Почтение к ученику и учителю
Приводимые ниже материалы наглядно иллюстрируют трудности, возникающие при объединении двух аксиологических концепций, когда возникает необходимость одновременно сохранять чисто этические ценности и не поступаться представлением о первостепенной важности классической еврейской учености и познания Торы. Эта проблема присуща еврейской религиозной традиции, которая всегда высоко ценила занятия Торой и отводила почетное место людям, посвящающим этому свою жизнь. В последующих параграфах во всей своей остроте поднимается вопрос о нравственном долге, стоящем перед мудрецами и их учениками.
§783
Один ученик имел обыкновение подробно расспрашивать учителя. Сказал другой ученик: «Когда же он кончит спрашивать, мне тоже надо задать вопрос!» Мудрец ответил ему: «Молчи и примечай! Именно молчание поможет тебе в учебе, ведь ты узнаешь и то, что я отвечу ему, и то, что потом разъясню тебе».
§784
Ученик, который присутствует на публичном выступлении учителя, не должен задавать ему вопросы, если только не уверен, что тот найдет, что ответить, и не осрамится. Нельзя прилюдно срамить ближнего и не следует возражать тому, кто, разъясняя всякую ерунду, пытается отделаться отговорками.
§785
Одному заике требовалось много времени, чтобы выговорить каждое слово. А когда над ним смеялись, он гневался. Сказал ему учитель: «Не задавай мне вопросов при всех. Подожди, пока мы не останемся одни, и тогда напиши, что тебе непонятно, а я отвечу».
§786
Праведники могут накладывать обязательства на хасидов и богобоязненных людей и определять наказания за их нарушение. Даже если большая часть общины не могла бы выполнять эти требования, достаточно того, что некоторые люди добровольно примут их на себя. Например, ученики, присутствующие на занятиях, могут договориться, что тот, кто перебивает другого и не дает ему высказаться, будет наказан, а также, что тому, кто отвлекается на разговоры о суетном или с опозданием приходит в дом учения или синагогу, не имея на то уважительной причины, полагается телесное наказание или денежный штраф.
§787
Любовь должна иметь свою меру. Как бы ни любил человек своего учителя, это не должно помешать ему покинуть учителя или забрать от него своего сына, если он видит, что занятия с ним не приносят пользы. Сказано: «Пред лицом разумеющего – мудрость» (Пр 17:24) – следует учиться у разумеющего. Почитание учителя – это грех, если из-за этого ты узнаешь меньше, чем мог бы, занимаясь с другим человеком, и приносишь в жертву успехи своего сына… Но негоже и позорить своего первого учителя, говоря: «Я ушел от этого несведущего малого...».
Из §787 следует, что преданность учителю не является высшей ценностью. Автор Книги хасидов полагает, что основной целью отношений между учеником и его наставником должно быть постижение Торы. Ни близкая дружба, ни глубокое уважение к учителю не должны воспрепятствовать ученику перейти от него к другому, если ученику кажется, что так он достигнет больших успехов в учебе; вместе с тем, он должен приложить максимальные усилия для того, чтобы не обидеть первого.
§790
Приводя разумное объяснение, интересное возражение или удачный ответ на вопрос, услышанный из уст еретика, выкреста или человека, введшего в грех других, не следует упоминать его имени. Тому, кто хочет повторить сказанное ребенком или презираемым всеми человеком, лучше не называть их имен при людях, о которых он знает, что тогда они ни за что не согласятся с его словами, даже если слова эти справедливы. Но если он знает, что у того презираемого человека, которому принадлежит понравившаяся ему мысль, в общине есть тезка, то можно сказать (например, если его имя Реувен): «Я слышал это от Реувена». А если его спросят: «От какого Реувена?», пусть не отвечает, разве что тот сам присутствует при разговоре. Но если тот богобоязненный человек, то сам скажет ему: «Не упоминай моего имени, тогда все согласятся со сказанным тобой».
Детальные наставления, подобные данным в §790, характерны для автора Книги хасидов. Мы не найдем в книге требования вообще указывать источники цитируемых изречений и идей❋К примеру, в Мишне, в трактате Авот (6:5), говорится: «Приводящий высказывание от имени того, от кого его слышал, приближает час [мессианского] избавления».; предполагается, что это требование должно быть и так известно читателю книги. Именно исключения из правила заслуживают обсуждения: когда не следует говорить, кто является автором той или иной мысли? В каких случаях нравственный долг требует опустить имя человека, чье мнение ты приводишь? Ответ дается в виде описания нескольких конкретных случаев, сопровождаемых наставлениями о возможности косвенного указания на источник приводимых слов.
❒ Вопрос 15
Как согласуется содержание §790 с тем, что, как мы знаем, германские хасиды настаивали на анонимности книг и пийутов? (См. часть 4, 4.4.2. в этом курсе). ❑
§791 Тот, кто учился у еврея, который впоследствии стал выкрестом, не должен упоминать имени своего учителя, когда приводит слышанные от него объяснения. [В талмудические времена] раббан Шимон бен Гамлиэль ссылался на рабби Меира так: «иные полагают», а на рабби Натана: «некоторые считают». Что же говорить о людях, которые отвергли всю Тору!
Утверждая, что человек не должен упоминать имени своего учителя, который перешел в христианство, автор Книги хасидов ссылается на талмудический прецедент. В трактате Орайот (13б) Вавилонского Талмуда сообщается, что раббан Шимон бен Гамлиэль не упоминал имен рабби Меира и рабби Натана из-за того, что они впали в грех гордыни, и прибегал вместо этого к евфемизмам: «иные полагают», «некоторые считают».
§798
Как-то раз к одному учителю приехали юноши издалека. Он выделил им комнаты и поставил у кровати каждого наполненную водой лохань. Они спросили его: «Для чего нужна эта вода?» Он ответил: «Вы не ангелы. С помощью воды вы одолеете свое дурное начало, когда оно возобладает в вас. Сказано: “Страх пред Господом чист” (Пс 19:10), а также: “речения чистые” (Пс 12:7). Ничто так не помогает против дурного начала как холодная вода. Сидите в воде, пока не придете в себя.»
§799
У одного старца спросили: «Как тебе удалось прожить столько лет?» Он ответил: «Бывали у меня гости, которые не понимали языка, на котором мы говорим, и продолжали говорить со мной на иврите когда мы были в бане. А я ни в бане, ни в уборной никогда не разговаривал на иврите даже о мирских вещах, хотя это разрешено. И поскольку, дав такой обет, я тем самым добавил к запретам Торы, Господь добавил мне годы жизни».
Евреи разных стран знали иврит, хотя разговорным языком для них были языки окружавших их народов. Беседа между евреем из Германии и его гостем-единоверцем из Франции или Италии – неизбежно протекала на иврите. История, рассказанная в §799, является одним из первых примеров введения ограничений на употребление языка иврит. Впоследствии получила распространение практика отказа от использования священного языка в мирских целях; с этим обычаем можно столкнуться и в наше время.
ПОЧИТАНИЕ ТОРЫ И МУДРЕЦОВ
Ниже мы приводим несколько параграфов, посвященных изучению Торы. Это лишь капля в море по сравнению с изобилием материала на эту тему, содержащегося в Книге хасидов.Эти отрывки наглядно показывают, какое огромное значение придавали германские хасиды изучению Торы и Талмуда. С другой стороны, мы видим осложнения, возникающие при включении ценностей интеллектуального плана в систему этических категорий. Автор Книги хасидов не предлагает простой формулы для решения этой проблемы. Следуя своему обыкновению, он создает богатое полотно, которое показывает, что разум человека, его ученость и познания в Торе не всегда соответствуют уровню его нравственного поведения. Идеалом, однако, является сочетание мудрости и добродетели, к которому и должен стремиться хасид.
§802
Не бери к себе в дом сироту, который имеет пристрастие к сплетничеству, ибо нет в этом заслуги перед Небом. Не бери сплетника себе в ученики, ибо из-за его пересудов не будет покоя другим ученикам. Не держи слуг-сплетников.
§810
Не следует взимать плату за обучение Торе, а также за исцеление ближнего. Пусть врач скажет больному: «Возмести мои расходы. Во-первых, посмотри, за сколько денег я куплю то, что надо для лечения, а во-вторых, сделай все, что требуется, сам, прикажи слуге, найми работника, или же возьми в качестве такового меня, и заплати мне за хлопоты. Не забудь и о хлопотах, которые понадобятся для поисков [всего необходимого]». Или, если врач приходит к больному, то пусть тот возместит ему деньги, которые он мог бы заработать в это время, если бы не занимался его лечением. Врачу не следует брать плату за исцеление, он может требовать только возмещения расходов и вознаграждения за хлопоты. Но если ему скажут: «Мы сами купим все необходимое и сделаем все, что надо; хлопоты мы берем на себя, скажи только, в чем состоит лечение», пусть не берет ни гроша.
Иллюстрация 5
Религиозный диспут. Два участника диспута – это рабби Йицхак (слева), представляющий иудаизм, и Шмуэль из Марокко (видимо, крестившийся), который представляет христианство. Деталь из иллюминированной рукописи, переведенной с латыни на немецкий язык в 14 веке.Королевская Библиотека, Копенгаген.
Еврейский закон требует, чтобы обучение Торе было безвозмездным (см. Вавилонский Талмуд, Недарим 37а). Вместе с тем, этот запрет можно было обойти, платя учителю за то, что он присматривает за детьми, возмещая его расходы и вознаграждая за хлопоты. В этом отношении автор Книги хасидов остается верен Талмуду. Его разъяснения применимы к оплате труда и врача, и учителя. Недопустимо брать деньги за самый акт обучения или исцеления, но разрешается получить плату за расходы и хлопоты. Таким образом могут быть вознаграждены раввин или врач, которые тратят время и силы на занятия с учениками и исцеление больных.
§811
Если к праведнику, не отличающемуся великой ученостью, пришел умный и сообразительный священник, монах или еретик, или же знаток Талмуда, который не боясь греха, стремится к почестям, а также если к мудрецу явился чародей, и незваный гость жаждет вступить в спор о Торе, нельзя разговаривать с ним, чтобы не дать сбить себя с толку. Обо всех них сказано: «Не отвечай глупцу по невежеству его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему» (Пр 26:4). Берегись, чтобы его слова не запали тебе в душу!
§813 «Спроси отца твоего и он расскажет тебе» (Втор 32:7). А если тебе известно, что он не сможет ответить, тогда «старцев твоих, и они скажут тебе» (там же). Но не сказано: «Спроси старцев», так как если ученик уже спросил своего учителя и тот не знает ответа, ему не следует обращаться в присутствии учителя к другим, чтобы не срамить его.
§814 Если человеку известно, что в таком-то городе ученые в Торе мужи недолюбливают друг друга, а он хочет обратиться к ним с галахическими вопросами, пусть не посылает письма только одному из них, а также пусть не пишет: «Вот что я, имярек, хочу у вас [всех вместе] узнать». Ему следует обратиться к каждому из этих мудрецов в отдельности. Ведь если он напишет послание, обращенное ко всем, то те из них, которые утратили страх перед Небом, узнав, какой ответ собираются дать другие, приложат все усилия, чтобы опровергнуть их мнение. Но если он знает, кто из мудрецов того города праведен, а кто не боится Господа, пусть обращается только к праведникам, а не ко всем вместе.
§821
Не следует отдавать сыновей в обучение к гневливым наставникам, чтобы они не подвергались побоям и наказаниям. Один учитель попросил у отца своих учеников поскорее заплатить ему, а когда тот отказался, сказал им: «Да будет воля Господа, чтобы вы не преуспели в занятиях!» Спросил отец мудреца: «Чем они провинились?» Ответил ему мудрец: «Послушай моего совета и найми другого, не столь вспыльчивого учителя для твоих детей. А этому заплати, что положено, до срока. Пусть он расстанется с тобой мирно.»
§822
Не следует проявлять милосердие, когда это ведет ко греху. О чем речь? И у Реувена, и у Шимона есть дети. Сказал Шимон Реувену: «Ты богат, а я беден. Я не могу нанять учителя для моих детей, а ты не настолько богат, чтобы платить учителю вместо меня. Но прояви ко мне милосердие, позволь моим сыновьям учиться вместе с твоими у того учителя, которого ты нанял для них!» Если сыновья Шимона дурного нрава и не любят учиться, так что они могут увлечь сыновей Реувена на дурной путь, пусть Реувен не позволяет детям Шимона заниматься вместе со своими детьми.
§823
Если учитель видит, что некоторые из детей смышленнее других, так что невозможно заниматься со всеми вместе, а следует нанять еще одного учителя для наиболее сообразительных, пусть не молчит, а скажет отцу, хотя самому учителю это и будет в убыток.
§824
«Наставляй юношу по пути его, и он не уклонится от него даже когда состарится» (Пр 22:6). Если ты видишь, что ученик преуспевает в Писании, а не в Талмуде, не направляй его на изучение Талмуда. Если же видишь, что он преуспевает в Талмуде, не направляй его на занятия Писанием. Учи его тому, что у него получается.
§827 Два еврея услышали, как учитель неверно объяснял детям произношение одного слова. Спросил один другого: «Сказать ему, что он неправильно учит?» Ответил его товарищ: «Если вы с ним близки и он не обидится, то скажи. Иначе твой поступок будет подобен кровопролитию. Лучше попроси у кого-нибудь из его близких передать ему твои слова от своего имени, тогда ему не придется стыдиться.»
§830
Не следует браться за такое ремесло, которое не оставляет времени на изучение Торы. Тому, в чьем доме часто бывают люди, негоже наниматься учителем: к нему непременно придут во время занятий, и он не сможет уделять все внимание детям. Тому, кто днем должен учить детей, нельзя вставать ни свет, ни заря, чтобы успеть позаниматься самому: позже он будет засыпать на уроках, а ведь он получает деньги за то, чтобы обучать детей как можно лучше.
Иллюстрация 6
Еврейский врач у постели больного. Гравюра из книги Шовзера Пленариум, Аугсбург, 1487. Из: Georg Liebe, Das Judentum in der deutschen Vergangenheit (Еврейство в немецком прошлом, нем.), Leipzig, hrsg. Eugen Diederichs, 1903.
❒ Вопрос 16
Перечитайте §§811, 813, 814, 821, 824, 827 и 830. Какими качествами должен обладать учитель? Как соотносятся его интеллектуальные способности и нравственный облик? ❑
Подведем итоги. Как видно из отрывков, приведенных в настоящей главе, автор Книги хасидов считает главным не личную преданность наставнику, но успехи в изучении Торы. Отношения ученика и учителя телеологичны, целью их является постижение Торы. Если ученик видит, что, занимаясь со своим нынешним наставником, он не может достичь желательного уровня знаний, ему следует перейти к другому учителю.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В частях 5, 6 и 7 были рассмотрены различные элементы этического учения германского хасидизма.
Этическое учение наряду с учением о покаянии являют собой оригинальный вклад германского хасидизма в развитие еврейской мысли. Хотя автор Книги хасидов и прибегает к Писанию (интерпретируемому, как правило, не буквально), цитирует изречения мудрецов Мишны и Талмуда и опирается на известные правила галахи, это не может затушевать самобытности и своеобразия его мышления.
Характерная особенность антропологических представлений автора Книги хасидовзаключается в той роли, которую он приписывает дурному началу, заложенному в природу человека. Человек создан так, что зло господствует в его душе; по природе своей он не может противостоять искушениям дурного влечения и погружается в пучину греха. Заповеди и нравственные нормы призваны помочь человеку победить свое естество: обуздать дурное начало и встать на стезю добра. Это положение проливает свет на весь комплекс этических концепций германского хасидизма: в их центре стоит идея стойкости в час испытания и воздержания от греха. Отсюда следует, что любви к Богу предшествует страх перед Ним; страх необходим для того, чтобы одолеть дурное начало и выдержать все испытания.
Понятие освящения Имени Божьего приобретает в этической теории германского хасидизма особое значение; оно применяется не только к критическим моментам в истории еврейского народа, но и к повседневной жизни. Выполняя веления Бога, человек должен переносить страдания, проявлять нечувствительность к оскорблениям и презрению, преодолевать искушения, поэтому определенный аспект освящения Имени Божьего присутствует в соблюдении любой заповеди. Отсюда характерная особенность в отношении к заповедям: в германском хасидизме важность заповеди пропорциональна усилиям, затраченным на ее исполнение. Существенную роль играет представление о том, что «в соответствие со страданием и награда»: воздаяние за соблюдение той или иной заповеди определяется не столько ее галахическим статусом, сколько тем душевным напряжением, которого требует от человека ее соблюдение. Эта тенденция именуется «спиритуализацией (одухотворением) заповедей»: подразумевается определение внутреннего, духовного смысла заповеди, стоящего за конкретным действием, к которому обязывает галаха.
Как мы уже указывали, оригинальный характер носит и учение о покаянии, в котором находят свои выражение основные положения этической концепции германского хасидизма. В учении о покаянии можно выделить две основные составляющие. Во-первых, раскаяние проявляется в том, что человек противостоит своему дурному началу, выдерживает испытание и не поддается вновь однажды уже совершенному греху. Во-вторых, от человека требуется ограждать себя от соблазнов, отстранять от себя все мирское.
Избегая греха, хасид ведет образ жизни, отличающийся воздержанием от удовольствий и граничащий с аскетизмом. Досконально выполняя все галахические предписания, он также принимает на себя и дополнительные обязательства в сфере этики и взаимоотношений между людьми; они-то и отличают хасида от его окружения.
Изучая этическую концепцию германского хасидизма, мы видим перед собой идеальный образ хасида – образ, который крайне трудно воплотить в жизнь. Можно предположить, что этические предписания автора Книги хасидов призваны показать, каким, на его взгляд, должен быть совершенный человек. Неясно, однако, в какой степени они претворялись в действительность широкими массами. Видимо, этический идеал германского хасидизма оставался достоянием узкого круга людей.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ К СЕДЬМОЙ ЧАСТИ
Ответ 1
Без сомнения, что это утверждение, подкрепленное авторитетом мудрецов, хотя и укладывается в общую концепцию автора Книги хасидов,не способствует борьбе со злословием в повседневной жизни. Определение вносящих раздор на практике весьма субъективно и неоднозначно. Фактически ничто не мешает любому человеку заявить, что его противник «вносит раздор», и считать себя вправе дурно отзываться о нем. Видимо, автор Книги хасидов уверен, что его слова будут поняты, как должно, и хасиды смогут отличить по-настоящему «вносящего раздор» от порядочного человека.
Ответ 2
Из §§92–101 следует, что автор Книги хасидов предписывает одинаково обращаться с праведниками и грешниками. Более того, бросается в глаза отсутствие какого бы то ни было упоминания религиозного статуса героев рассказываемых им историй. Запрещается обижать, срамить и проклинать как праведников, так и грешников (особый случай описан в конце §91, которого мы коснулись выше в ответе 1). Вместе с тем существует принципиальное различие между евреем и гоем; оно проявляется в §101, из которого следует, что проклятие, обращенное к еврею – более серьезный проступок, чем проклятие в адрес нееврея.
Ответ 3
Приведенные нами параграфы содержат детальные этические рекомендации, регулирующие отношения между людьми в повседневной жизни. Можно предположить, что автор Книги хасидов относил эти предписания о нравственности к области людских – а не божественных – постановлений, необходимость в которых сама собой разумеется, и поэтому не видел надобности ссылаться на библейские тексты или изречения мудрецов.
Ответ 4
В самом деле, в ситуации, описываемой в §109, отражены в миниатюре основные моменты тех историй об испытаниях, с которыми мы неоднократно сталкивались на протяжении этого курса. Испытание предоставляет человеку возможность достичь высокого уровня духовного бытия, однако в нем также заложена и серьезная опасность потерпеть поражение и впасть в грех. Сын добровольно подвергает себя испытанию, тогда как отец, проявляя осторожность и опасаясь неудачи, предпочитает избежать риска и отказывается от возможности возвращения к вере нескольких заблудших молодых людей.
Ответ 5
В §119 возникает конфликт между личным совершенствованием и интересами общины: на одной чаше весов обязанность терпеливо и безропотно сносить оскорбления, на другой – необходимость остановить грешника, нейтрализовать его растлевающее влияние на других. Требуя отлучения негодяя от общины, ее члены тем самым показывают, что они отдают предпочтение выполнению дидактической задачи: демонстративное проявление силы должно остановить того, кто в иных условиях был бы склонен подражать злоумышленнику. Однако главный герой повествования – а вместе с ним и автор Книги хасидов – настаивает, что не следует пытаться достичь этой цели ценой отказа индивида от высшего идеала нравственного совершенства.
Ответ 6
Проблема возникает оттого, что руководство общины распределяет между ее членами установленную заранее сумму налога. Таким образом, тот, кто, утаивая истинные размеры своего состояния, платит меньший налог, перекладывает это бремя на плечи других и тем самым обирает их, ведь они вынуждены платить за него! Чтобы избежать греха, герой рассказа предпочитает заявить, что его доходы в действительности вдвое больше, чем предполагали главы общины.
Ответ 7
В Книге хасидов выдающиеся явления – такие как, например, явления покойника во сне – фигурируют для передачи абсолютной, неоспоримой истины, в отличие от обыденных человеческих представлений, которые могут быть основаны на неполной информации или быть результатом сознательного извращения действительности. Сверхъестественные силы устанавливают высшую справедливость, раскрывают тайны, сообщают решение Божьего суда.
Ответ 8
Позиция германского хасидизма по вопросу равенства между людьми прослеживается на примере описания «золотого века» в истории человечества. То была эпоха, когда все люди были земледельцами и жили в полном равенстве. Пропасть, разделяющая богачей и бедняков, является результатом ущербности общественного устройства, отражением постепенного упадка нравов на протяжении человеческой истории. Германские хасиды стремились добродетельным поведением отчасти исправить тяжкие последствия имущественного неравенства среди людей. В трудах представителей германского хасидизма – и в первую очередь, в сочинениях рабби Йеуды Хасида – содержится немало предложений по исправлению тех или иных изъянов общественного и экономического устройства.
Ответ 9
На основании этих текстов нельзя заключить, что среди евреев средневековой Германии были действительно распространены рабовладение и работорговля. Нередко авторКниги хасидов описывает ситуации, представленные как типичные в Танахе или Талмуде. Таким образом, фабула может быть литературной условностью, а не реалистическим слепком с современной автору действительности. Заметим, что в Книге хасидовмы не находим принципиальных, основанных на этических понятиях возражений против рабовладения, однако само по себе это обстоятельство означает не более, чем согласие автора книги с чисто теоретической возможностью существования этого института.
Ответ 10
В основе истории, рассказанной в §151—принципиальный отказ от какой бы то ни было выгоды, полученной ценой страдания ближнего. Эта идея проявляется здесь в своей крайней форме: мясо коровы, которую посыльный доставил в дом после многих мучений и подвергая свою жизнь опасности, должно достаться собаке; человеку не пристало лакомиться им, насыщаясь за счет бедствий другого. Отметим, что, нося, казалось бы, чисто психологический, субъективный характер, этот принцип в действительности имеет объективное значение: то, что хозяин дома не знал, с каким трудом удалось найти корову, не означает, что он может съесть приготовленное из ее мяса кушанье. Такой поступок сравним с грехом, совершенным по ошибке, от него-то и избавляет мудреца вмешательство небесного Провиденья, выразившееся в том, что все мясо съедает собака.
Ответ 11
Граница между человеческими полномочиями и небесным правосудием проведена следующим образом:
§857 – праведник должен дать милостыню, не думая о наказании, которое постигнет злодея после смерти: судьба грешника – в руках Божьих;
§858 – человек должен молиться об исцелении того, кто заявляет о своей болезни; ненастоящий больной будет наказан Богом за свой обман;
§859 – человек обязан давать милостыню; тот, кто с помощью обмана получает подаяние, будет наказан Богом и завершит свои дни в бедности и нужде.
Ответ 12
В соответствии со сказанным в §865 можно предположить, что в получении милостыни неизбежно есть оттенок греха. Поэтому тот, кому нечем кормить детей, непременно согрешит: либо он примет пожертвования, либо его семья будет жить впроголодь. Слова: «Нет на земле такого праведника, который творил бы благое и не согрешил» цитируются здесь, чтобы показать, что человек в этом мире не может полностью уберечься от греха. Нравственная дилемма, таким образом, превращается в необходимость избрать путь «наименьшего зла». В данном случае тот, кто откажется от милостыни, может подумать, что он избежал греха. В действительности его грех, заключающийся в причинении страдания собственным детям, несравненно тяжелее, чем если бы он согласился принять помощь. Поэтому он должен понять, что жить, не совершая никаких нарушений, невозможно, и пойти на менее серьезный проступок: принять благотворительность.
Ответ 13
Человек, который получает пожертвования, не имея на то достаточных оснований, словно обирает нуждающихся, получая вместо них деньги, предназначенные для благотворительных целей. Один из героев истории, рассказанной в §1677, отказывается просить за себя, чтобы из-за этого не была сокращена помощь, которую должен получить другой бедняк. В §871 описан человек, который сам нуждается, однако, стыдясь сознаться в этом, продолжает давать милостыню. И в этом случае можно сказать, что человек, который получает от него деньги, обирает его.
Ответ 14
Этические принципы, рассмотренные нами в предыдущих частях этого курса, находят свое отражение и во взглядах автора Книги хасидов на общественные проблемы. К примеру, история, рассказанная в §870, строится на принципе «в соответствие со страданием и награда»: община должна помочь тому, кто, когда у него были средства, принимал у себя множество гостей, а впоследствии обеднел. Из §109 (см. 7.1.) видно, какую опасность влечет за собой испытание – эта тема была рассмотрена нами выше, в части 6. Тот, кто добровольно подвергает себя испытанию (как тот молодой человек, который присоединился к дурной компании в надежде вернуть заблудших на путь истины), в случае успеха удостоится зачета великой заслуги перед Небом, но неудача увлечет его самого в пучину греха.
Ответ 15
В самом деле, анонимность литературного творчества, необходимость в которой подчеркивается рабби Йеудой Хасидом, не согласуется с вытекающим из §790 требованием приводить источники цитируемых изречений. Различие между двумя этими подходами к заявлению об авторстве объясняется конкретной ситуацией, описанной в §790, когда герою важно убедить слушателей в своей правоте. Он может сослаться на других, чтобы подтвердить свою правоту. Вместе с тем, рабби Йеуда Хасид настаивает, что в ситуациях, чреватых опасностью впасть в гордыню, следует строго придерживаться принципа анонимности.
Ответ 16
Мы видим немало подтверждений тому, что интеллектуальные способности учителя (как, например, острый ум, быстрое восприятие и другие) в глазах автора Книги хасидов уступают по своей значимости его нравственным качествам, например, смирению и сдержанности, а также его готовности пойти навстречу потребностям учеников.
ЧАСТЬ ВОСЬМАЯ.
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ ГЕРМАНСКОГО ХАСИДИЗМА
Введение
8.1. Какое место занимал рассказ в творчестве германских хасидов.
8.1.1. Назидательные истории в Книге хасидов.
8.1.2. Демонологические истории
8.1.3. Агиографические произведения или «жанр восхвалений»
8.2. Рассказы из Книги хасидов
8.3. Демонологические истории в сочинениях рабби Йеуды Хасида
8.3.1. Демонологические рассказы: Оксфордский манускрипт 1567
8.3.2. Демонологические истории: Манускрипт Гинцбурга 82
8.4. Произведения жанра восхвалений, посвященные германским хасидам
8.4.1. Манускрипт 8°3182 Национальной и Университетской Библиотеки в Иерусалиме.
Заключение
Ответы на вопросы
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая часть занимает особое место в нашем курсе: в то время, как три предшествующие части курса были посвящены этическому учению германского хасидизма, а в последующих частях будет рассмотрена его эзотерическая доктрина, в этой части курса мы обратимся к фольклорной и художественной сторонам творчества германских хасидов. Их сочинения оказали немалое влияние на развитие еврейской литературы в Средние века и в начале Нового времени. Добавим, что анализ приводимых нами историй позволит нам подробнее изучить этические и теологические представления их авторов.
В настоящей части нам предстоит рассмотреть три повествовательных жанра, образцы которых содержатся в четырех источниках:
• «экземпла» (exempla)—назидательные истории из Книги хасидов;
• демонологические истории, собранные в эзотерических писаниях рабби Йеуды Хасида (Оксфордский манускрипт 1567, манускрипт Гинцбурга 82);
• «жанр восхвалений» – рассказы о хасидах, многие из которых основаны на аутентичной традиции, сложившейся в кругах германского хасидизма (манускрипт 8°3182 Государственной и Университетской Библиотеки в Иерусалиме).
Отличительная особенность этой части курса в том, что в ней мы предложим вниманию читателя антологию средневекового хасидского рассказа, составленную на основе названных четырех источников. Поскольку упорядочить наше изложение по темам не представляется возможным, мы будем руководствоваться жанровыми особенностями приводимых текстов: глава 8.2 будет посвящена нравоучительным рассказам из Книги хасидов, глава 8.3 – демонологической литературе (Оксфордский манускрипт 1567,манускрипт Гинцбурга 82), глава 8.4 – агиографии (манускрипт 8°3182 Государственной и Университетской Библиотеки в Иерусалиме). Для удобства читателей мы пронумеровали собранные нами тексты от 1 до 97.