Виды наказаний и полноценность покаяния
«Покаяние по Писанию» и «покаяние равновесное» предлагают человеку два альтернативных решения, одно из которых он должен выбрать. Если он наказывает себя, руководствуясь стихами Торы, в которых предусмотрено наказание за его грех, то тогда не остается места для «покаяния равновесного». С другой стороны, если он решился наказать себя мучениями, соответствующими тому удовольствию, которое он получил от греха, то тогда уже не остается места для «покаяния по Писанию». Германские хасиды, разумеется, понимали, что речь здесь идет об альтернативах, выбор между которыми зависит от времени, места и возможности осуществить то или иное наказание. В их книгах можно найти описание того, что раскаявшиеся убийцы и прелюбодеи избирали в одних случаях «покаяние по Писанию», а в других – «покаяние равновесное».
В отличие от «покаяния по Писанию» и «покаяния равновесного» другая пара понятий, «покаяние оградительное» и «покаяние при повторе», относится не к наказанию за грехи, а к образу жизни человека после греха и к оценке искренности его раскаяния. Представляется, что и здесь перед нами две взаимно исключающие друг друга альтернативы. Если человек ведет себя согласно «покаянию оградительному» и сторонится тех ситуаций, которые могут вновь спровоцировать его на грех, то этим он лишается возможности осуществить «покаяние при повторе». Ведь такое покаяние по определению требует повторения той же самой ситуации, которая в прошлом привела к греху, для того, чтобы устоять перед искушением, а «покаяние оградительное», напротив, требует избегать искушения.
«Покаяние оградительное» и «покаяние при повторе» связаны с двумя разными воззрениями на образ жизни грешника, совершившего покаяние. «Покаяние оградительное» выражает концепцию, согласно которой грех свидетельствует о нравственном изъяне грешника, и поэтому тот должен ощущать себя ущербным человеком, всегда готовым поддаться искушению и согрешить – и ему следует вести себя осмотрительно, воздерживаясь от всего того, что может вновь привести его к греху. Напротив, «покаяние при повторе» связано с пониманием греха как недуга, от которого страждущий может быть исцелен, и можно удостовериться в его полном выздоровлении с помощью специальной проверки. Раскаявшийся должен вновь оказаться в той самой ситуации, в которой он согрешил – «на том же самом месте с той же самой женщиной» – и не согрешить, устояв перед искушением. Только таким образом он докажет, что вполне владеет собой и уже не оступится вторично, так как окончательно восторжествовал над грехом.
❒ Вопрос 20
Изучите отрывок в Талмуде (Йома 86а-б), где говорится о поведении раскаявшегося грешника. Какой из тех четырех видов покаяния, о которых рассуждают германские хасиды, назван в Талмуде? ❑
СРАВНЕНИЕ ВИДОВ ПОКАЯНИЯ
Если сравнить условия «покаяния оградительного» и «покаяния при повторе», становится особенно заметной противоположность этих двух видов покаяния. «Покаяние оградительное» ставит во главу угла осмотрительность: нет ничего хуже греха, поэтому человек должен всю свою жизнь держаться от него как можно дальше. В отличие от этого исполнение «покаяния при повторе» требует от человека вновь оказаться в той самой ситуации, которая в прошлом привела его к греху, дабы получить возможность восторжествовать над своими дурными страстями и таким образом достичь высшего воплощения своих религиозных устремлений. Сама способность противостоять искушению – искушению чрезвычайно сильному, поскольку он однажды уже поддался ему – послужит выражением того, что он победил свою страсть. Очевидно, что «покаяние при повторе» сопряжено с риском: оказавшись на том же месте, где был содеян грех, в тех же самых обстоятельствах, человек может вновь оступиться и обнаружить себя во власти греха. При этом рецидив греха будет вменен ему в преднамеренный проступок, так как на этот раз окажется, что покаявшийся грешник сознательно вернулся туда, где грешил. Это значит, что, исполняя «покаяние при повторе», человек как бы готов оказаться на грани преступления еще более тяжкого, чем прежнее. Но, с другой стороны, тот, кто преуспеет и устоит перед искушением, совершит великий духовный подвиг. В отличие от этого, «покаяние оградительное» не сопряжено с опасностью, но оно также не предусматривает и грандиозных побед. «Покаяние оградительное» направляет человека на путь умеренности и безопасных компромиссов, в противоположность честолюбивому и дерзновенному пути «покаяния при повторе».
Иллюстрация 7
Дьявол пытается оттянуть вниз чашу весов, на которых определяется соотношение человеческих грехов и заслуг в Судный День. Иллюстрация к молитве к празднику Новолетия (Рош а-Шана). Из иллюминированной рукописи Реджского махзора.Центральная рейнская область, ок. 1340. Бодлеянская Библиотека, Оксфорд. Рукопись Reggio I page 207b.
Очевидно, именно поэтому германские хасиды не слишком широко пропагандировали в народе основы «покаяния при повторе». Более того, рабби Эльазар из Вормса даже заявлял в своих произведениях, что в его дни «покаяние при повторе» уже не практикуется. Однако есть основания полагать, что сами германские хасиды, придававшие огромное значение преодолению испытаний во всех сферах жизни и видевшие смысл заповедей в особенности в том испытании, которому человек подвергается, соблюдая их во времена гонений, ставили «покаяние при повторе» во главу угла. А «покаянию оградительному», идущему на компромисс с действительностью, предпочтение отдавалось в книгах, которые предназначались для широкой публики.
❒ Вопрос 21
Внимательно изучите, что понимали германские хасиды под «обособленностью» (5 часть, гл. 5.8 настоящего курса). Какой из обсуждаемых четырех видов покаяния наиболее соответствовал образу жизни хасида? ❑
ПОКАЯНИЕ РАВНОВЕСНОЕ»
В рамках нашего анализа терминологии, мы должны выяснить, какой смысл в понятия греха и покаяния вкладывает та концепция, которая лежит в основе практики «покаяния равновесного»❋Результаты этого рассмотрения будут отчасти иметь отношение и к «покаянию по Писанию»..
Простое утверждение, что человек, совершивший грех в сфере сексуальных отношений, обязан подвергнуть себя страданиям, которые уравновесят полученное удовольствие, не полностью раскрывает идею, лежащую в основе «покаяния равновесного». Действие этого принципа не ограничивается покаянием тех, кто совершил прелюбодеяние, но затрагивает и другие виды грехов. Перед нами фундаментальное представление о сущности греха, сформировавшееся в рамках более ранней традиции, и широко представленное в сочинениях Йеуды Хасида и его ученика Эльазара из Вормса. За этим представлением стоят идеи, опирающиеся и на другие теории покаяния, например, на учение Саадии Гаона.
Если мы будем рассматривать упоминания о «равновесном покаянии» за грех прелюбодеяния в качестве частного случая общей практики, относящейся и к другим грехам, то обнаружим концепцию, характеризующую подход германских хасидов к проблеме греха вообще: любой грех, не только сексуальный, связан с удовольствием. Это верно и в тех случаях, когда грех не доставляет телесного наслаждения, например, если он относится к сфере ритуала или других негативных и позитивных заповедей❋Рабби Йеуда Хасид завершает фрагмент, являющийся предметом нашего изучения, заявлением, что слова его относятся к обоим видам заповедей..
Возникает вопрос, как с этой точки зрения рассматривать случаи, когда человек пренебрегает, например, заповедью омовения рук, или заповедью о пальмовых ветвях (лулаве)3, надевает одежду, сотканную из шерсти со льном (шаатнез)4, или не соблюдает заповедь о куще (сукке)5? Распространяются ли на него все эти правила покаяния, и в частности – «покаяния равновесного»?
Имеющиеся в нашем распоряжении тексты однозначно свидетельствуют о том, что именно так и обстоит дело: всякий грех, поскольку он грех, доставляет удовольствие. Поэтому покаяние за любой грех связано со страданием, которое должно уравновесить удовольствие, полученное от греха. Говоря языком Книги хасидов: «следует ему покарать себя страданием, которое соответствует удовольствию, полученному от всех грехов. И это касается не только нарушения запретов, но и неисполнения предписаний».
1 Втор 29:9 и далее. Прим. пер.
2 Галахическое правило, согласно которому в случае конфликта между отрицательной и положительной заповедью, предпочтение отдается последней, демонстрирует высокую значимость положительных заповедей, несмотря на то, что нарушение отрицательной заповеди наказывается строже, чем несоблюдение положительной заповеди. Прим. пер. (Здесь и далее в этой части курса примечания, обозначенные арабскими цифрами и не содержащие иных указаний, составлены переводчиком.)
3 Лев 23:40.
4 См. Лев 19:19, Втор 22:11.
5 Лев 23:42, Втор 16:13.