Понимание принципов духовной власти
Я признателен Биллу Готарду за мысли, высказанные им о власти и послушании в ходе семинара на тему «Основные конфликты, возникающие в молодежной среде». Многие идеи, приведенные ниже, основаны на знаниях, полученных при изучении материалов Билла Готарда.
Для того чтобы правильно относиться к представителям власти и уважать их, необходимо осознать несколько важных моментов. Во-первых, следует учесть тот факт, что Бог поставил над нами представителей власти:«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1).
Псалмопевец говорит нам о том, что «... не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение, но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74: 7, 8). Никому не дано захватить власть без Божьего позволения на то. Никто не властвует над нами, кроме людей, которых Господь призвал к этому.
Часто мы задаемся вопросом: «Как относиться к властям, погрязшим в пороке? Что делать, если к власти приходит такой человек, как Гитлер?» Нет никаких сомнений в том, что Гитлер был не служителем Божьим, а разнузданным человеком, одержимым демоническими идеями. Интересно, что у израильтян был свой прототип Гитлера – царь Навуходоносор, приносивший на их землю смерть, разрушение и ужас.
Израильтяне взывали к Богу с мольбой об избавлении от врага. И тогда Бог обратился к ним через пророка Иеремию: «Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь, и пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. И прекращу у них голос радости и голос веселия, голос жениха и голос невесты, звук жерновов и свет светильника. И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею» (Иер. 25:8 –12).
Действительно ли мы должны повиноваться властям, погрязшим в пороке? Правители Римской империи, под властью которой жил, апостол Павел, были крайне развращены, порочны и жестоки. Христиане подвергались жестоким гонениям, многие были замучены: их заживо сжигали, бросали на растерзание львам и гладиаторам, чтобы «позабавить» падкую на зрелища римскую публику. Однако апостол Павел призывал христиан Рима, живших в средоточии зла, повиноваться властям: «... противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение... И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести». (Рим. 13: 2, 5) Иисус также подчеркивал необходимость послушания представителям власти и соблюдения законов:«отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).
Апостол Петр увещевает нас: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:13 – 21).
Следующий важный принцип заключается в том, что Бог превыше всякой власти. Христианин призван уповать не на человека, а на Божью способность совершать дела посредством человека. Иногда у нас возникает искушение протестовать против подчинения какому-либо человеку. Нам гораздо легче говорить о послушании совершенному Христу, нежели о послушании несовершенному человеку, который так же, как и мы совершает ошибки. Где же выход? Выход – во всем положиться на Бога, который будет работать через представителей власти, которых Он поставил над нами. Неслучайно Писание говорит: «Сердце царя – в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1).
По мере того, как мы уверенно отдаем свою жизнь в руки тех, кого Бог поместил над нами, Господь обращает сердца правителей к Себе, побуждая их творить волю Божью. Если высокомерные правители противятся влиянию Господа на их сердца, Он все равно побудит их сказать вовсе не то, что они первоначально планировали:«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Прит. 16:1). Таким образом осуществляется Божья воля.
Поскольку всякая власть от Бога, то каждый человек, имеющий власть над нами, обладает ею лишь потому, что Бог позволил ему это. Представители власти способны употреблять власть в жизни других людей, лишь обладая полномочиями, данными им Богом. Это подтверждает Писание. Один из самых ярких примеров – ответ Господа на заявление Пилата о том, что тот обладает неограниченной властью над Ним: «... и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин. 19:8 – 11). Необходимо помнить о том, что в нашей жизни не два, три или четыре представителя власти, а только один – Бог, творящий Свою волю через людей.
Ветхий Завет рассказывает о том, что Бог вразумлял израильтян посредством нападок на них со стороны различных народов, в частности, ассирийцев. Господь давал этим народам определенную власть над Израилем. Но эти самонадеянные народы возомнили, что они своими силами завоевали Израиль. Выполнив порученную Богом задачу, языческие народы потеряли власть над израильтянами и были наказаны:»Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его...» (Ис. 10:15). Итак, всякая власть установлена Богом и Ему же подчиняется. А посему представители власти, поставленные Господом над нами, вправе сделать только то, что Он позволит им.
Исходя из того, что Бог – глава всякой власти, Писание призывает нас «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:1, 2).
В шестидесятые и семидесятые годы прошлого столетия Соединенные Штаты переживали экономический и моральный кризис. Наблюдался бурный рост инфляции; аборты не по медицинским показаниям, а по требованию беременной женщины, стали нормой; слово «патриотизм» превратилось в ругательство. Правительство с одной стороны проводило благотворительные акции для нуждающихся, а с другой стороны – ввело жесткий контроль практически над каждой областью жизни граждан.
Наконец, христиане осознали всю серьезность ситуации. Они ясно поняли, что на них лежит ответственность молиться за страну. Начиная с 1976 года, стали основываться такие организации, как «Ходатаи за Америку» и им подобные. Их учредители посвятили свои усилия тому, чтобы посредством Божьей власти, содержащейся в молитве, вернуть американский народ к библейским принципам. Тем самым принципам, на которых были основаны Соединенные Штаты.
Через десять лет после начала усиленной ходатайственной молитвы начались коренные перемены к лучшему. Удалось обуздать инфляцию. Христианская церковь осознала пагубные последствия разнузданного образа жизни, который вели многие граждане страны, и начала активно ратовать за праведность. Наш народ снова возвращается к принципам, изложенным на страницах Ветхого и Нового Заветов. Это – прямой результат молитв святых. Молитва меняет представителей власти, которым нам следует повиноваться.
Веря в то, что Бог ответственен за представителей власти, с которыми мы сталкиваемся в жизни, вполне допустимо задать Господу вопрос о том, почему Он поставил их над нами. Господь не совершает несправедливых и своенравных поступков. Навуходоносору была дана власть над Иудеей, продолжавшаяся семьдесят лет. Пророк Иеремия объясняет причину пленения тем, что израильтяне в течение 490 лет пренебрегали празднованием юбилейного года, похитив у земли и у Господа семьдесят лет отдыха, за что им пришлось расплатиться: Господь наказал израильтян пленением, продлившимся семьдесят лет.
Явное несовершенство властей – преднамеренная цель Господа. Именно таким образом Бог лепит наш характер, все больше уподобляя его характеру Христа, как горшечник лепит глиняный сосуд. Процесс лепки подразумевает давление на глину. Власти тоже оказывают на нас давление – так Господь совершенствует наш характер. Неслучайно апостол Петр напоминает нам : «... если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Пет. 2:20, 21).
Несогласие с властями
Порой мы проявляем несогласие с властями, а также с духовными наставниками. В области духовного наставничества иногда возникают разногласия по поводу вопросов, относительно которых Писание не дает определенной заповеди. Бывают случаи, когда мы уверены в том, что Господь призывает нас к чему-то, а духовный наставник не согласен с нами. Как быть?
Существует несколько возможностей выбора. Первая возможность: заявить о своей независимости и порвать отношения духовной подотчетности с наставником, будучи уверенным в своей способности слышать голос Божий и правильно распоряжаться откровением свыше. Вторая возможность носит противоположный характер. Будучи уверенным в том, что Господь работает в его жизни благодаря послушанию, человек полностью теряет свою индивидуальность и уподобляется роботу. Такое отношение свидетельствует об ограниченности мышления и препятствует полноценному общению с Господом. К сожалению, многие люди допускают существование только этих двух видов отклика на разногласие во мнениях, возникающее в отношениях духовной подотчетности. Лично мне ни один из них не по душе.
Бог, как всегда, предлагает нам нечто лучшее! Следуя Его путями, мы выражаем несогласие, избегая его разрушительного действия на взаимоотношения. Благодаря Господу мы способны стать кроткими, послушными людьми, не став при этом пустоголовыми, бездуховными и безвольными. Первая глава Книги пророка Даниила повествует о мудром Божьем водительстве, благодаря которому верующие люди находят оптимальное решение, отвечающее их собственным интересам и интересам их советников. Попавший в плен к царю Навуходоносору Даниил был одним из отроков, «понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышленых и годных служить в чертогах царских». А посему «назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года, по истечении которых они должны были предстать пред царя».
Будучи иудеем, Даниил никогда не ел такой пищи и даже в той сложной ситуации твердо решил «не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему». Решение Даниила было чревато серьезными последствиями для него, ведь фактически он вступил в конфликт с государством по религиозным мотивам. Но Даниил сумел избежать взаимной вражды.
В первую очередь Даниил наполнил сердце кроткой любовью, его совесть была чиста. Он даже не помышлял о критике, сопротивлении и осуждении. Даниил осознавал, что отрицательное отношение с его стороны, разрушит дарованную Богом Даниилу «милость и благорасположение начальника евнухов» (Дан. 1:9). Поскольку сердце Даниила было чисто, начальник евнухов положительно откликнулся на его просьбу. Несмотря на возникшие разногласия, между ними царили отношения любви и взаимного уважения.
Почувствовав в сердце гнев и осуждение по отношению к представителю власти, которого Бог поставил над вами, попросите прощения у Бога и у этого человека, причем искренне и открыто. Необходимо избегать общих, обтекаемых фраз наподобие: «Кажется, я неправильно относился к вам»; «Прошу прощения, если я каким-то образом оскорбил ваши чувства». Не следует также перекладывать на другого человека ответственность за неподобающие чувства, возникшие в нашем сердце: «Меня ужасно рассердил ваш поступок».
Мы несем полную ответственность за свои слова, поступки и отношение к окружающему миру. Необходимо в искреннем раскаянии отвратиться от греховных мыслей и действий. Перед нами два выбора: или пытаться оправдать свои негативные чувства с рациональной точки зрения, или покаяться в них перед Богом. Если мы стремимся ощутить движение Святого Духа в жизни, покаяние – единственный выбор. Чистое сердце – дверь, через которую в жизнь входит все самое светлое и доброе.
Сделав все возможное для сохранения хороших отношений с начальником евнухов, Даниил стремился понять его намерения, которые, впрочем, были очевидны – избежать гнева царя. Начальник евнухов был откровенен с Даниилом: «Боюсь я господина моего, царя, который сам назначил вам пищу и питье; если он увидит лица ваши худощавее, нежели у отроков, сверстников ваших, то вы сделаете голову мою виновною перед царем». Почему же царь Навуходоносор хотел, чтобы юноши питались пищей с царского стола, которая не соответствовала требованиям их вероисповедания? Хотел ли он, чтобы они осквернились ею? Склонял ли их царь к выбору между послушанием Богу и человеку? Вовсе нет! Царь Навуходоносор хотел, чтобы юноши были здоровы и умны, поэтому давал им самое лучшее – «пищу с царского стола и вино, которое сам пил». Он искренне заботился об их благополучии.
Часто, будучи несогласными с кем-либо, мы учитываем только свои интересы. Такое необъективное отношение ослепляет нас. В то время, как чистое сердце позволяет нам понять причины поведения окружающих. И тогда мы нередко осознаем, что окружающие искренне желают нам добра.
Даниил столкнулся с властью, требовавшей от него поступать вопреки Божьему закону. Он мог бы взбунтоваться и категорически отказаться выполнять указ царя. И это наверняка стоило бы ему головы. Но, поскольку сердце Даниила было полно любви, он принял мудрое решение, которое удовлетворяло и Господа, и царя. В конечном итоге Даниил был наделен большой властью, позволившей ему оказывать благочестивое влияние на неблагочестивую страну.
Итак, Даниил действовал мудро и осторожно, сказав Амелсару, которого начальник евнухов приставил к нему и его друзьям Анании, Мисаилу и Азарии: «Сделай опыт над рабами твоими в течение десяти дней; пусть дают нам в пищу овощи и воду для питья; и потом пусть явятся перед тобою лица наши и лица тех отроков, которые питаются царскою пищею, и затем поступай с рабами твоими, как увидишь. Он послушался их в этом и испытывал их десять дней» (Дан. 1:11 – 14).
Амелсар согласился пойти на этот опыт, ему надлежало присматривать за юношами в течение трех лет, а посему возможный вред, нанесенный десятидневной диетой, можно было бы легко исправить за три года. Впрочем, опыт удался на славу: «по истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами».
Для того чтобы найти творческий выход из сложной ситуации, необходимо общаться с творческой Личностью. Нужно наполнить сердце любовью, переступив через гнев. Только тогда мы сумеем услышать звучащий в сердце голос Божий. В случае возникновения разногласий с наставником или представителем власти, необходимо в молитве просить Господа послать свыше решение, отвечающее интересам обеих сторон.
Несколько лет назад из-за теологических разногласий меня попросили покинуть церковь, в которой я нес служение помощника пастора. Причем, эта просьба касалась не только меня, но и довольно большой группы прихожан, которые постоянно посещали данную церковь. В той местности не было никакой другой церкви, к которой мы могли бы примкнуть, поэтому меня уполномочили создать и возглавить новую церковь. Для основания нового служения потребовалось приложить немало усилий. Мы пережили много и радостей, и трудностей. И, конечно, все это стоило огромного труда. Спустя пять лет после основания общины у нас уже было свое здание, установились правила и традиции, которые в то время казались почти незыблемыми. Я планировал жить в прицерковном домике и возглавлять ту общину всю оставшуюся жизнь.
К сожалению, идиллия продолжалась недолго. Вновь возникли разногласия на почве теологии. Над единством церкви нависла угроза. Наконец, группа из шести прихожан-мужчин официально потребовала, чтобы я оставил пасторское служение. Безусловно, я был шокирован и, конечно, очень обижен. Как они смеют требовать ухода человека, вложившего столько труда в создание церкви! В то же время я осознавал, что нельзя вести за собой людей, если они тому противятся. Тогда я решил: уйду, если увижу, что большинство прихожан считают мою отставку необходимой.
Отчаянно нуждаясь в Божьей мудрости, я обратился в молитве к Господу. Записи в молитвенном журнале свидетельствовали о том, что уходить с пасторского служения не следовало. Господь поставил меня пастырем в этой общине, и я несу за нее ответственность до тех пор, пока Он Сам не укажет мне другой путь. Я был назначен на служение не по воле человека, но по воле Всевышнего. К тому же, группа прихожан, требующая моего ухода, даже не позаботилась о том, кого назначить на должность пастора в случае моего ухода. Покинув церковь в такой момент, я бы оказался в положении пастора, оставившего паству без духовного попечения. Конечно, я не мог совершить такой безответственный поступок!
Итак, остаюсь, но как быть дальше? Прямой отказ в ответ на требование группы недовольных мною прихожан нанес бы церкви весьма серьезный удар, от которого ей едва удалось бы выстоять. А с другой стороны, необходимо было слушаться Господа. Тогда я попросил Господа указать мне основную причину недовольства этих прихожан моим служением. Господь ясно дал мне понять, что они были недовольны определенными аспектами моих убеждений и учения. Эти люди по-настоящему стремились разрешить возникшие в церкви разногласия. Они так же, как и я, не хотели разделения церкви. Но, поскольку я возглавлял практически все виды церковной деятельности, проповедовал на всех служениях и усердно выполнял прочие пасторские обязанности, у них не было возможности внести какие-либо изменения в ход служения. В действительности они хотели получить время на размышление, обретение внутреннего мира и духовное очищение, чтобы в спокойной обстановке разрешить возникшие проблемы.
Бог послал мне мудрое, творческое решение проблемы: не уходить в отставку, но при этом «отступить с переднего фона» на шесть недель, сохранив за собой данную Богом ответственность за паству. Это давало возможность упомянутой группе прихожан и другим старейшинам выполнять вместо меня обязанности пастора. Поделившись этой идеей со старейшиной церкви Роджером, я услышал от него слова одобрения, затем представил данный план небезызвестной группе прихожан. Они ему искренне обрадовались и сразу же внедрили.
Я прекрасно провел дарованные мне шесть недель отдыха, практически получив длительный отпуск с сохранением содержания, благодаря чему обрел возможность заниматься любимым делом – изучением Слова. Тот отрезок времени я посвятил внимательному изучению всех стихов Писания, в которых говорилось о сердце и духе человека. Обобщив найденные в Библии сведения на эту тему, я написал материал «Пребывание во Христе», рассчитанный на два курса лекций, которые, кстати, преподаются сегодня в нашей Библейской школе.
В течение тех шести недель в церкви велись дискуссии о возникших в наших рядах разногласиях. Мы пригласили хорошо известного и пользующегося большим уважением в христианских кругах пастора Томми Райда помочь нам разобраться в сложившейся ситуации. Наши усилия не были тщетны, нам удалось восстановить взаимопонимание, достичь компромисса и предотвратить раскол церкви.
В течение последующих шести месяцев Господь начал проводить работу в моем сердце. Он показал мне, что основное призвание и самый большой дар в моей жизни – быть учителем, а не пастором. Во мне постоянно возрастало желание посвятить все свое время изучению и преподаванию Слова. В конечном итоге я почувствовал, что Господь освободил меня от обязанностей пастора, дав возможность искать другую работу. Я снова обратился за подтверждением к старейшине нашей церкви Роджеру. Он подтвердил, что настал подходящий момент для смены сферы деятельности. Затем за тридцать дней до намеченной даты ухода я объявил в церкви о том, что покидаю служение пастора. Расставание было мирным и прошло в дружеской атмосфере, поскольку Господь послал творческое решение всех проблем и помог избежать разделения церкви.
Отстаивая свое мнение, необходимо с уважением относиться к собеседнику, его интересам и убеждениям. При этом дух должен быть кротким, а сердце свободно даже от тени осуждения. Именно так поступил Даниил, призывая Амелсара «сделать опыт» над израильтянами (Дан.1:12, 13). Даниил заверил Амелсара в том, что в конце испытательного срока, окончательное решение будет принимать сам Амелсар.
Представив вниманию представителя власти альтернативное решение, нужно какое-то время выждать, позволив Богу изменить первоначальное мнение этого человека. Следует помнить о том, что Господь оказывает давление на данного человека, что побуждает его в свою очередь оказывать давление на нас. Когда Господь проводит работу в сознании человека, в его сердце происходит внутренняя борьба, в результате чего негативные эмоции невольно выплескиваются на окружающих.
Столкнувшись с трудностями, мы подвергаемся давлению, посредством которого Бог создает в нас благочестивый характер. Так не будем же противиться этому! Реагировать на давление нужно с любовью и в благочестивой манере.
Бывают случаи, когда власти ставят нас перед жестким выбором: послушание человеку или послушание Богу. Именно перед таким выбором стояли апостолы Петр и Иоанн, когда власти запрещали им проповедовать о Христе: «Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4:19). В таких случаях невозможно предложить творческое альтернативное решение проблемы, которое отвечало бы интересам властей, и не вступало бы в конфликт с совестью христианина. Если власти требуют от христианина совершения действий, которые напрямую противоречат Писанию, и альтернативное решение невозможно, – необходимо повиноваться Богу, а не человеку. В такой ситуации верующий в Иисуса Христа страдает, даже не совершив ничего предосудительного.
Шестая глава Книги пророка Даниила повествует о том, как Даниил оказался в затруднительном положении, уже будучи одним из трех князей, которые были поставлены над ста двадцатью сатрапами, равномерно распределенными по всему Вавилонскому царству. Поскольку «Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством», князья и сатрапы устроили против него заговор. Репутация Даниила была безупречна. Единственный способ убрать Даниила с политической арены – обвинить его в почитании Бога превыше царя Дария. И «тогда эти князья и сатрапы приступили к царю и так сказали ему: « ... Все князья царства, наместники, сатрапы, советники и военачальники согласились между собою, чтобы сделано было царское постановление и издано повеление, чтобы, кто в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, того бросить в львиный ров».
Достижения компромисса в той ситуации было невозможно. Конечно, Даниил предпочел сохранить верность Богу и не подчиниться указу царя. И тогда Бог сотворил чудо, о котором Даниил свидетельствовал перед царем Дарием: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления».
Мы вправе оказывать сопротивление назначенным Богом представителям власти только при отсутствии возможности достижения компромисса между Словом Божьим и требованиями властей. Неповиновение властям должно быть основано на совершенно конкретной заповеди Писания. Не следует исходить из своего собственного расплывчатого толкования Писания. Необходимо помнить о том, что неповиновение властям в том случае, если они не призывают нас поступать вопреки Писанию, – это выражение неповиновения Богу:«Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:2).
Смена представителей власти
В жизни человека происходят естественные перемены, которые приводят к смене представителей власти. На их место приходят другие. Такое происходит, когда мы вступаем в брак, меняем место работы и жительства, переходим из одной церкви в другую и тому подобное. Всякий раз, когда в нашей жизни происходят такие перемены, мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы они прошли мирно и гладко. Писание призывает нас: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). В случае возникновения напряженности в отношениях с окружающими, нужно стремиться к взаимному прощению, наполняя сердце любовью и положительным отношением к ближним. Следует заранее предупредить нынешних представителей власти о грядущих переменах в нашей жизни. К сожалению, это не всегда выполнимо. Очень важно при выходе из одних отношений, основанных на подотчетности, войти в другие такие же отношения. Нам всегда необходимо принадлежать к поместной церкви и проявлять послушание духовному наставнику-пастырю, который выполняет роль защитного зонта, ограждающего нас от козней лукавого.
Заключение
Принцип послушания властям не должен превращаться для христианина в слепое, рабское повиновение. Этот принцип следует применять, получив откровение от Святого Духа. Послушание властям способно стать для нас как большим благословением, так и причиной душевной боли. Я не призываю читателей к исполнению какого-то нового закона, лишь пытаюсь показать, насколько велика роль послушания в моей жизни. Если это учение кажется вам чуждым, обременительным и трудновыполнимым, то знайте: вы не одиноки. Хорошо осознавая важную роль послушания, я сам иногда противлюсь ему. Но, когда усилием воли заставляю себя подчиниться властям, то всегда получаю особое благословение.
Хочу поделиться с вами еще одной историей. Еще со времен учебы в колледже у нас с Пэтти был большой интерес к христианскому сообществу. Мы были убеждены в том, что, делясь с другими верующими своими ресурсами и опытом, мы получим возможность пожертвовать еще больше средств служению Господу. Мы даже спроектировали дом, в котором мечтали жить вместе со своими лучшими друзьями.
Не все, о чем мы мечтали в колледже, стало явью. Но спустя несколько лет после окончания колледжа стремление к христианскому содружеству вновь оживилось в нас. Мы близко подружились с двумя парами из нашей общины и подумывали о том, что было бы неплохо поселиться в одном доме. Уже начав подыскивать просторный дом на три семьи, я вдруг осознал, что пытался принять важное решение, не согласовав его с братьями во Христе. Даже не ожидая услышать отрицательный ответ, я поделился своими планами с Роджером. Он посоветовал мне не торопиться с осуществлением сомнительных планов. Отклик Роджера обескуражил меня.
До разговора с Роджером я вел записи в молитвенном журнале и был уверен в том, что Господь призывает меня к «коммунальному» образу жизни. В то же время я уважал Роджера и его способность слышать голос Божий, поэтому не рассердился на него, а попытался понять мотивы его поведения. Они были очевидны: Роджер любил нашу семью и желал нам только добра. И тогда Господь предложил мне творческий выход из создавшейся ситуации. С благословения Роджера мы отправились проповедовать и проводить семинары в различных церквах на северо-востоке США, а также в Канаде. Мы останавливались в христианских семьях на два-три дня, вместе работали, ели и прославляли Господа, несмотря на разницу в теологии и взгляды на христианскую общественную жизнь.
По возвращении домой я кратко изложил на бумаге впечатления, полученные в ходе поездки. Ведение молитвенного журнала помогает мне постигать нечто новое. На этот раз, внимательно изучив записи, мы обнаружили содержавшуюся в них интересную идею семейного служения. Его суть состояла в том, чтобы приглашать на общение в христианскую семью скорее не семейные пары, а отдельных людей, нуждавшихся в любви и заботе. Таким образом под крышей гостеприимного христианского дома могли бы найти временное пристанище и заботу одинокие или пережившие горечь развода люди, родители-одиночки с детьми, убежавшие из дома подростки.
Почувствовав в глубине сердца призвание к подобному служению, мы обратились к Роджеру за подтверждением. Получив от него положительный ответ, мы начали действовать. В течение последующих трех лет в нашем доме нашли временное пристанище тринадцать человек. Это были совершенно разные люди: убежавшие из дома дети, несколько пожилых мужчин с проблемами со здоровьем, студенты духовной семинарии, оставшиеся без крова матери с детьми. Длительность пребывания этих людей в нашем доме составляла от одной ночи до двух лет.
В конце концов, Господь призвал нас к другому служению, но мы никогда не жалели о том, что в свое время проявили послушание духовному наставнику. Сейчас мы осознаем, что в то время проживание в доме с двумя другими семьями было бы серьезной ошибкой. Мы всегда будем благодарны Господу и Роджеру за то, что не сбились с истинного, Божьего пути. Первоначальные записи в молитвенном журнале, в принципе, были верны. Господь действительно призывал нас поделиться с ближними своими деньгами, домом, любовью. Но в то время нам еще не было знакомо понятие «семейное служение», к которому в действительности призывал нас Господь. Мне тогда казалось, что Ему угодно, чтобы мы жили в «коммунальном» доме. Подобное недопонимание обернулось бы для нас весьма серьезной проблемой, если бы мы не представили полученное свыше откровение на рассмотрение духовному наставнику.
Если, читая книгу, вы с трудом воспринимаете изложеную в ней идею подчинения представителям власти, не навязывайте ее себе. Позвольте этой мысли созреть в сознании. Придет время и Господь откроет вам полноту истины о послушании и научит, как применять ее на практике. Если такие понятия, как послушание властям и подотчетность, кажутся вам сегодня мало приемлемыми, поделитесь своими мыслями и чувствами с друзьями. Не пытайтесь исследовать духовный мир в одиночку.
«Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл. 4:9 – 12).
Глава 11. Еще некоторые мысли, посвященные молитве
Пребывая в Иисусе посредством Святого Духа, мы возвращаемся к общению с Богом, ради которого и были созданы. Тем не менее, нам еще многое предстоит узнать из Писания о сущности молитвы. Изучая тему молитвы в Писании, я обнаружил некоторые важные истины и принципы, касающиеся общения с Богом. Различным аспектам молитвенной жизни христианина было посвящено немало замечательных книг. На страницах этой книги хотелось бы подчеркнуть шесть важных принципов, касающихся практического применения молитвы в жизни христианина.
Изучая данные принципы, необходимо помнить об их безусловной важности, но при этом не становиться их рабом, чрезмерно сосредоточиваясь на них. Я сам долгие годы был рабом принципов, которым полностью подчинил свою жизнь. Погрузившись в поиск «принципов успешной христианской жизни», их преподавание и послушание им, я поставил себя и всю общину под бремя закона, но затем понял, что необходимо сосредоточиваться на Христе, а не на принципах. Конечно, важно детально изучить принципы молитвы, но при этом следует взирать на Иисуса, уповая на Его мудрость в конкретной ситуации.