Врата, относящиеся к эзотерическому учению
К этой категории принадлежат врата, посвященные теологическим вопросам эзотерической доктрины: «Врата Имени» (11), «Врата Имен» (54), «Врата Деяния Начала» (56), «Врата души» (59), «Врата Славы» (58), «Врата Тайны» (70), «Врата веры» (2.4), «Врата мудрости» (2.5), «Врата истины» (9), «Врата Колесницы» (55), «Врата ангелов» (61) и так далее. Практически для каждого из перечисленных заголовков можно указать сочинение Йеуды Хасида или Эльазара из Вормса, полностью или частично посвященное ему. Так, например, можно упомянуть важное сочинение рабби Эльазара, «Врата тайны, единства и веры», заглавие которого явным образом отражает систему «врат», которую мы описываем здесь. Другой его труд, Тайны тайн, включает разделы, посвященные Деянию Начала, Деянию Колесницы и другими темам, связанным с вопросами о душе, ангелах и Славе. «Книга Имени» также посвящена Деянию Начала и Деянию Колесницы. Таким образом, приведенный выше список оказывается не просто теоретической схемой; он может служить путеводителем по тайному учению германских хасидов и в методологических, и в содержательных его аспектах.
Подведем итоги: возможно, не все хасидские авторы были знакомы с фиксированным перечнем «врат» и возможно, что этот список циркулировал в различных вариантах. И все же он дает нам основания утверждать, что занятия тайной доктриной среди германских хасидов не были полностью бессистемными, им была задана рамка, весьма широкая и гибкая, но все же достаточно четко определяющая предмет изучения. В своей Книге премудрости рабби Эльазар из Вормса не ограничивается списком – он демонстрирует некоторые из упомянутых в списке герменевтических методов, интерпретируя с их помощью первые стихи книги Бытия. В имеющихся в нашем распоряжении рукописях эти примеры занимают примерно половину Книги премудрости.
РАСКРЫТИЕ БОГА В МИРЕ
И философы, и каббалисты рассматривали познание материальной действительности в качестве одного из путей постижения Бога. По мысли философов, творение отмечено печатью Творца, и законы мироздания суть отражение природы Бога. В силу этого созерцание мировой гармонии, изучение естественных наук и астрономии может наставить человека в познании Бога, Творца и Промыслителя. С точки зрения каббалистов, творение мира есть акт символического самовыражения Божественной сущности, так что вся низшая реальность—не что иное, как символ реальности высшей и, в конечном счете, самого Бога. Таким образом, созерцание окружающей действительности может приблизить человека к постижению божественных тайн.
На предыдущих страницах мы отмечали, что германские хасиды учили о двух источниках истины: устной традиции и священном тексте, толкуемом согласно традиции. Возникает вопрос: а как же природный мир с его закономерностями, Божье творение, которое окружает нас? Разве не скрывает оно в себе тайны, в которых отражена сущность сокровенного Бога, его Создателя? Ответ на этот вопрос поможет нам понять, как взаимодействовало традиционное эзотерическое учение германских хасидов с природной, социальной и исторической реальностью, в которой они жили, и, тем самым, каково было их отношение к окружающему миру.
Иллюстрация 3
«Средство, чтобы остановить кровь из носа». Магический рецепт, приписываемый рабби Йеуде Хасиду. Манускрипт Берлин—Марбург, Музей Этнографии, Берлин (№396 по каталогу Алони-Левингера).
Ответ на этот вопрос можно найти в рассуждении, приводимом в важном фрагменте под заголовком «Тайна единства» рабби Йеуды Хасида11.
Тайна единства.
Это слова рабби Йеуды Хасида и тайна единства…
И если скажешь ты: «Как уверует сердце в то, что Благословенный знает всякую вещь, исследует и постигает все в единый миг?» – так ведь и сердце человека может мыслить две мысли одновременно❋В согласии с библейскими и средневековыми представлениями, сердце рассматривается здесь в качестве органа мышления., и можно воспринимать в одно мгновение множество цветовых оттенков, причем они не мыслятся поочередно, а разом все вместе. Тем более Творец, благословен Он, Который видит и наблюдает все, и чудеса Его – напоминание о единстве Его. И если скажешь: «Как сердцу уверовать в то, что в мире есть Бог, коль скоро глаз никогда не видел Его?», то можно ответить: «Вот, например, когда солнце светит в окно, мы видим мелкие пылинки, поднимающиеся и опускающиеся в столбе света, а ведь пыль есть и в воздухе, который окружает этот столб света, только там невидима она из-за отсутствия света. И вне дома, на солнце, не видно ее, хотя и там она есть. Неужели из-за того, что Он невидим, мы будем отрицать Его (да не будет этого!), неужели не скажем: “Давайте рассуждать по аналогии, пока не познаем истину.” Ведь, например, зимой, в зимнем доме или в бане, когда они натоплены, глаз не видит дыхания, выходящего изо рта и ноздрей, и летом также не видна теплота дыхания. В зимние же дни, когда дыхание человека теплое, а окружающий воздух холоден, два разнородных качества встречаются, и мы видим теплоту, которую теплый воздух делал неразличимой. Также когда человек умирает, мы не видим, чтобы нечто выходило из него, и даже если расчленить мертвое тело, не найти там мысли и разумения, хотя ясно, что они существуют в нем.
А если ты скажешь, что мышление в теле подобно зрению в глазе: если глаз ослепнет, то зрение покидает его, также и мысль покидает тело умершего, то знай, что мысль не прекращает своего действия, ведь колдунья вызвала Самуила [после его смерти] и он говорил с Саулом❋См. I Сам 28.. Следовательно, первое мнение справедливо, ведь даже после того, как погибает тело человека, колдунья может вызвать его душу, следовательно, человеческая душа пребывает неощутимо. И так же Благословенный, несмотря на то, что невозможно увидеть Его, подобает верить, что Он сущ. И еще, если пройдут по лесу тур, олень или онагр, и следы их будут неразличимы, охотничья собака все равно почует и настигнет их. И так же способна собака учуять вора среди тысячи людей; даже если он зароется под землю, собака учует его, разроет землю лапами и доберется до него; и если спрячется он в печи и закроется заслонкой, собака тоже найдет его. И вот, собаке, одной из тварей Его, дал Творец разумение находить вора, чтобы поучились люди тому, что «Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие» (Иов 34:22), и еще тому, что есть запах, издаваемый человеком, который незаметен для глаз. А если скажешь ты: «Как видит Творец то, что происходит в месте нечистоты, и как Он может пребывать в месте прелюбодеев и грешников?», то разве не уразумеешь ты этого из души, которой ни тело, ни телесная скверна не могут причинить ущерба. А Творец, благословен Он, – нет ничего, что пристает к Нему, нет ничего, что могло бы отторгнуть Его всепроникающее единство и бытие, и потому позор и нечестие греха не в силах изгнать из мира единство бытия Его. А слова Писания: «Чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор 23:15) говорят не о том, что бытие Его отступит от тебя, а о том, что Его помощь и спасение, которые обычно близки к человеку, отступают от тех, кто отвернулся от Него, но остаются близкими к боящимся Его. А если спросишь ты: «Почему Творец не открывает Себя взорам?», то на это можно ответить, что всякая вещь, которую может охватить глаз, имеет предел, меру, облик и цвет; она должна находиться перед зрителем, а не позади него. К Нему же, благословен Он, все это неприменимо.
И еще бывает, что конь внезапно встает как вкопанный, хотя мы и не видим, чтобы кто-нибудь сдерживал его, так, что всадника постигает то, что предопределено ему. Но это Благословенный послал Своего ангела, который удерживает коня, не будучи при этом виден. И так сказано в книге Даниила: «Бог мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам» (Дан 6:23), хотя ангел и не был виден. И можно это уподобить хлебу, пропитавшемуся вином: нет места, где вина бы не было. Так и Святой, благословен Он, наполняет все, и нет места или вещи, где Он бы не присутствовал.
(Из: Тайны тайн рабби Эльазара из Вормса, изд. Йисраэля Камельхара, Билгорай 1936, сс. 1-2.)