Условия эффективного применения
Несмотря на то что проповедник разъясняет текст и дает конгрегации ясное значение библейских слов, не исключено, что кто-то и не почувствует необходимости соотнести Слово Божие со своей жизнью. И главной целью проповедника становится такое изложение Библии, при котором каждый слушатель неизменно понимал бы, что это Слово относится и к нему. Если проповедник хочет, чтобы его слова соотносились с потребностями, чаяниями и тревогами его слушателей, он сам должен предъявить к себе некоторые требования.
Давайте поэтому рассмотрим шесть основных условий эффективного применения проповеди.
1. Необходимо, чтобы за кафедрой стоял человек, живущий согласно Слову Божиему.
Проповедь, которая греет сердце и очищает совесть, не рождается в холодной атмосфере пустого интеллектуализма: она может родиться только в душе человека, который искренне предан Богу. Подобно апостолу Иоанну, проповедник должен быть как можно ближе к сердцу Иисуса, и тогда Его большое сердце наполнит проповедь качествами, которых иначе не достичь.
Однако в наше суматошное и требовательное время, когда на пастора со всех сторон давит бремя разнообразных обязанностей, ему все труднее находить возможность позаботиться о собственной душе. Поэтому нам нужно стараться следовать совету, данному отцом Хендли Маулом своим младшим братьям по миссии: "Тщательно следите за тем, чтобы всякие дела, выходящие за рамки пасторского долга, не заслоняли перед вами необходимость раскрывать великую личность Христа, наполнять людей Его Словом, внося в их жизнь Его свет".
Именно в ходе общения самого проповедника с Иисусом Бог наполнит его уверенностью и правильным знанием, шаг за шагом изменит его характер, сделав из него Своего проповедника и слугу. Как писал апостол Павел, "мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18).
Тесные отношения с Иисусом разовьют в пасторе любовь, мягкость, дружелюбие к пастве. Предметом его миссии станет, говоря словами притчи, не управление стадом, а руководство людьми, "доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова" (Еф.4:13).
Нет альтернативы божественной жизни и Его характеру. Если вы можете проповедовать, но сами живете не так, как завещал Иисус, - вас не поймут или вам не поверят. С другой стороны, жизнь, полная заботой о других, становится лучшей проповедью, которую только может придумать пастор.
Такая жизнь, являющая для других пример, должна стать результатом осознанного соблюдения правил Господних, и ее не добиться ни за неделю, ни за год, ни за пять лет. Такая жизнь может стать результатом лишь постепенной перемены человеческого сознания под воздействием Писания, каждодневного служения Богу. Чего бы это ни стоило, проповедник должен найти время, чтобы осмыслить содержание своих проповедей и для собственной жизни. Только в таком случае он будет иметь право говорить с людьми от лица Бога, стремясь к удовлетворению духовных запросов своей конгрегации.
Очень важно, чтобы проповедник обладал обширным и глубоким знанием как Писания, так и жизни людей. Он должен иметь солидный фундамент общих знаний о мире, а также понимания Библии и ее учения. Проповедник должен постоянно стремиться к самообразованию.
Если проповедник хочет эффективно применять библейские истины, добиваясь того же от своей паствы, он постоянно должен изучать Слово Божие. Наряду с тем, что его жизнь должна быть примером служения Господу, постоянное и глубокое изучение Библии является важной предпосылкой для успешной деятельности. Для такого человека недостаточно обладать глубокой и непоколебимой верой, хорошей академической подготовкой и навыками в разъяснении Библии. Если проповедник положится только на эти свои качества, он едва ли сможет эффективно и адекватно проповедовать. Нужно постоянно стремиться все лучше и лучше узнать Писание, чтобы разъяснять его содержание людям. А этого можно добиться только постоянными усилиями, молитвами, применением библейских истин в собственной жизни.
2. Другое важное качество проповедника - постоянное стремление проникнуть в сущность человеческой природы.
Когда проповедник обращается к аудитории, он находится перед группой людей, каждый из которых сталкивается в жизни с духовными и эмоциональными проблемами. Причем у каждого человека свой комплекс этих проблем. Кроме того, каждый из членов конгрегации находится на своем уровне духовной и эмоциональной зрелости, а также на определенной стадии физического и интеллектуального развития.
Очень важно, чтобы проповедник понимал природу человека, одержимого массой комплексов. Если он хочет быть убедительным в своем стремлении донести Слово Божие, он должен уметь понимать разные состояния людей, различные их идеи, оценки и интересы.
Кроме того, проповедник должен хорошо знать основные чувства и мотивы поведения людей, понимать, как чувства влияют на поведение. Человек, несущий Слово Бога, должен быть в состоянии распознать степень зрелости того или иного индивидуума. А для этого, естественно, и сам проповедник должен быть человеком зрелым, целостной личностью.
Проповедник должен быть хорошо знаком с основными потребностями различных групп людей - например, маленьких детей, молодых людей, одиноких мужчин и женщин, молодоженов, родителей, пожилых граждан.
3. Для того чтобы, соотнести истину жизни в Писании с проблемами и положением людей, проповедник должен быть в курсе жизненных условий паствы.
"Вы - в моем сердце", - сказал апостол Павел христианам. И служитель Господа, который несет людям Его Слово, должен многое знать о людях, понимать и вникать в их положение.
Честный и преданный своему делу пастор, поддерживающий связь со своей паствой, найдет в Писании слова, которые нужны людям именно в данный момент.
Способность видеть живую связь между потребностями людей и Библией будет воспитываться по мере знакомства проповедника с жизнью людей из его общины. На деле бывает так: что если пастор планирует свою деятельность тщательно и с умом, он может многое узнать о конкретных людях, просто позвонив им по телефону. Узнает он и о радостях, и о заботах, о надеждах и опасениях, об успехах и неудачах, - и это позволит ему лучшим образом подготовиться к проповеди в конкретной ситуации.
4. Еще одно качество, которым должен обладать проповедник, чтобы донести до людей Слово Господа, состоит в том, что он должен говорить совершенно естественно.
Чисто ораторские приемы того, как донести до людей библейские истины, не были предметом рассмотрения в этой книге. Но поскольку так много зависит от формы преподнесения материала, возникает естественная необходимость отдельно остановиться на том, как следует произносить проповедь.
По причине большого количества обязанностей в своей миссии и рвения проповедник может просто не сознавать стресса, под воздействием которого он вынужден работать. И порой результаты этого стрессового состояния сказываются, когда человек становится на кафедру. Вместо того чтобы показать все, на что он способен, говоря спокойно и убедительно, проповедник начинает чувствовать себя скованным и взволнованным. Его речь покажется тогда совершенно ненатуральной, а чтобы скрыть волнение, он может начать говорить либо слишком громко, либо слишком патетично.
Когда человек, несущий послание Господа, говорит таким образом, он сам затрудняет себе задачу. Он создает трудности аудитории, которой сложнее понять, о чем говорит проповедник, независимо от того, насколько тверда его вера и насколько важно его послание. Людям будет просто очень трудно следить за такой речью.
Чарльз Гэддон Сперджен однажды сказал, что "высшим мастерством проповедника является искусство говорить". Другими словами, наиболее эффективным способом является изложение материала в обычной разговорной манере, то есть проповедник должен говорить точно так же, как если бы перед ним стоял всего один человек.
Когда оратор произносит свою речь без напряжения, он не только не перенапрягается сам, но и дает возможность своей аудитории внимательно слушать его. Такая манера изложения освободит проповедника от тенденции к искусственным, деланным жестам и фразам. Ведь люди всегда предпочтут слушать того, кто говорит простыми словами и ведет себя при этом очень естественно.
Это, однако, не означает, что пастор не должен проявлять при изложении известной живости. Напротив: радость от того, что он сообщает людям Слово Божие, должна наполнять его сердце ликованием и заставлять говорить с подъемом и энтузиазмом. Серьезность и чистосердечность, с которыми пастор произносит свою речь, даже выражение его лица и глаз, покажут внимательным слушателям, что и сам проповедник рад познанию правды, которую он несет людям Ведь, согласитесь, что нет лучшего красноречия, чем естественная и грациозная манера говорить, произнося слова, которые идут от чистого сердца и рождены любовью.
5. Наконец, для того чтобы люди поверили проповеднику, надо, чтобы он полностью подчинился руководящей силе Святого Духа.
После всего того, что мы узнали о применении, мы должны признать, что степень убеждения в конечном счете зависит от действия "третьей силы" - то есть Святого Духа.
Проповедник может изо всех сил стараться, честно пытаясь донести до слушателей Слово Божие, он может бросать людям самые горячие призывы или предупреждать их о какой-либо опасности самым суровым образом. Но если Святой Дух не повлияет на сердца слушателей и не заставит их сердца биться учащенно, ваша проповедь окажется совершенно бесполезной.
Только Дух истины способен влиять на сознание людей, затрагивать волю, делать душу святой, записывать в сердце законы Божий, изменять поведение человека в соответствии со стремлением быть похожим на Бога. Ведь даже Иисус Христос был зависим от Святого Духа, который вдохновлял Его во дни Его пребывания на земле.
Когда Иисус начал Свое служение на земле, Он изрек "Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем" (Лк.4.8) Отсюда вытекает необходимость водительства Божиего человека Святым Духом, когда он стоит на кафедре, проповедуя людям Слово Божие. Сам Святой Дух должен наполнять силой каждое его слово, Святой Дух должен открывать навстречу этому слову сердца людей.
Подобная проповедь, несущая на себе печать Святого Духа и вдохновленная Им, тесно связана с молитвой священника. Еще апостолы говорили о том, что молитва и проповедь неразрывно связаны друг с другом. А книга Деяний является вдохновенным рассказом того, что Бог пожелал видеть написанным руками этих людей.
Перед великой реформацией церкви в Англии в 1735 году Джонатан Эдвардс предался молитвам, которые без перерыва длились три дня и три ночи. Ходя взад и вперед по комнате, он лишь восклицал: "О, Боже! Дай мне Новую Англию! Дай мне Новую Англию!"
И в следующее воскресенье, когда он читал проповедь по теме "Грешники во власти Бога", Святой Дух снизошел на общину. Мужчины и женщины, присутствовавшие на проповеди, так испугались кары Божией, что с силой сжали руки и вжались в скамьи. Люди обратились к Богу, и с этого дня по стране началась волна обновления, которая быстро охватила всю Англию.