Литургия святого патриарха тихона
Литургия святого Патриарха Тихона
Во время Адвента и Великого поста литургия может начинаться с произнесения Литании.
По воскресеньям и в другие праздничные дни литургия может быть продолжена воспоминанием о нашем Крещении, называемым Аспергерс (Окропление святой водой)
Окропление святой водой.
Ant. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся.
Псалом 50. Помилуй мя Боже, по велице милости Твоей.
Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(не произносится в воскресенье Пассии и Пальмовое воскресенье)
Ant. Окропиши мя иссопом и очищуся. Омыеши мя и паче снега убелюся.
По воскресным дням от Пасхи до Пятидесятницы включительно следующее песнопение должно петься вместо предыдущего:
Я вижу воду, исходящую из храма, с правой стороны. Аллилуиа. И все те, к которым пришла вода, были исцелены, восклицая: «Аллилуиа! Аллилуиа!».
Псалом 117. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Израилев: яко Благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко Благ, яко в век милость Его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко Благ, яко в век милость Его. От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство. Господь мне Помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек. Господь мне Помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение. Глас радости и спасения в селениих праведных: десница Господня сотвори силу, десница Господня вознесе мя, десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня. Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя. Отверзите мне врата правды, вшед в ня исповемся Господеви. Сия врата Господня, праведнии внидут в ня. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. О, Господи, спаси же, о Господи, поспеши же. Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня. Бог Господь, и явися нам: составите праздник во учащающих до рог олтаревых. Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе, Бог мой еси Ты, и вознесу Тя. Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.
Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.
Ant. Я вижу воду, исходящую из храма, с правой стороны. Аллилуиа. И все те, к которым пришла вода, были исцелены, восклицая: «Аллилуиа! Аллилуиа!».
P. О Господи, яви милость твою на нас. Аллилуиа.
R. И даруй нам спасение Твое. Аллилуиа.
P. О Господи, услышь молитву мою.
R. И мой плач да придет к Тебе.
P. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
P. Помолимся.
Милостиво услышь нас, Господи, Святой Отец, Всемогущий, вечный Боже; и соизволь ниспослать Твоего святого Ангела с небес, чтобы защищать и беречь, ограждать и посещать, и стоять на страже всех тех, кто живут в Твоем святом жилище, через Христа, Господа нашего. Аминь.
На праздничной литургии, после того, как совершенно каждение алтаря и священника, священник может начать следующую подготовку:
Р. Во имя Отца, и Сына и Святого Духа.
R. Аминь.
Р. Я войду в алтарь Божий.
R. Даже до Бога моих радости и веселия.
P. Псалом 43. Суди ми, Боже, и разсуди прю мою, от языка непреподобна, от человека неправедна и льстива избави мя
R. Зане Ты еси, Боже, Крепость моя, вскую отринул мя еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?
P. Посли свет Твой и истину Твою, та мя настависта и введоста мя в гору святую Твою и в селения Твоя.
R. И вниду к жертвеннику Божию, к Богу веселящему юность мою, исповемся Тебе в гуслех, Боже, Боже мой.
P. Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя?
R. Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.
P. Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу.
R. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышеуказанный псалом опускается на заупокойных литургиях и в период с воскресенья Пассии до Пасхи.
P. Я войду в алтарь Божий.
R. Даже до Бога моих радости и веселия.
P. наша помощь в Имени Господа.
R. сотворившего небо и землю.
P. Я исповедуюсь Всемогущему Богу, благословенной Марии Приснодеве, благословенному Архангелу Михаилу, благословенному Иоанну Крестителю, святым апостолам Петру и Павлу, всем Святым, и вам, братья: что я сильно согрешил помышлением, словом и делом, моим падением, моим личным падением, моим личным горестным падением. По этой причине я прошу благословенную Марию Приснодеву, благословенного Михаила Архангела, благословенного Иоанна Крестителя, святых Апостолов Петра и Павла, всех Святых, и вас, братья, молиться за меня Господу Богу нашему.
R. Всемогущий Бог да помилует тебя, простит твои грехи, и приведет тебя в жизнь вечную.
P. Аминь.
R. Я исповедуюсь вам, братья, и тебе, отец, ибо я согрешил.
P. Всемогущий Бог да помилует тебя, простит твои грехи и приведет тебя в жизнь вечную.
R. Аминь.
P. Всемогущий и Милостивый Бог да дарует нам прощение, отпущение и освобождение от всех наших грехов.
R. Аминь.
Р. Обратись к нам снова, Господи, и оживотвори нас.
R. Да возрадуются Твои люди в Тебе.
P. Господи, покажи милость Твою на нас.
R. И даруй нам спасение Твое.
Р. О Господи, услышь молитву мою.
R. И мой плач да придет к Тебе.
P. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
P. Помолимся.
Священник входит в алтарь и почитает его лобызанием.
Интроит.
Кирие (Господи помилуй).
Кирие элейсон (Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй).
Христе элейсон (Христе помилуй, Христе помилуй, Христе помилуй).
Кирие элейсон (Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй).
Р. Слава в вышних Богу.
R. И на земли мир, в человецех благоволение. Мы молимся Тебе, мы благословляем Тебя, мы служим Тебе, мы прославляем Тебя, мы благодарим Тебя за Твою великую славу, о Господи Боже, Царю Небесный, Бог Отец Всемогущий.
Господи, Единородный Сыне, Иисусе Христе, Господи Боже, Агнец Божий, Сын Отца, вземляй грехи мира, помилуй нас. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Ты един Свят, Един Господь, един Иисус Христос, со Святым Духом, во славу Бога Отца. Аминь.
Р. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
Р. Помолимся.
Слава не произносится в период Адвента и Великого поста, а также на брачных и заупокойных литургиях.
Градуал.
Офферторий
Р. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
P. Помолимся.
Соответствующий стих поется или читается. Гимн может петься, когда священник готовит приношение хлеба и вина с соответствующими молитвами. На праздничной литургии совершается каждение, кадится приношение, алтарь, священник и люди. После того, как это совершено, священник обращается к людям, приглашая их молитвенно поучаствовать в совершаемом приношении.
Р. Помолимся, братья, чтобы эта моя и ваша жертва была принята Богом Отцом Всемогущим.
R. Да получит Господь эту жертву из твоих рук, к хвале и славе Его Имени, к пользе нашей и всей Его святой Церкви.
Воспоминания.
Помолимся за всю Церковь Христову.
Всемогущий и вечный Боже, Который через твоего святого Апостола научил нас творить молитвы и моления, и благодарения за всех людей, мы смиренно умоляем Тебя милостиво принять сии наши приношения, и внять сим нашим молитвам, которые мы возносим Твоему Божественному Величеству, умоляя Тебя исполнять непрестанно Вселенскую Церковь духом истины, единства и согласия. И сподоби всех тем, кто исповедует Твое святое Имя, быть согласными в истине Твоего святого Слова, жить в единстве и божественной любви.
Мы также молим Тебя, направить и расположить сердца всех христианских Правителей, чтобы они могли истинно и беспристрастно управлять по справедливости, наказывая злых и порочных, и оказывая поддержку принадлежащим к Твоей истинной религии и добродетельным.
Ниспошли благодать, о Небесный Отец, всем Епископам и другим служителям, в особенности (имя) Патриарху нашему, (имя) Митрополиту нашему, и Святому Синоду Антиохии, чтобы они через свою жизнь и учение утверждали Твое истинное и живое Слово, и правильно и должным образом совершали Твои святые Таинства.
И всем людям Твоим даруй Твою небесную благодать, и в особенности здесь собравшимся, чтобы с кротким сердцем и должным почтением они могли слышать и воспринимать Твое святое Слово, истинно служить Тебе в святости и правде все дни своей жизни.
И мы смиренно молим Тебя о Твоей доброте, Господи, утешь и помоги всем тем, кто в этой преходящей жизни находится в беде, печали, нужде, болезни или в другом несчастье.
(возможно перечисление имен)
Префация.
Посему, с Ангелами и Архангелами, и со всеми жителями Небес, мы хвалим и превозносим Твое славнейшее Имя, вовеки молимся Тебе, и говорим:
Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф, Полны небеса и земля славы Твоей. Благословен Грядущий во имя Господне. Осанна в вышних.
Канон Мессы.
Вся слава Тебе, Всемогущий Боже, наш Небесный Отец, по Своей неизреченной милости пославшего Твоего Единородного Сына Иисуса Христа принять смерть на Кресте для нашего искупления, Который через Свое единократное приношение Себя, совершил полную, совершенную и достаточную Жертву, подношение и удовлетворение, за грехи всего мира, и установил, и в Своем Святом Евангелии заповедовал нам продолжать вечное воспоминание Его драгоценной смерти и жертвы, до того, как Он придет снова. (Колокольчик звонит единожды). В ночь, когда Он был предан, Он взял хлеб, и после того, как Он совершил благодарение, преломил его, и дал его Своим ученикам, говоря: «Примите, едите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание».(Колокольчик звонит трижды). Также и чашу после вечери, после того, как Он совершил благодарение, дал ее им, говоря: «Пейте от нее все, сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая, во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание».(Колокольчик звонит трижды)
А потому, Господи и Небесный Отче, в соответствии с установлением Твоего возлюбленного Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа, мы, Твои смиренные рабы, празднуем и совершаем здесь перед Твоим Божественным Величием, с этими Твоими Святыми дарами, которые мы предлагаем Тебе как воспоминание, которое Твой Сын заповедовал нам совершать, воспоминая Его благословенное Страдание, и драгоценнейшую Смерть, Его могущественное Воскресение и славнейшее Вознесение, благодарим Тебя от всего сердца за неисчислимые блага, приобретенные для нас всем этим.
И мы смиренно молим Тебя, о милостивый Отец, услышать нас, и от Твоей всемогущей благости соблаговоли ниспослать Твоего Святого Духа, на Твои дары, на хлеб и вино, чтобы они преложились в Тело и Кровь Твоего возлюбленного Сына. Сподоби нас, в соответствии со святым установлением Твоего Сына Спасителя нашего Иисуса Христа, в воспоминание Его смерти и страданий, причаститься Его наиблагословеннейших Тела и Крови.
R. Аминь, аминь, аминь.
И мы усердно желаем Твоей Отчей благости, милостиво принять эту нашу жертву молитвы и благодарения, смиреннейше молим Тебя, даровать это, через заслуги и смерть Твоего Сына Иисуса Христа, и через веру в Его Кровь, мы и вся Твоя Церковь, да получим оставление наших грехов, и все другие блага Его Страдания. И мы предлагаем и представляем Тебе, о Господи, нас самих, наши души и тела, чтобы быть мудрыми, святыми и жертвенными для Тебя, смиренно молим Тебя, чтобы мы, и все, кто будет нашими соучастниками в этом Святом Причастии, достойно приняли драгоценнейшие Тело и Кровь Твоего Сына Иисуса Христа, были исполнены Твоей благодатью и Небесным благословением, и стали одним Телом с Ним, чтобы Он жил в нас, и мы в Нем. И хотя мы недостойны, из-за наших бесчисленных грехов, приносить Тебе жертву, мы молим Тебя принять этот наш долг и службу, не по нашим заслугам, но извиняя наши преступления, через Иисуса Христа, нашего Господа, Которым и с Которым, и со Святым Духом, вся честь и слава Тебе, Отче Всемогущий, во веки веков. Аминь.
Помолимся. И теперь, как наш Спаситель Христос учил нас, произнесем:
Отче наш…
Агнус Деи.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - помилуй нас.
Агнец Божий, берущий на Себя грехи мира, - даруй нам мир.
(На заупокойных литургиях вместо «помилуй нас» произносится «даруй им покой, даруй им покой, даруй им вечный покой»).
Мы не предполагаем подойти к этой Твоей Трапезе, милостивый Господи, надеясь на свою праведность, но на Твоим бесчисленные и великие милости. Мы не достойны собирать и крошки под Твоей Трапезой. Но Ты, Господи, чье достояние состоит в том, чтобы давать милость, даруй нам, всемилостивый Господи, есть Плоть Твоего возлюбленного Сына Иисуса Христа, и пить Его Кровь, дабы наши грешные тела очистились Его Телом, и наши души омылись Его драгоценнейшей Кровью, и чтобы мы всегда жили в Нем, и Он в нас.
Верую Господи, и исповедую, что Ты есть Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешных спасти, из которых я первый. Еще верую, что это есть пречистое Тело Твое, и это есть честная Кровь Твоя. Молюсь Тебе, помилуй и прости мне Мои согрешения, вольные и невольные, словом, делом, ведением и неведением. И сподоби меня неосужденно причаститься святых Твоих Таинств, во оставление грехов, и в жизнь вечную. Аминь.
Святое Причастие.
Молитва благодарения.
Помолимся.
Священник и народ говорят вместе:
Всемогущий и вечно живущий Боже, мы от всего сердца благодарим Тебя за то, что удостоил накормить нас, получивших сии Святые Тайны, духовной пищей драгоценнейших Тела и Крови Твоего Сына, нашего Спасителя Иисуса Христа. И уверил нас в Твоей благосклонности и благости к нам, что мы являемся членами таинственного Тела Твоего Сына, которое есть благословенное собрание всех верующих людей, и также наследниками в надежде на Твое вечное Царство, через заслуги Его драгоценнейших Смерти и Страстей. И мы смиренно молим Тебя, Небесный Отче, помогать нам Твоей благодатью, чтобы мы продолжили святое общение, и совершали все добрые дела, которые ты предназначил нам к совершению, через Иисуса Христа, нашего Господа, Которому вместе с Тобой и со Святым Духом, вся честь и слава, во веки веков. Аминь.
Р. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
Р. Помолимся.
Отпуст.
Р. Господь с вами.
R. И со духом твоим.
Р. С миром изыдем.
R. Благодарение Богу.
Или, в периоды покаяния:
P. Благословим Господа.
R. Благодарение Богу.
На заупокойной литургии:
P. Да упокоятся они в мире.
R. Аминь.
Благословение.
Мир Божий, который просвещает всякое понимание, да сохранит ваши сердца, и умы в ведении и любви Бога, и Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего, и благословение Бога Всемогущего, Отца, и Сына и Святого Духа, да будет с вами и да пребудет с вами вечно. Аминь.
Затем может быть произнесено следующее:
P. Господь с вами.
R.И со духом твоим.
R. Слава Тебе, Господи.
1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (все встают на колени).
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; (все поднимаются)и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
Литургия святого Патриарха Тихона