Глава 3 .Сказанное слово: настрой на спонтанность

Первый ключ к распознаванию голоса Божьего в глубине сердца – это изучение его звучания. Наш Бог – Бог общения, стремящийся выразить нам Свои мысли. Он дал нам Логос – написанное Слово, чтобы преподать законы, управляющие жизнью на земле, и привести примеры соблюдения или нарушения этих законов. Бог также обращается к нам посредством советов, исходящих от наших друзей-христиан и духовных наставников. Господь создает в нашей жизни различные обстоятельства, чтобы направлять нас согласно Своему замыслу. Таковы основные пути, посредством которых Бог сообщает человеку Свою волю.

Тем не менее, существует еще один способ общения с Богом, доступный Его детям. Мужчины и женщины, о которых мы читаем в Библии, умели распознавать слово Господне, посланное им свыше. Мы тоже способны слышать голос Божий. Кстати, вовсе не обязательно ожидать, что он прозвучит громко. В любом случае мы отчетливо услышим прозвучавший в сердце голос Божий.

Совершенно очевидно, что многие христиане стремятся к такому общению с Господом. Однако некоторые христиане, основываясь на неправильном учении, полагают, что подобные отношения с Господом недосягаемы для них. Невозможность слышать голос Божий объясняется тем, что «библейские мужи и жены были более духовны, чем мы, а посему пользовались большим расположением свыше». Поверив в подобное заблуждение, мы лишаем себя доверительного общения с Господом, ради которого были созданы и искуплены.

Пророк Илия был одним из тех, кому было ниспослано слово Господне. При этом «Илия был человек, подобный нам». (Иак. 5:17) Богу не свойственно отдавать предпочтение кому-либо. Я уверен в том, что каждое чадо Божье способно установить с Господом такие же взаимоотношения, какими наслаждались в райском саду Адам и Ева. Такое же общение с Господом переживал и Моисей в скинии откровения.

Иисус ясно сказал о способности верующих людей слышать голос свыше: «Овцы Мои слушаются голоса Моего». (Ин. 10:27) Я верю в истинность подобного утверждения. Иисус неизменно обращается к своей пастве и она, безусловно, слышит Его голос. К сожалению, преобладающее в современном обществе неправильное отношение к возможности слышать голос Божий настолько затмило наш разум, что мы часто не распознаем звучащий в сердце голос нашего Пастыря. Западная цивилизация настолько пропитана рационализмом, гуманизмом и псевдонаучностью, что практически не остается места для проявления духовности в видимом, материальном мире. При таком подходе, даже усмирив свои блуждающие мысли и услышав голос свыше, мы, вероятно, воскликнем: «Мне пришла в голову блестящая идея!» или «Меня только что осенило!» Человек, полагающий, что он – центр вселенной и источник знания, считает себя «генератором всех идей».

Я, как и многие слушатели моих семинаров, обнаружил, что определенная теоретическая и практическая подготовка и непосредственное отношение к жизни позволяют не только распознавать и слышать голос Божий, но и вести с Ним диалог на основе доверительных взаимоотношений.

Возможно, вы сейчас задаетесь вопросом: «Как мне распознать голос Божий?» Наверное, подобный вопрос волнует больше всего христиан-выходцев из стран запада. На поиски ответа на этот вопрос у меня ушло несколько лет. Я внимательно изучал места в Библии, рассказывающие о том, как верующие во времена Нового Завета получали Божье водительство, и прочел все попавшиеся мне книги об умении слышать голос Божий и о дарах Святого Духа. При этом я полагал, что обретение духовных даров, особенно дар иных языков и их истолкование, должно сопровождаться способностью распознавания голоса Божьего. Авторы многих книг писали о природе духовных даров, но я нигде не находил подробных сведений о том, каким образом Господь употребляет обладателей духовных даров в наше время.

Я по-прежнему стремился услышать веяние тихого ветра, в котором присутствует Господь. Но мне удавалось услышать лишь свои суетные мысли. В отчаянии я воскликнул: «Где же Ты, Господь?» В итоге после годичного поиска и изучения Писания Дух Святой послал мне откровение о том, как распознать голос Божий: он – это спонтанно возникающая в разуме мысль. Ключевое слово в данном случае – спонтанность.

Голос Божий проявляется в духовном общении со Всевышним. Дух Святой обращается непосредственно к моему духу. Этот вид общения ощущается в виде спонтанно возникающих в разуме мысли, понятия, слова, чувства или видения. В то время, как мои собственные мысли носят иной характер – аналитический и познавательный. Во время общения с Богом я вытесняю их, давая полную свободу мыслям, посланным в сердце свыше. Они спонтанны, поскольку являются результатом интуитивного процесса.

Если принять вышеизложенное за развернутое определение голоса Божьего, то мне удалось дать очень простой ответ на весьма сложный вопрос. У всех людей ежедневно появляются спонтанные мысли. Но всегда ли в них звучит голос Божий?

Я отнюдь не говорю, что каждая самопроизвольно появившаяся мысль – результат обращения к нам Духа Святого. Суть в том, что спонтанность – это общение от сердца к сердцу. В то время, как исследование и рассуждение представляет собой общение на уровне разума. Следовательно, желая переключиться от разума к сердцу, необходимо перейти от логического хода мыслей к спонтанному.

В глубине человеческого сердца звучат три вида «голосов», которые нужно отличать друг от друга. Это – голос сердца данного человека, голос Духа Святого и голос сатаны. Переключившись от разума к сердцу, мы уже достигаем определенного прогресса, хотя нам еще предстоит распознать суть звучащего в сердце голоса. Честно говоря, переход от разума к сердцу уже сам по себе – большое достижение для многих христиан западных стран. Далее на страницах книги мы еще обсудим процесс распознавания источника спонтанного потока мыслей.

Но прежде я бы хотел подкрепить данное мною определение сути голоса Божьего соответствующими стихами из Писания и личным опытом.

В конце семидесятых в христианском лагере при Библейской школе «Элим» в городке Лима, штат Нью-Йорк, проводился цикл христианских собраний. Тогда там проповедовал на тему ходатайственной молитвы пастор Джек Хейфорд. Он посвятил много времени изучению этой темы и поиску нужной информации в Писании. По мере того, как Господь направлял поиск в нужное русло, Хейфорд обнаружил, что слово пaгa, которое используется в древнееврейском языке для обозначения ходатайства, буквально переводится как случайная встреча или неожиданное пересечение путей. Не знаю, как вас, но меня такое необычное определение молитвы или ходатайства крайне удивляет. Представьте себе, что мне самому пришло в голову заявить вам о том, что ходатайственная молитва есть ни что иное, как некая «случайная встреча» с Богом или «неожиданное пересечение путей» с Ним. Вы, наверное, почесали бы затылок и подумали, что со мной что-то не так. Так почему ходатайственная молитва представляет собой «случайную встречу» с Богом или «неожиданное пересечение путей» с Ним?

Наверняка в вашей жизни возникали подобные переживания в то время, как вы были заняты каким-либо делом. Например, вы ведете машину и вдруг в сознании всплывает чье-то имя, и в сердце появляется настойчивое побуждение прямо сейчас молиться об этом человеке? Причем, до того момента вы даже не думали о нем. Мысль о данном человеке пришла «неизвестно откуда», но была воспринята как призыв к молитве, как ходатайство за того человека пред Господом. Подобное явление называлось у древних иудеев «пaгa». Когда «случайная мысль» пересекается с нашим логическим мышлением, подобная «случайная встреча» становится поистине божественной встречей. В такие моменты Бог тихо, легко и непринужденно обращается к сердцу человека.

Мысль, пересекающая свойственное человеку логическое мышление, и кажущаяся ему случайной, и есть голос Божий. Надо сказать, что голос Божий не является результатом мыслительной деятельности, он спонтанно возникает в нашем сердце. Он – замысел Божий, искрой вспыхивающий в сердце человека, и проносящийся спонтанной мыслью в его разуме.

Осознание того факта, что я уже слышал ранее голос Божий, явилось для меня волнующим откровением свыше! Я никогда не слышал громко звучащий голос свыше, хотя четко осознавал появление в сознании спонтанных мыслей, осенявших меня мудростью. И в конечном итоге понял, что в поиске голоса Божьего нужно прислушиваться именно к ним. Стремясь услышать голос Божий, я прислушиваюсь к спонтанным мыслям. Записывая интуитивные мысли, а затем перечитывая их, я неизменно поражаюсь их мудрости. Это – обращенные ко мне слова Господни.

Бытие 28:11 является примером употребления понятия пaгa (случайная встреча) в буквальном смысле. В этом отрывке Писания речь идет о том, как Иаков направился в Месопотамию к Лавану и «пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце». Здесь подразумевается, что Иаков непреднамеренно пришел на то место и волей случая (пага) остался там ночевать, заранее не планируя свой маршрут.

Как уже неоднократно говорилось, голос Божий часто появляется в сознании как спонтанный поток мыслей. Но это далеко не единственный способ, который Господь избирает для общения с человеком. На страницах книги ранее уже упоминалось несколько путей распознавания воли Божьей. Иногда в глубине сердца может отчетливо и довольно громко прозвучать голос Божий. Однажды, когда я крепко спал, Господь обратился ко мне по имени. Я сразу же проснулся, послушно отправился в кабинет и начал записывать приходившие мне на ум спонтанные мысли. В то утро я осознал, что Бог избрал для общения со мной два четко различимых способа: иногда Он обращается ко мне вслух, а иногда – при помощи потока спонтанных мыслей. Я пришел к выводу, что чаще всего голос Божий звучит именно как поток спонтанных мыслей, а не как отчетливо слышимый голос.

Затем я открыл для себя определенные характеристики приходящих от Бога мыслей, помогающие мне распознать их.

► Они подобны нашим мыслям с той разницей, что приходят скорее из глубины сердца, а не разума. Они спонтанны и не имеют аналитического или познавательного характера. От меня потребовались определенные усилия для того, чтобы изменить течение своей жизни и перейти от аналитического и логического отношения к жизни к спонтанному. В течение последних нескольких лет осуществление подобных перемен стало целью моей жизни. Раньше, когда я вел автомашину, в моих мыслях всегда проносилась череда событий дня. Всё, что говорили мне другие люди в течение дня, мой мозг пропускал через себя словно компьютер: анализировал и обрабатывал информацию. Таким образом, я жил, постоянно анализируя происходящие в моей жизни события. Но сейчас я больше так не поступаю. Сидя за рулем автомашины, я славлю Бога, делюсь своей любовью с Иисусом, пою Господу песнь любви, давая Ему возможность обратиться ко мне посредством потока спонтанных мыслей. Осознав важную роль любви в жизни человека, я настроен на взаимную любовь с Тем, Кто прежде возлюбил мою душу.

► Готовность к приему спонтанных мыслей даже в тот момент, когда необходимо обдумать важные вопросы, помогает мне получить от Господа мудрость и проницательность. Сначала мне казалось, что «впустую тратя» время на выражение любви к Господу, я уклоняюсь от размышлений о текущих делах и проблемах, решение которых мог бы найти, обдумывая их по дороге на работу. Однако Господь показал мне, что, делясь с Ним своей любовью, я получаю особое вознаграждение от Него: мой труд становится намного плодотворнее; способности к принятию мудрых решений и созиданию развиваются стремительнее; вера многократно возрастает; меня больше уважают и любят окружающие.

Божий голос, как правило, негромок, нежен и легко прерывается любыми проявлениям нашего «я». Если мы прервем поток спонтанных, интуитивных мыслей своими рассуждениями или усилием воли, Господь не станет «перекрикивать» наши мысли или насильно удерживать наше внимание. Молчание продлится до тех пор, пока мы не будем готовы слушать Его.

Когда я учился слушать голос Божий, я осознал необходимость победить в себе склонность к морализированию. Однажды Господь начал говорить мне о том, что прежний ветхий человек должен умереть во мне. Он призывал меня взять свой крест и следовать за Ним, на что я немедленно откликнулся: «Да я и так много знаю об этом, даже подготовил несколько хороших проповедей на подобную тему!» Начав излагать на бумаге все свои знания и убеждения, касающиеся следования за Христом, я вскоре понял, что разум взял верх над спонтанными мыслями и пустился в рассуждения. Осознав ошибку, я взял под контроль свои мысли и позволил интуиции вновь властвовать над разумом.

Затем я обратился к Господу с просьбой восстановить общение в том месте, где оно было прервано и продолжить разговор о необходимости смерти ветхого человека. И Господь откликнулся на мою просьбу! Сказанное Им несколько отличалось от моих прежних представлений и проповедей, которые я произносил на данную тему. Новый взгляд на этот серьезный вопрос внес определенные изменения в мою жизнь и служение.

Прервав в своем сознании голос Божий, не занимайтесь самобичеванием и не терзайте себя чувством вины, отнеситесь к этому легко и вернитесь к спонтанности и интуиции.

Голос Божий легко достигает нас, поскольку Бог обращается к нам от первого лица. Например, Он нередко говорит мне: «Я люблю тебя, Марк». Впрочем, вовсе не обязательно, чтобы всё было именно так. Вам предстоит сделать ответственный выбор в принятии услышанных вами слов в качестве слова от Бога, которое коренным образом изменит жизнь. Это – шаг веры. Каждый приходящий к Господу должен приходить к Нему с верой.

Голос Божий часто содержит в себе послание необычного содержания, которое отличается в лучшую сторону от наших мыслей. Божьему посланию присущи особая мудрость, проницательность, милосердие, целенаправленность. Совершая земное служение, Иисус часто, словно не обращая внимания на заданный Ему вопрос, сразу касался сути дела. В диалоге с нами Бог часто поступает подобным образом.

Сначала у меня возникали серьезные сомнения по поводу ведения записей в молитвенном журнале. Я даже пытался избавиться от него, считая записи в нем плодом собственного воображения, но перечитав журнал вновь, осознал, что не отношусь к жизни так, как личность, чей голос звучит со страниц журнала. Ведь мне свойственен лишь поверхностный взгляд на мир: я только слышу слова людей и откликаюсь на их действия. А записи, сделанные в журнале, отражают желание заглянуть в суть дела, понять мотивы поведения людей и исцелить их душевные раны.

Голос Божий часто вызывает у нас особый отклик. Так, услышав Божье послание, мое сердце переполняется радостным волнением, уверенностью в правильности выбранного пути. Вера во мне многократно возрастает, и я ощущаю приток мощной жизненной энергии, благоговения пред Господом, удивительного мира. Часто мой дух испытывает необычайное оживление, а также ощущение того, что я разделил свое бремя с Иисусом.

Слово, сказанное Богом, содержит в себе всю полноту силы, которая необходима для его претворения в жизнь. Иго Господне благо, и бремя Его легко. Его воля заключается не в том, чтобы поработить нас, а в том, чтобы наполнить нашу жизнь чувством удовлетворенности и радостью. Если Господь призывает нас совершить какой-либо трудный поступок, Он дает нам силы на это. Сказав Богу «да», мы получаем от Него особую благодать, которая, наполняя сердце, помогает творить Его волю. Дух Божий сопровождает Божье слово, сказанное нам, и таким образом Его цель осуществляется.

Духовная способность к восприятию голоса Божьего последовательно возрастает по мере систематического ее использования, что помогает верующему человеку легче и чаще налаживать общение с Богом. Для этого в первую очередь необходимо научиться отличать полученные от Бога мысли от своих собственных. Наверняка Божьи мысли уже посещали вас. Например, вы долго пытались разрешить трудную проблему, и вдруг вас осенила блестящая мысль. Пережив подобное, вы, возможно, приписали эту заслугу себе, мысленно похлопав себя по плечу и заметив: «А ты не так глуп, старина!»

Лично я пришел к выводу о том, что внезапно осеняющие меня мысли, дающие ключ к творческому решению сложных проблем, принадлежат вовсе не мне. Они приходят от Бога, посылающего их в мое сознание. Теперь, когда мне в голову приходит блестящая мысль, я не обольщаюсь, а воздаю хвалу Господу.

Я также обнаружил, что почти каждый христианин пережил в своей духовной жизни один удручающий момент. Возможно, и вы были огорчены тем, что во время молитвы вас неожиданно посещали какие-то непотребные мысли, осквернявшие ее. Большинство людей приписывают подобные мысли себе, испытывая при этом смущение и чувство вины. Осмелюсь предположить, что непотребные мысли принадлежат отнюдь не нам, а сатане, пытающемуся нарушить ход молитвы. Так что не берите на себя ответственность за проделки лукавого и не терзайте себя чувством вины или стыда. В таких случаях я просто заявляю лукавому о том, что я молюсь и требую от него во Имя Иисуса забрать свои непотребные мысли и покинуть меня. Направляя вновь мысли к Иисусу, я сразу же испытываю чувство облегчения: мои сердце и разум свободны от демонического присутствия.

Со временем я научился не приписывать себе ни хорошие спонтанные, ни плохие мысли, возникающие в глубине сердца, отдавая Богу должное за хорошие мысли и осознавая, что непотребные мысли приходят от лукавого.

Дорогие читатели, уж не думаете ли вы, что я собираюсь дать вам совет не прислушиваться к голосу разума, а лишь полагаться на спонтанные мысли, возникающие в глубине сердца, поскольку голос Божий часто взывает к нам именно оттуда? Нет, ни в коем случае! Ведь Творец наделил нас и сердцем, и разумом. Нам не следует пренебрегать одним в угоду другому. Сердце и разум – равноценные дары Всемогущего Бога.

В культуре стран запада разуму уделяется первостепенное внимание. Он стал своего рода идолом. В то время, как чувства и помышления сердца высмеиваются. Многим из нас следует покаяться в том, что мы сотворили кумира из своего человеческого разума и часто недооценивали роль сердечных помыслов. Необходимо просить Бога привести в равновесие роль разума и сердца в нашей жизни. Я именно так и поступил. Покаяние – основа для положительных перемен. Нет никаких сомнений в том, что Господь обладает способностью и желанием гармонично сочетать в человеке разум и чувства.

Каким же образом апостолы получали истинное откровение, исходящее прямо от престола Божьего? Рассмотрим это на примере Луки и Иоанна.

Лука обладал большей склонностью к аналитическому мышлению, чем Иоанн. Он первым описал внутренний процесс получения Божьего послания: «То рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе... » (Лк. 1:3)

Вряд ли человек, написавший эти строки, полностью полагался на интуицию и чувства. Безусловно, Лука обладал аналитическим складом мышления. Тем не менее, Евангелие от Луки является подлинным Божьим откровением.

Иоанн использовал иной подход. По всей видимости он был склонен к мистическому восприятию мира: «Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам... » (Отк. 1: 10, 11) Совершенно очевидно, что подобный подход к получению откровения основан на интуиции и видении! Будучи по натуре совершенно разными людьми они оба получили подлинные откровения, которые актуальны по сей день.

Как видно из этих примеров, существуют по крайней мере два основных подхода к получению откровения от Святого Духа. Подход Луки скорее всего привлечет человека с аналитическим складом мышления. А для человека с хорошо развитой интуицией будет наиболее приемлем подход Иоанна.

Порой возникают трудности в принятии подхода к получению откровения и уважительном отношении к нему, если данный подход коренным образом отличается от наших собственных представлений. Человек с аналитическим складом ума может заявить человеку, руководствующемуся интуицией: «Да спустись, наконец, на землю и прекрати это сумасбродство!»

Интуитивный человек может в свою очередь возразить: « Оторвись от книг и позволь Святому Духу вести себя! Что ты все время рассуждаешь?»

Мы должны с уважением отнестись к тому факту, что Бог дает истинное откровение обеим категориям людей. Меня лично привлекает подход, к которому прибегал Лука. Я внимательно изучаю интересующий меня вопрос, а затем обращаюсь к Святому Духу с просьбой расставить все по своим местам так, как Ему угодно. Мне для получения подлинного откровения необходимо пользоваться не только своими аналитическими способностями, но и позволять интуиции и спонтанности стать неотъемлемой частью этого процесса. Иначе вместо откровения я получу плод своего собственного разума.

Например, раньше, готовясь к проповеди, я внимательно изучал Писание и составлял план проповеди, используя потенциал своего мозга. Если в тот момент меня посещала какая-либо спонтанная мысль, я гнал ее от себя со словами: «Уходи, я готовлюсь к проповеди!»

Сейчас, размышляя над своим поведением, понимаю, что в действительности я удалял от себя спонтанный голос Святого Духа, обращавшегося ко мне во время подготовки к проповеди. Теперь, работая над проповедью или книгой, я позволяю интуиции влиться в ход аналитических размышлений. Это помогает мне более совершенно передать другим услышанный мною чистый голос Божий.

Бог непременно укажет нам правильное, угодное Его воле направление.Человека с ярко выраженным аналитическим складом ума Бог наверняка призовет развивать в себе интуицию. А человека, чрезмерно руководствующегося в своих действиях интуицией, Бог призовет развивать в себе аналитические способности.

Однажды я даже пожаловался Господу на то, что Он поручил мне – человеку, не обладающему от природы интуитивным складом мышления, – учить других людей, как слышать на интуитивном уровне голос Святого Духа. Я недоумевал, почему Господь не призвал к этому служению людей, наделенных даром интуиции. Господь ответил следующим образом: «Марк, чтобы научить интуитивному подходу людей, живущих в обществе, где преобладает аналитический склад мышления, необходимо быть человеком с аналитическим складом ума, пожелавшим развить в себе способность к интуитивному мышлению». Пришлось согласиться с Его мудрым ответом!

Конечно, среди людей, которых я учу, есть немало таких, кто обладает врожденной интуицией и видением. Они пойдут гораздо дальше меня в умении распознавать и воспринимать Божий голос. И это замечательно! Надеюсь, они поделятся со мной своим даром, если у меня возникнет необходимость в этом! Радует то, что у нас нет отношений соперничества в Теле Христовом, и мы служим друг другу своими дарами. Я с радостью послужу ближним даром учителя и буду счастлив, если они разделят со мной дар откровения и распознавания голоса Божьего, чтобы Господь был прославлен в Церкви.

Итак, эта глава была посвящена развитию в себе умения настроиться на спонтанный поток Божьих мыслей. В заключение рассмотрим один из принципов, касающихся распознавания сущности спонтанного потока мыслей. В последующих главах будут рассмотрены другие важные принципы общения с Господом.

Молитва с идолом в сердце

К сожалению, многим из нас свойственно неправильное отношение к молитве. Именно об этом идет речь в Книге пророка Иезекииля: «Посему говори с ними и скажи им: так говорит Господь Бог: если кто из дома Израилева допустит идолов своих в сердце свое и поставит соблазн нечестия своего перед лицем своим, и придет к пророку, – то Я, Господь, могу ли, при множестве идолов его, дать ему ответ?» (Иез. 14:4)

Приходя к Господу в молитве, мы призваны «представить тела наши в жертву живую». (Рим. 12:1) Необходимо полностью отказаться от своей воли в пользу Божьей воли относительно того, о чем мы просим Бога в молитве. Если наше сердце изначально не расположено к такому отношению, мы должны просить Бога сотворить его в нашем сердце еще до того, как мы приступим к молитве. Продолжая молиться об определенной нужде, уже полностью определив свое отношение к ней, мы направляем ход молитвы соответствующим образом. Подобный подход к молитве препятствует осуществлению Божьего водительства и мешает нам услышать предостережения, исходящие от Его престола, в результате чего мы думаем, что Господь поощряет ход молитвы. В действительности молитва, в которой мы выражаем Господу свою волю, не угодна Ему.

Молясь о конкретной нужде, ставшей в нашем представлении важнее Бога, мы получаем ответ от самих себя, а не от Господа. С другой стороны, если Господь занимает в нашем сознании большее место, чем самая острая нужда, о которой мы молимся, тогда от Господа придет ответ в виде истинного откровения, отнюдь не замутненного человеческими желаниями.

Принцип, заложенный в таком подходе к получению откровения, состоит в том, что интуитивный поток мыслей проистекает из видения, стоящего у нас перед глазами. Именно поэтому нам дана заповедь взирать прежде всего на Иисуса, являющегося Начальником и Совершителем веры нашей, чтобы получить от Него истинное откровение.

Пример того, как человек с затуманенным видением получает искаженное откровение, мы ходим в 22-й главе Чисел. Там рассказывается история о том, как царь Моавитский Валак послал послов к пророку Валааму с просьбой проклясть израильтян. Валаам обратился к Богу, и «сказал Бог Валааму: не ходи с ними, не проклинай народа сего, ибо он благословен». (Числ. 22:12) Тогда Валак послал к Валааму более знатных гонцов и пообещал пророку исполнить все его пожелания, если он только согласится проклять избранный народ. Очевидно, пророк позарился на золото и роскошную жизнь, поэтому ответил царским слугам: «...хотя бы Валак давал мне полный свой дом серебра и золота, не могу преступить повеления Господа, Бога моего, и сделать что-либо малое или великое [по своему произволу]» (Числ. 22:18)

Исходя из своих тайных помыслов, Валаам предложил гонцам: «...останьтесь здесь и вы на ночь, и я узнаю, что еще скажет мне Господь». (Числ. 22:19) Поскольку Валаам жаждал получить от царя почести, золото и прочие материальные блага, он снова обратился к Господу с молитвой, но на этот раз уже имея идола в сердце.

Валаам получает от Господа ответ, причем Господь отчетливо видит, что Валаам допустил идола в сердце: «И пришел Бог к Валааму ночью и сказал ему: если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе». (Числ. 22:20)

Естественно, Бог разгневался на Валаама и послал Своего Ангела с обнаженным мечом в руке преградить дорогу пророку. Итак, имея идола в сердце и обращаясь к Богу с молитвой, можно получить от Него утвердительный ответ, но подобное отношение к молитве приведет нас к духовному краху. Значит, обращаясь к Богу в молитве, необходимо быть уверенным в чистоте своих помыслов и взирать на Иисуса как на Совершителя веры, Который куда важнее, чем предмет молитвы. Только тогда удастся получить подлинный и животворящий ответ от Бога.

Логос и рема

Завершая эту главу, хочу заметить, что корейский пастор Йонги Чо высказал мнение о том, что греческое слово рема, которое переводится как «слово», употребляется в Новом Завете для обозначения Божьего слова, звучащего в нашем сердце. Внимательно изучив в Писании случаи употребления данного слова, я согласился с мнением Йонги Чо.

Если вы хотите исследовать эту тему, обратитесь к материалам, приведенным в конце книги: приложение А «Логос и рема в Новом Завете на греческом языке»; приложение В «Перечень семидесяти случаев употребления слова «рема» в Новом Завете на греческом языке» и приложение С «Понимание важного значения слова «рема».

Впредь на страницах книги для удобства я порой буду обозначать Божий голос, звучащий в в глубине сердца словом «рема», поскольку это одно из значений данного слова.

На первых порах мне, как человеку с аналитическим складом ума, было чрезвычайно трудно воспринимать окружающий мир на духовном и интуитивном уровне. Но, продолжая идти по избранному пути, я всё глубже постигал духовное измерение мира. Сейчас духовное восприятие мира стало для меня совершенно естественным, как будто оно было свойственно мне всегда. Бог коренным образом изменил течение моей жизни. Он способен сделать то же самое и для вас.

А сейчас отложите, пожалуйста, книгу в сторону и посвятите пять минут эксперименту. Проверьте, чему вы научились, прочитав данную главу. Возьмите карандаш и бумагу и постарайтесь сосредоточить внимание на следующем видении: вы и Иисус находитесь в каком-нибудь тихом, спокойном месте (желательно, чтобы оно было упомянуто в Новом Завете). Напишите на бумаге: «Господи, что Ты хочешь сказать о теме, которую я сейчас изучаю?» Затем сосредоточьте очи сердца на видении встречи с Иисусом и настройтесь на спонтанность. Затем с верой начните записывать мысли, приходящие вам на ум. В этот момент не отвергайте их и даже не подвергайте сомнению. Просто примите эти мысли с детской верой по мере их появления. Помните о том, что это только эксперимент. По прошествии четырех-пяти минут после того, как интуитивный поток мыслей иссякнет, внимательно прочитайте записи. Соответствуют ли они Писанию, не противоречат ли библейской истине? Хочет ли Господь вам что-то сказать? С помощью такого простого упражнения вы, дорогие читатели, поймете, что уже начали диалог с Богом!

Наши рекомендации