Концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДУХОВНУЮ РАССЛАБЛЕННОСТЬ

СЛОВО ПАСТЫРЕЙ

Евангельский расслабленный (см. Ин.5:1–15)38 лет провел у Силоамской купели в ожидании исцеления и был в итоге избавлен от тяжелого недуга Самим Спасителем. Тот несчастный был в течение долгих лет физически расслаблен и обездвижен, мы же зачастую бываем обездвижены духовно. О том, как бороться с духовной расслабленностью и, в частности, с нежеланием молиться, ходить в церковь и участвовать в ее Таинствах.

***

«Надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину,а просто брать себя “за шкирку”»

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель Петропавловского собора г. Саратова, главный редактор портала «Православие и современность»:

— Та духовная расслабленность, о которой мы говорим, ни в коем случае не является состоянием нейтральным, с пребыванием в котором можно мириться. Это болезнь, и ее обязательно нужно лечить. Можно, конечно, сказать, что для современного человека подобная расслабленность характерна в принципе: его ум, нервная система буквально истощены потоком информации, которую он без устали поглощает из интернета, телевидения, радио, просто из окружающего его мира, наполненного яркими, въедающимися в память рекламными образами. Жизнь сейчас очень быстрая, наполненная суетой и неизбежными в условиях суеты стрессами, и она тоже это расслабление обуславливает. Много еще разных «расслабляющих» факторов действует — всех не перечесть.

Чтобы не потерять тот самый огонь (Лк. 12:49), нужно постоянно раздувать угли

В христианстве эта внешняя дисциплина должна стать внутренней. Чтобы не потерять тот самый огонь (Лк. 12:49), нужно постоянно раздувать угли. Для христианина это — чтение свв. Отцов. Тут я хочу обратить внимание, что нашу литературу условно можно разделить на информационную и деятельную. Первая — это всевозможные рассказы и описания: жития святых, история Церкви, литургические и полемические сочинения. Вторая — это непосредственно аскетическое богословское наследие, которое учит, как бороться с конкретным грехом, с той или иной страстью, в общем — как вести духовную жизнь. Часто сталкиваешься на исповеди, что человек, начитанный в информационной литературе, не знает азов духовной жизни, правил молитвы, ведения духовной брани и прочего. Конечно, аскетическая литература не так легко читается, как жития — тут, бывает, по два раза перечитываешь одну страницу. Чтение аскетической литературы — такой же духовный труд, как, скажем, молитва. К этому тоже надо себя принуждать. Но и отдача будет непременно: хоть на 10-й странице, хоть на 100-й. Без знания аскетики христианин уподобляется солдату, который изучил кучу литературы про автомат Калашникова, про сражения и героев, которые им пользовались, а самого автомата никогда в руках не держал. И самая первая аскетическая книга — «Поучения аввы Дорофея». Самой собой, что воплощать написанное в жизнь нужно осмотрительно, по совету с духовником.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДУХОВНУЮ РАССЛАБЛЕННОСТЬ

СЛОВО ПАСТЫРЕЙ

Евангельский расслабленный (см. Ин.5:1–15)38 лет провел у Силоамской купели в ожидании исцеления и был в итоге избавлен от тяжелого недуга Самим Спасителем. Тот несчастный был в течение долгих лет физически расслаблен и обездвижен, мы же зачастую бываем обездвижены духовно. О том, как бороться с духовной расслабленностью и, в частности, с нежеланием молиться, ходить в церковь и участвовать в ее Таинствах.

***

«Надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину,а просто брать себя “за шкирку”»

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель Петропавловского собора г. Саратова, главный редактор портала «Православие и современность»:

— Та духовная расслабленность, о которой мы говорим, ни в коем случае не является состоянием нейтральным, с пребыванием в котором можно мириться. Это болезнь, и ее обязательно нужно лечить. Можно, конечно, сказать, что для современного человека подобная расслабленность характерна в принципе: его ум, нервная система буквально истощены потоком информации, которую он без устали поглощает из интернета, телевидения, радио, просто из окружающего его мира, наполненного яркими, въедающимися в память рекламными образами. Жизнь сейчас очень быстрая, наполненная суетой и неизбежными в условиях суеты стрессами, и она тоже это расслабление обуславливает. Много еще разных «расслабляющих» факторов действует — всех не перечесть.

Концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное

Как это состояние преодолеть? Необходим постоянный труд, работа над собой, направленная на приобретение крайне ценного навыка: концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное. Необходимо понуждение себя: надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину, а просто брать себя «за шкирку» и тащить в нужном направлении. Это на самом деле практически всегда возможно, за очень-очень редким исключением. И так же практически всегда приносит рано или поздно свои плоды: мы очень зависим именно от навыков, и если навык преодолевать себя нами приобретается, то в дальнейшем он превращается в своего рода духовную палочку-выручалочку. А самое главное: Господь, видя, что мы не сидим сложа руки, а боремся, пытаемся хоть крошечными шажками, но двигаться вперед, Сам помогает нам, подает Свою благодать, и уже она наполняет нас такой нужной, такой необходимой нам силой. Ведь это лишь Он, как когда-то, так и сейчас восставляет расслабленных от одра...

И еще никогда не надо забывать о таком универсальном средстве для выхода из состояния расслабления, как молитва. Не обязательно храмовая, не обязательно даже в предстоянии перед иконой в молитвенном углу (хоть это и очень важно), пусть хоть самая краткая, но постоянная, искренняя, болью сердца наполненная: «Выведи меня, Господи, из этого состояния, помоги стать живым для Тебя, научи творить волю Твою, дай силу, цельность, крепость душевную и телесную...». И она тоже не останется без плода.

***

«Внимание и трезвение — основа духовной жизни»

Священник Сергий Бегиян, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в городе Столбцы, Белоруссия:

— Как избежать духовного расслабления? Это сложный вопрос, потому что быть все время напряженным невозможно. Даже сердце — и то расслабляется, хотя бы частями. Если все время напрягать мышцу, то когда-нибудь ее надорвешь, и потом она будет долгое время не дееспособна. Да и церковный устав показывает, что у человека должны быть периоды обострения духовной брани — например, пост, и периоды расслабления — святки, Светлая неделя и т.д. Проблема в том, что мы часто не умеем расслабляться так, чтобы потом было легко снова войти в режим внимательной духовной жизни. Как же научиться этому: расслабляться в меру, не растягивать Светлую неделю до Вознесения? Здесь, с одной стороны, есть психологический нюанс. Мы так «изнемогаем» от духовного труда, что к Пасхе не приходим, а приползаем. Мы бываем истощены не столько от скудного питания, сколько от того, что привыкаем вне поста жить вольготно. Пост так резко сужает пространство для ума, что в светлые праздничные дни ум начинает «разговляться» напропалую: смотреть всякие передачи, фильмы, а тут еще замена обычного молитвенного правила краткими часами Пасхи, — все это в конечном итоге приводит к тому, что в среду после Радоницы многие спохватываются только к обеду, что ведь это собственно постный день — первый после Пасхи.

Внимание и трезвение — основа духовной жизни. Кто старается все время, а не только в пост, жить внимательно, у того нет проблем войти после праздника в духовную колею. Это можно сравнить со спортом. Любой спортсмен даже во время отпуска все равно будет стараться сохранять себя в нужной форме, — и не будет считать эти минимальные тренировки какой-то нагрузкой. Так и во время интенсивной тренировки, когда уже сердце готово выскочить, тренер говорит: «2 минуты на отдых». Вроде в изнеможении садишься на пол, но через две минуты, подгоняемый тренером, встаешь — и чувствуешь себя намного больше отдохнувшим, потому что тебе заранее дали установку: отдых длится всего две минуты, и больше тебе сидеть никто не даст. Поэтому подсознательно за это время мышцы расслабляются так, как у иного за полчаса. А если бы мы сами себя контролировали, то отдыхали бы гораздо дольше.

Наши рекомендации