетерпением ждут пищи. Птица-мать не разрешает им покинуть гнездо, чтобы самостоятельно добывать пищу. Любая попытка вылететь из гнезда чревата печальными последствиями для неокрепших птенцов, поэтому заботливая мать говорит детям: «Я позабочусь о вашем пропитании, только откройте пошире рот».
Это – выражение наших отношений с Господом. Нам не нужно суетиться, пытаясь обеспечить свои нужды. Отец Небесный, будучи сильным и могущественным, позаботится о нас. Наша задача – открыть сердце и принять все, что Он приготовил для нас. Способность прощать достигается только посредством Божьей благодати, благодаря которой мы обретаем свыше силу и любовь.
Писание говорит о том, что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18). Я использую этот стих в качестве барометра, при помощи которого определяю в себе степень пребывания в любви Иисуса. Если столкнувшись с какой-либо жизненной ситуацией, я испытываю страх или осуждаю ближнего, значит не сосредоточен на Христовой любви. Его любовь окрыляет, поднимает над земной суетой и заботами, побуждает поделиться радостью и миром с ближним.
Страх связывает человека, а прощение дает свободу и прощающему, и тому, кого прощают, наполняя их жизнь славой Божьей. Я в полной мере осознал силу любви и прощения несколько лет назад, когда простил своего отца.
В течение довольно продолжительного времени у меня возникали трудности в проведении бесед на духовные темы со своими родителями. Я горячо стремился поделиться с ними определенными христианскими истинами, но они упорно не желали им следовать, особенно отец. Однажды летом конфликтная ситуация чрезвычайно обострилась. Это случилось во время нашего посещения родителей на базе отдыха, располагавшейся в Национальном парке в местечке Адирондакс, штат Вермонт. Я жаждал поделиться с родителями всей той мудростью, которую получил от Бога. А они ее не принимали! В итоге мы наговорили друг другу много обидных слов и оставшаяся часть нашего пребывания с родителями прошла в духе холодной войны.
Размышляя по дороге домой о том, что произошло между нами, я пришел к выводу: мои попытки наставить родителей на «путь истинный» – это некое подобие смены ролей. Ведь я не был призван Богом в качестве их пастыря. Родители жили во Флориде и посещали церковь, пастором которой был человек, прекрасно справлявшийся с обязанностями руководителя христианской общины. Именно он был призван стать их духовным наставником. А мое служение распространялось на общину в штате Нью-Йорк, именно туда меня призвал Господь! Я старался не затаить в сердце обиду и гнев на отца. Но в то же время был рад, что нас разделяют тысячи километров, благодаря чему мы не встретимся долгое время! Мне казалось, что отец испытывает такие же чувства. Мы не общались друг с другом четыре месяца.
Как-то осенью во время библейского занятия в домашней группе, когда после прославления мы тихо сидели, ожидая, что Святой Дух прикоснется к каждому из нас, я вдруг почувствовал, как Господь обратился ко мне со словами: «Ты не любишь своего отца». Я сразу же откликнулся: «По крайней мере, я не испытываю к нему ненависти». Тогда Господь продолжил: «Все-таки ты его по-настоящему не любишь. Любовь активна, энергична, настойчива. А ты нейтрален, равнодушен. Это вовсе не любовь».
Осознав истинность слов Господа, я покаялся перед Ним в том, что не почитал и не любил родителей должным образом. Я поделился полученным свыше откровением с участниками библейского занятия, и они присоединились ко мне в молитве о восстановлении нормальных отношений с родителями.
Я не предпринял попытки сразу же связаться с родителями, однако через два дня получил от них первое письмо после четырехмесячного молчания. Это было поразительно, но еще больше меня поразило содержание письма. Дело в том, что моим родителям принадлежала доля ипотечного кредита на дом, которым я владел. В то время, когда я заключил соглашение с родителями, процентная ставка была вполне приемлемой для меня. С годами банки повысили процентные ставки по ипотечным кредитам. К счастью, это не отразилось на соглашении, первоначально заключенном мною с родителями, и я продолжал выплачивать им прежнюю сумму, что было для меня большим благословением. Тем не менее, отец написал мне, что Господь обличил его: он«отдавал в рост» деньги брату во Христе (Втор. 23:20). Исходя из этого, отец принял решение не взимать с нас проценты. Более того, он вернул нам всю выплаченную по процентам сумму!
Я едва верил случившемуся. Сила прощения достигла моих родителей, которых отделяло от меня расстояние почти в три тысячи колометров, при этом я даже слова не промолвил! Сила прощения побудила их подтвердить любовь к сыну. Сегодня я с радостью свидетельствую о том, что в нашей семье восстановились добрые взаимоотношения.
Невозможно преувеличить роль силы прощения в нашей жизни. Чистое сердце, свободное от гнева и горечи, становится сосудом, из которого, благодаря молитве, изливается сила Божья.
Молитва от всего сердца
С моей стороны было бы серьезной ошибкой создать у читателя впечатление о том, что ведение молитвенного журнала – единственная форма молитвы. Выражать Иисусу любовь жизненно важно, это – одна из составных частей взаимоотношений с Ним. В некоторых обстоятельствах необходима еще «усиленная молитва праведного». Писание говорит о том, что «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:16 – 18).
Первоначально история об усиленной молитве Илии и ответе Господа на нее рассказывается в Ветхом Завете:«Илия взошел на верх Кармила и наклонился к земле, и положил лице свое между коленами своими, и сказал отроку своему: пойди, посмотри к морю. Тот пошел и посмотрел, и сказал: ничего нет. Он сказал: продолжай это до семи раз. В седьмой раз тот сказал: вот, небольшое облако поднимается от моря, величиною в ладонь человеческую. Он сказал: пойди, скажи Ахаву: "запрягай [колесницу твою] и поезжай, чтобы не застал тебя дождь". Между тем небо сделалось мрачно от туч и от ветра, и пошел большой дождь. Ахав же сел в колесницу, [заплакал] и поехал в Изреель. И была на Илии рука Господня. Он опоясал чресла свои и бежал пред Ахавом до самого Изрееля» (3 Цар.18:42 – 46).
Фраза «всем сердцем» и ей подобные многократно упоминаются на протяжении всего Писания: «Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему» (Пс. 118:58).
«И радовались все Иудеи сей клятве, потому что от всего сердца своего клялись и со всем усердием взыскали Его, и Он дал им найти Себя. И дал им Господь покой со всех сторон» (2 Пар. 15:15). Таким образом, благодаря усиленной молитве иудеев, Господь позволил им найти Себя и даровал им мир.
В молитве от всего сердца есть место для выражения Господу всей гаммы своих чувств: тоски, разочарования, обиды, сострадания. Переживая физические или душевные страдания, мы обращаемся к Господу со слезами и стонами. И милосердный Господь отвечает на молитвы страждущих: «Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним» (Мф. 20:34).
Во время Своего земного служения Иисус Сам возносил усиленные, прилежные молитвы к Отцу Небесному: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» (Евр. 5:7). В Гефсиманском саду Господь, «находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:44).
Псалмопевец призывает нас: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс. 61:9). Способны ли мы представить себе всю интенсивность чувств человека, изливающего пред Господом свое сердце? Псалмопевец говорит нам о том, что «близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). Святой Дух непрестанно проводит работу в нашем сердце: «... Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим. 8:26).
Несколько лет назад я посетил большое христианское собрание, проходившее под девизом «Вашингтон для Иисуса!». Христиане собрались вместе для того, чтобы призвать американский народ к покаянию и вознести к Господу ходатайственную молитву за народ, погрязший в грехах. Я поехал на собрание с твердым намерением обратиться к Богу с усиленной молитвой от всего сердца, чувствуя, что Господь положил мне на сердце желание молиться за всю нацию, присоединившись к тысячам людей с таким же горячим желанием.
Вечером на первом собрании я с нетерпением ждал общей молитвы за наше правительство и народ, чтобы присоединиться к ней. Но время шло, оратор сменял оратора, певец – певца, а молитва все не начиналась. На собрании царила атмосфера фестиваля, отнюдь не напоминавшая время всеобщего стенания и покаяния. Наконец микрофон взял ныне покойный певец Кит Грин, который, очевидно, испытывал те же чувства, что и я. Его обращение к слушателям было кратким и предельно ясным: «Где ваши слезы? Где скорбь? Почему вы хлопаете в ладоши и веселитесь вместо того, чтобы взывать к Божьей милости? Сейчас – время сетовать, а не радоваться; время плакать, а не смеяться. Давайте же преклоним колени и помолимся о том, чтобы Господь помиловал наш народ и очистил его от греха!»
Общение с Господом происходит по-разному. Порой в глубине сердца я чувствую необходимость пасть ниц пред Господом и просить у Него прощения. В других случаях расхаживаю по кабинету и громко взываю к Господу. В некоторых случаях Господь дает мне понять, что необходимо немного подождать. И тогда я не настаиваю на немедленном ответе на молитву. Господь желает, чтобы мы приходили к Нему с искренним и открытым сердцем.
Передвигайте горы!
Когда Иисус «взалкал и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его» (Мк. 11:12 – 14).
Каково же было удивление учеников, когда «поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив, Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Иисус, отвечая, говорит им: имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:20 – 23).
Этот пример говорит о том, что в определенных случаях христианину не обязательно обращаться к Богу с молитвенными просьбами, так как он способен приказать обстоятельствам измениться в благоприятную сторону. Когда спящего на корме лодки Иисуса разбудили ученики, встревоженные тем, что «поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою», Он не стал обращаться к Отцу Небесному со словами: «Отче, уйми бурю!» (Мк. 4:37, 38). Вместо этого,«встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4:39). Таким образом силе веры повинуются ветер и море.
Едва Моисей вывел израильтян из Египта, как они столкнулись с серьезной проблемой: их преследовали разъяренные египтяне, а впереди раскинулось Красное море, окруженное с обеих сторон скалистыми горами. Охваченные страхом израильтяне «возопили к Господу» и роптали на Моисея, «приведшего их умирать в пустыне». Борясь со своим собственным страхом, Моисей успокаивал людей, говоря им, что они «увидят спасение Господне», а сам в душе горячо обращался к Господу за помощью. И тогда «сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли, а ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (Исх. 14:15, 16). Израильтянам не нужно было ждать, пока Господь начнет действовать – Он ожидал решительных действий от них. Бог дал нам власть царствовать на земле и управлять ею. Нам не всегда нужно просить Бога об исполнении Его воли на земле, как на небе. Фраза «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» представляет собой даже не молитвенную просьбу, а повеление, обращенное к обстоятельствам. Суть этого повеления состоит в приведении данной ситуации в соответствие с волей Божьей. Порой Господу угодно, чтобы мы осуществляли данную Им власть передвигать горы.
Очень важно видеть в глубине сердца результат, возносимой к Богу молитвы. Иисус заверил нас в том, что, если молящийся «не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23). Полученное от Бога видение побуждает наши сердца верить в силу молитвы.
Например, молясь об исцелении сломанной ноги, не следует сосредоточивать внимание на ноге в гипсе и на всех связанных с этим ограничениях в движении. Вместо этого нужно, как Иисус заглянуть за пределы болезни, в глубины божественного здоровья и увидеть ныне больного человека радостным, здоровым и славящим Господа. Затем, следуя примеру Иисуса, провозгласить Царствие Божие и повелеть сломанной кости срастись и снова стать такой, какой ее первоначально создал Бог.
Будучи детьми Царя Небесного и обладая данной Им властью, мы в определенных случаях должны ею пользоваться, поднимая и ввергая в море горы. При этом нужно действовать с верой, решительно отвергнув всякие сомнения и уповая на Его верность. Бог живет вне времени и иногда приходится подождать исполнения Божьего обетования. Будем же твердо стоять в вере, ожидая его исполнения.