Основы покаяния в творениях рабби йеуды хасида
Систематическое обсуждение темы покаяния начинается в Книге хасидов с §37. Этим обсуждениям предшествуют – и по времени их составления, и по их месту в книге – два других текста, посвященные той же теме: «Книга покаяния»❋Обратите внимание: «Книга покаяния» находится в Книге хасидов перед «Книгой трепета». О составе Книги хасидов см. 4 часть, 4.3.2 настоящего курса., являющаяся, как представляется, изложением учения рабби Шмуэля Хасида о покаянии, и фрагмент о покаянии❋Статья 5, гл. 6 в книге Верования и мнения. В Книге хасидов фрагмент приведен согласно свободной парафразе этого сочинения, о которой рассказано в 1 части, 1.3.4 настоящего курса. из книги Саадии Гаона, приведенный в Книге хасидов в §36.
Из сказанного ясно, что рабби Йеуда Хасид, занимаясь сочинением тех параграфовКниги хасидов, которые посвящены покаянию, был знаком по крайней мере с двумя более ранними трудами на ту же тему. Тем не менее влияние этих источников на его сочинение относительно невелико.
Заметки рабби Шмуэля Хасида не составляют систематического единства; в них отсутствует специфическая терминология учения о покаянии. Тем не менее они свидетельствуют о том, что в среде германского хасидизма существовала традиция рассуждений о теоретических и практических аспектах покаяния. То, что в книгу включен отрывок из парафразы Верований и мнений Саадии Гаона, свидетельствует о том же.
Систематическое и специальное обсуждение темы, как уже говорилось, Йеуда Хасид начинает с §37. В сочинениях, принадлежащих перу рабби Эльазара из Вормса, о которых мы будем говорить ниже, рассуждения о покаянии также ведутся систематически, с использованием устоявшейся терминологии.
Иллюстрация 6
Начало утренней службы Судного Дня (Йом Киппур). Из иллюминированной рукописиВормсского махзора. Германия, конец 13в.Коллекция Национальной и Университетской Библиотеки, Иерусалим.
ЧЕТЫРЕ ВИДА ПОКАЯНИЯ
Те параграфы Книги хасидов, где речь идет о покаянии, посвящены по большей части описанию отдельных грехов; обсуждению подвергаются различные стороны и подробности того или иного греха и наказание, которое с этим грехом связано. §37 представляет собой исключение и занимается не частностями, а общими проблемами покаяния и определением важнейших понятий, связанных с этой темой. Таким образом, этот параграф служит базой для всех дальнейших рассуждений о покаянии.
§37
Четыре раза упомянуто покаяние в разделе Пятикнижия «Вы стоите»1. Это соответствует четырем наименованиям, относящимся к покаянию: покаяние при повторе, покаяние по Писанию, покаяние оградительное и покаяние равновесное.
Покаяние при повторе: когда согрешившему предоставляется возможность вновь совершить то же преступление, но он удерживает себя от этого.
Покаяние по Писанию: когда человек относится к себе со всей строгостью и творит сам над собой ту кару, которая предписана в Торе.
Покаяние оградительное: когда согрешивший ограждает себя от всего, что может привести его к совершению того же самого греха.
Покаяние равновесное: когда человек причиняет себе страдание, соответствующее удовольствию, которое он получил от греха.
Суть покаяния: возможность совершить грех пред ним, и он жаждет совершить этот грех, и может его совершить, но останавливает сам себя и не делает того, чего жаждет.
Общее правило о покаянии: покаяние должно соответствовать тому удовольствию, которое человек получил от греха.
Покаяние – это когда человек отвергает грех перед лицом той же самой женщины, в том же самом месте, когда страсть обуревает его так же, и момент столь же удобный, как и в тот раз, когда он согрешил.
А покаяние оградительное состоит в том, чтобы человек избегал разговоров с женщиной, которая запретна ему, и не глядел на женщин.
Покаяние, соответствующее записанному в Торе [наказанию]: если, например, наказанием служат сорок ударов плетью, а также унижение, которое испытывает бичуемый, то и кающийся должен подвергнуть себя страданию и позору, сравнимыми с этим, причем позор должен быть таким, какой испытывает бичуемый публично.
В испытываемом страдании покаяние должно соизмеряться с тем удовольствием, которое кающийся получил, многократно совершая грех, – следует ему покарать себя страданием, которое соответствует удовольствию, полученному от всех грехов. И это касается не только нарушения запретов, но и неисполнения положительных предписаний, ведь заповедь положительная отстраняет заповедь отрицательную2.
❒ Вопрос 18
На чем основывается рабби Йеуда Хасид, утверждая, что существует четыре способа покаяния? Может быть, ответить на это помогут слова рабби Йишмаэля, приведенные в Талмуде (Йома 86а). ❑
Автор Книги хасидов использует четыре понятия, имеющие отношение к учению о покаянии. Ниже мы проанализируем эти понятия, а затем перейдем к примерам, которые автор приводит в последующих параграфах.
• «Покаяние при повторе» – испытание, показывающее, сумел ли грешник совершить полное покаяние. Если грешник уже после покаяния оказался на том же самом месте, где он согрешил, при тех же самых обстоятельствах, которые способствовали совершению греха, но на этот раз устоял перед искушением и не согрешил, то это значит, что его покаяние было искренним и полноценным.
• «Покаяние по Писанию» – наказание, которое возлагает на себя согрешивший человек. Грешник должен отыскать в Писании стихи, где идет речь о том преступлении, которое он совершил, и выбрать себе схожее наказание. Так, например, если наказанием за преступление являются 40 ударов плетью, то грешнику следует подвергнуть самого себя таким истязаниям, которые столь же болезненны, как это наказание, и столь же унизительны, как если бы он подвергался этому наказанию публично. В том случае, если за преступление полагается смертный приговор по суду, то грешник должен произвести имитацию смертной казни. То есть он должен довести себя до состояния близкого к смерти (например, от удушья), не лишая, однако, себя жизни❋Поскольку самоубийство запрещено Торой.. Принцип ясен: даже тогда, когда суды не выносят смертных приговоров и не подвергают телесным наказаниям, грешник может сам осудить себя по законам Торы и сам наказать себя.
• «Покаяние оградительное» учит тому, как надо вести себя после покаяния. Грешник должен следить за своими поступками и держаться подальше от всего того, что может вновь толкнуть его на преступление. Если грешил с женщинами❋Германские хасиды почти всегда используют в качестве примера именно этот грех, когда речь идет о покаянии., то ему следует уклоняться от всяческих контактов с женщинами, даже в тех случаях, когда это не запрещено: не глядеть им в глаза, не встречаться с ними ни под каким предлогом. То есть человек должен сознавать свои слабости и избегать тех ситуаций, которые могут привести его к греху.
• «Покаяние равновесное» – принцип, определяющий наказание за грех. Кающийся обязан подвергнуть себя страданиям, которые по своей силе сравнимы с испытанным удовольствием от греха. Концепция германских хасидов строится на следующем соображении: коль скоро грех доставил человеку наслаждение, он может совершить полное покаяние только в том случае, если мучениями сотрет в себе следы этого наслаждения.
❒ Вопрос 19
Проанализируйте понятие «покаяния по Писанию»» и отметьте три случая, когда это покаяние могло быть реализовано в условиях средневековой Европы, и три случая, когда оно не могло быть реализовано.
Эти четыре термина образуют две пары. «Покаяние при повторе» и «покаяние оградительное» регламентируют поведение человека после покаяния о совершенном грехе, а «покаяние по Писанию» и «покаяние равновесное» определяют наказание, которому человек подвергает себя после греха. ❑