Имманентность и трансцендентность

Рассмотренная концепция привела германских хасидов к религиозно-философскому парадоксу, который нельзя было разрешить без привлечения новых концепций, выходящих за рамки чисто теологической проблематики. Главным источником парадокса была концепция Божественной бесконечности, воспринятая ими от Саадии Гаона. Германские хасиды свели вместе трансцендентность Бога (учение о том, что Он отдален, возвышен и непостижим настолько, что невозможен никакой контакт между Ним и миром) с радикальным понятием имманентности, концепцией, согласно которой Бог присутствует во всяком месте, в глубине сотворенной материи, в среде греха и скверны. Рассуждая на эту тему, Эльазар из Вормса использовал неоплатонические понятия, которые, по-видимому, дошли до него окольным путем. Так, например, он толкует выражение «глубь блага и глубь зла» в Книге Творения как указание на Бога, который равно присутствует как в глубине блага, то есть света и духовного бытия, так и в глубине зла, то есть грубой материи.

Возникает вопрос, действительно ли представленная концепция учит об имманентности Божества? Не является ли присутствие Бога, распространяющееся в равной степени повсеместно, присутствие неизменное и не зависящее от того, что происходит в каком-либо месте, а потому и не влияющее на происходящее, присутствие автоматическое и совершенно пассивное, не является ли такое присутствие по сути дела своего рода трансцендентностью? Если, несмотря на нахождение Бога в вещи, Его присутствие в ней никак ее не изменяет, можно ли сказать, что Он близок к ней? Именно равномерность Божественной имманентности свидетельствует, так сказать, о равнодушии Божества по отношению к миру, в котором Оно находится, о Его отдаленности и уходе от него. Такое Божество, находящееся, казалось бы, совсем рядом, оказывается совершенно недоступным, так что никакой религиозно значимый контакт с Ним оказывается невозможным. Также и Оно Само не совершает действий, носящих религиозный, исторический, провиденциальный смысл. Термин «трансцендентная имманентность» внутренне противоречив, но складывается впечатление, что именно он отражает характер концепции, которой придерживались германские хасиды, по-своему воспринявшие идеи Саадии Гаона и автора «Гимна единственности».

Таким образом трудность, на которую указывал Моше Таку13, остается не преодоленной: в чем смысл вездесущести Божией? К каким изменениям она приводит, в чем ее значимость, какое влияние она оказывает на духовную жизнь человека? Возможен только один ответ: такое повсеместное присутствие не имеет никакой религиозной значимости. Вездесущесть Бога была логически необходимым следствием анти-антропоморфной концепции Божества, обязательным выводом из отрицания у Него всякой формы и предела. Она отнюдь не выражала духовного переживания близости между человеком и Богом, а ведь именно такое переживание вдохновляло представления об имманентном Божестве на протяжение истории религий.

❒ Вопрос 14
Не предполагает ли, на Ваш взгляд, отождествление материи со злом, а духа с добром, дуалистической концепции мироздания? ❑

Многие философы-рационалисты видели свою задачу в выяснении теологических положений. Они старались проделать исчерпывающее исследование возможных выводов из этих положений, выводов, которые надлежит принимать, каковы бы они ни были, в силу их логической необходимости. В отличие от философов, германские хасиды были небезразличны к религиозным следствиям развиваемых ими концепций, поскольку их главная цель состояла в обосновании религиозно-этических ценностей. По этой причине в их учении на вопрос о смысле божественной вездесущести был дан четкий и окончательный ответ. Этот ответ не был порождением уже описанной нами в этой части курса теологической концепции, а следовал из ответа на другой вопрос, также упомянутый выше: Что созерцали пророки в своих видениях, если у Божества нет облика? Что, в таком случае, подразумевается в библейском тексте, описывающем зримый образ Бога?

Пророки видели не Самого Бога, а Славу Божию, подчиненную божественную ипостась, явленную людям как следствие эманации. Антропоморфные выражения в Писании, также как и рассказ Талмуда о том, что Бог облачается в тефиллин, или описание Божьего Тела и его членов в трактате Меры Тела и в других древних мистических текстах – все это относится не к сокровенному Богу-Творцу, а к Славе Божией. То же самое касается и Божественной имманентности: универсальная, лишенная религиозного смысла имманентность сокровенного Бога действительно существует, но наряду с ней существует и имманентность другого типа: наличие в мире Славы Божией.

Слава, в отличие от сокровенного Божества, не присутствует всегда и везде. Для ее присутствия необходима причина, она находится в подобающем месте и в должное время. Именно в ней находит выражение близость человека к Богу, к ней может обратиться человек, ищущий этой близости. Имманентная Слава есть не автоматическая, детерминированная вездесущесть, она является лишь тогда, когда становится искомой и необходимой.

В следующей части курса мы разберем, каким образом парадокс «трансцендентной имманентности» нашел свое разрешение в учении о двух системах имманентности – одной, универсальной имманентности сокровенного Бога, оказывающейся обязательным выводом из теологических предпосылок, и другой, отвечающей религиозным потребностям – имманентной Славы Божией.

1 Примерно в то же самое время сходная концепция появляется в каббале.

2 «Школой умозрения» принято называть группу авторов анонимных текстов, появившихся, по-видимому, в начале 13 века в Провансе (условное название школы дано по заглавию одного из основных сочинений этой группы – «Книги умозрения»). «Школа умозрения» развивала мистику неоплатонического характера, продолжавшую традиции Книги Творения и литературы Чертогов.

3 Этот вопрос будет рассмотрен более подробно далее, в параграфах 9.2.3 и 9.2.4, а также в 10 части курса.

4 Например, учение об Именах Божиих

5 В религиоведении антропоморфизм – воззрение, приписывающее Богу человеческий облик (от греч. anthrōpos– человек и morphē – форма). В средневековых еврейских текстах в аналогичном смысле используется термин «агшама» – «придание телесного, материального облика».

6 О «литературе единственности» см. также 3 часть курса, параграф 3.2.1.

7 См. Й. Дан, «Литература единственности германских хасидов» (ниже, приложение 1).

8 См. параграф 1.3.2 в 1 части курса.

9 См. параграф 3.4.4 в 3 части курса.

10 Полный текст «Гимнов единственности» был опубликован А. М. Аберманом (см. приложение 3 к этому тому нашего курса).

11 См. параграф 1.2.1 в 1 части курса.

12 С натурфилософских позиций эту же концепцию развивал философ и врач Шабтай Доноло (Италия, 10 век) в своем толковании к стиху «сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26). О Шабтае Доноло см. параграф 1.4.3 в 1 части курса.

13 См. выше, параграф 9.2.3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Германские хасиды были убеждены в том, что обладают древней эзотерической традицией, позволяющей им проникать в глубинные смыслы Священного Писания и обретать знание сокрытых там тайн. В первой половине этой части курса мы рассмотрели два пути постижения Божественных тайн, которыми следовали германские хасиды. Первый из них исходит из того, что Божественная истина хранится – в скрытом виде – в священном тексте, в Писании, Талмуде и Мидраше. Второй путь, который хасиды обозначали фразой «Памятными сделал Он чудеса Свои», предполагает, что тайны Бога можно раскрыть, постигая Его чудесные деяния, вложенные Им в земную реальность в виде необъяснимых, необычайных феноменов.

Два этих подхода, толкование священного текста на основании эзотерической традиции и принцип «Памятными сделал Он чудеса Свои», служат методологической основой хасидской теологии. Кроме этого мы обсудили структуру и тематические рамки хасидской доктрины, воспользовавшись для этой цели перечнем «врат», который Эльазар из Вормса приводит в своей Книге Премудрости.

Во второй половине этой части курса мы занимались фундаментальными проблемами хасидского учения о Боге. Их сочинения, и в особенности хасидская «Литература единственности» свидетельствуют о стремлении избежать антропоморфизма, дать иносказательное истолкование библейским стихам, описывающим Бога в телесном образе. В этом вопросе взгляды хасидов приближаются к воззрениям философов, в особенности к воззрениям Саадии Гаона. Согласно их взглядам, Бог бестелесен и нематериален, Он представляет собой чисто духовную сущность, обладающую бесконечным величием и могуществом. Поскольку Бог по сути Своей безграничен, Он должен пребывать во всем, даже в грубой материи и в нечистых местах. Германские хасидыприходят, таким образом, к парадоксальной доктрине: с одной стороны, Бог трансцендентен, пребывает вне мира, будучи бесконечно превознесен над ним, так что никакой контакт с Ним невозможен. С другой стороны, Бог имманентен и пребывает в любом месте вселенной, даже в среде нечистоты и греха.

Разрешение этого религиозного парадокса достигается с помощью иерархической концепции Божества. Сфера Божественного содержит как высшие, сокровенные и непостижимые аспекты, так и аспекты подчиненные, присутствующие в мире и раскрывающиеся перед достойными этого людьми, то есть, пророками. Явленная ипостась Божества именуется Божьей Славой, и о ней пойдет речь в следующей части этого курса.

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К ДЕВЯТОЙ ЧАСТИ

Ответ 1

По-видимому, хасиды полагали, что рабби Аарон принес в Италию традицию вавилонских гаонов, наследников амораев, которые, в свою очередь, были продолжателями учения таннаев и мужей Великого Собрания. Согласно легенде рабби Аарон был сыном вавилонского гаона, и, тем самым, носителем традиции вавилонских академий.

Ответ 2

В ритуале передачи Имени можно указать на элементы, восходящие к талмудической традиции. В частности, моральные требования к ученику, которому передают тайное знание («Это Имя передают только тому, кто скромен»), очевидным образом основаны на Талмуде (см. Киддушин 71а).

Ответ 3

Секретность традиции не обязательно свидетельствует о ее мистическом содержании. Эзотеризм характерен для мистических традиций, однако не всякое тайное знание носит мистический характер. Традиция может храниться в секрете из почтения к ее святости, для того, чтобы уберечь ее от недостойных, – даже в том случае, когда для ее постижения не обязательно мистическое озарение.

Ответ 4

Как нетрудно убедиться на опыте, нет такого утверждения, которое нельзя было бы доказать с помощью подобных методов интерпретации. Гематрия, замена, нумерология позволяют толкователю достичь любой цели, которую он поставит перед собой, в том случае, если он свободен в выборе толкуемых стихов и способов употребления герменевтических приемов.

Ответ 5

Такой подход построен на убеждении, что вселенная создана речением Бога. Буквы, посредством которых оформляется Божье речение—это буквы ивритского алфавита. Тот, кто занимается комбинациями этих букв, отчасти приоткрывает таящиеся в них божественные творческие потенции. В этой сфере нет ничего случайного, и посвященный способен постигать тайны, сокрытые в буквах, их начертаниях и комбинациях, будучи в полной уверенности, что он приобщается тем самым к источнику божественной силы и мудрости.

Ответ 6

Общим основанием для этого может служить та связь тайной традиции с этикой, пример которой мы видели в ритуале передачи Имени: высокий уровень нравственности является необходимым условием для получения и постижения божественных тайн. По этой причине этические вопросы входят в состав эзотерической доктрины, по крайней мере в качестве введения к ней.

Ответ 7

Использование этой концепции предполагает веру в реальность магических феноменов и в способность магии изменять природный ход явлений – иначе магия не могла бы служить отправной точкой для выводов о неизмеримо более могущественных Божьих силах. Однако это не означает, что сами хасиды занимались магией: они могли ссылаться на магические феномены и без того, чтобы считать магическую практику дозволенной.

Ответ 8

Теолог может использовать принцип «Памятными сделал Он чудеса Свои» для получения любого результата. По сути дела, рассуждение, основанное на этом принципе, служит обоснованием заранее заданного вывода. Стоит обратить внимание, что точно такая же ситуация имела место и с герменевтическими принципами интерпретации текста.

Ответ 9

Поскольку Саадия Гаон был главой талмудической академии в Суре, германские хасиды считали Книгу верований и мнений, равно как и другие его сочинения, изложением традиции вавилонских академий. Таким образом, их рецепция философских тезисов Саадии была обусловлена традиционным авторитетом гаонов, а не логической убедительностью его аргументов.

Ответ 10

В глазах германских хасидов латинский язык и латинские тексты были инструментами ненавистной для них католической церкви, которая постоянно преследовала евреев и вынуждала их платить жизнью за преданность вере. Они не допускали мысли, что церковные писания могут содержать истины, заслуживающие признания. Резкое неприятие латинского языка и христианской философии со стороны хасидов вытекало из их стремления не иметь ничего общего с христианством и со всем, что могло быть связано с ним.

Ответ 11

Трактат Меры Тела(Шиур Кома) – одно из важнейших сочинений, принадлежащих литературе Чертогов и Колесницы. Кроме того, это единственный из текстов, имевшихся в распоряжении германских хасидов, который содержит написанное на иврите обсуждение образа Бога. Откровения, содержащиеся в книге, излагаются от имени таннаев рабби Акивы и рабби Йишмаэля; они описывают Бога, опираясь на стихи Песни песней. Изображаемый в Песне песней Царь (Возлюбленный, Пастух) есть не кто иной, как Сам Бог (называемый в трактате «Творцом Начала»). Основная тема книги – описание членов Тела Бога, их размеров, исчисляемых в тысячах миллиардов и триллионов фарсангов, а также мистических Имен, связанных с каждым из членов.

Ответ 12

По мнению Моше Таку, философия – это по сути дела новая религия, в корне противоположная иудаизму и враждебная ему. Он резко выступает против теологической доктрины Саадии Гаона, утверждая, что она не имеет оснований в еврейской традиции и представляет собой проявление еретического духа, нечто вроде нового христианства или караимства.

Ответ 13

Наиболее значимым для германских хасидов было сравнение Бога, наполняющего мир, с душой, наполняющей тело. Имманентность Бога уподобляется здесь присутствию души в теле.

Ответ 14

Нет. Онтологической основой обеих сфер – и духовной, и материальной – служит присутствие в них незримого Бога. Именно учение об имманентном Божестве, согласно которому Бог присутствует даже в сфере материи и зла, не позволяет развиться дуалистическому противопоставлению благой духовной реальности и дурной
материальной реальности.

ЧАСТЬ ДЕСЯТАЯ.
УЧЕНИЕ О СЛАВЕ БОЖЬЕЙ.

Введение.

10.1. Учение о Славе Божьей

10.1.1. Поэтапное развитие учения о Славе Божьей

10.1.2. Спор о сущности Славы Божьей

10.1.3. Мнение первого мудреца

10.1.4. Мнение третьего мудреца

10.1.5. Второй мудрец: Слава, слиянная с Творцом

10.1.5.1. Слава как эманация

10.1.5.2. «Благость Славы»

10.1.6. Роль Славы в религиозной системе хасидов

10.1.7. Слава и Первосоздатель

10.2. Учение о Славе и «Особый Херувим»

10.2.1. «Суждение о богобоязненности и вере»

10.2.2. «Величие» и «Святость»

10.2.3. Молитва и антропоморфные образы

10.2.4. Эманация «из Его великого огня»

10.2.5. Сокровенная Слава

Заключение

Ответы на вопросы

ВВЕДЕНИЕ

Концепция Славы Божьей, применяемая для истолкования фундаментальных религиозных представлений об откровении и явлении Божества, является одним из наиболее характерных элементов эзотерической доктрины германского хасидизма. Влияние этой концепции прослеживается и в позднейших мистических учениях. В 13 веке некоторые из ее положений становятся частью учения каббалистов и в этом качестве продолжают свое существование на протяжении последующих поколений.

Поскольку концепция Славы в учении германских хасидов чрезвычайно сложна и многопланова, нет никакой возможности изложить ее даже частично в рамках учебного курса. В связи с этим мы решили сосредоточить внимание на двух фрагментах, анализ которых сможет пролить свет на некоторые из центральных аспектов указанной концепции. Один из фрагментов принадлежит Йеуде Хасиду, другой относится к числу произведений, созданных кружком «Особого Херувима».

Работа с этими важными и сложными текстами, их тщательный анализ, помогут нам уяснить ряд основных положений учения германских хасидов о Славе Божьей. Назовем вопросы, которым мы хотим уделить особое внимание:

• Пути формирования концепции, усматривающей в Божестве иерархию различных сил;

• Полемический момент концепции, разногласия и споры, сопровождавшие ее становление;

• Концепция Славы как ответ на вопросы, связанные с антропоморфизмом в Писании и в традиции, в частности, как ответ на вопросы о том, чтó видят пророки, когда им является Бог, или о том, как должно представлять себе Бога во время молитвенного обращения к Нему?

Концепция Славы Божьей служила в германском хасидизме для решения проблем, связанных с явлением Божества в мире. В ее основе лежит положение, приписывающее сфере Божественного многослойную структуру; посредством этого положения решали хасиды различные теологические и экзегетические трудности.

УЧЕНИЕ О СЛАВЕ БОЖЬЕЙ

Наши рекомендации