Спиритуализация религиозной жизни

Рабби Шмуэль Хасид подробно разъясняет смысл послушания религиозным предписаниям, прибегая с этой целью к концепциям «дурного начала» или «дурного побуждения» в душе человека, присущего человеку «доброго начала» и соотношения между ними.

§2

И дурное начало, как и доброе начало, полезно для праведника. Ибо он видит, что грешник измышляет хитрость за хитростью, чтобы добиться хотя бы мимолетного удовлетворения своих вожделений, а иногда и подвергает опасности свою жизнь ради единократного исполнения желания души своей; таковы разбойники, воры и прелюбодеи, [рискующие даже] ради сомнительного результата. [И говорит себе праведник:] мне же ради Того, Кто дарует любимым Своим вожделение души их в грядущем мире на веки веков, наслаждения, превосходящие все виды наслаждений, прелюбодейских утех и прочих удовольствий, насколько же более подобает измышлять хитрости денно и нощно!

Если бы началом человека было доброе начало, которое влекло бы его так, как дурное начало влечет к жажде плотских наслаждений и к погоне за почестями, то он прибегал бы к самым глубокомысленным хитростям, дабы выполнить волю Небес. Побуждению человека нет особой нужды измышлять хитрости всякий раз, когда в его силах достичь того, что желанно его сердцу, и доступно это для исполнения, и стыд не препятствует. Когда же нет у него возможности делать, чего желает его сердце, перед таким-то, из-за такого-то, или в связи с тем-то – вот тогда нужно ему исхитряться, чтобы осуществить вожделение души своей, не потерпев при этом вреда из-за того-то и того-то. Все эти высокомудрые, исходящие из глубоких изысков и изощрений сердца хитрости обретаются у сладострастников, завистников и славолюбцев. И человек, боящийся слова Господня, видя, каким образом они изыскивают и стремятся достичь того, что желанно их душам, и ради минутного и ненадежного наслаждения рискуют своей душою, [должен сказать себе:] «мне тем более подобает это». Об этом и сказано: «чтоб Я был свят среди сынов Израилевых» (Лев 22:32), которые идут на смерть ради святости Имени, как сказано: «Но за Тебя умерщвляют нас всякий день» (Пс 44:23).

Дурное побуждение – разве не полезно оно для человека? Если бы не властвовало над человеком дурное побуждение, на каком основании получал бы он награду за добрые дела? Ныне же, когда дурное побуждение усиливается против человека, а тот превозмогает его ради Святого, благословен Он, то он удостаивается награды. А грешники – доброе начало пагубно для них. Ведь если бы не вкусили они доброго начала, то могли бы сказать [в свое оправдание]: «неведомо нам, что это такое – доброе начало».

Может случиться, что на твоем пути попадется нечто, неугодное Святому, благословен Он, или же тебе представится возможность совершить что-то, угодное Ему, но [опасение] стыда воспрепятствует тебе, и покажется тебе исполнение этого тяжким и неосуществимым. Или, быть может, дурное начало усилится против тебя, чтобы ты преступил заповедь и сделал нечто запрещенное. Когда это случится, подумай вот о чем: если бы ты жил во времена гонений, тебе выпало бы мученичество или смерть во имя Святого, благословен Он, о чем говорится: «поэтому девицы (аламот) любят тебя» (Песн 1:3) – т.е. пред лицом смерти (ал мот) любят тебя. Если бы намеревались убить тебя или причинить тебе такие мучения, что смерть была бы лучше жизни, ты бы выстоял. Тем более так должно быть в этом случае, когда усиливается против тебя дурное начало; оно не столь тяжело для тебя, и все же ты получишь великую награду. Ведь если человек превозмогает свое побуждение, то это лучше, чем сотня заповедей, совершенных без того, чтобы побуждение одолевало человека, подстрекало его и сбивало с пути. Ведь говорится, что не будет награды1 за заповеди, совершаемые в грядущем мире2, поскольку в грядущем мире нет дурного побуждения3.

«И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни» (Еккл 12:1) – это дни старости, «и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: “нет мне удовольствия в них!”» (там же) – это дни Мессии, когда не будет покаяния4.

Поэтому сделать то, против чего усиливается дурное побуждение и человеку приходится превозмогать его ради Святого, благословен Он, лучше, чем исполнить все прочие заповеди, на которые дурное начало не обращает внимания. И не говори, что ведь все заповеди равноценны, и легкие, и тяжелые. И еще – за те заповеди5, против которых дурное побуждение не восстает, а человек все-таки нарушает их, он несет более тяжелую вину, чем за те, против которых ополчается дурное побуждение.

Это подобно царю, который велел своим слугам пойти в определенное место. Пришел один и сказал слуге: «Не ходи в то место, куда посылает тебя царь, и я дам тебе фунт [золота или серебра]»6. Тот взял фунт и не пошел. Другой же не пошел из-за того, что ему пообещали два пфеннига7. Тот, кто взял два пфеннига заслуживает большего наказания, поскольку он преступил волю царя из-за малой причины. Поэтому тот, кто нарушает заповедь, когда не влечет его к этому дурное побуждение, заслуживает большего наказания.

Если же ты оказался перед чем-то, что необходимо исполнить, а ты уклоняешься от этого из-за стыда, из-за опасения, что тебя назовут «глупым хасидом»8, подумай так: «если бы я жил во времена гонений, то пошел бы на смерть, дабы не совершить даже малый грех, даже из-за ремешка обуви9; тем более следует мне преодолеть дурное побуждение, ведь это в моей власти».

На фоне основного текста Книги хасидов, рассуждения рабби Шмуэля Хасида отличаются своим обобщенным характером. То, что его интересует здесь – это не обсуждение отдельных деталей и описание конкретных ситуаций, а формирование общей концепции, нацеливающей человека на тотальную спиритуализацию религиозной жизни. Рабби Шмуэль утверждает в этом пассаже, что с религиозной и этической точки зрения суть дела не в самом действии, правильном или неправильном, но в столкновении противоборствующих начал в сердце человека, который совершает это действие. Материальная сторона действия играет, таким образом, второстепенную роль. Тем не менее, поскольку именно действия служат пробным камнем, обнаруживающим устремления человеческого сердца, без них обойтись нельзя, несмотря на то, что они полностью лишены самостоятельной духовной значимости.

❒ Вопрос 10
Можно ли найти в талмудической литературе резоны существования дурного начала в сердцах людей? Похожи ли эти объяснения на те, что приводятся в §2 Книги хасидов? ❑

Наши рекомендации