Создание голема согласно текстам кружка «умозрения»

Один из самых любопытных текстов, свидетельствующих о формировании представления о големе в средневековой еврейской литературе, содержится в мистическом трактате Толкование Тетраграмматона10, дошедшем до нас в нескольких рукописях. Этот трактат связан с особым течением мистической мысли, о которой нам известно очень мало. Первым исследователем литературы этого течения был Гершом Шолем, который дал ему наименование «Кружок Умозрения», по названиюКниги Умозрения11, самого значительного из сочинений, созданных авторами этого круга.

Исследования Шолема показали, что в рамках «Кружка Умозрения» была разработана особая мистическая символика, которая существенно отличалась и от системы символов ранней каббалы, и от символики германских хасидов. Центральное место в учении этого кружка занимает довольно странная мистика цветов, светов, искр, вместе с разветвленной системой высших сил, порождающих друг друга в процессе эманации; в ряде источников указывается, что сил насчитывается 13.Книга Творения была основополагающим текстом для этого кружка, и многие пассажи в этих сочинениях представляют собой толкование тех или иных мест в этой книге. Как и в Книге Творения, мистика чисел играет здесь центральную роль, буквы алфавита и их комбинации служат ключом для понимания глубинного смысла космической и Божественной реальности.

Нам неизвестно, когда и где развертывалась деятельность кружка «Умозрения». Можно предположить, что это происходило в Провансе или в Северной Испании в конце 12 и начале 13 века. По-видимому, этот кружок оказал большое влияние на первых каббалистов в Провансе и Героне, усвоивших многие из его символов и понятий. Влияние, по-видимому, было обоюдным: некоторые из младших представителей кружка «Умозрения» усвоили каббалистические понятия, в связи с чем можно встретить сочинения, относящиеся к позднему периоду творчества кружка, которые совмещают его характерную терминологию с каббалистической доктриной сефирот. Поскольку трактатТолкование Тетраграмматонане обнаруживает никакого влияния каббалистической терминологии, его можно отнести к раннему этапу деятельности представителей кружка «Умозрения», возможно, к самому началу 13 века. Пассаж, посвященный созданию голема, приводится в Толковании Тетраграмматона как цитата из древнего источника.

Толкование Тетраграмматона

В Книге упования, которую написал рабби Йеуда бен Бтера, мы находим следующий рассказ. Иеремия (мир ему!) занимался Книгой Творения в одиночку, и раздался глас небесный и рек ему: «Приобрети себе товарища!» Пошел он к бен Сире, сыну своему, и они вместе занимались Книгой Творения на протяжении 3 лет, дабы исполнить то, что написано: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Господа…» (Мал 3:16)❋Полностью этот стих звучит так: «Тогда говорили друг с другом боящиеся Господа; и внимал Господь, и выслушал, и написана была памятная книга пред Ним для боящихся Господа и чтущих Имя Его» (Мал 3:16, перевод Йосефона). Мишна заключает отсюда: «если двое сидят и между ними пребывают слова Торы, то Шехина почиет между ними» (Авот 3:2).. По завершении 3 лет, когда пожелали они сочетать алфавиты путем Соединения, Обобщения и Изречения❋В кружке «Умозрения» говорится о 5 видах операций с буквами, обозначаемых терминами Устроение (тиккун), Соединение (церуф), Изречение (маамар), Обобщение (михлал) и Исчисление (хешбон)., и создался у них некий человек, на лбу которого было начертано: Адонай Элоим Эмет («Господь Бог есть истина») (Иер 10:10), и был в руке у него нож, и он стирал им алеф в слове эмет («Истина») – и оставалось мет («Мертв»).

И разодрал Иеремия одежды свои и сказал Иеремия ему: «Почему ты стираешь алеф в слове эмет (“Истина”)?» И ответил тот: «Я расскажу тебе притчу. На что это похоже? На строителя, который построил много домов, городов, посадов. И никто из людей не замечал его искусства, не познавал его разумения и мастерства, до тех пор, пока не явились двое людей, которые уговорили его, и он научил их тайне своего искусства. И начали они оскорблять его своими речами, пока не покинули его общества и не стали сами строителями, подобными ему. Ту работу, за которую он брал динар, они выполняли за 6 грошей. Когда заметили это люди, они прекратили почитать первого мастера и стали приходить к тем двоим, и почитать их, и обращаться к ним по всем делам строительства, в которых они нуждались.

Так же и Творец. Он сотворил вас по образу Своему, и подобию, и форме. И теперь, если вы, подобно Ему, создадите человека, то скажут: «Нет других богов в мире, кроме этих!» Сказал ему Иеремия: «Коли так, как можно это исправить?» Он ответил: «Напишите алфавиты в обратном порядке на том прахе, в который помыслами вашего сердца была вброшена \душа\, и не помышляйте о них путем почтения и Устроения (тиккун), а путем Обобщения (михлал) и Изречения (маамар) в обратном порядке». И сделали они так, и превратился тот человек в прах и пепел. И сказал тогда Иеремия: «Воистину, не подобает человеку изучать эти вещи с целью применения, а только для того, чтобы познать величие и могущество Творца мира».
(Рукопись Флорентийской Библиотеки № 41, с. 200.)

В приведенном рассказе содержится резкая полемика, направленная против практики создания голема, полемика, которая могла иметь место только в том случае, когда такая практика была известна и распространена. Автор делает выразителем своей позиции самого голема, заставляя его объяснить причину запрета на практическое применениеКниги Творения. Причина этому заключается в том, что, занимаясь такой практикой, человек вступает в конкуренцию с Творцом. Автор приводит притчу, в которой он уподобляет Творца мира ремесленнику, чье положение гарантировано до тех пор, пока ему удается сохранить при себе секреты ремесла. Как только он делится своей тайной с двумя приятелями, они становятся его конкурентами и начинают выполнять те же работы, что и он, но за меньшую плату. Более того, они оказываются в центре внимания, удостаиваются почета и уважения со стороны окружающих, тогда как настоящий мастер оказывается забытым.

Анализ притчи и вытекающих из нее следствий убеждает нас в том, что мы имеем дело с весьма радикальной концепцией творения. Согласно этой концепции, способность творения принадлежит Богу не в силу того, что Он есть Бог, а в силу знания тайн Книги Творения. В тот момент, когда Он открывает это знание людям, они обретают способность творения, сравнимую со способностью Божества. Те, кто изучают Книгу Творения подобающим образом – на протяжении 3 лет12 – могут повторить деяния Бога, сотворившего мир, по крайней мере в том, что касается творения человека.

создание голема согласно текстам кружка «умозрения» - student2.ru

Иллюстрация 3

Берайта Йосефа бен Узиэля, заключительный лист. Манускрипт Библиотеки Британского Музея № 5510, Harley.

❒ Вопрос 13
Перечитайте Вопрос 8 в этой части нашего курса и ответьте в связи с последними текстами: нет ли в них умаления Божественного достоинства? ❑

Как мы видели ранее, уже в рассказе из Комментария ко Книге Творения Йеуды Барселонского (см. выше, параграф ‎11.3.2.2) Книга Творенияприравнивается к самой Торе по святости и значимости. Настоящий текст идет еще дальше, приписывая тем, кто постиг эту книгу, неограниченные возможности творения, которые делают их соперниками самого Бога. Единственный способ избежать того, чтобы люди, могущие творить, не затмили Бога, состоит в их добровольном самоограничении: мудрецы, изучающие Книгу Творения, должны проявлять сдержанность и ограничиваться теоретической стороной предмета, не помышляя о его практическом применении. Иными словами, адепты тайного знания, постигшие Книгу Творения, являются потенциальными соперниками Божества, и от них требуется проявлять сдержанность для того, чтобы не вступить в действительное соревнование с ним. Следует обратить внимание на то, что одновременно с возвеличиванием Книги Творенияпроисходит и возвеличивание мистика.

Трудно усомниться в том, что приведенном фрагменте отразился длинный путь развития представлений о Книге Творения и о создании голема с ее помощью. Нам неизвестно время появлении данного текста, поскольку он приводится как цитата из «Книги упования, которую написал рабби Йеуда бен Бтера». Такая книга не упоминается в других источниках, и никто из известных нам мудрецов, носивших имя Йеуда бен Бтера❋Известны рабби Йеуда бен Бтера, живший в середине 1 в. н. э., и его потомок с тем же именем, живший во 2 веке. не может быть ее автором. Возможно, таким образом, что Книга упования– фикция автора Толкования Тетраграмматона, хотя и не исключено, что такой источник действительно существовал в древности, но впоследствии его следы затерялись.

Следует обратить внимание на еще два важных момента, касающихся рассматриваемого текста: во-первых, это замена Авраама в качестве героя рассказа на Иеремию и, как следствие, замена Сима на бен Сиру, сына Иеремии. В рассказе, приводимом у Йеуды бен Барзилая, Авраам на протяжении 3 лет изучает Книгу Творения, взяв себе в товарищи Сима, в Толковании Тетраграмматона то же самое делает Иеремия вместе с бен Сирой. Возникает вопрос: что привело к такой замене персонажей? Во-вторых, в этом фрагменте дается конкретное описание способа возвращения голема в исходное состояние, описание, из которого можно узнать о способе его создания. В следующем параграфе мы остановимся на первом из отмеченных моментов, а в дальнейшем – на втором.

Наши рекомендации