Устранение внутренних причин
1. Задаю ли я Господу вопросы, на которые Ему угодно не отвечать? Пытаюсь ли я получить от Него сведения, которые мне не следует знать? Пытаюсь ли я манипулировать молитвенным журналом как хрустальным шаром для предсказания будущего?
2. Чисты ли мои побуждения? Спрашивал ли я Господа, о чем мне следует молиться?
3. Призывает ли меня Господь поститься для получения ответа на определенную молитву?
Еще раз хочется подчеркнуть, что совсем не обязательно предворять каждую молитву ответами на вышеизложенные вопросы. Такой подход скорее представляет собой исключение, чем правило. Даже если не сразу удается наладить духовное общение с Господом, нет необходимости задавать себе все вопросы. Нужно помнить о том, что осведомленность о причинах, мешающих общению с Богом, и последующее их устранение, способствуют установлению полноценных взаимоотношений с Ним. Размышление над этими вопросами помогло мне установить и вести полноценный, доверительный диалог с Богом. Сейчас я разговариваю с Господом ежедневно, каждый раз, когда настраиваю сердце на общение с Ним.
Глава 10. Испытание и послушание
Большинство жителей стран запада с детства учатся жить рационально, руководствуясь побуждениями не сердца, а разума. Осознав, что разум не получает откровений свыше, я начал бороться с диктатом разума. Сердце – вот место встречи с Богом. Тем не менее, христиане должны сохранять благоразумие. Разум играет важную роль в духовной жизни христианина, помогая ему испытывать полученные откровения.
Будучи несовершенными людьми, мы так или иначе делаем ошибки. Наша духовная жизнь далеко не безупречна. Слово Божье признает этот факт и призывает нас: «Все испытывайте, хорошего держитесь». (1 фес. 5:21) А посему, руководствуясь благоразумием, не следует увлекаться плохим, а затем корить себя за это. Во избежание ошибок нужно испытывать каждое полученное нами откровение, придерживаясь хорошего и отвергая все, что не от Бога. Человеку свойственно совершать ошибки. Из них нужно просто извлекать урок.
Наша цель – достичь равновесия, или гармонии. К сожалению, большинство людей склонны впадать в ту или иную крайность. Неслучайно многие из нас часто с недоверием относятся к людям, свидетельствующим о своих духовных переживаниях. Люди интуитивного склада нередко склонны к противоположной крайности. Они осуждают «чересчур интеллектуальных выскочек», которые руководствуются в духовной жизни лишь разумом. Обе крайности одинаково плохи. Бог наделил нас как мозгом, так и сердцем. Они работают в полном взаимодействии, дополняя друг друга. Если в духовной жизни мы отдаем предпочтение лишь одному из этих факторов, полностью пренебрегая вторым, наше духовное развитие существенно замедляется. Для полноценного общения с Богом необходимо руководствоваться как благоразумием, так и духовной проницательностью.
Осознание этой простой истины помогло одному пастору, который пришел на встречу со мной после посещения нескольких занятий на тему «Общение с Богом». Их церковь находилась не так далеко от нашей. Первоначально услышав о занятиях на данную тему, он был решительно настроен против проведения подобных занятий в их церкви. Столь категоричное поведение пастора было вызвано отношением к нему некоторых прихожан. Они утверждали, что способны слышать Господа, а пастор – нет. Следовательно, они считали свой духовный опыт куда более ценным, чем его. Эти люди считали пастора «чересчур интеллектуальным и недостаточно духовным», чтобы понять их духовные переживания. Основываясь на таком выводе, они отвергали пастора в качестве духовного лидера церкви. Позднее, посетив несколько занятий на тему «Общение с Богом» и услышав о важности равновесия в духовной жизни, пастор решил провести такой же семинар в своей церкви.
Мне хотелось бы поделиться с вами двумя примерами получения откровения. Эти два случая окончательно убедили меня в необходимости испытывать каждое откровение. С тех пор у меня выработалось стойкое желание проверять всякое откровение на соответствие библейской истине. Первая история связана с прихожанином нашей церкви, чьи способность слышать Господа и дар пророчества вызывали у всех в церкви большое уважение. Мы были безмерно удивлены, узнав, что он получил свыше «откровение» развестись со своей женой. Согласно тому «откровению» их брак «был не от Бога, поскольку они поженились, еще не будучи христианами».
Услышав об этом, я сразу же отправился к нему домой. Будучи твердо убежденным в «подлинности откровения», мужчина был решительно настроен на развод. Тогда, основываясь на Писании, я указал ему на то, что Господь ненавидит развод. Следовательно, полученное им «водительство» нарушает Дух и букву Слова Божьего. Вне всякого сомнения, этот человек поддался демонической лжи. Он же полностью отвергая мои доводы, утверждал, что хорошо знает голос Господа. Руководствуясь Писанием, я пришел к нему через несколько дней с двумя старейшинами церкви, которые подтвердили мою правоту и со своей стороны еще раз напомнили ему о том, что говорит Писание по данному вопросу. В ответ на это он сослался на места из Писания, в которых говорится о допустимости развода в определенных случаях. Причем, все эти примеры были вырваны из контекста Писания.
На протяжении двух-трех месяцев мы неоднократно встречались с этим человеком, стремясь вызволить его из ловушки лукавого. Однако он продолжал настаивать на своем, становясь все более высокомерным и «самоправедным». У нас не оставалось иного выхода, кроме как вынести этот вопрос на всеобщее обсуждение в церкви. Он рассказал общине о своем «откровении». Реакция прихожан была однозначна: это – заблуждение. Впрочем, негативное мнение окружающих мужчину ничуть не смутило. «Думайте, что хотите, а я все равно поступлю по-своему!» – заявил он и демонстративно покинул собрание.
Неблагоразумный поступок этого человека оказал разрушительное действие не только на его жизнь, но и на жизнь его жены и детей. Не прошло это бесследно и для молодой женщины, поверившей «откровению», согласно которому ей «было суждено стать его женой в Господе».
Затем я столкнулся с еще одним случаем получения ложного откровения. А этот раз «откровение» пришло ко мне самому, причем во время молитвы. Из него я узнал, что у одного прихожанина якобы имеется любовная связь с женщиной, его секретарем. Меня вовсе не радовала перспектива разговора с прихожанином на эту тему. Ведь, если информация окажется ложной, конфликта не миновать! А в случае достоверности информации проблем будет еще больше!
Господь донес до меня эти сведения, чтобы я помог ближнему освободиться от греха, но прежде чем начать действовать было необходимо поделиться «откровением» со старейшиной нашей церкви Чарльзом. Я с глубоким уважением относился к его способности слышать голос Божий. Чарльз внимательно выслушал меня и пошел домой, чтобы помолиться об этом. Затем он сказал мне, что получил от Господа два слова, касающихся моего «откровения»: лживый дух. Чарльз был уверен, что лживый дух пытался обмануть меня и разрушить добрые, христианские взаимоотношения, сложившиеся в общине.
Тогда я снова обратился к молитвенному журналу в поисках истины: «Господи, если Чарльз прав, а полученное мною откровение ложно, развей его!» Прошло несколько дней и ощущение «подлинности откровения», которое неотступно преследовало меня три недели, начало затихать и вскоре совсем развеялось. И я прославил Господа, приведшего меня к послушанию, прежде чем я совершил большую ошибку.
Факторы, влияющие на дух
Одна из главных причин, почему необходимо испытывать полученные нами откровения, – это подверженность нашего духа влиянию не только Господа, но и демонических сил. Писание говорит, что «соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом)» (1 кор. 6:17). Тем не менее, злые духи постоянно подвергают христиан нападкам, пытаясь осквернить полученные свыше откровения.
Тяжелые обстоятельства жизни побуждают нас«скорбеть духом», как это делала бездетная Анна (1 Цар. 1:1 – 15), делая наш дух уязвимым перед нападками лукавого. И тогда до нас доходят искаженные послания. Физическое состояние также влияет на человеческий дух. Например, Первая книга Царств повествует о больном египтянине, которого бросили в поле амаликитяне. Соратники Давида нашли этого человека,«привели его к Давиду, и дали ему хлеба, и он ел, и напоили его водою; и дали ему часть связки смокв и две связки изюму, и он ел и укрепился, ибо он не ел хлеба и не пил воды три дня и три ночи» (1 Цар. 30:11, 12). Здесь подразумевается не только укрепление тела, но и духа.
Каждый из нас переживал пагубное влияние физического недомогания на состояние духа. Сомнение и уныние легко проникают в сердце человека, когда он физически слаб или болен. А посему необходимо очень осторожно относиться к откровениям, полученным в минуту слабости или болезни. Такое откровение нужно представить на рассмотрение какому-либо духовно зрелому христианину, чтобы удостовериться в его подлинности, или испытать его, когда болезнь уже миновала. Это условие не всегда относится к христианам, пребывающим в посте.
Дьявол тоже способен влиять на состояние сердца человека. Именно он «вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его (Христа)» (Ин. 13:2). Будучи отцом лжи, он посылает лживых духов в сердце человеческое, вводя нас в заблуждение, как это произошло с тем, прихожанином, который развелся с женой. Лживые духи вводили в заблуждение и меня самого. Часто нам бывает трудно самостоятельно распознать козни лукавого, поэтому следует обратиться за помощью к братьям и сестрам во Христе, которые искренне нас любят и не скроют от нас истины.
И, наконец, мы сами способны влиять на состояние нашего духа. Недаром Писание говорит, что «владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит. 16:32). Побуждения нашего сердца должны быть чисты, а воля должна соответствовать воле Божьей, иначе полученное «откровение» окажется плодом собственного воображения.
Испытание откровения
Поскольку на духовное состояние христианина способны влиять лживые духи, оскверняющие откровение свыше, необходимо испытывать каждое полученное нами откровение. В главе, посвященной видению, были изложены три аспекта откровения, которые следует проверять. Это – происхождение откровения, его содержание и плод. Видения, полученные от Бога, от лукавого, а также являющиеся плодом нашего собственного воображения, имеют определенные, присущие только им признаки.
Мысли, зародившиеся в нашем духе, появляются в результате последовательных размышлений, которые основаны на сведениях, полученных извне. Если мы размышляли о чем-то мирском или порочном, то именно это и выйдет из сердца в виде «откровения». Если же ограждая свой дух, мы насыщали его только хорошим, чистым и святым, он принесет добрый плод в откровении.
Мысли, навеянные лукавым, мелькают в нашем сознании как неуместные идеи или образы, которые совершенно не вписываются в ход общих размышлений. Подобные мысли представляют собой насильственное вторжение извне. Они носят зловещий, разрушительный, угнетающий характер и пытаются посеять страх в сознании человека. Мысли, имеющие демоническое происхождение, оказывают на человека давление, побуждая его к совершению неблаговидных поступков и грехов. Они противоречат природе и Духу Господа. Эти мысли противятся тому, чтобы их проверяли на соответствие Слову Божьему и представляли на рассмотрение Церкви. Часто они льстят человеческому самолюбию.
Откровение, посланное Духом Святым, ободряет и утешает нас. Если оно изобличает грех в нашей жизни, то делает это предельно конкретно и назидательно без осуждения и расплывчатости. Такое откровение не боится испытания и всегда готово подвергнуться ему. Подлинное откровение находится в полной гармонии с природой Божьей и Словом Божьим. Мудрый голос Божий оживляет веру, дарует мир внутреннему человеку, способствует развитию плода Духа Святого в жизни христианина.
Услышав свыше голос и получив видение, мы должны непременно определить их происхождение. Каждое откровение необходимо сверять с Логосом, или письменным Словом Божьим. Для исследования духовного мира чрезвычайно важно обладать хорошим практическим знанием Библии – безоговорочного мерила истины. Любое откровение, полученное от Бога, полностью согласуется с Духом Слова. Божьи откровения, затрагивающие определенные области жизни, всегда соответствуют Божьей воле, выраженной по отношению к данному вопросу на протяжении всего Писания. Единственный стих, вырванный из контекста Писания, еще не является основанием для появления доктрины или убеждения.
Первое, что Господь велел мне сделать, – стать человеком, живущим согласно библейским принципам. Я посвятил изучению Слова десять лет своей жизни. В течение этого времени я неоднократно перечитывал Библию, составляя схематический план каждой главы. Изучая Писание, уповал на Божью благодать, способную привести меня в послушание Божьим заповедям. Только обретя хорошее знание Логоса, я был призван Господом стать духовным человеком. Знание Библии обеспечило твердую основу для духовного роста.
Еще одно чрезвычайно важное средство испытания откровения – это Тело Христово. Став христианами, мы становимся членами одного Тела. Мы – зримое, единое выражение сущности Христа на земле. Причастность к церкви, исповедующей Библию как непреложное Слово Божье, – залог безопасности верующего человека. Объединенные общей целью христиане получают возможность динамичного духовного роста и укрепления веры.
При этом в Теле Христовом очень важны отношения духовной подотчетности. Это касается любых областей нашей жизни, в частности борьбы с глубоко укоренившимися вредными привычками. Если вы когда-нибудь пытались сбросить несколько лишних килограммов в одиночку, то, наверное, переживали разочарование. Заботливое участие и поддержка со стороны людей, переживающих такие же трудности в достижении аналогичных целей, помогают нам поддерживать бодрость духа. Особенно вдохновляет опыт людей уже добившихся успеха. Наибольший эффект достигается в случае подотчетности людям, внимательно наблюдающим за нашим движением к намеченной цели. Например, алкоголику редко удается справиться со своей пагубной привычкой самостоятельно. Многие люди, страдающие алкоголизмом, находят поддержку в организации «Анонимные алкоголики», где они периодически отчитываются о своих успехах и неудачах перед другими членами организации.
Приходилось ли вам читать книги по психологической самопомощи, обещавшие изменить вас к лучшему и помочь добиться успеха в жизни? Возможно, вы пытались самостоятельно применить изложенные в книгах советы, но долгосрочного успеха так и не добились. Намного эффективнее собираться в группе единомышленников, вместе изучать определенную методику, делиться опытом и совместно намечать план работы на следующую неделю. Тогда долгосрочные положительные перемены в жизни не заставят себя долго ждать.
Данная книга – не исключение. Вполне возможно, что всерьез заинтересовавшись прочитанным, вы начнете практически применять изложенные в книге принципы и рекомендации и переживете чудесные моменты духовного общения с Господом. Это, конечно, замечательно. Тем не менее, советую вам найти единомышленника и вместе отправиться в духовное путешествие. Иначе при столкновении с серьезными трудностями первоначальное радостное волнение вскоре сменится тягостным разочарованием. И тогда книга будет пылиться на полке рядом с другими незаслуженно забытыми и невостребованными книгами. Динамичный рост и положительные перемены редко приходят к людям, пытающимся добиться поставленной цели в одиночку. Для достижения подлинного, долгосрочного успеха важны стабильные взаимоотношения с другими людьми.
Богу угодно, чтобы каждый из нас состоял в отношениях подотчетности хотя бы с одним человеком. Писание призывает нас «повиноваться друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21).
У американских протестантов возникают особые трудности именно с такого рода отношениями. Это имеет историческую подоплеку, ведь во времена Реформации протестанты активно выступали против чрезмерной власти, которую распространяла на все сферы человеческой жизни Римская католическая церковь. Это привело к тому, что библейская истина о необходимости «повиновения друг другу в страхе Божием» до сих пренебрегается многими христианами. Значит, сегодня в церкви существует нужда в восстановлении угодного Богу повиновения верующих друг другу в страхе Божием.
Крайний индивидуализм, который на протяжении многих десятилетий прививался американцам как некий идеал, также мешает им осознать подлинную суть повиновения. Образ американского героя воплощает в себе воинственный индивидуализм бунтаря, который не подчиняется общим правилам и борется с существующей системой. Неудивительно, что кумирами многих американцев стали бесшабашные герои вестернов, типа «одинокого ковбоя». К списку кумиров можно причислить актера Джона Уэйна, сыгравшего бесчисленное множество ролей бесстрашных, суровых шерифов и ковбоев. Огромной популярностью у зрителей пользуются фильмы о преступниках, нагло попирающих закон. «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» – один из таких фильмов. (В фильме рассказывается о легендарных бандитах Роберте Лерое Паркере (Бутч Кэссиди) и Хэрри Лонгбо (Сандэнс Кид), грабивших поезда и банки в 90-е годы XIX века. – Прим. переводчика.)
Зрители с симпатией относятся к похождениям киногероев-бунтарей и преступников и смеются над действиями полицейских-неумех. Так создается массовая культура, побуждающая людей превозносить антигероев. В конечном итоге люди и слышать не хотят о подчинении властям и какой-либо форме подотчетности.
Бог поставил над людьми представителей власти вовсе не для того, чтобы усложнить жизнь человека. Власть – драгоценный дар свыше, призванный ограждать человека от зла и поощрять добрые дела: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» (Прит. 11:14). Нам свойственно ошибаться, поэтому Господь позаботился о попечительстве со стороны наших братьев и сестер. Писание говорит, что «начальник есть Божий слуга, тебе на добро» (Рим. 13:4). Поскольку власть – добрый дар свыше, то ей «надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (Рим. 13:5).
Новый Завет устанавливает определенные взаимоотношения, основанные на подчинении одной стороны другой. Итак, дети призваны повиноваться родителям: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20).
Жены должны проявлять послушание мужьям: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». (Еф. 5:22 – 24)
Мужья призваны повиноваться старейшинам поместной церкви: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:1 – 5);«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр. 13:17).
Старейшинам церкви следует «повиноваться друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Наемные работники должны подчиняться работодателям: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу...» (Еф. 6:5 – 8);«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым...» (1 Пет. 2:18 – 23).
Работодатели призваны повиноваться Богу: «И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф. 6:9).
При этом Писание отмечает, что подлинного успеха добиваются работодатели, стремящиеся служить своим работникам и клиентам: «И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк.10:44, 45).
Все граждане данной страны обязаны подчиняться всякой форме власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. ....начальник есть Божий слуга, тебе на добро...» (Рим. 13:1 – 7).
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти...» (1 Пет. 2:13 – 15) (см. также Дан. 2:20, 21; Прит. 21:1).
В нынешний век беззакония Божьему народу необходимо проявлять послушание закону и установленному в стране порядку. Христиане, стремящиеся к общению с Господом, особенно нуждаются во взаимоотношениях, основанных на духовной подотчетности. Лично я остерегаюсь погружения в духовный мир в одиночку: слишком велика опасность совершения ошибки. В одиночку легко угодить в ловушку лукавого, возгордиться и начать кичиться собственной праведностью. Я нуждаюсь в поддержке брата-христианина, помогающего мне не сойти с истинного пути. Получив откровение свыше, хочу быть уверенным в том, что оно пришло от Бога, и мне необходима поддержка человека, знающего голос Божий. Я не принимаю важных решений, касающихся любых областей жизни, не получив подтверждения о его правильности от брата во Христе.
Это не значит, что я живу в полной зависимости от других людей и не осмеливаюсь ничего сделать без их разрешения. Мне вовсе не нужно каждый день обращаться за советом к братьям во Христе по поводу записей в молитвенном журнале. Обладая свободной волей, я духовно возрастаю, но порой все-таки совершаю ошибки. В моей жизни неизменно действует такое правило: до совершения поступка, последствия которого серьезно повлияют на меня и моих близких, необходимо обратиться за подтверждением правильности своих действий к брату во Христе.
Часто мне доводилось слышать от христиан недоумение по этому поводу: «Зачем представлять на рассмотрение другим людям откровения, полученные свыше? Ведь Господь обращается ко мне так же, как Он обращается к ним. Так зачем же мне слушать других?»
Именно так «упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, - ибо он взял за себя Ефиоплянку, - и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?...» (Числ. 12:1 – 15).
Господь действительно обращался к Мариам и Аарону и говорил через них. Но Его гнев воспламенился на них, когда они использовали Божью благодать как повод для нападок на Моисея, в результате чего «Мариам покрылась проказою, как снегом». Она выздоровела только благодаря тому, что Моисей возопил к Господу с мольбой об ее исцелении.
Меня часто спрашивают о том, как найти духовного советника, с которым можно было бы поделиться услышанным свыше откровением и получить совет по поводу принятия жизненно важных решений. Самое главное – молиться о том, чтобы Господь послал в нашу жизнь такого человека. Господу угодно, чтобы мы вместе шли по избранному нами духовному пути. Ведь именно Он сказал: «Не хорошо быть человеку одному». (Быт. 2:18) Молитесь и Бог поможет вам.
Духовный наставник должен обладать определенными свойствами. Во-первых, необходимо, чтобы данный человек стал для вас другом. Мудрый подход состоит в том, чтобы это был человек одного с вами пола.
Данный вид взаимоотношений строится на любви, дружбе и доверии. Ответственный духовный наставник всегда найдет достаточно времени, чтобы с готовностью посвятить его вам. Особенно это важно на первых порах, когда возникает большая потребность в обсуждении множества вопросов. Наставник должен быть духовно зрелым, ответственным христианином, серьезно относящимся к душепопечительству и желающим слышать от Господа, а не просто давать ближнему свои личные советы.
Наставник должен быть человеком, имеющим твердую библейскую основу и стремящимся жить согласно библейским принципам, а также обладать духовной зрелостью, чтобы осознавать Божьи цели в своей и вашей жизни. Кроме того, ему необходимо быть духовно подотчетным своему духовному наставнику. Каждый человек, отправившийся в «одиночное духовное плавание» рискует сесть на мель, угодить в западню лукавого и потянуть за собой других. Следует заметить, что вашему другу - духовному наставнику вовсе не обязательно быть рукоположенным служителем. С практической точки зрения далеко не каждый пастор в состоянии поддерживать такого рода глубокие дружеские отношения с каждым прихожанином церкви.
Самое главное состоит в том, что мы способны ходить в Духе, не будучи рукоположенными служителями. Часто можно найти духовного наставника в кругу семьи. На эту роль вполне подойдет супруг или супруга, особенно на первых порах духовного наставничества. Лично я никогда не принимаю решений, касающихся жизни семьи, если у нас с Пэтти в чем-то возникают разногласия. Однако бывают случаи, когда следует положиться на свою способность различения духов, а затем обратиться к другому человеку за подтверждением. На роль наставника также хорошо подходит руководитель домашней ячейки.
Едва окончив библейский колледж и став помощником пастора, я стал свидетелем того, как немудрое поведение опытного пастора вызвало разделение в церкви. Это произошло из-за того, что он действовал в одиночку и не имел духовного наставника. Затем, став старшим пастором в свои двадцать четыре года, я прекрасно понимал, что слишком молод и неопытен, чтобы самостоятельно справиться с такой ответственной задачей. Наша община была в начале духовного пути. Внимательно изучив структуру церкви Нового Завета, прихожане твердо решили занести в устав церкви пункт о необходимости отношений духовной подотчетности между старейшинами церкви. Тогда я принял добровольное решение установить подобные отношения с двумя братьями нашей общины. Духовная подотчетность распространялась как на дела, касающиеся церкви, так и на принятие важных решений, относящихся к моей личной жизни.
С тех пор, твердо следуя Писанию, призывающему нас «повиноваться друг другу в страхе Божием», я всегда подотчетен двум или трем братьям и никогда не принимаю никаких важных решений, касающихся любой области жизни, не представив свое решение на рассмотрение братьев, которым доверяю. Доверительные отношения с этими людьми представляют для меня огромную ценность. Я глубоко уважаю своих братьев во Христе, которые с готовностью посвящают время и силы развитию глубоких, дружеских отношений с нашей семьей.
Я благодарен Господу за то, что Он ограждает меня от козней лукавого посредством духовных наставников. Они помогли мне преодолеть трудные времена и уберегли от совершения серьезных ошибок, которые могли бы мне стоить семьи, денежных средств и служения.