Правила формулирования посылки
1. Посылка должна представлять собой фразу, выражающую, одним законченным предложением главную или центральную идею проповеди.
Как мы уже видели, посылка - это констатация одной главной истины, которую проповедник намеревается обсудить в своей проповеди; правильно сформулированная, она способствует единому направлению мыслей проповеди. Если в посылке имеется не одна важная идея, а более, то все единство построения проповеди мгновенно нарушается. Вот пример подобного высказывания, содержащего две идеи: "Писание учит нас тому, как прожить святую жизнь и быть верными слугами Христа". Здесь мы имеем две посылки, что препятствует сохранению единства мысли в проповеди.
Чтобы центральная идея проповеди являлась законченной мыслью, она должна быть сформулирована в виде законченного предложения. Иными словами, формулировка должна состоять из двух частей: предмета, то есть того о чем мы со6ираемся сказать, и его характеристики, то есть того, что мы собираемся сообщить о предмете. Например, в качестве предмета предстоящего разговора мы можем выбрать второе пришествие Христа. Если взять предмет сам по себе, то формулировка будет неполной, поскольку в ней отсутствует то, что мы хотели сказать о нашем предмете. Поэтому мы должны добавить характеристику в виде именной части сказуемого (или предикативного признака), чтобы точно выразить то, что мы намеревались сообщить о предмете. Итак, мы добавляем к нашему предмету слова: "это надежда страдающих верующих". Соединив предмет и его характеристику, мы получим законченную мысль, выраженную законченным предложением: "Второе пришествие Христа - это надежда страдающих верующих".
2. Посылка должна выражаться повествовательным предложением.
Это означает, что предложение, заключающее в себе тезис или предмет, должно быть четким и утвердительным, но не отрицательным. Такое, например, высказывание: "Мы чтим Господа, когда мы восхваляем Его за Его благодеяния" является повествовательным утверждением. С другой стороны, слова "Мы не чтим Господа, когда жалуемся на непредвиденные обстоятельства", - безусловно, отрицательное предложение.
Обратите внимание на приведенный ниже план и постарайтесь понять, как тезис или посылка выражены в форме повествовательного предложения.
Название: "Жизнь в зависимости".
Посылка: Жизнь христианина - это жизнь в постоянной зависимости.
I. Наше спасение зависит от Христа (Тит.3:5).
II. Наш духовный рост зависит от Слова Божиего (1Пет.2:2).
III. Наша духовная сила зависит от молитвы (Иак.5:15).
IV. Наша взаимная поддержка зависит от общения (1Ин.1:3).
3. Посылка должна выражать вечную истину, при этом обычно употребляется настоящее время.
Посылка - это принцип или истина, которая действует всегда, универсальная истина, которая служит мерилом образа жизни и поведения. Поэтому она обязательно должна иметь библейскую основу, в то же время грамматически она, как правило, должна быть сформулирована в настоящем времени.
Но, как мы уже говорили в первом пункте, нельзя полноценно выразить истину лишь одной фразой или частью предложения, ее нужно изложить законченным предложением, в котором есть предмет и его характеристика. Например, такое выражение как "Потребности Божиих людей во времена испытаний" не является повествовательным утверждением и не содержит истину. Это просто часть предложения, и если проповедник попытается использовать его в качестве посылки, то это приведет лишь к неясности и бессмысленности в изложении проповеди. С другой стороны, если мы говорим: "Люди Божии всегда могут обращаться к Богу во времена испытаний", то высказываем таким образом утверждение истинное всегда и применимое для всех.
Так же должно быть очевидно, что приказ - не принцип и, следовательно, не выражает вечную истину. Приказ - это и не повествовательное предложение. Поэтому было бы неверно формулировать посылку таким образом: "Работайте усердно".
Кроме того, к вечным истинам не относятся географические или исторические ссылки, не упоминаются в них и имена собственные, за исключением божественных имен. Поэтому неправильной будет такая фраза: "Как Господь призвал Амоса из Фекои в землю Иудейскую проповедовать в Северном Царстве, так и сейчас Он призывает некоторых людей отправляться в другие земли служить Ему". Вместо этого мы можем сказать: "Господь во всемогуществе Своем призывает верующих служить Ему там, где Ему угодно".
4. Посылка должна быть изложена ясно и просто.
В предметном предложении не должно быть неясностей или двусмысленностей. Например, если бы в качестве посылки была принята фраза: "Работа вознаграждается", то прихожане могли бы спросить себя: "Чья работа вознаграждается?", "Какая работа вознаграждается?", "Когда работа человека вознаграждается?" или "Какое вознаграждение получает человек за свою работу?".
Но, несмотря на необходимость ясного выражения назидательной идеи, не стоит использовать изысканные или напыщенные слова. Формулировка должна 6ыть настолько простой и понятной, чтобы ее смысл сразу стал ясен слушателям. Например, если мы собираемся говорить о христианском свидетельстве, то можем сформулировать посылку так: "Источающий свет христианин - хороший свидетель Христа".
5. Посылка должна отражать жизненные истины.
Когда проповедник доносит до слушателей слово Писания, он касается таких главных человеческих чувств, как страх, вина, отчаяние, душевная боль, любовь, радость, прощение, покой, благодать и надежда, а также многих других эмоций и устремлений. И поэтому тезис, являющийся душой проповеди, должен быть выражен словами, жизненно важными для людей.
При таком положении дел в тезисе не будет места банальностям. Например, такие предложения, как: "Рыбы могут плыть вверх по течению" или "Вкусы людей различны" не несут в себе особого смысла; даже если их истинность и неопровержима, все равно они не имеют прямого отношения к жизненно важным вопросам.
Поэтому проповедник должен приложить особое старание, чтобы придать предложению, раскрывающему предмет проповеди, вид того, что по праву называют центральной идеей, понятием, выражающим нечто жизненно важное. Другими словами, это должно быть содержательное предложение, исполненное смысла и значения.
6. Посылка должна быть конкретной.
Вечная истина выраженная в посылке, должна быть сведена к конкретному понятию или ограничена им. Если важная идея излагается в слишком общих выражениях, она становится расплывчатой и, таким образом, не привлекает внимания слушателей. Можно привести несколько примеров подобных высказываний:
"Молитва имеет большую ценность";
"Отцы должны воспитывать своих детей";
"Мы должны изучать Слово Божие";
"Христос любит потерянных".
Сравните их с приведенными ниже предложениями и обратите внимание на то, что в каждом случае утверждение, благодаря своей конкретности, становится четким и убедительным:
"Молящийся христианин оказывает огромное влияние";
"Отцы должны проявлять мудрость, воспитывая детей";
"Изучение Слова Божиего дает обильные всходы";
"Любовь Христа простирается на каждого грешника".
7. Посылка должна быть максимально ясной, практически "прозрачной" .
Эффективность тезиса тем больше, чем короче он выражен, при условии, что ясность не приносится в жертву краткости. Поэтому следует избегать затянутых, многословных формулировок. Другими словами, посылка должна выглядеть как четкое простое предложение. Полезно взять за правило использовать при формулировании посылки не более семнадцати слов. Если она будет длиннее, то станет менее действенной. Обратите внимание на краткость тезиса в следующем плане:
Название: "Победоносная жизнь".
Текст: Филиппийцам 1:12-21.
Посылка: Христиане могут вести победоносную жизнь во Христе.
I. Перед лицом несчастий, подобно Павлу (ст. 12-14).
П. Перед лицом сильного сопротивления, подобно Павлу (ст. 15-19).
III. Перед лицом смерти, подобно Павлу (ст. 20-21).
Следует отметить, что тезис - это не формальное оглашение главных пунктов. Цель посылки - не представление плана проповеди, а скорее изложение простыми словами ее главной мысли в виде вечной истины. В таком случае каждый пункт проповеди вытекает из этого предметного предложения и служит развитием одной из его сторон. Следовательно, в рассмотренном только что плане было бы неправильно сказать в посылке, что христиане могут вести победоносную жизнь во Христе перед лицом несчастий, сопротивления и смерти.