Разнообразие в разъяснительном проповедовании
Возможно, читателю к этому времени уже стало ясно, что методика разъяснительной беседы может включать в себя очень многое. Разъяснительный блок может опираться на учение, если текст связан с основополагающими истинами христианской веры. Он может быть молитвенным, содержащим наставления о более тесном общении с Богом. Он может включать в себя этические вопросы, потому что многое в Библии носит этический характер. С другой стороны, он может быть пророческим или отчетливо символичным, если речь идет об объяснении какого-то символа и противопоставлении его символу с противоположным значением. Кроме того, он может быть биографическим или историческим. Другие разъяснительные блоки, прежде всего евангелического содержания, предоставляют особую возможность продемонстрировать задачи Евангелия.
Многие главы или фрагменты Писания столь богаты разнообразным материалом, что один отрывок может обладать сразу несколькими вышеупомянутыми характеристиками. Хотя в основе разъяснительной проповеди должна лежать одна главная идея, ход изложения одной проповеди может включать в себя такие элементы, как демонстрация Евангелия, богословское учение и наставление или слово утешения верующим.
Чтобы дать представление о разнообразии материалов, которые могут быть затронуты в ходе проповеди, мы представляем четыре примера планов разъяснительных проповедей. Первый из них основан на исторической части Евангелия от Иоанна, а именно - Иоанна 11:1-6; 19-44; второй - на последней части притчи Христа о блудном сыне, речь в которой идет о старшем брате, Луки 15:25-32; третий же построен на древнееврейской поэзии, псалом 22; а четвертый взят из послания Павла Ефесянам 4:30-5:2.
Название: "Лучший Друг".
Текст: Иоанна 11:1-6, 19-44.
Предмет: Иисус - наш лучший Друг.
I. Иисус - любящий друг (ст. 3-5).
1. Который любит каждого из нас в отдельности (ст. 3-5).
2. Который, тем не менее, позволяет несчастьям обрушиваться на нас (ст. 3).
П. Иисус - понимающий Друг (ст. 21-36).
1. Который понимает нашу скорбь (ст. 21-26,32).
2. Который сочувствует нашей глубочайшей печали (ст. 33- 36).
III. Иисус - могущественный Друг (ст. 37-44).
1. Который может творить чудеса (ст. 37).
2. Который совершает Свои чудеса, когда мы соглашаемся на Его условия (ст. 38-44).
Название: "Фарисей: вчера и сегодня".
Текст: Луки 15:25-32.
Предмет: Черты фарисейства, проявляющиеся в поведении старшего брата.
I. Он надеялся на собственную праведность (ст. 29-30).
1. На что указывают его собственные слова о послушании (ст. 29).
2. На что указывает его отношение к брату (ст. 29-30).
II. Он был человеком, не расположенным к любви (ст. 28- 30).
1. На что указывает его отношение к возвращению брата (ст. 28).
2. На что указывает то, что он практически отказывается от брата (ст. 30).
III. Он был человеком, склонным выискивать недостатки (ст. 25-30).
1. Он нашел недостатки у своего брата (ст. 30).
2. Он нашел недостатки у своего отца (ст. 29-32).
IV. Он был упрямым человеком (ст. 28-32).
1. На что указывает его отказ войти в дом (ст. 27-30).
2. На что указывает его непреклонная позиция (ст. 29- 32).
Примечание: Хотя последний план проповеди внешне не содержит позитивного, конструктивного по характеру учения, по мере развития плана становится очевидным, что верующий должен воспитывать в себе прямо противоположные черты характера.
Название: "Псалом довольства".
Текст: Псалом 22.
Предмет: Причина довольства овец Господа.
I. Пастырь овец (ст. 1).
1. Божественный Пастырь (ст. 1).
2. Личный Пастырь (ст. 1).
П. Забота об овцах (ст. 2-5).
1. Покой (ст. 2).
2. Водительство (ст. 3).
3. Утешение (ст. 4).
4. Изобилие (ст. 5).
III. Надежды овец (ст. 6).
1. Светлые надежды в этой жизни (ст. 6).
2. Благословенные надежды на грядущее (ст. 6).
Название: "Хождение путями любви".
Текст: Ефесянам 4:31-5:2.
Предмет: Истинный христианский характер.
I. Его отмечает отсутствие любых проявлений враждебности (4:31).
1. В каком бы ни было виде (ст. 31).
2. В какой бы ни было степени (ст. 31).
II. Его отмечает позиция всепрощения (4:32).
1. По отношению друг к другу (ст. 32).
2. В виду благодати Божией для нас (ст. 32).
III. Его отмечает позиция расположения, основанная на любви (5:1-2).
1. Подобающая сынам Божиим (ст. 1).
2. Любовь, подобная любви Христа (ст. 2).
Обратите внимание, что в каждом из этих планов все подпункты, как и главные пункты, взяты из одного и того же отрывка.
Учащийся вспомнит, что, согласно определению, в основе разъяснительной проповеди лежит "достаточно большой отрывок из Писания". До сих пор представленные планы строились на основе довольно коротких отрывков, но проповеди, построенные на более длинных отрывках, вносят значительное разнообразие в проповедование. Однако в таких проповедях невозможно затронуть все положения рассматриваемого текста. План сможет отразить только самые значительные характеристики отрывка. Ниже мы приводим план разъяснительной проповеди, охватывающей все Первое послание к Фессалоникийцам.
Название: "Сильнейшие стороны Церкви".
Текст: 1 Фессалоникийцам.
I. Вера (1:1 - 2:16).
1. Основанная на Слове Божием (1:2-5,9-10; 2:13).
2. Помогающая верующим не сгибаться перед лицом испытаний (1:6; 2:14-16).
II. Любовь (2:17 - 4:12).
1. Проявляемая верующим к старшим по вере (3:6).
2. Проявляемая верующими друг к другу (3:12; 4:9-10).
III. Надежда (4:13 - 5:28).
1. Основанная на возвращении Господа в Свои владения (4:13-18; 5:9-10,23).
2. Стремящаяся к воссоединению с ранее ушедшими любимыми (4:13-18).
В Иоанна 12:41 мы читаем, что Исаия "видел славу Его [Иисуса] и говорил о Нем". Эта фраза из Евангелия от Иоанна привлекает наше внимание к книге Исаии, по которой мы строим следующий основной план:
Название: "Наблюдая славу Христа".
Предмет: Предсказания в книге Исаии, касающиеся Христа.
I. Мы видим Его в тайне Его воплощения (7:14; 9:6).
II. Мы видим Его в чуде Его божественности (9:6).
III. Мы видим Его в скромности Его служения (42:1-7; 49:5- 6; 50:4-10; 52:13; 53:12).
IV. Мы видим Его в агонии Его заместительной жертвы (52:13 - 53:12).
V. Мы видим Его в славе Его грядущего царства (11:1-16; 59:20 - 66:24).