Между «покаянием по писанию» и «равновесным покаянием»
Когда речь идет о поступках, связанных, согласно традиции, с карет (небесной карой, отсечением) или более легкими наказаниями, по описаниям в текстах германских хасидов подчас трудно отличить «покаяние по Писанию» от «равновесного покаяния». Образ жизни, в рамках которого практикуется отказ от дозволенных галахой удовольствий, сон на земле или досках, удаление от соблазнов, пост и каждодневное бичевание❋Не всегда ясно, что именно подразумевают слова «и бичует себя каждый день» в приведенных отрывках., очень часто у «покаяния по Писанию» совпадает с «покаянием равновесным». Поэтому создается впечатление, что суть «покаяния по Писанию» состоит в отделении грехов, за которые по закону Торы полагается смертная казнь❋Для искупления именно таких преступлений «покаяние по Писанию» предусматривает самоистязания, тяжелые, как смерть., от всех других проступков, требующих искупления, сходного с «равновесным покаянием». Особенность «покаяния по Писанию» проявляется, стало быть, лишь в этих тяжких случаях, которые, как следует предполагать, не очень часто встречались в еврейской среде во времена германских хасидов. Возможно, что описание деталей этого вида покаяния является в большей степени данью литературной традиции, чем изображением практикуемых обычаев.
МЕЖДУ «РАВНОВЕСНЫМ» И «ОГРАДИТЕЛЬНЫМ» ПОКАЯНИЯМИ
В подробных описаниях Эльазара из Вормса стирается грань, разделяющая «покаяние равновесное» и «покаяние оградительное». В тех случаях, когда речь не идет о преступлениях, заслуживающих смертной казни, «покаяние оградительное», «равновесное» и «по Писанию» представляют собой очень сходные модели осмотрительного и воздержанного поведения. Общим здесь является стремление избегать ситуаций, которые могут привести к повторению уже раз совершенного греха, а также практика отказа от удовольствий, рассчитанная на то, чтобы доставлять страдания, сравнимые с наслаждением от греха.
Рассмотренные нами высказывания рабби Эльазара из Вормса на темы покаяния позволяют сделать вывод о том, что он – возможно, вместе с более ранними представителями германского хасидизма – видел в покаянии такой образ жизни, который сочетает в себе «покаяние равновесное» и «покаяние оградительное». Этот образ жизни исполнен самого строгого аскетизма, удерживающего человека от повторения греха и одновременно играющего роль наказания, хотя и не предельно сурового, но соизмеримого с полученным от греха удовольствием.
ОБЯЗАННОСТИ НАСТАВНИКА
В том образе жизни, который предусматривает концепция рабби Эльазара, на втором плане оказываются два типа покаяния: «покаяние при повторе», проявляющееся в стойкости пред искушением повторить грех, и «покаяние по Писанию», в рамках которого кающийся налагает на себя суровые и экзотические наказания, стремясь имитировать кару, назначенную Торой. Об этих двух видах постоянно упоминается, когда происходит общий обзор темы видов покаяния, но как только речь заходит об общепринятых обычаях покаяния, эти два вида оказываются неактуальными, или, как пишет рабби Эльазар, они «не встречаются». Можно предположить, что проявление сравнительно малого интереса к этим формам покаяния объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, ситуации, в которых они применимы, крайне редко встречаются в повседневной жизни, а во-вторых, автор книги, дающий нравственные наставления широкой публике – людям, с которыми он не знаком лично – должен проявлять осторожность, если он берется рекомендовать практику покаяния, сопряженную с большими опасностями:
• В случае «покаяния при повторе» – грешник может повторить грех, и на этот раз будет сочтено, что он пошел на преступление намеренно. Ответственность за это будет лежать на том, кто научил его, то есть на авторе Книги рокеаха или на авторе Книги хасидов.
• В случае «покаяния по Писанию» – грешник может умереть в результате самоистязаний. Таким образом, он совершит еще и грех самоубийства. Ответственность и на этот раз будет лежать на тех, кто наставлял его в этих действиях.
Иллюстрация 9
Библейский пророк Иона уединяется под клещевиной за пределами города. Изображение из центрально-европейского махзора 14 в. Библиотека Венгерской Академии Наук, коллекция Кауфмана, Будапешт.
Мы не имеем возможности узнать, какой образ поведения предпочитали германские хасиды в своем узком кругу. Трудно предположить, что среди них были люди, которым нужно было прибегать к столь опасным формам покаяния. В любом случае, когда им приходилось со страниц книги обращаться с галахическими наставлениями к широкой публике, они проявляли осмотрительность, рекомендуя сочетать «покаяние равновесное» с «покаянием оградительным».
1 См. часть 5, 5.7.1 в настоящем курсе.
2 Это название можно полностью перевести как «Книга составителя благовоний». Слово «рокеах» на иврите употребляется несколько раз в еврейской Библии и в книге бен Сиры. В соответствующих пассажах в синодальном переводе звучит слово «мироварник», а в славянском—«мироварец» (см. Еккл 10:1, Песн 3:6, Сир 49:1).
3 В Вавилонском Талмуде приводится изречение рабби Симлая о том, что Тора содержит 613 заповедей, из них 248 положительных и 365 отрицательных (см. Вавилонский Талмуд, Маккот 23а). На этом основании в Средние века еврейские авторы составляли различные перечни библейских заповедей с тем, чтобы показать, какие именно из них входят в число 248 положительных и какие – в число 365 отрицательных. Прим. науч.ред.
4 Добавлено по цитате из Книги рокеаха,приводимой в гл. 7 Начала премудрости рабби Илии де Видаса (16 в.).
5 См. Лев 18:19, 20:18.
6 Лев 20:10.
7 Женщина, изменившая мужу, становится запретной и для мужа, и для того, с кем она ему изменила. См. Мишна, Сота 5:1. В том случае, когда женщина подверглась насилию, она не становится запретной для мужа, см. Вавилонский Талмуд, Кетубот 51б и в других местах.
8 Талмудический термин, буквально означающий «истребление», «отсечение», источником для которого служат библейские стихи, где говорится об истреблении души (Быт 17:14, Исх 12:15 и другие) или об отсечении от народа. Согласно Талмуду, следствием карета может быть преждевременная смерть и пресечение рода в этом мире и потеря удела в грядущем мире, см. Мишна, Керитот 1:1; Сифре к Чис 16:31; Вавилонский Талмуд, Моэд Катан 28а, Йевамот 55а; Иерусалимский Талмуд, Биккурим 6а.